Огромное количество народо-населения и не только Симферополя и Крыма занимается каратэ, при этом до сих пор как бы живёт в иллюзиях тех исторических мифов, которые были преподнесены гайдзинам в 60-70 года прошлого века, когда каратэ только начинало распространяться в мире... и до сих пор, очень маленькое число исследователей пытаются разобраться в реальной истории этого боевого искусства. Ниже представлено видео одного из таких исследователей Алексея Горбылёва с лекцией основанной на его исследовательской работе. Если честно, то на русском языке, да и практически на любом буржуйском, подобных материалов не встретить... Понятно, что все и так знают о том, что на вкус и цвет все фломастеры разные, но то количество материалов, которые лежат в основе работ Алексея, позволяет сказать, что на сегодня это одна из самых полных и реалистичных версий истории каратэ в мире.
Говоря о каратэ, как об наиболее известном боевом искусстве Окинавы, нельзя не вспомнить и о системе рукопашного боя окинавской придворной знати, которая называлась Ти (в различных произношениях Тэ, Ди...).
Можно сказать, что само существование этого искусства окутано сплошной тайной и в принципе ничего кроме его родословной сегодня нельзя утверждать с полной уверенностью.
Одна из версий происхождения Ти, говорит о аутентичной традиции, зародившейся непосредственно на самой Окинаве. Другая версия говорит о том, что в основу Ти легло японское айки-дзютсу, когда в 12 веке остатки самураев рода Тайра были вынуждены покинуть Японию. В принципе есть и ещё версии... но всё опять же из ряда предположений, мифов и легенд, чем так славится Восток.
В принципе до середины 20-го века о существовании Ти только знали, но никто его в глаза не видел, пока немного не приоткрыл тайну этого искусства человек по имени Сейкичи Уехара.
Здесь надо сказать, что известная на сегодня традиция Ти сохранилась благодаря передачи в семье Мотобу, одного из ответвлений правившей на Окинаве династии принцев. В начале 20-го века, старший в роду Мотобу Тёю, для того, чтобы привлечь к занятиям Ти собственного сына, стал привлекать к тренировкам его друга Сейкичи Уехара. Всё обучение шло за закрытыми дверями и потому, опять же, сказать каким было Ти даже 100 лет назад практически невозможно. В конечном результате, когда Мотобу Тёю умер, его сын отказался от продолжения семейной традиции и патриархом стиля стал Уехара. За то время, пока Уехара был патриархом школы, которую в память о семейной традиции от назвал Мотобу удонти, у него считали за честь обучаться многие известные в те времена представители каратэ, не только достигшие в нём (каратэ) больших высот, но уже и руководившие школами и направлениями. Считалось, да и сам Сейкичи Уехара ток утверждал, что он никому не передаёт всю систему полностью, а открывает только основы тех или иных разделов... считая себе не в праве полностью распоряжаться семейным наследием рода Мотобу. Уже практически в конце 20-го века, Сейкичи Уехара, выполнил своё обещание данное учителю и передал семейную традицию рукопашного боя наследникам рода Мотобу, проживающим сейчас в Японии.
Вообще о Мотобу удонти и истории её существования и развития под руководством Сейкичи Уехара я бы порекомендовал прочесть посвящённую ей главу в книге Марка Бишопа "Окинавское каратэ" и большую статью в российском журнале "Додзё" за авторством Алексея Горбылёва. Для интересующихся вопросом думаю материал будет очень интересен.
В чём основное отличие Ти от более-менее известного многим каратэ? Считается, что практически вся техника Ти присутствует в традиционных окинавских танцах, таких как Hamachidori-bushi, Hatoma-Bushi и других.
Как пример, сам танец
и его "расшифровка" с боевой точки зрения Сейкичи Уехара
С одной стороны может показаться, что это какое-то корявое и несерьёзное айкидо, но это только на первый взгляд, поскольку обычно в подобном ключе демонстрируется только один из разделов Удонти, а именно Туйтэ (болевые воздействия на кисть и пальцы). На самом деле есть в Удонти и удары, и броски, и много работы с различным оружием, и много ещё чего есть, где основной упор строится на противодействии групповому нападению и вооружённому нападению. Да и демонстрирующему технику дедушке уже за 80 лет.
Сегодня традиция Удонти только начинает распространятся в мире. После смерти Сейкичи Уехара, его распространением занялись уже непосредственно семья Мотобу и некоторые бывшие ученики Уехары. В связи с чем хочу отметить, что сегодня в Крыму уже несколько лет активно развивается школа Рюкю кобудзюцу Моуди, одного из близких учеников Уехары - Сейхана Широмы, под руководством бельгийского мастера боевых искусств Хуберта Лаенена, чей очередной семинар прошёл в Одессе буквально на днях. А вообще сама школа Мотобу удонти появилась на полуострове ещё в 90-х годах прошлого века в обществе Гошинкан.
Энное время назад на просторах сети вспыхнул небольшой такой скандал, как реакция представителей одной школы каратэ на заявления прозвучавшие в одной из телевизионных передач относительно их школы в целом, так и отдельно основателя. Сначала всё это вылилось, как обычно, в небольшую интернет-войну против автора программы, после чего последовало официальное заявления от крупнейшей в России спортивной структуры и в конце-концов всё это завершилось, к удовольствию очень многих интересующихся вопросом, очень интересной статьёй с экскурсом в истории как самого каратэ, так и того самого волшебного острова Окинавы. Автором статьи был опять же глубоко мною уважаемый Алексей Горбылёв, чья лекция находится выше и во многом является более полной версией статьи, но, для опять же интересующихся вопросом, почитать саму статью будет не менее интересно, хоть и связано это с тем самым скандалом...