Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Симферополь многонациональный


Рекомендуемые сообщения

У меня очень слабый нет - большую карту не смогу. А вот на карте видна Липовая, когда она была Немецкой - точно не скажу. А Поляков пишет неплохие справочники, но вот многочисленные его ошибки, неточности и ляпы портят все дело))

post-3875-045696000 1336052341_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Simfosaur (23 Декабрь 2011 - 17:16) писал:

Вот такое ещё попадалось, имхо довоенное:

крымтатары-музыканты 01.jpg

 

 

За достоверность ручаться не могу, но интересно:

Урмачели. Племя скрипачей.

 

Рубрика "Крымская Атлантида".

 

Официально на Украине существует четыре этноса, родиной для которых является только территория Украины. Это украинцы, крымские татары, караимы и крымчаки. Между тем, современная этнология рассматривает национальный состав той или иной территории с точки зрения самоидентификации населения и его происхождения, а не записи в метриках. Конечно, было бы опрометчиво присваивать статус национальностей, например лемкам, полешукам, русинам или гуцулам — так Украина вообще на части распадётся, в соответствии с недавними пророчествами вновь избранного президента, когда он ещё был в оппозиции. Однако существуют как минимум три этнические общины — урумы (греко-татары, татарские греки, приазовские греки), урмачели (татарские цыгане) и гурбеты (тайфа, дайфа), которые не только считают себя отдельными народностями, но и являются таковыми с точки зрения лингвистики и этнографии. Все они непосредственно связаны с Крымом, хотя приазовские греки проживают сейчас под Мариуполем, куда они были переселены из Крыма ещё Екатериной II.

 

У всех этих этносов, помимо связи с Крымом, существует ещё одно общее: язык. Все перечисленные народности тюркоязычные, говорят на языках центрально-крымского кластера огузо-кыпчакской ветви (за исключением гурбетов, язык которых можно, фактически, считать этнолектом турецкого языка, претерпевшим некоторые изменения в результате длительного сосуществования с крымскими татарами).

  Показать контент

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наконец-то удосужился загуглить фото из предыдущего поста, и оказалось, что украл я его когда-то из ЖЖ журналистки Натальи Дрёмовой. Она немало и интересно писала о Крыме, но новых ее статей в ЖЖ отчего-то нет уже давно.

 

Текст и другие фото из этого поста Натальи:

 

"Не так давно побывала я у замечательной женщины, жены человека, спасшего от взрыва во время войны Воронцовский дворец в Алупке. Статья в КП вышла как раз ко Дню Победы.

Но я не только добывала материал для заметки, так уж получилось, что получила еще и удовольствие - в семье сохранилось несколько альбомов, который собрал герой моей заметки (увы, его уже несколько лет нет в живых). Там старинные открытки и фото с видами Крыма, в основном Южного берега. Часа два мы это богатство пересматривали, если честно, я бы и еще столько же сидела над этими альбомами... Рассказать очень трудно, что при этом переживаешь, видя Крым начала ХХ века, 20-х и 30-х годов. Люди, конечно, совсем другие, пейзажи неузнаваемые - вот в такие моменты будто чувствуешь тот Крым - не исчерченный вдоль и поперек дорогами, относительно малолюдный (населения было раза в три-четыре меньше), весь в садах и виноградниках... Я пересняла несколько открыток и фото, и что-то сейчас выложу. Наверное, интереснее всего будет на людей посмотреть."

 

25004989_IMG_04501.jpg 25005138_IMG_04621.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Документальный фильм 1927 года о деятельности КомЗЕТа в Крыму. Сценаристы - В. Маяковский и В. Шкловский, организатор съемок - Лиля Брик.

 

http://www.youtube.com/watch?v=vLzmeG84YYc

 

Статьи по теме:

История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма

Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Запрос наркома внутренних дел Крымской АССР В.Т. Сергиенко заместителю наркома внутренних дел СССР В.В. Чернышеву о статусе караимов.

Народный комиссариат внутренних дел СССР, заместителю наркома тов. ЧЕРНЫШЕВУ В.В.

24 марта 1945 г.

 

Караимы в Крыму поселились в X–XI веках, эта религиозная секта в иудаизме, опиравшаяся на догматические основы Библии, толкуемой отлично от последователей раввинизма.

Затем крымские караимы сложились в особую народность, говорящую на крымско-татарском языке, и по своим нравам и обычаям почти ничем не отличаются от крымских татар.

Караимы не ограничиваются в правах.

Всего их по состоянию на 10 июля 1944 г. было учтено в Крыму 6357 человек, лишь некоторая часть их подверглась переселению, как подпавшая под действие постановлений Государственного Комитета Обороны.

Было бы целесообразным тех караимов, которые переселены, не возвращать в Крым, оставив их на жительство в местах поселений.

Караимам, не подвергавшимся переселению, а их немного, разрешить проживать в Крыму.

Очевидно, караимов переселять с крымскими татарами бесполезно, просим разъяснений.

Нарком внутренних дел Крымской АССР

В. СЕРГИЕНКО

г. Симферополь

ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2276–71. Л. 35–36.

 

http://www.alexander...ues-doc/1022374

 

В.Г. Зарубин, "Депортация из Крыма армян, болгар, греков и граждан других национальностей (1944 г.) :

  Цитата
...вместе с крымскими татарами оказались высланными местные турки, цыгане, незначительная часть караимов. По данным на март 1949 г. среди крымского спецконтингента, находившегося в местах высылки, было 1280 русских, 1109 цыган, 427 немцев, 272 турка, 257 украинцев и 283 прочих.

 

...Следует отметить, что среди высланных из Крыма в 1944 г., помимо татар, греков, болгар, армян, оказалось несколько тысяч граждан других национальностей, среди которых значительную часть составляли члены смешанных семей. При этом если муж, к примеру, был армянином, а жена — русская, оба учитывались как армяне. Но, если муж являлся русским, а жена армянкой, оба учитывались как «другие». Среди взрослых спецпоселенцев крымского контингента, не входивших в подконтингент «другие», насчитывалось 2882 представителя различных национальностей, в том числе 1917 русских, 340 украинцев, 311 цыган, 30 караимов, 27 немцев, 27 поляков, 25 туркмен, 20 турок, 17 евреев, 12 белорусов, 10 калмыков, 9 чехов, 7 молдаван, 5 лезгинов, 3 австрийца, 3 латыша, 3 эстонца, 3 казаха, 2 албанца, 2 ассирийца, 2 кабардинца, 2 башкира, 2 венгра, 2 румына, 1 азербайджанец, 1 француз и 99 прочих (данные на март 1949 г.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Депортация из Крыма армян, болгар, греков и граждан других национальностей (1944 год)

 

В.Г.Зарубин,

заместитель председателя Республиканского комитета по охране культурного наследия Автономная Республика Крым

 

После насильственной высылки с территории полуострова крымских татар настала очередь других национальных групп. 29 мая 1944 г. народный комиссар внутренних дел Л.П. Берия докладывал И.В. Сталину: «После выселения крымских татар в Крыму продолжается работа по выявлению и изъятию органами НКВД СССР антисоветского элемента, проческа и пр. На территории Крыма учтено проживающих в настоящее время болгар — 12 075, греков — 14 300, армян — 9919» (в 1939 г. среди жителей полуострова насчитывалось: болгар 15 353 — 1,4% ко всему населению, греков 20 652 — 1,8%, армян 12 873 — 1,1%1 ). При этом указывалось, что «болгарское население проживает большей частью в населенных пунктах района между Симферополем и Феодосией, а также в районе Джанкоя. Имеется до 10 сельсоветов с населением в каждом от 80 до 100 жителей-болгар». Далее следовало «обвинительное заключение»: «В период немецкой оккупации значительная часть болгарского населения активно участвовала в проводимых немцами мероприятиях по заготовке хлеба и продуктов питания для германской армии, содействовала германским военным властям в выявлении и задержании военнослужащих Красной Армии и советских партизан, получала «охранные свидетельства» от германского командования. Немцами организовывались полицейские отряды из болгар, а также проводилась среди болгарского населения вербовка для посылки на работу в Германию». (Подобная вербовка проводилась среди всего населения полуострова, невзирая на национальность.)

 

  Показать контент
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Петр Симон Паллас, "Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского Государства в 1793-94 гг.":

  Цитата
В Бахчисарае насчитываю 31 мечеть; большая часть их построена из тесаного камня, а над ними возвышаются изящные башни. Кроме того, в городе находятся греческая и армянская церкви, две синагоги и три магометанских школы. Две бани устроены по-турецки, сводчатые, с круглыми куполами. В городе числят 16 больших ханов, служащих заезжими домами или складами, между ними шесть особенно больших, каменных; 21 питейное заведение, 17 татарских кофеен, 5 мельниц, работающих водой Джурюк-су, и 517 лавок. В этом числе: 121 лавка с шелковыми и другими товарами розничной продажи; 41 искусных седельников и хороших кожаных изделий, 135 съестных припасов, 24 башмачника, 23 с изделиями больших и малых татарских ножей и иных острых инструментов, пользующихся известностью за их закалку; 5 медников, 10 брадобреев, 19 портных, 6 ювелиров, 5 оружейников, 8 продаж башмачных изделий, 9 обозных и лесных, 5 канатных заведений, 8 бочарных, 7 с войлочными изделиями и дождевыми плащами, 4 горшечника; 5 продающих трубки с чубуками, 20 пекарень, 13 дубильных для кож и сафьяна, 6 кузниц, 13 лавок с продажей крепких татарских напитков, выделываемых из проса; 13 свечных заводов и 7 резчиков по дереву.

 

В городе насчитывают домов 1561, а разных жителей: 3166 - мужчин и женщин - 2610.

 

В этом населении есть 210 греков обоего пола, между ними - 14 дворянского происхождения и 42 купца; 51 армянин; 1162 еврея, в числе которых 420 записаны купцами, и почти 3000 татар, из коих - 20 дворян, 237 купцов, 173 духовных и 78 учеников к ним. По приказу покойной императрицы этот город назначен одним татарам, и в нем нет русских горожан.

http://imwerden.de/p...3-94_godakh.pdf
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Коренное переселение

О планах возвращения украинских греков в Крым.

 

Каприз истории: из Крыма греков массово выселяли при Екатерине. А вернуть столь же массово могут при Путине.

 

Сергей Мулин

 

Особых дискуссий о том, кто обжил и окультурил Крым в далекие античные времена, не возникает — греки, конечно же. Они заложили первые на полуострове города, налаживали торговлю, развивали ремесла. Не только, кстати, в Крыму — в Северном Причерноморье тоже: хоть Одессу возьми, хоть Мариуполь.

 

Название Мариуполь даже фонетически эллинское — многие, не моргнув глазом, лихо переводят его как "город у моря", только Азовского. Но ошибаются. На самом деле истоки у Мариуполя ностальгические: Мариямполем или Мариенполем (позднее Марьином) назывался поселок под Бахчисараем, откуда в 1778 году по прихоти матушки-государыни Екатерины Великой из Крыма депортировали все христианское население. Там же располагался Успенский скит — резиденция митрополита епархии греческой православной церкви. Императрица вела в ту пору сложную внешнюю политику и, решив как-то поддержать очередного местного хана в борьбе за фактически уже вассальный от Санкт-Петербурга трон, взяла и вырвала с корнем память о греческой Тавриде, депортировав (как сказали бы нынче) ее коренных жителей на пустынные тогда берега Новороссии.

 

Резон угадывался: русско-татарский дистиллированный Крым был выгоден питерской империи, мечтавшей о проливах (Босфоре с Дарданеллами) и Константинополе. А в столице Османов Стамбуле жило великое множество греков и даже сидел Вселенский патриарх, от которого наш Третий Рим давно отложился — скорее всего, эллинское население считали политически неблагонадежным. Вот энергию православного народа с отдельной от РПЦ церковью и направили в нынешний Донбасс на освоение тогдашней целины, где можно и нужно было начинать все с нуля. Так греки из крымских стали мариупольскими или даже шире — приазовскими.

 

 

  Показать контент

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Источник в фейсбуке сообщает, что на фото - читальня клуба татарской школы в Симферополе, 1924-1925гг.

 

татшкола.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На сегодня:

  Цитата
...караимов (670 человек) и крымчаков (280 человек).

http://nazaccent.ru/column/61/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Simfosaur, а я до сих пор горд, что помогал настраивать комп Реби Давиду Ильичу - одному из немногих крымчаков, знающих крымчакский язык.

 

Живёт в Симферополе, недалеко от больницы Семашко. Человек удивительной судьбы и невероятно талантливый! В 70+ лет познакомиться с компьютером!!! И создать несколько книг на нём! Крымчакские сказки, словари и прочее!

 

Надеюсь судьба сведёт нас ещё...

Тот, кто знает - не говорит. Тот, кто говорит - не знает.

NikolaSoft.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Крымские татары, подборка фотографий из фондов Бахчисарайского заповедника:

__.jpg ___.jpg ___0.jpg __1.jpg _0.jpg 000.jpg 00.jpg 0.jpg 0_.jpg 1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.01.2015 в 13:11, Simfosaur сказал:

10.jpg

 

колоритные фотки..спасибо...

Я счастлив тем, как сложилось все,

Даже тем, что было не так.

Даже тем, что ветер в моей голове,

И в храме моем бардак.

Я просто пытался растить свой сад

И не портить прекрасный вид;

И начальник заставы поймет меня,

И беспечный рыбак простит.

 

Инструктор. Даю уроки вождения на Вашем авто (любая КПП). Грамотно. Просто. Вежливо.

Тел. +7 (978) 069 33 28

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

7.jpg

Фото 1860-80 гг.из издания "Несколько народных типов России"

Очерк истории крымскотатарского этноконфессионального мектебе (XIX - начало XX вв.)

ГАНКЕВИЧ В.Ю.

 

Источник: Культура народов Причерноморья: Научный журнал. - Симферополь, 1997. - №2 (декабрь)

 

Важное место в системе крымскотатарского народного образования занимали конфессиональные учебные заведения. Они делились на два разряда, где высшей ступенью были медресе, а низшей - мектебе. Эти учебные заведения были основой обучения и воспитания мусульман в истинно исламском духе и потому пользовались большой популярностью среди верующих крымских татар.В данном случае нас интересует такое явление в системе этноконфессиональных учебных заведений Таврической губернии XIX - начала XX вв., как мектебе - низшая (начальная) ступень традиционной крымскотатарской системы народного образования. Это была не только приходская школа, а один из столпов всей истинно мусульманской жизни любого правоверного. Подобная школа закладывала основы национально-конфессионального самосознания, воспитания и мировосприятия.

 

О появлении первых мусульманских школ в Крыму точных сведений нет. Можно предполагать, что они появились после религиозной реформы золотоордынского хана Узбека, в ходе которой подвластные ему татарские племена приняли ислам. Однако сохранившаяся в Старом Крыму мечеть - медресе хана Узбека наталкивает на мысль, что если тогда уже появилось учебное заведение подобного типа, то начальные мектебе в относительно большом количестве уже могли существовать довольно продолжительное время в среде тюркского населения полуострова.

 

Первые ханы Крымского улуса уделяли большое внимание вопросам распространения знаний среди подвластного им народа. Особенно известен в этом отношении Менгли Гирей, жертвовавший в вакуфную собственность огромные средства.

 

Мусульманский мектебе в Крыму был точной копией подобных учебных заведений стран, где исповедовался ислам. Само понятие "мектеб", "мектебе", "мактаб" и т.д. обозначало: "место, где пишут". Это определение употреблялось в среде тюркоязычных мусульманских народов. Арабы обычно для определения низших религиозных школ употребляли понятие "куттаб"1. Разумеется, крымскотатарский мектебе подвергался влиянию со стороны подобных "коранических" начальных школ не только арабских, но даже персидских и турецких.

 

 

  Показать контент

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Из издания "Русские народы. Европейская Россия", Москва, 1894 г.

gallery_294_77_1074256.png

  Цитата
Степные татары.

1. Мулла из степных Татар.

2. Мещанин города Симферополя.

3. Рассыльный из степных Татар.

4. Степной Татарин деревни Седжеут, Перекопского уезда.

5. Степной Татарин деревни Шакыл, Феодосийского уезда.

6 Караим города Симферополя. Одежда его состоит из рубахи (юльмек), нижнего белья (дон), чулок (чараб), шаровар (чахшир), полусапожек (мест) и калош (катир). Поверх жилета (елек) налет кафтан (антери) и халат с короткими рукавами (джюбе), украшенный бар­хатными воротником и отворотами, расшитыми шелком.

 

Горные Татары

7. Девушка и 8 женщина — горные Татарки. Последняя из деревни Таракташ, Феодосийского уезда.

9. Горный Татарин из той же деревни

10. и 11. Ялтинские Татары.

12. Татарский дом из тесаного камня, оштукатуренный и крытый черепицей. Вправо (для зрителя) помещение мужчин и приемная, влево — помещение женщин.

13. Плуг татарский. При работе в него впрягают пару волов.

14. Татарская мажара — телега, возимая также парою волов.

15. Татарская глиняная посуда.

 

Цыгане.

16. Степной крымский Цыган— мелочной разносчик.

17. и 18. Степные крымские Цыгане—поденщики.

http://www.viewmap.o...-cygane-karaim/

Наброски пером и карандашом. При создании рисунков художник Л.Л. Белянкин пользовался материалами Дашковского этнографического музея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
У моей жены предки из Яни-Салы, греки-урумы... Абсолютно европейский тип лица.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...
  • 5 месяцев спустя...

В 1925 году в Симферополе была даже "татарская центральная больница":

 

gallery_294_77_65650.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...