на Павленко до 1973 года тоже были установлены старые столбы..А в 73-ем, во время реконструкции проезжей части, столбы заменили, брусчатку с рельсами убрали, и - проложили ливневку.
Каким-то ветром занесённый одинокий на Спера: http://maps.yandex.ru/-/CJVI7S~J
Трансформаторная - на другой стороне улицы, но построена она имхо в 50-60-е.
Ефремова-Пограничников-Крымская
В 2011 году порезали столбы на Ефремова-Пограничников-Крымская. На одном у перекрестка Ефремова с Краснознаменной был фрагмент знака трамвайной остановки. http://maps.yandex.ua/-/CRF5ZU5L
Всего трансформаторных подстанций в Симферополе посля Войны было 23 единицы:
Цитата
В оставшийся без электроэнергии Симферополь 8 мая 1944 г. прибыл энергопоезд мощностью 1200 кВт. Энергопоезд установили на территории кожевенно-обувного завода, для чего анатровскую железнодорожную ветку освободили от трофейных вагонов [15]. 2 июля 1944 г. энергопоезд стал подавать энергию, но работал с перебоями, всего по 8 часов в сутки. Вместо технически возможной подачи в сеть 500—600 кВт подавалось не выше 150—180 кВт [16]. Работы по восстановлению силовой и осветительной электросети проводил трест электроснабжения. До войны в городе имелось 84 трансформаторных подстанций с мощностью 7000 кВт, после освобождения города разрушенными оказалось 20 трансформаторных подстанций, на 15-ти разграблено оборудование; выведено из строя 14 км высоковольтной и 30 км низковольтной сетей; разрушены металлические опоры, разграблена аппаратура. За первые три месяца были восстановлены 23 трансформаторные подстанции, питавшие 100 абонентов
Случилась тут небольшая экскурсия на улицу Оборонную, более известную как улица 51ой Армии.
В самом конце улицы, после безуспешных поисков трансформаторной будки в районе конечной, нашлось нечто, очень напоминающее куски трамвайных рельсов (по фотографиям в Симферополе использовался железнодорожный по профилю рельс, но меньшего размера)
Видимо сметливый домохозяин нашел применение бесхозным рельсам, устроив из них заборчик
офисное здание этого общества (с) BHyK :
вероятно это
Я извиняюсь ! Наверное или точно так ? Г.М. Славный помнится произнес, что столбы везли из-за бугория. Но вот откуда ? Еще одна электростанция (помимо деповской) находилась где-то в том месте где стоит нынешний Укрэксимбанк
Вообще то ждал более расширенные ответы на вопросы. Ведь сама по себе тема очень интерсная, пересекается с иными темами непосредственно касающимися истории
города. Как например Индо-европейский телеграф; перепланировкой улиц,их мощения и т.д. Но все свелось к банальному пересчету столбов и трансформаторных будок.
Наверное действительно нужно знать, что на балансе. Это, Я извиняюсь, во мне говорит хозяйственник. Но ведь и необходимо знать, когда и как появились (-лось) это оборудование.
А что получается ? Полтора десятка страниц с фото столбов. Но какие трамвайные, из них, какие для освещения ? Закончилась деятельность Бельгийского анонимного общества в Симферополе, с пуском трамвая, или они продолжали эксплуатировать свое детище. Если да - то как долго?
Еще в 1859 г. город освещался 130 фонарями, заправленными керосином. Но к 1869 г. число фонарей, заправленных фотогеном, дошло до 160, за 100 из них, по договору управы с купцом Шмельцем, город платил по 18 рублей, остальные оплачивали домовладельцы. Договор предусматривал освещение "с сумерек до 3 часов ночи, исключая лунные". Взято здесь
Этого было явно недостаточно. В 1882 г. был заключен договор с купцом А.Н.Петьковым на освещение города фотогеном "через 320 фонарей, каждый ценой по 16 рублей". Лампы - "десятилинейной меры в фонарях, поставленных для сего на улицах и других местах города по усмотрению городской Управы".
В конце XIX в. два предпринимателя - потомственный почетный гражданин купец И.С.Черкес и механик Н.К.Шахвердов - на своих участках устроили маленькие
электростанции. Шахвердовская стала давать ток в 1896 г. (Здесь надо сказать, что электростанция Шахвердова подавала электроток в гостиницу "Золотой якорь" впоследствии "Европейская", где от нее работал лифт и освещалось само здание. Думаю, что территориально располагалась электростанция где то не далеко. Примерно в том месте, где сейчас представительство Президента. От когото слышал, но документально не подтверждено).
Работала она на 2 локомобилях английского производства, имела 2 динамомашины постоянного тока и распределительные щиты с приборами. Черкес и Шахвердов в августе 1901 г. получили от строительно-технического комитета МВД бумагу, что комитет нашел проекты "двух центральных электрических станций удовлетворительными" и разрешил их эксплуатацию. (...для освещения торговых и обывательских помещений в городе Симферополе". Их состояние было найдено удовлетворительным, и разрешена эксплуатация. Станции были маломощными: первая - на 48 000 Вт, вторая - 44 400 Вт. Они позволяли освещать наиболее крупные магазины, гостиницы, дома зажиточных горожан, обеспечивали работу телеграфной и телефонной сети. )
Скоро эти электростанции осветили некоторые центральные улицы города, городской сад, особенно вблизи памятника Екатерине II, а также магазины, всего вспыхнуло 710 ламп накаливания и 14 дуговых фонарей. 115 ламп накаливания осветили здание Дворянского театра. Ликование было всеобщим.
Однако, из отчета управы за 1904 г. видно, что наряду с электрическим освещением применялось и керосиновое, причем число таких фонарей выросло до 789 штук. Горели они, например, у входа в горсад, у памятника Долгорукову, у Александро-Невского собора, в Пушкинском сквере, на Лазаревской улице. Содержание фонарей и фонарщиков (а их насчитывалось 19 человек) дорого обходилось городу. Поэтому в 1910 г. на заседании думы было решено устроить в городе сразу два важных дела: трамвай и электрическое освещение.
Вскоре дума утвердила договор управы с концессионером Бельгийского акционерного анонимного общества инженер-электриком Э.Л.Бернау-Борманом на организацию
трамвайного транспорта и электроосвещения с правом 40-летней эксплуатации. Договор предусматривал обязательный район освещения с установкой за счет
концессионеров 100 дуговых фонарей силой до 12 ампер, а также по 7 штук фонарей на каждую версту движения трамвая.
31 июля 1914 г. первый трамвай прошел по улицам Симферополя. Первоначально от вокзала до ул. Пушкинской. Затем его пути тремя линиями разбежались по всем
основным магистралям города.
Также при прокладке трамвайных путей общество, в соответствии с договором, перемостило ряд улиц, сделало переустройство телеграфной и телефонной линий, убрав их кабели под землю, благодаря чему была снята масса деревянных столбов, безобразивших вид улиц.
После этого очень большой пробел. Война, Революция, опять война и разруха. И только...
Весной 1924 года уже повсеместно ощущался перелом к лучшему. В Симферополе предвестником добрых перемен послужило возобновившееся движение трамвая. С 12
марта на участке Железнодорожный вокзал — центр — улица Нижне-Госпитальная побежали сцепы свежевыкрашенных вагончиков, оглашая улицы веселыми, полузабытыми
трелями звонков. Восстановленные дизельные электростанции дали свет в жилые кварталы. Для ремонта электростанций из Севастополя были переданы дизель-генераторы старых подводных лодок. Пишет (Rumlin, 2009-06-30 13:46:13) (наверно, "однофамилец" нашего коллеги по форуму, потому, что наш коллега как будто и не читал, что писал его "однофамилец")
Сегодня по странному стечению обстоятельств, идя на работу не постоянным своим маршрутом, встретил Г.М. Славного ( кто не знает, это директор музея
Крымтроллебуса), ну и со своим вопросом к нему. Он ответил однозначно, что электростанция "дававшая ток" для трамвая находилась на Гаспринского, а вот подстанция была всего одна, та которая в 1924 году была оборудована дизельгенераторами с подводных лодок. И находилась она на углу Некрасова/Севастопольской. Фрагмент которой мы могли видеть, на недавно обсуждаемой фотографии.
И еше, в Крымологии в разделе Симферопольский трамвай, столбы о которых так много говорили, почемуто сказано, что они чугунные. Мне кажется автор ошибается. Чугун на заклепках ? не технологично.
План территории собора 1927 года из издания "Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры", С.Л. Белова, 2001 г.
Изображение плана в книге обрезано, но в примечаниях справа на полях читается: "Трансф будка".
Я извиняюсь ! Изображение обрезано, но сквер с собором попадает полностью. Надо полагать указанная трансформаторная будка могла находиться и через дорогу.Не суть важно. Важно, то что она использовалась для освещения храма и близлежащих зданий и улиц.
И... схема 1927 года