Похоже, ракурс примерно тот же: кт симферополь.jpg
Указатель на Феодосию через Карасубазар показывает объезд через Трамвайный мост по Шмидта, видимо из-за того, что Феодосийский мост подорван нашими при отступлении?
Почему то все хотят взорвать этот мост, но как быть с этим - мост на месте: ,
а как быть с кадрами хроники входа танка Т-34О в Симферополь по Феодосийскому мосту в 1944. Никто этот мост не взрывал. Старый мост разобрали в 60-х и сделали новый, а потом ещё и расширили.
Но, конечно, для меня тоже загадка - почему указатели направлены в другую сторону, может быть в момент съёмки разлился Салгир или затопило ул.Кирова, и направление изменили.
"Видеть малое в большом, а большое - в малом." Афонаризм.
На фото тот самый ремонт моста 59-60 гг.? Похоже, немецкие туристы опять заблудились. Но кто их пустил на ремонтируемый мост? Впрочем, к интуристам в Союзе было особое отношение...
На фото тот самый ремонт моста 59-60 гг.? Похоже, опять немецкие туристы заблудились. Но кто их пустил на ремонтируемый мост? Впрочем, к интуристам в Союзе было особое отношение... фашист-ремонт.jpg
Хорошо, а как объяснить кадры "кинохроники", где наш танк "102", входит первым в освобождённый Симферополь, постановочные кадры, сделанные в 50-х? Хотя, насколько я помню, этот танк через несколько дней подбили в Севастополе.
На этих фотографиях мост на месте:
На аэрофото, мост тоже на месте:
Так кто и когда его взорвал?
"Видеть малое в большом, а большое - в малом." Афонаризм.
Мост восстановили во время оккупации,скорее всего, весной 42 года.
Вот снимки того, что было до революции и. возможно, вплоть до войны:
Впрочем, трамвай по старому мосту пустить уже не решились, для вагонов построили отдельный мост.
А вот - в послевоенное время, но до реконструкции 59-60 гг.:
Поврежденые перекрытия моста снесли, оставив и частично перестроив его опоры по краям и по центру, а затем перекрыли - получилось относительно недорого и быстро.
А как же быть с тем, что на немецком аэрофото 1941 года, мост есть - автомобильный и трамвайный?
Так ведь для того, чтобы сделать мост аварийным, и впоследствии закрыть или ограничить движение по мосту, его же не обязательно полностью уничтожать, стирая с лица Земли к чертовой матери вдребезги пополам. Опору, к примеру, повредить достаточно.
Как видно на дореволюционных снимках, сооружение было отстроено довольно массивное и основательное. Заложили, подорвали, что-то повредили, что-то устояло. но вполне могли второпях и не повторять. После прорыва Перекопа события нарастали лавинообразно. Привели в аварийное состояние - уже хорошо, немцам к восстановлению еще и разборка добавляется. А если бы мост не был аварийным - зачем тогда штабной вундервафле по соседнему трамвайному мосту ехать? И транзитный транспорт отводить - зачем?
В общем, здесь наши директиву выполнили:
Цитата
22 октября.
Командующему 51-й Отдельной армией в Симферополе вручена Директива Ставки ВГК № 004039 за подписью И.Сталина и А. Василевского "О разрушении объектов военного назначения при отходе". В ней приказывалось: "При отходе войск обязательно разрушать все мосты, аэродромы, уничтожать все склады и запасы военного имущества, приводить шоссейные дороги обязательно в непроезжее состояние."
Источник - издание "Симферополь: белые и темные страницы истории", автор - В.М. Брошеван, Симферополь, 2009 г.
Так ведь для того, чтобы сделать мост аварийным, и впоследствии закрыть или ограничить движение по мосту, его же не обязательно полностью уничтожать, стирая с лица Земли к чертовой матери вдребезги пополам. Опору, к примеру, повредить достаточно.
Как видно на дореволюционных снимках, сооружение было отстроено довольно массивное и основательное. Заложили, подорвали, что-то повредили, что-то устояло. но вполне могли второпях и не повторять. После прорыва Перекопа события нарастали лавинообразно. Привели в аварийное состояние - уже хорошо, немцам к восстановлению еще и разборка добавляется. А если бы мост не был аварийным - зачем тогда штабной вундервафле по соседнему трамвайному мосту ехать? И транзитный транспорт отводить - зачем?
В общем, здесь наши директиву выполнили:
Источник - издание "Симферополь: белые и темные страницы истории", автор - В.М. Брошеван, Симферополь, 2009 г.
Да, это могло быть, но на фото можно увидеть, что мост ещё целый, трамвайные рельсы идут ещё по основному пути и немцы вокруг. И на аэрофото чётко видно, что мост невредимый, едут машины. Так кто же взорвал? Может быть наши разбомбили в результате авианалёта? Ведь не секрет, что наша авиация бомбила вокзал и др. объекты. А немцы потом восстановили мост по варианту, как Вы описывали.
"Видеть малое в большом, а большое - в малом." Афонаризм.
Да, это могло быть, но на фото можно увидеть, что мост ещё целый, трамвайные рельсы идут ещё по основному пути и немцы вокруг. И на аэрофото чётко видно, что мост невредимый, едут машины. Так кто же взорвал? Может быть наши разбомбили в результате авианалёта? Ведь не секрет, что наша авиация бомбила вокзал и др. объекты. А немцы потом восстановили мост по варианту, как Вы описывали.
Для того, чтобы увидеть, что "мост целый", нужно заглянуть под него. И внимательно посмотреть на опоры. Подрывают, в первую очередь то, на что мост опирается - иначе, его намного проще восстановить. А опирается мост - на опоры. Опоры разрушены - мост кирдык. Опоры повреждены - под мостом шайтан, мост упасть может.
Директива, приказывающая уничтожать, в том числе и мосты, была получена оборонявшими Симферополь всего за наделю до отступления - времени на подготовку было крайне мало.
Датировки нет ни у одной фотографии.
Вот здесь видно, что машины едут в объезд, а на мосту, ведутся какие-то работы, возможно, перед его частичным сносом:
А на этом фото видно, что фашисты заехали на трамвайный мост не случайно, накушавшись шнапсу и заблудившись, но объезд старого моста готовили специально, настелив между рельсов доски:
В общем, фактов, подтверждающих то, что Феодосийский мост был поврежден и в результате закрыт для движения, достаточно. А был он подорван или разбомблен - наверное, узнаем позже.
До "взрыва" трамвайного моста не было, и вагоны шли прямо, по основному. Он появился после немецкой реконструкции, во время оккупации, так? На моём снимке "Дом на Набережной" видно, что трамвайного нет, а есть основной мост и по нему едут машины.
Возможно, после попадания нашей авиабомбы, была разрушена часть моста и по оставшейся сделали временный, а затем трамвайный мост. Позже, немцы сделали новый основной мост, который был до 60-х годов.
"Видеть малое в большом, а большое - в малом." Афонаризм.
К вопросу о сооружении трамвайного моста - поправка: всё-таки мост был сделан изначально, при прокладке трамвайных путей, дальше по Феодосийской в 1915 году. На аэрофотоснимке 1918 года, уже чётко видны все три моста: основной, трамвайный и пешеходный.
"Вторая линия -"Севастопольско-Феодосийская" была открыта в октябре 1914 года, и следовала от тупика на ул.Ново-Садовой, по улице Севастопольской, мимо Базара, по улице Салгирная до Феодосийского моста.
После окончания строительства нового моста через р.Салгир, трамвайная линия была продлена по нему до дома Христофорова - 15 августа 1915 года."
"Видеть малое в большом, а большое - в малом." Афонаризм.
Феодосийский мост в конце 1941 был поврежден, немцы за время оккупации его восстановили для движения, так, что в апреле 1944 советские танки смогли проехать по нему, а после войны провели капитальную реконструкцию моста.
Возможно железные балки на втором фото и есть немецкие, так как маловероятно, что они использовались в каменном арочном дореволюционном мосту.
Дореволюционный мост для движения трамваев был не только недостаточно прочным, но и слишком узким - это хорошо заметно на аэрофото 1918 года. Кроме того, мост тогда имел сплошное широкое каменное ограждение:
На аэрофото 1941 года, до начала оккупации - он уже, вроде как, пошире, а вместо каменных перил заметны столбики:
И если дата в названии этого фото верна, то в 1943 году движение по мосту уже было открыто:
...бомбардировкам в этот период подвергалась и столица Крымской республики. Так, 29 апреля Начальник штаба МПВО г. Симферополя капитан Елисеев направил под грифом «Сов.секретно» за № 48/сс «Оперативную сводку № 01 штаба МПВО г. Симферополя за воздушный налет 28. 04. 1944г. Карта: 1: 10.000» в 5 адресов: секретарю Крымского ОК ВКП (б), Председателю СНК Крымской АССР, начальнику отдела МПВО СНК Крыма, начальнику Симферопольского гарнизона, секретарю Симферопольского ГК ВКП(б). В документе сообщалось, что «в период с 21 часа 15 минут до 22 часов 30 минут 28 апреля 1944 года без подачи «Воздушная тревога» город и прилегающие районы подверглись воздушному налету 27 самолетов «Хенкель-111» с высоты 1500 - 2000 метров, одиночно и по два. Через город прошло 8 «Хенкелей-111», из которых часть разгрузилась на город. Налет произошел без предупреждения системы МПВО со стороны ВНОС.
Самолеты противника бомбили аэродром и объекты города при активном обстреле зенитной артиллерией во взаимодействии с прожекторами. Противником применялись осветительные бомбы.
В результате бомбежки возникло 11 очагов поражения. Пострадали 43 человека: убито- 12 человек, тяжело ранено- 19, легко ранено-12; из этого числа военнослужащих — 12 человек (убито - 5, ранено- 7 человек); убиты и ранены 4 лошади.
Разрушено 18 одноэтажных домов на 32 квартиры, небольшая пекарня и каменный забор; повреждены 7 домов на 10 квартир, часть кабельных линий и в трех местах проезжая часть мостовой; разбита одна грузовая автомашина, два сарая.
Сброшено по городу в 16 местах 64 ФАБ (фугасных авиабомб) разных калибров общим весом 5100 кг, из них- 55 штук по 50 кг, 9 штук по 250 кг. и в прилегающих районах, по данным ВНОС, около 100 ФАБ.
В очагах поражений работали бойцы медико-санитарного и аварийно — восстановительного взводов Железнодорожного, Центрального и Новогородского районов г. Симферополя в количестве 85 человек, производивших оказание медпомощи посртадавшим, извлечение из-под завалов. Боеготовность подразделений МПВО восстановлена».
13 мая Начальник штаба МПВО г. Симферополя доложил в СНК Крымской АССР «Оперативную сводку № 03 штаба МПВО г. Симферополя за ночной воздушный налет 13.05.1944г.», в которой говорилось:
«С 1 часа 40 минут по 03 часа 42 минуты 13 мая 1944 года без упреждения ВНОС и подачи «Воздушной тревоги», группа самолетов «Хенкель — 111» и «Юнкерс — 88» в количестве 15–18 самолетов, преимущественно одиночными, 23 заходами с разных направлений, с высоты 1500 — 2000метров, в условиях лунной ночи, при обстреле зенитной артиллерии, взаимодействуя с прожекторами, бомбили г.Симферополь с его окрестностями и магистральными дорогами.
Сброшено в 5 местах на территории города 5 ФАБ(фугасные авиабомбы — В.Б.) калибра 50 кг, неразорвавшихся ФАБ – 2 (ул. Инженерная, дом № 5, ул. Гражданская, дом № 22). Свыше 45 ФАБ сброшено на пустырях за городом и на аэродром. Пострадало 8 человек (убито -1, тяжело ранено - 2, легко ранено - 5 человек). Разрушено 2 дома одноэтажных, сарай и трактор ЧТЗ с прицепом, повреждены — 2 дома.
В очагах поражения на разведке и ликвидации последствий налета приняли участие 45 бойцов МПВО».
От автора: За два ночных налета на столицу Крыма и ее окрестности (29 апреля и 13 мая–В.Б.) около 45 вражеских самолетов «Юнкерс-88» и «Хенкель-111» сбросили почти 220 фугасно- авиационных бомб, в результате пострадало свыше 50 человек (убито -13, тяжело ранены - 21 человек), уничтожены и разрушены около 35 жилых домов, различных хозяйственных построек и другого имущества. Приняли участие в ликвидации последствий налетов - 130 бойцов МПВО.
Штурмовой отряд вермахта на улице Симферополя. Снимки из альбома солдата или офицера 72 саперного батальона. Krim Simferopol Sturmtruppe Panzer Innenstadt Pio.Bat.72 4469.