Участники рынка беспилотников резко раскритиковали законопроект Минтранса об обязательной сертификации производителей устройств и их компонентов. Документ, опубликованный на портале правовой информации, предполагает, в частности, сертификацию дронов с взлетной массой 0,25–25 кг. Кроме того, инициатива обязывает пилотов сверхлегких судов до 115 кг получать свидетельства и проходить подготовку в авиационных учебных центрах.
Летательные аппараты придется оснащать транспондерами и бортовыми «ответчиками» для мониторинга за полетом. Предполагается также постановка таких судов на учет с обязательным предъявлением на осмотр. Саму сертификацию предстоит оплачивать производителям. Минтранс уже пытался ввести такие требования в 2020 году, но проект отложили (см. “Ъ” от 15 октября 2020 года).
Предложения Минтранса противоречат международной практике, утверждают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
В письме президента АЭВТ Владимира Тасуна на имя замминистра Игоря Чалика (есть у “Ъ”) говорится, что стандарты ICAO не требуют обязательной сертификации судов данного типа. Отмечается также, что критерии оценки разработчиков лишены конкретики, что создает «условия для злоупотреблений», а неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения со стороны госорганов является коррупциогенным фактором. В АЭВТ “Ъ” сообщили, что ответа Минтранса пока не последовало.
По данным “Ъ”, 9 июля заместитель главы департамента авиапромышленности Минпромторга Михаил Богатырев попросил участников отрасли представить позицию по отмене обязательной сертификации. «Минпромторг консолидирует мнения промышленности и отправит предложения в Минтранс»,— сообщили “Ъ” в министерстве. Большинство респондентов настаивают на доработке идей Минтранса.
«Полагаем, что в настоящее время органы, занимающиеся контролем и надзором в области гражданской авиации, фактически не справляются со своими задачами даже для более тяжелого сегмента сверхлегких ВС. Большое количество судов тяжелее 115 кг фактически летают без регистрации и свидетельств»,— говорится в отзыве президента «АОПА-Россия» Владимира Тюрина. Он предположил, что новые избыточные требования также не будут соблюдаться сообществом.
По мнению участников ассоциации «Аэронекст», законопроект заблокирует рынок разработки и производства отечественных беспилотников.
«Мы не выступаем против любой сертификации, но сложность процедуры должна соотноситься со степенью риска различной техники»,— подчеркивает глава объединения Глеб Бабинцев. Процесс сертификации займет около пяти лет и потребует от бизнеса многомиллионных затрат, соглашается директор Ассоциации малых авиационных предприятий Дмитрий Куликов. Он подчеркнул, что в ЕС за контроль аппаратов до 600 кг отвечают не госструктуры, а общественная ассоциация сверхлегких судов.
«Почта России» планирует запустить для доставки посылок беспилотные аппараты на Камчатке, Чукотке, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Об этом заявил в интервью «Известиям» на ПМЭФ генеральный директор «Почты России» Максим Акимов. По его словам, это позволит сократить затраты на логистику на 15–20%.
«Мы провели серию успешных испытаний с аппаратами российского производства. С помощью беспилотников можно будет снизить стоимость логистики на 15–20%, увеличив частоту сообщений и их надежность», — сказал Максим Акимов.
Сейчас «Почта России» плотно работает с несколькими производителями, чтобы приступить к полноценному тестированию технологии в четырех субъектах. Это регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири, Приуралья, сообщил он. В частности, Камчатка, Чукотка, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Там будут десятки маршрутов, уточнил Максим Акимов.
По его словам, в настоящий момент госкомпания выбирает конкретную модель беспилотника.
Также необходимо проработать максимально удобную систему работы наземных служб, «чтобы сотрудникам компании не пришлось проходить специальное обучение в университетах».