Близится час Х...
...
Сегодня трудно сказать, поразят ли новые поезда, мчащиеся со скоростью 110-120 километров в час, воображение европейских болельщиков, которые давно привыкли к экспрессам, покрывающим за час многим более 200 километров (немецкие «Интерсити-экспрессы», например, развивают скорость до 330 километров в час, а французские TGV — до 320 километров в час). А вот жителям Украины в самое ближайшее время придется расплачиваться за эти чудеса техники не только дорогими билетами.
Одновременно с началом движения экспрессов (27 мая) вступает в силу новое расписание, в котором отсутствует целый ряд привычных ночных поездов. В частности, из расписания исчезнет популярный среди львовян и гостей города состав № 91/92 Киев — Львов (отправление из Киева в 22:15, прибытие во Львов в 06:32). Его номер будет передан поезду № 359/360 Киев — Львов (отправление из Киева — 15:42, прибытие во Львов — 06:43). Правда, «Укрзалiзниця» обещает увеличить скорость этого поезда, благодаря чему он станет приходить в Львов раньше — не в 6:43, а в 4:37. Прямо скажем, не слишком удобное время. Обычно люди предпочитают прибывать к месту назначения несколько позже, когда начинает ходить общественный транспорт.
Это сообщение всколыхнуло общественность. Львовяне, киевляне и жители других городов настолько бурно протестовали в интернете, что даже премьер-министр Николай Азаров был вынужден заявить на своей страничке в сети Facebook, что он против отмены поезда № 91/92. «Укрзалiзниця» среагировала на это, сообщив, что график движения поезда будет скорректирован.
Какими именно будут эти корректировки, пока неизвестно.
...
Анализ нового расписания приводит к выводу, что высказываемое многими гражданами и в СМИ мнение о том, что «Укрзалiзниця» намерена резко сократить количество ночных поездов для того, чтобы заставить пассажиров ездить дневными, имеет основания. Действительно, воспользоваться привычными поездами, которые много лет связывают города нашей страны, станет намного сложнее. И, конечно, в случае срочной потребности люди, не сумев приобрести билет на обычный поезд, будут вынуждены прибегать к услугам дневного.
Это обернется для них двумя неприятными последствиями. Во-первых, проезд в дневных поездах существенно дороже. «Укрзалiзниця» не рассматривает экспрессы как социальные. Они предназначены для «обеспеченной» части населения. Поэтому небогатых людей, которые преимущественно и ездят у нас поездами, такие путешествия сильно ударят по карману.
Во-вторых, граждане потеряют привычные удобства. Можно сколько угодно называть ночные поезда устаревшими, но они дают человеку возможность отправиться в путь вечером, а наутро, выспавшись, оказаться на месте, имея целый день для работы или отдыха (в зависимости от цели поездки). Этим удобством сполна пользуются люди, отправляющиеся в командировки. Провел ночь в поезде, за день выполнил задание — и вечером отправился домой, не связываясь с гостиницами.
Удобно такое сообщение и для туристов. Они ведь, как правило, отправляются в путь, чтобы побродить по улицам, например Львова, посидеть в знаменитых кнайпах или посетить музеи, а не любоваться полдня пейзажами, открывающимися из окна поезда.
В то же время, воспользовавшись услугами скоростного дневного поезда, пассажир отправляется в дорогу утром. На месте он оказывается только во второй половине дня (ведь термин «скоростной» в Украине означает совсем не то, что в Европе). В это время уже не делами нужно заниматься, а поиском гостиницы. Переночевав, необходимо отправляться по делам, но при этом все время держать в голове, что следует торопиться, так как можно опоздать на поезд, который отправляется в середине дня. Если же дел у человека много, то придется еще раз ночевать и уехать только завтра.
Таким образом, однодневная командировка, которая раньше отнимала у украинцев один день и две ночи в поезде, теперь может растянуться на три дня: день на дорогу туда, день на месте и день на обратный путь. Плюс две ночевки в гостинице.
Надо полагать, новая ситуация на транспорте очень понравится владельцам гостиниц. Остальным гражданам Украины еще предстоит выработать свое отношение к происходящему и приспособиться к отмене многих поездов, на которые мы так привыкли рассчитывать в повседневной жизни.