на Павленко до 1973 года тоже были установлены старые столбы..А в 73-ем, во время реконструкции проезжей части, столбы заменили, брусчатку с рельсами убрали, и - проложили ливневку.
Каким-то ветром занесённый одинокий на Спера: http://maps.yandex.ru/-/CJVI7S~J
Трансформаторная - на другой стороне улицы, но построена она имхо в 50-60-е.
Ефремова-Пограничников-Крымская
В 2011 году порезали столбы на Ефремова-Пограничников-Крымская. На одном у перекрестка Ефремова с Краснознаменной был фрагмент знака трамвайной остановки. http://maps.yandex.ua/-/CRF5ZU5L
Всего трансформаторных подстанций в Симферополе посля Войны было 23 единицы:
Цитата
В оставшийся без электроэнергии Симферополь 8 мая 1944 г. прибыл энергопоезд мощностью 1200 кВт. Энергопоезд установили на территории кожевенно-обувного завода, для чего анатровскую железнодорожную ветку освободили от трофейных вагонов [15]. 2 июля 1944 г. энергопоезд стал подавать энергию, но работал с перебоями, всего по 8 часов в сутки. Вместо технически возможной подачи в сеть 500—600 кВт подавалось не выше 150—180 кВт [16]. Работы по восстановлению силовой и осветительной электросети проводил трест электроснабжения. До войны в городе имелось 84 трансформаторных подстанций с мощностью 7000 кВт, после освобождения города разрушенными оказалось 20 трансформаторных подстанций, на 15-ти разграблено оборудование; выведено из строя 14 км высоковольтной и 30 км низковольтной сетей; разрушены металлические опоры, разграблена аппаратура. За первые три месяца были восстановлены 23 трансформаторные подстанции, питавшие 100 абонентов
Случилась тут небольшая экскурсия на улицу Оборонную, более известную как улица 51ой Армии.
В самом конце улицы, после безуспешных поисков трансформаторной будки в районе конечной, нашлось нечто, очень напоминающее куски трамвайных рельсов (по фотографиям в Симферополе использовался железнодорожный по профилю рельс, но меньшего размера)
Видимо сметливый домохозяин нашел применение бесхозным рельсам, устроив из них заборчик
офисное здание этого общества (с) BHyK :
вероятно это
Я ориентировался по будочке(союзпечать сейчас) у школы на Дзюбанова. Если я правильно понял, то Г.Славный подтвердил мою догадку - это была диспетчерская.
Будочка типовая, строилась как водораздаточная? В 70-х она уже стояла пустой, вид у нее был облезлый и заброшенный.
Цитата
Первый водоразбор (Дворянский) был установлен в 1898 году. В 1909 году в городе функционировали три водоразбора: Базарный, Дворянский, Госпитальный, а в 1912 году их уже было шесть: к трем вышеназванным добавились Шестериковский (в районе ж/д вокзала), Цыганский (р-н Ак-Мечети), Ново-Садовый; позже был открыт еще один водоразбор - за губернской больницей в Салгирной слободке. Д.Ю. Аверина-Луговая, История водоснабжения Симферополя, (конец ХIХ – начало ХХ века)
Гаррик Афонариди (26 января 2012 - 15:35) писал:
Г-н Симфозавр! Какая-то путаница происходит! Я учился в 5-й школе с 1965 года и отчётливо помню, что поджидая трамвай, чтобы на ходу прыгнуть в вагон (это - было особым шиком) мы ждали его на Дзюбанова и смотрели когда вагон появится на горизонте, т.е. в конце ул. Калинина. И ещё когда мы ходили пешком, переходили ж/д переезд и если удавалось, то проезжали одну остановку до 5-й школы.
Раз вы очевидец, значит или я или старшие что-то напутали.
Г-н Симфозавр! Какая-то путаница происходит! Я учился в 5-й школе с 1965 года и отчётливо помню, что поджидая трамвай, чтобы на ходу прыгнуть в вагон (это - было особым шиком) мы ждали его на Дзюбанова и смотрели когда вагон появится на горизонте, т.е. в конце ул. Калинина..
Уважаемый Гаррик А! Хочу обратить Ваше внимание на одну деталь из моих воспоминаний. В 50-е годы на том месте, где сейчас маг.Автозапчасти (из ЯНДЕКСА)на углу Дзюбанова и Калинина была парикмахерская и находилась она в аккурат на конечной 3-ки. Позволю себе реплику:возможно в памяти у Вас сохранился этот эпизод (прыгнуть в вагон),но на перегоне между Дзюбанова и Спера, в самый раз у пятой школы. Цитирую: (И ещё когда мы ходили пешком, переходили ж/д переезд и если удавалось, то проезжали одну остановку до 5-й школы)-ул.Спера.
Беглая конспективная хронологии трамвая в Симферополе, все, что касается линий и хозяйства:
Цитата
Изначально планировались 3 линии трамвая.
Трамвайное депо началась постройка ноябрь 1910 года, строили в течении 2х лет.
С марта 1913 года - начата прокладка рельсов. В начале 1914 года стали поступать первые вагоны.
31 июля 1914 года открытие трамвая.
Первой трамвайной линией стал маршрут от вокзала до улицы Пушкинской; затем его пути разбегались по трем линиям:
1. Пушкинская - Нижнегоспитальная
2. Феодосийский мост - Новосадовая (Козлова)
3. Школьная (Ефремова) - Шестеряковская слодобка в райное вокзала.
Разворотных колец на первых линиях не было - на конечных станциях прицепной вагон разворачивался вручную.
Перед войной планировалась трамвайная линия по Севастопольской в район современного Заводского.
После войны в 1944 году заново проложенная контактная сеть (и возможно рельсы), из трамвайных хозяйств Севастополя и Кречи.
На территории Украинского музыкально театра находилась тяговая подстанция - 1944-45.
Апрель 1951 года - перенос линии с улицы Пушкина на улицы Кирова и Гоголя.
В 1954 году были сняты 100 метров трамвайных путей с фонтаной площади (площади Ленина).
1957 год - закрытие движения по улице К. Маркса, с переносом линий на ул. Павленко и Гоголя.
1959 год - реконструкция Феодосийского моста - трамвай теперь идет по одному мосту с прочим транспортом.
1960 год - закрытие участко по улицам Кирова и Севастопольской - перенос на улицы Ленина, Ефремова, Курчатова, Чехова.
Вагон №4 - еще один из тбилисских - на маршруте №2 "Красная Горка - Центр. рынок", который до закрытия 28.11.1968 г. ходил по улицам Трамвайная - Садовая - Репина - Лермонтова - Феодосийское шоссе - Кирова - Ленина - Ефремова - Нижнегоспитальная - Чехова - Севастопольская - Козлова.
Подправил схему - по улице Октябрьской трамвай скорее всего не ходил, но после закрытия части Кирова маршрут номер 2 так же проходил по части старого города. Даты открытия-закрытия линий, конечные маршрутов. По поводу конечной на Бетлинговской (Калинина) пока вопрос остается открытым, имхо.
PS
В 1965 году маршрут 3 еще существовал, а в 1966 - его уже закрыли.
PPS Перекресток на Гоголя - Кирова. Судя по фотографиям трамвай в 50-е поворачивал с Кирова на Гоголя. С Гоголя - либо на Кирова, либо шел прямо - к Севастопольской - Чехова. Были другие варианты в районе 1954 года?
Уважаемый Гаррик А! Хочу обратить Ваше внимание на одну деталь из моих воспоминаний. В 50-е годы на том месте, где сейчас маг.Автозапчасти (из ЯНДЕКСА)на углу Дзюбанова и Калинина была парикмахерская и находилась она в аккурат на конечной 3-ки. Позволю себе реплику:возможно в памяти у Вас сохранился этот эпизод (прыгнуть в вагон),но на перегоне между Дзюбанова и Спера, в самый раз у пятой школы. Цитирую: (И ещё когда мы ходили пешком, переходили ж/д переезд и если удавалось, то проезжали одну остановку до 5-й школы)-ул.Спера.
Возможно так и есть, на абсолют не претендую. Чем точнее установим истину, тем лучше для всех.
"Видеть малое в большом, а большое - в малом." Афонаризм.
3-й маршрут (Вокзал - Центр.рынок через ул. Павленко, Гоголя и Севастопольская). До вокзала 3-й маршрут стал ходить в 1966 году после закрытия короткого участка линии на улице Калинина от Павленко до Жигалиной. 3-й маршрут был закрыт в апреле 1968.
Г-н Ситроль! В Вашу трамвайную схему закралась неточность: конечная точка 3-го маршрута, на взятой из далёкого прошлого названия улицы Бетлинговской, ныне ул. Калинина, была гораздо ниже, в самом конце улицы. http://maps.yandex.ru/-/CFD0iPlZ Там была трамвайная подстанция - конец и соответственно начало 3-го маршрута. Кое-какие строения и сейчас остались там, в самом конце тупика: http://maps.yandex.ru/-/CFD0m89z
Я извиняюсь ! Еще летом специально ходил и спрашивал старожилов района. В Вашей фотопанораме из яндекса (кстати , хороший он или плохой, яндекс ? вопрос не к Вам, но ссылка Ваша.) виден красный угол, дома, того самого Бетлинга, именем которого названа улица. Так вот, может подстанция была в этом районе, но старожилы рассказывали, что контролька, и конечная трамвая №3, была кварталом выше
Я извиняюсь ! Еще летом специально ходил и спрашивал старожилов района. В Вашей фотопанораме из яндекса (кстати , хороший он или плохой, яндекс ? вопрос не к Вам, но ссылка Ваша.) виден красный угол, дома, того самого Бетлинга, именем которого названа улица. Так вот, может подстанция была в этом районе, но старожилы рассказывали, что контролька, и конечная трамвая №3, была кварталом выше
Вот интересно - а как трамваи разворачивались там, посреди улицы Калинина? Эти места с тех времён не изменились, только брусчатку заменили на асфальт.
"Видеть малое в большом, а большое - в малом." Афонаризм.
Вот интересно - а как трамваи разворачивались там, посреди улицы Калинина? Эти места с тех времён не изменились, только брусчатку заменили на асфальт.
Очень просто:
Он не разворачивался - трамвай, ходивший этому маршруту, представлял собой один моторный вагон. Управление размещалось и на передней, и на задней площадках. Когда трамвай доходил до конца маршрута, вагоновожатый переходил на противоположную сторону вагона и отправлялся в обратный путь.
Очень просто:
Он не разворачивался - трамвай, ходивший этому маршруту, представлял собой один моторный вагон. Управление размещалось и на передней, и на задней площадках. Когда трамвай доходил до конца маршрута, вагоновожатый переходил на противоположную сторону вагона и отправлялся в обратный путь.
Да, но там было две колеи! Это видно на аэрофото 1941:
Прикрепленные изображения
"Видеть малое в большом, а большое - в малом." Афонаризм.
Я извиняюсь ! Еще летом специально ходил и спрашивал старожилов района. В Вашей фотопанораме из яндекса (кстати , хороший он или плохой, яндекс ? вопрос не к Вам, но ссылка Ваша.) виден красный угол, дома, того самого Бетлинга, именем которого названа улица. Так вот, может подстанция была в этом районе, но старожилы рассказывали, что контролька, и конечная трамвая №3, была кварталом выше
ttmc, на Калинина кварталом выше перекрестка с Жигалиной - перекресток с Рабочей, тут же с Дражинского, потом Чернышевского, Дзюбанова. Где именно по рассказам старожилов была конечная?
У меня глядя на этот участок афэрофотосъемки создается впечатление что после поворота две колеи сходятся в одну, именно в месте помеченном стрелкой.
ИМХО, на фото 1941 года могла быть и одна и две колеи, а вот что осталось после войны, при восстановлении путевого хозяйства - отдельный вопрос.
Схема разворота без кольца для одно и двухпутных трамвайных линий примерно одна и та же, как я уже указал выше: трамвай доходит до конца маршрута, вагоновожатый переходит в другую кабину; два двух путей, с той лишь разницей, что перед тупиком два пути соединяются в один и трамвай едет в обратном направлении после смены положения стрелки.
По поводу схемы. Возможно, конечно она просто с ошибками.
Если на схеме маршруты - то кольцо в районе центрального рынка должно обозначаться одной линией (формально маршрута 3 на схеме нет), а если маршрут все-таки есть, то линия к вокзалу должна быть двойной (конечная маршрута 3 перенесена к вокзалу)
а мне вот интересно, как двигался трамвай по улицам Володарского и Курчатова? В Какое направление?
Насколько я знаю, трамвай спускался с Ефремова...
Все что мы имеем это схема, датированная 1970 годом, перед самым закрытием Симферопольского трамвая, соответственно линия, предположительно проложена чуть раньше:
Предположу, что поднимался по ул. Володарского, спускался - по ул. Курчатова.
Все что мы имеем это схема, датированная 1970 годом, перед самым закрытием Симферопольского трамвая, соответственно линия, предположительно проложена чуть раньше:
Предположу, что поднимался по ул. Володарского, спускался - по ул. Курчатова.
хм, а как же по Ленина? Ведь он заворачивал с Ефремова