Ну так, кратенько, без особых тонкостей, с позиции какой-нить муниципальной структуры.
Итак, у нас есть бюджет на, скажем, ремонт дорог, в размере 100 млн. рублей. Бюджет этот, естественно, годовой. И теперь мы хотим эти самые ремонты сделать. Чтобы сделать ремонт — надо, в соответствии с 44-ФЗ провести закупочную процедуру, дабы победитель оной стал подрядчиком. Чтобы провести процедуру — надо подготовить закупочную документацию, в том числе — проектно-сметную. Так как в нашей богом забытой муниципальной структуре отродясь не бывало специалистов по проектно-сметным делам — мы проводим процедуру закупки, предметом которой и будет разработка проектно-сметной документации. При этом есть куча формальностей, которые надо соблюсти — внести изменения в план закупок, который публикуется на портале, собрать КП, определить НМЦ, правильно оформить кучу иных обязательных бумажек, иначе придёт Счетная палата или ФАС и отымеет так, что мало не покажется. Ладно, допустим, что мы проявили чудеса оперативности, и подготовили это всё за первые два-три месяца, и таки собрали всё, что нужно для проведения финальной закупки собственно ремонта. Но тут возникает такая штука, как казначейство, которое вовсе не спешит закинуть нам на счет эти самые 100 миллионов. Окей, утвердили помесячные ПОФРы, закинули деньги. А на дворе уже май-июнь. Пока мы провели торги, пока подвели итоги на комиссии (и, кстати, если память не изменяет — сейчас самым весомым аргументом для победы в торгах будет минимальная цена, а не какие-то иные критерии, включая качество), и хорошо, если с первого раза, без повторной процедуры, подписали договор — уже август, а то и сентябрь. А в реальности зачастую и октябрь может быть. И вот за оставшиеся до 20 декабря дни все работы должны быть выполнены, за них должно быть заплачено, причем, как правило, не авансом, а по факту выполнения (всех работ или этапов, определённых договором), и на конец года на счету в казначействе должен быть нулевой остаток.
Потому что в противном случае за неиспользование бюджетного финансирования с нас полгода будут снимать стружку... ибо «кассовый подход» — всё, что дали, надо потратить.
Как думаете, какого качества будут работы по ремонту дорог, если их делали с середины осени и до третьей декады декабря, когда и дожди бывают, и даже снежок?.. При этом такой параметр, как качество работ, хоть и прописан как-то в договоре, но ни на что не влияет — заказчик, по сути, связан по рукаи и ногам «кассовым подходом», и в любом случае подрядчику заплатит. Я даже не говорю о том, что заказчик нихрена не понимает в этих самых ремонтах, не может в договоре прописать использование современных материалов и технологий, ну и так далее... Куча некомпетентных людей на разных этапах, приоритет минимальной цены и пресловутый кассовый подход — как итог, денег вливается щедрой рекой, а толку почти никакого.