Непочтовая марка "Долой неграмотность". Напечатана в Симферополе, "ранние Советы".
Непочтовые марки — собирательное название знаков, не связанных с почтовым обращением и предназначенных для иных целей, например, для принудительного или добровольного сборов денежных средств от населения и юридических лиц, рекламы товаров и услуг, пропаганды, контроля и учёта и т. д.
Арабской вязью: "Бешуй кълубы файдасына" (На пользу клуба в с. Бешуй), "Бешуй мектеби файдасына" (На пользу школы в с. Бешуй), "Ёкъ олсун джахиллик" (Долой неграмотность), перевод Рефата Абдуджемилева. Чаще всего, уровень грамотности на 1914 год в Российской империи оценивается в 30% от всего населения.
Цитата
В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер.Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше пятнадцати человек, должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%.
(из Вики). Плакат Елизаветы Кругликовой, 1923 год:
Газета "Сельская Правда", г. Феодосия, 20 августа 1925 г.ода:
Здесь деревня Коккозы названа. сначала, "Козы", а затем, в той же заметке - "Козская". Скан взят из публикации замечательного крымского ученого Александра Ефимова. Прошу обратить внимание - именно этот выдающийся ученый-переводчик, вернул нам многие исторические названия, утраченные после совершенно варварскихЪ переименований, совершенных большевиками после 1944 года. В его блоге на Фейсбуке ещё много, очень много интереснейших материалов из истории Крыма, и не только: https://www.facebook..._6G4HMU&fref=nf
Коз (Козы) - именно так называлась тогда Солнечная Долина (не Коккозы !)
Капсихор - Морское, это рядом.
P.S. Коккозы - это Соколиное, совершенно в другом месте (там и речка так называется).
Точно! Ай, я шляпа, мог бы и сам догадаться, феодосийская газета, Капсихор же упоминается - при чем тут Коккозы. А "Козская" - это вообще, вроде как подпись автора, как псевдоним )
Речь же не о словах, а о топонимах.
Заметка в феодосийской газете, упоминаются названия населённых пунктов Коз(ы), Капсихор.
Предложите свои варианты трактовки (слов же много ....).
Коз(ы), Капсихор - находятся рядом, а тому пункту что дала имя река в большом и малом каньоне вряд ли подходит. Тем более там не там много сёл, кроме Соколиное.
Крымскотатарская школа № 13 в г. Симферополе (ныне общеобразовательная школа № 14 по ул. Караимской) на завершающем этапе строительства, 1937 год:
Кстати, бытует мнение, что после выселения-44 всех крымских татар уволили из Советской армии и отправили в ссылку. Однако, в комментарии к этим снимкам Эльзара пишет:
Цитата с сайта МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя, или если проще, симферопольской 14-й школы:
Цитата
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №14 введена в эксплуатацию в 1929 году (по сведениям из архива 30 ноября 1929г.). Во время Великой Отечественной войны в здании школы находился военно-морской госпиталь, во время фашистской оккупации – немецкий госпиталь. Именно учащиеся школы № 14 были организаторами комсомольского подполья в г. Симферополе: Борис Хохлов, Семен Кусакин, Николай Долетов, Зоя Жильцова, Алик Сакаев, Евгений Семняков, Владлен Ланской. После освобождения города Симферополя в школе вновь был возобновлен госпиталь для советских раненых. Весной 1944 года руками учащихся и учителей был проведен ремонт, вставлены и застеклены окна, и школа вновь приняла своих учеников.
Понятно, что в 1929 году в Симферополе никак не могло быть построено такое здание средней школы. А если школа была только "татарской", то как в ней могли учиться Борис Хохлов, Семен Кусакин, Николай Долетов, Зоя Жильцова, Алик Сакаев, Евгений Семняков и Владлен Ланской?..
Да, действительно, моего дедушку не уволили из армии в 1944-м и демобилизовали аж в 1948-м. Просто в части не обратили внимания на то, что он именно крымский татарин, а не какой-нибудь другой, так как служил он аж с 1939-го года. А про депортацию всего остального народа дедушка и не знал. Зато в 1948-м его именно из-за национальности не приняли в военное училище и в Крым попросту не пустили - так что пришлось ехать в депортацию добровольно и разыскивать родственников в Средней Азии. Вот такая "награда" за 9 лет службы.
Из работы Диляры Абибуллаевой "К истории образования крымских татар в 20–30 годы ХХ в.", 2015 г.:
Цитата
В начале 20-х годов ...стали открываться в большом количестве крымскотатарские школы и педагогические техникумы в Феодосии, Ялте, Симферополе, также начал действовать крымскотатарский фельдшерско-акушерский техникум в Симферополе. После образования в октябре 1921 г. Крымской АССР,новой властью был создан народный комиссариат просвещения(наркомпрос), в составе которого находился отдел по делам образования крымских татар.
В конце 1921 г. в Крыму насчитывалось 500 школ 1-ой ступени, для которых с помощью кратковременных курсов удалось подготовить педагогов, в их числе и 800 учителей крымскотатарских школ.
30 августа 1924 года состоялся первый выпуск крымскотатарских учителей, окончивших Симферопольский Педадогический техникум.
Однако, уровень грамотности татарского населения был по-прежнему невысок, подготовленных должным образом учителей не хватало, и это существенно сказывалось на уровне образования.
Цитата
Наркомпросом Крыма в июле 1924 г. были проведены курсы для крымскотатарских учителей школ 1-й ступени. На курсах обучалось 118 человек, из них 89 с низшим образованием, что составляло 73% от общего количества слушателей.
В 1924 г. насчитывалось 348 крымскотатарских школ 1-й ступени, в 1925/26 учебном году – 359, в 1926/27 учебном году – 360. Количество школ второй ступени росло значительно медленнее. В 1925/26 учебном году работу вели 14 крымскотатарских школ, в 1926/27 учебном году – 17 школ.
Дальше автор традиционно пишет о репрессиях, во время которых, по ее мнению, даже невозможно говорить "ни о какой полноценной подготовке учителей". А затем, в те же "годы репрессий":
Цитата
...началось усиление изучения русского языка. 13 марта 1938 г. ЦК ВКП(б) СНК СССР принял постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Для реализации данного документа необходимо было подготовить преподавателей-филологов для крымскотатарских школ. При Ялтинском педагогическом училище были организованы семимесячные курсы на 100 человек и развернута подготовка учите-лей из выпускников десятых классов крымскотатарских средних школ [7, с. 38]. Для второй половины 30-х годов характерно постепенное уменьшение количества крымскотатарских школ, особенно средних,создание смешанных русско-крымскотатарских школ. Так, в октябре1938 г. в КрАССР начитывалось 398 крымскотатарских школ. В 1940 г. из 1268 школ Крыма насчитывалось 371 крымскотатарская школа, где обучалось 35958 учащихся.
Цитата
В связи с введением всеобщего обязательного начального, а позже и семилетнего обучения, существенно возросло количество школ и увеличилась потребность в педагогах. Проблема решалась через увеличение количества студентов в пединституте
.
Цитата
20 июня 1938 г. на заседании Бюро крымского ОК ВКП(б) было принято окончательное решение об использовании кириллицы. Среди организационных мероприятий предусматривалось «включить в учебную программу организованных курсов татарских учителей дополнительное количество часов для ознакомления с новым алфавитом, а для остальной части татарского учительства организовать краткосрочные семинары»
Да. Один из нескольких, но никак не кинотеатр Симферополь, как некоторые утверждали
Говорят, такие слухи ходили ещё во время строительства кинотеатра до войны. Но здание изначально строилось как кинотеатр, и об этом писали в газетах - заметка из довоенного "Красного Крыма" на форуме здесь: http://simferopol.in...post__p__520211
А уже в наше время такую версию выдвинул один симферопольский краевед, заметивший, что бывшие "Розовый" и "Голубой" залы кинотеатра разделяет слишком тонкая перегородка, и на этом основании предположивший, что изначально два этих зала проектировались как один театральный. Однако, понятно, что в здании явно не хватает места для помещений, необходимых театру. Перечислю только некоторые: помещения ожидания выхода на сцену, артистические уборные (гримёрки), репетиционные залы, склады декораций, бутафории, мебели и реквизита, производственные помещения (мастерские), административно-хозяйственные помещения для персонала, аппаратная и студия звукозаписи – это только основные, необходимые театру. Функционировать без них он не может, и проектировать такое никто бы не стал, невозможно.
Когда-то, при царе Горохе, в нын. Старом городе жил самый настоящий взаправдашний Шейх. И при нём жили люди мушиды, много. Они были ещё и дервишами, но не простыми, а редкими, потому что молчаливыми - и вот это-то и было их уникальным преимуществом. Но видимо, со временем увлечение тихими молитвами стало терять популярность, и тихие люди молча ушли в Бахчисарай. И было это всё в текие, а еще в Симферополе имелся михраб, и возможно, не один.