Моё мнение:
Постулирую, что электромобиль, как и авто - не роскошь, а средство передвижение. Потому что для предметов роскоши/игрушек/объектов хобби критерии совсем другие. Итак, для чего лично мне нужно средство передвижения? Как я его использую? В отличие от многих (возможно, большинства) для поездок в офис мне автомобиль не нужен. Я вполне спокойно (а с учетом текущей обстановки - так даже и быстрее раза в два) доберусь на работу и домой на троллейбусе и даже велике. Толкаться давно уже не нужно, дорога относительно горизонтальная - так что все отлично. Основные варианты использования автомобиля - нерегулярные поездки по городу, длительные (от 1000 км и больше) поездки по шоссе, выезд на природу, поездки на дачу и т.п. Следовательно, к особенностям эксплуатации можно отнести две: дальние поездки и относительно большой процент плохих дорог (просёлки, буераки и т.п.). Причем эти два типа часто сочетаются - дальняя поездка, где значительная часть дороги стремится к оффроаду, не редкость. И даже в любом мегаполисе вполне реально поймать на пути к цели неплохой танкодром. Исходя из этих условий имею два основных требования к автомобилю: проходимость повыше смартоматизов (без джиперских излишеств, вполне достаточно повышенного клиренса и больших колёс) и автономность (запас хода и удобство его пополнения). Если говорить об авто, то почти любой кроссовер удовлетворит этим требованиям. Теперь посмотрим, что же нам предлагает Маск со товарищи?
Ну, для начала, кроссоверов на электротяге я что-то не припомню, может, и есть, но массовое сознание ими не интересуется (хотя это довольно странно, кроссовер как формфактор по многим причинам популярен даже среди безнадёжно городских жителей во всём мире - не иначе, есть какие-то принципиальные преграды). На этом можно было бы оценку и закончить, это действительно критичное требование - не далее как сегодня мы дважды объезжали ПРОБКУ чигирями, а сиди мы в "Тесле", так бы и курили лишний час, и так почти ежедневно. Но вдруг завтра Маск слепит полноценный жЫп на батарейках - надо посмотреть, бежать ли мне сразу в кассу?
Итак пункт номер два. Автономность. Что сказать - Тесла тут практически догнала нефтеедов, 500 - 600 км на полной "заправке" - это превосходно. Смущает, правда, уточнение "в тёплое время года". Как известно, ёмкость любого аккумулятора с понижением температуры падает. Ну да ладно, даже 400 км - уже очень неплохо. Для городского авто. На трассе же это означает, что через 500 км мне нужно будет остановиться и зарядить батарейки. На фирменных заправках Тесла (много вы их видели в окрестностях?) это займёт час. Если почему-то в Верхней Хацапетовке, где вас застал тревожный сигнал аккумулятора, Тесла не успела поставить свою заправу, то заряжаться придется часов 8 На практике это значит, что 2500 км, на которые у меня уходит сейчас обычно двое суток, уйдет в 2.5 раза больше. Вообще регулярно попадаю в такие места, где обычных бензиновых заправок крупных сетей может 200-300 км не попасться по дороге. Для автомобиля это не смертельно - канистра в багажнике снимает остроту вопроса.
Маск, кстати, тоже понимает, что в ближайшее время ожидать полной "электрификации" даже ключевых трасс глупо и с этим надо что-то делать. Что же он предлагает? Прицеп с дизель-генератором и фирменной буковкой Т на корме Другими словами, я покупаю электромобиль, для которого мне нужен дизель, чтобы куда-то доехать По мне - хуцпа в рафинированной форме.
При этом я не отрицаю особенностей электродвигателя, до которых ДВС не допрыгнуть никогда - тяговых характеристик, делающих ненужной навороченную трансмиссию, габаритов и практически ненужного обслуживания. И первым встану в очередь, когда наука и техника предложит миру кроссовер на электрической тяге с нормальной автономностью, который можно будет "перезаправить" в полевых условиях хотя бы за полчаса. И чтоб стоил хотя бы не в разы дороже ДВС-аналогов. А пока лично для меня электромобиль - что-то вроде гироскутера: модно, прикольно, но непрактично.