Rumlin Опубликовано 3 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 мая, 2012 Damaged German vehicle in the aftermath of a partisan attack, Simferopol, southern Ukraine, circa Dec 1941http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Photographs_by_Horst_Grund Цитата Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов Ничего не делается к лучшему © Борис РаушенбахЛюди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Simfosaur Опубликовано 20 мая, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 20 мая, 2012 Школьное образование в оккупированном Симферополе 1941-1944 гг. Д. А. Борисов, историк-краевед, г. Симферополь Немецко-фашистские войска вошли в Симферополь 1 ноября 1941 года. Их появление в городе с первых дней стало причиной трагических событий, смертей и страданий жителей Симферополя. Для понимания атмосферы начала оккупации обратимся к воспоминаниям. Вот как описывает в своем дневнике эти дни симферополец Хрисанф Гаврилович Лашкевич: «2.11.1941г. По пути на службу я встречаю немецких мотоциклистов, автомобили. Валяются трупы убитых подростков, вышедших с ружьями стрелять в немецкие танки. Бедные мальчики! Они так же, как и я, верили в победу родины, иначе не подумали о том, что надо выступать с оружием в руках» [3;л.59]. О подобной жестокости оккупантов мы узнаем и из дневника Юсуфа Ибрагимова: «Через несколько дней стало известно, что везде висят повешенные люди» [4; л.102]. Вот так входили в город «носители европейской культуры». Сразу же после вступления в Симферополь в ноябре 1941 года немцы формируют аппарат Управления. Его кабинеты располагались на ул. Салгирной (ныне ул. Кирова), 26[14]. В деле воспитания молодого поколения немцы делают главную ставку на систему образования. Кто же руководил этим процессом? В Центральном Государственном архиве АРК (ЦГА АРК) хранится фонд 156, опись 1, дело 25, в котором собраны приказы, циркуляры и директивы немецкого штаба пропаганды в Крыму об идеологической обработке населения. Именно этот штаб начал работу по формированию системы школьного образования. Воспоминания жителя Симферополя У.П. Григорова рисуют нам положение школ впервые дни ноября 1941 г.: «Всешкольные помещения были отведены воинским частям. Школьный инвентарь: парты,столы, стулья - пошёл на топливо. Учебные пособия были выброшены в мусорныеящики» [3,л.107]. В период оккупации в Симферополе выходит газета «Голос Крыма. Эта газетаявлялась носителем пропагандистских идей фашистов, выходила она под контролем оккупационногоштаба пропаганды и военного командования. В № 1 от 1 января 1942 г. мы находим объявление: «Отдел культуры Симферопольского городского Управления доводит досведения учащихся начальной и средней школы о предварительной регистрации впериод 2-10 января. Регистрация проводится в помещении дома № 21 по улице Салгирной(Кировской) улице во дворе». По каким же учебникам предстоит учиться школьникам? На этот счет у немецкогокомандования есть особое мнение, которое оно выражает в предписании от 22января 1942 г.: «Городское УправлениеСимферополя предлагает учащимся низших, средних и высших учебных заведенийсдать в период с 20 по 31 января все имеющиеся у них учебники, учебные пособияи карты советского производства. Выполнение этого распоряжения совершеннообязательно» [16]. Фашистам нечего предложить вместо советскихучебников, и только в июле 1943 года школьный подотдел Отдела культурыпредпримет безрезультатную попытку составлению учебников русского языка длявсех классов начальной школы и 5 - 7 классов средних школ Как известно, в это время идут тяжелые бои в Севастополе. Возможно, поэтомуоткрытие школ откладывается. Только в феврале оккупационные власти публикуютизвещение в «Голосе Крыма» № 16 от 22 февраля 1942 г.: «14 февраля, с разрешения г-на Коменданта, начались занятия в одной изнамеченных к открытию в текущем учебном году начальных школ. Предложено открытьеще 6 школ в городе и 4 в пригороде. К сожалению, под школы временно отведены небольшие здания, в силу чего возможноиметь в каждой школе по 4 отделения и охватить не более 960 иззарегистрированных 1800 детей, обучающихся в начальной школе». В какойже именно школе начались занятия, не указывается. Исследователь обороны Севастополя Г.И. Ванеев в своей хронике героической обороны«Севастополь 1941-1942» пишет, что январь и февраль 1942 года вошли в историюкак период относительного затишья. Так как немцы в этот момент рассредоточилисилы на двух направлениях - Керченском и Севастопольском, они были не всостоянии начать новое наступление на Севастополь [7,с.3]. В период этогозатишья оккупанты и приступили к своей пропагандистской миссии онемечиванияжителей оккупированных районов. Школа № 4 находилась на Греческойулице, 12 (ныне — ул. Одесская, 12)http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/sk01.jpg 1 марта 1942 г. в «Голосе Крыма» № 18 находим статью под громким названием«Новая школа». И в ней опять сообщения о том, что «В ближайшие дни открывается начальная школа № 4, по Греческойулице,12. Запись учащихся производится ежедневно с 10 до 14 ч. в помещениишколы». Сегодня здание - часть помещений Крымской епархии уСвято-Троицкого собора по улице Одесской,12. А до революции в нем размещаласьГреческая гимназия № 1 им. К.Д. Ушинского. В школах было организовано питание учеников. Например, в апреле 1942 годапубликуется сообщение: «Отделениестоловых удовлетворило ходатайство отдела культуры о снабжении местных школ длязавтраков учащихся бубликами. С этой целью ежедневно 4-й столовой будетвыпекаться 450 бубликов весом 150 граммов каждый» [19]. На оккупированных территориях немцы придерживались принципа «разделяй ивластвуй». Легче всего разделить население по национальному признаку, и детейодной национальности отправить учиться в свою национальную школу. Что и делаютнемцы в апреле 1942 года - открывают украинскую начальную школу в доме № 1 поСевастопольской улице. Даже объявление об этом напечатали в «Голосе Крыма» (№20от 12.04.1942 г.) на украинском языке. И подпись под объявлением -«Инициативная группа учителей». Продолжение информации об учебе в украинскойшколе следует 27 сентября 1942 г.: «Началаработать 2-я украинская средняя школа. 6 классов этой школы укомплектованыукраинскими учителями. Преподавание проводится на украинском языке. Регистрацияучащихся (всех национальностей) пройдет в помещении школы (ул. Гоголевская,7)».Были созданы также армянская и татарская школы[18; 20]. Украинская средняя школа № 2 (ул.Гоголевская, 7) http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/sk02.jpg К сожалению, не известно, как прошла часть учебного года. На этот счет нетникаких свидетельств и документов. Но относительно начала нового 1942-1943 учебногогода имеется распоряжение городского головы Л.С. Севастьянова, которыйпредложил Отделу культуры Симферопольского городского Управления предусмотретьс начала года полный охват школьным обучением всех детей в возрасте от 7 до 12лет[14 ]. По сообщению газеты «Голос Крыма», 1 сентября приступили к занятиям школы №3,№4; украинская, татарская и пригородные школы г. Симферополя (Ново-Сергеевка,Ново-Романовка, Жигулина Роща и Чокурча) [22]. Тем временем подотдел школгородского Управления разработал план охвата Симферополя сетью школьныхучреждений. Этот план выглядит следующим образом: «Намечено к открытию 6 средних школ, а именно: на Красной горке, вРабочем поселке, в Жигулиной Роще, на Евпаторийском шоссе, на Бахчи-Эли (впомещении школы №33), на Училищной улице (татарская средняя школа). Кроме того,подотдел школ предполагает открыть еще одну начальную школу — в районе вокзалаи одну в районе Нового города. Обсуждался вопрос открытия школы для глухонемых»[24]. В октябре 1942 года встречается первое упоминание о работе симферопольскойсредней школы № 1. Располагалась она по ул. Высокой (бывш. ул. Буденного) вдоме № 14. Здание школы сохранилось до наших дней. В настоящее время здесьнаходится библиотека им. Л. Толстого, а улица носит имя Крейзера. Известнафамилия директора школы № 1, возглавлявшего ее в 1942-1944 гг. Это И. Четыркин[25]. В октябре 1942 г. в средней школе № 1 были дополнительно открытыпараллельные классы 5,6,7 и 8 [26]. Всего их запланировано 24 вместо 20. Симферопольская средняя школа № 1 (ул. Высока, 14, ныне — ул. Крейзера) http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/sk03.jpgНа улице Длинной, 52 (район Красной горки) в бывшем помещении школы №15 воктябре 1942 года открывается еще одна школа. В газете открытие школы пафосноназвано ещё одной культурной победой [27]. В первом полугодии функционировало только 9 начальных школ. Во втором - ихстало 12. Количество учащихся возросло с 761 человека в январе 1942 г. до 5113человек в декабре 1942 г. Количество открытых классов во всех школахувеличилось соответственно с 34 до 161. Отметим, что эти данные былиопубликованы в № 34 «Голосе Крыма» 20 марта 1943 г. и, возможно, сильнопреувеличены. 8 марта 1943 г. на Малогабаритной, № 5 открывается школа для глухонемых. Вшколе обучается 15 человек, однако газета сообщила об этом только 31 марта[29]. В дни оккупации немецкие власти обошлись с интеллигенцией Симферополя как исвойственно оккупантам. В воспоминаниях У.П. Григорова читаем: «Интеллигенциягорода оказалась без работы. Учителя, врачи, инженеры были вызваны биржей трудаи направлены на работы по уборке улиц» [4, л.107]. Школа № 9 находилась на улице, которая сейчас носит мия Героев Аджимушкая (дом 7) http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/sk04.jpg После этих фактов лицемерно звучат сообщения «Голоса Крыма» о работе учителей.Например, статья в № 16 от 22 февраля 1942 года гласит: «С большим подъемомработают преподаватели в новых условиях, без гнета наркомпросовских чиновников.С интересом слушают дети объяснения учительниц и прилежно занимаются. Нет иследа прежней разнузданности, дисциплина на уроках и переменах образцовая». Немецкие власти столкнулись с большой проблемой подбора учительских кадров. Наработу принимали учителей бывшей царской системы образования, которые послереволюции не занимались больше преподавательской деятельностью. В донесенииШтаба пропаганды о собрании учителей 27 мая 1943 года в главе «Соображения олинии поведения учительства в связи с положением молодежи» говорится: «Учителяв большей части - это старые и больные люди, лишенные энергии, сломленной ихжизнью в Советском государстве. Эти учителя не стремятся ни к чему, кромепокоя. Значительная часть учителей считается с возможностью возвращениякрасных. Часть учителей настроена по-большевистски и более или менее открытоподдерживает враждебное настроение юношества. Причина заключается в зимнемнаступлении советских войск. Директора школ удостоверяют: поведение учителей вэтот период сильно изменилось. Часть из них вела секретные беседы с учениками»[2, л.13]. Далее в этом донесении читаем: «Одна учительница сказала: «Как я могупреподавать то, что мне совершенно чуждо? Я привыкла читать Маяковского,Горького, Шолохова». Очевидно, что идеологическая обработка немцев не достигаетцели. Оккупанты же находят причину подобного отношения учителей к работе в том,что Отдел культуры стремился опереться на старые кадры, которые не преподавалив советской школе, учителей времен царизма: «В одной школе работает учитель,который 25 лет не преподавал и забыл совершенно свою профессию. Он ходит влохмотьях и подвергается насмешкам. Старая ворчливая учительница, котораякаждый урок вызывает к доске только одну ученицу…» [2, л.14]. Отдел культуры горуправы не забывает и о поощрении учителей, принявших немецкийрежим. С 22.04.1943 г. во всех учебных заведениях города начались пасхальныеканикулы, которые продолжались по 30 апреля. На время каникул 9 учителейвыехали в Дом отдыха в Алупку [32]. Стремление детей к знаниям сохраняется. В Симферопольской средней школе № 1 вапреле 1943 года был организован кружок по изучению высшей математики. В негозаписалось 35 выпускников, интересующихся высшей математикой. Занятиями этогокружка руководил В.В. Лопатень, доцент бывшего педагогического института. Вкружке изучались аналитическая геометрия и математический анализ.Предполагалось изучение механики [30]. Ученики школ города, помимо учебы и сельхозработ, ведут благотворительнуюдеятельность, выступают с концертами перед жителями: «Приказом по городскомуУправлению объявлена благодарность педагогическому персоналу и учащимся 1-йСимферопольской средней школы за инициативу, выразившуюся в устройстве двухблаготворительных вечеров в пользу бедных города, а также за постановку в школехудожественного воспитания детей, благодаря которому среди учащихся повысилсяинтерес к литературе и искусству» [29] . Будет еще несколько концертов учеников средней школы № 1: « Сегодня, 4 июня1943 г. в кино «Централь» состоится спектакль-концерт, устраиваемый среднейшколой № 1 с благотворительной целью. В концерте участвует хор школы, естьномера музыки и декламации» [34]. Однако Штаб пропаганды недоволен поведением молодежи: уж больно трудно онаподдается немецкому воспитанию. Это можно прочитать между строк в статье от 22марта 1943 года газеты “Голос Крыма”. В беседе с корреспондентом газетыполицмейстер г. Симферополя указывает на то, что «особенно возмутительнопроявление распущенности и некультурности некоторой части населения,преимущественно молодежи, получившей «образование» в комсомольском духе, вовремя спектаклей и киносеансов. Свистки, крики, разговоры, шум некультурныхмолодых людей или просто хулиганов мешают всем зрителям, иногда срываютконцерты. В кинотеатре нами уже введены дежурные полицейские, которымпредоставлено право тут же, в случае хулиганства или некультурного поведения,выводить виновных из зала, подвергая их денежному штрафу и регистрации какхулиганов». Описываемый период оккупации отмечен тенденцией на привлечение школьноймолодежи к посещению кинотеатра. Для этого организуются утренники в кинотеатре«Централь». Туда приглашали молодежь от 14 до 20 лет. Так, 23 мая 1943 года молодежидемонстрировали фильм «Фрау Зиктра» и цветной «культурно-просветительскийфильм». Цена билета на эти утренники была 3 рубля [34]. Как зрители реагировалина «культурно-просветительские фильмы», иллюстрируют доносы агентов, как,например, следующее (поступило в мае 1943 г.): В штаб пропаганды Крыма лично лейтенанту Фрею г. Симферополь Содержание: Окинофильмах 16.03.1943 г. в кинотеатре «Централь» состоялось первое представление длямолодежи, организованное штабом пропаганды Крыма. Посетителями были в основномдети от 7 до 12 лет, дети старшего возраста были в небольшом количестве.Настроение перед началом сеанса радостно-напряженное. Детям обещали пару веселых часов, а показали фильм, не вызывающий никакоговеселья. Этот фильм - “Король Эдельвейс” представляет собой любовную историю спопыткой самоубийства. Многие дети скучали, а некоторые оставили зал во времякиносеанса. “Я хочу спать”, - послышался детский голосок. Лишь в конце, когдапоказали стрельбу и контрабандистов, интерес возрос. Фильм скучен и не годитсядля детей [2, л.7]. В следующем донесении читаем: «…За 19 лет не произошло ничего, чтобыперевоспитать школьную молодежь... В то же время на школьных досках появляютсявраждебные надписи, портреты фюрера разорваны и т.д.” [2, л.10]. Так школьникипринимали новый порядок. Обязательное школьное обучение вводится немцами для того, чтобы иметьподконтрольную молодежь и при необходимости вывозить её на работы в Германию. 15 августа 1943 г. в кинотеатре «Централь» проводится бесплатный сеанс длямолодежи с показом документального фильма «Мы видим Германию». Интересно, что впоследующих анонсах в «Голосе Крыма» фильм уже носит название «Мы едем вГерманию». Второе название сразу проясняет замысел бюро пропаганды. Ведь вконце фильма читается доклад «Положение юношества в СССР» [43]. О том, как германские фильмы «завоёвывают сердца» публики, читаем у жительницыг. Симферополя Л. Макарычевой: «Не только взрослые, но и дети возмущались этимимерзкими, растлевающими душу картинами и часто в самом эффектном, с точкизрения немцев, месте детвора подымала неистовый свист и топот. Благо, в залетемно, и всех свистунов-малышей не переловишь» [31, л.120]. Какие же задачи ставили перед собой фашисты и их приспешники в деле обучениямолодежи? «… Говорит директор школы Татьяна Михайловна: «Воспитать ученика так,чтобы слово учителя было для него законом, чтобы школа для него была святеесвятых. Входя в школу, ученик должен отряхнуть грязь со своей одежды и со своейдуши» [21] . Хочется обратить внимание на методы воспитания. В основном это - использованиешкольников на сельхозработах. Вот объявление из «Голоса Крыма» от 9 апреля 1942г.: «Отдел культуры приступает к организации сельскохозяйственных работ напришкольных городских земельных участках силами учащихся от 12 до 15 лет. Цельучебно-воспитательная. Урожай поступит в пользу учащихся. Желающие принятьучастие должны зарегистрироваться в помещении дома № 30 по Турецкой улице». Иливот это сообщение от 26 июня 1943 г. : « Учащиеся средней школы № 1 оказываютбольшую помощь городу - все они работают на розовых плантациях. Особенно многоделают ученики пятого класса «В». Когда же дети учились? И для привлечения в школы уже требуются властные распоряжения, такие как это,от 16 августа 1942 года: «В связи с началом 1 сентября 1942 г. занятий внародных и средних школах (1-10 классы), школьный подотдел Отдела культурыпроводит обязательную регистрацию детей и подростков с 7 до 17 лет (д. № 27 поул. Салгирной)». Об учебе в украинской школе читаем в статье неизвестного журналиста, даже неподписавшегося под своим творением, в «Голосе Крыма» от 2 августа 1942 г.:«…Дети только сегодня увидели портрет Шевченко, они только сегодня узнали, ктоон такой». А вот как начинается учебный 1942-1943 год в средней школе № 1: «…Всем хотелось видеть помещения своих классов. Из-за отсутствия партрасставили столы и стулья. Прибыл Городской Голова Л.С. Севастьянов» [24]. Начинается наступление Красной Армии по всему фронту. Немецкие войска отступаютс Кавказа. И видимо, в связи с этим каникулы в школах, как сообщает «ГолосКрыма» 15 января 1943 г., продлеваются. Второе учебное полугодие начнется с 19января. Не забыты в школьной жизни и учебные экскурсии. О них сообщает газета: «Хорошопровели пасхальные каникулы учащиеся Симферопольской средней школы № 1. В двухбольших экскурсиях участвовало 114 учащихся. Одна из этих экскурсий посетилаизвестную Чокурчинскую пещеру. Вторая экскурсия была проведена в так называемые«Дубки». Она ознакомила учащихся с весенней полевой флорой и с панорамойкрымских гор. Прогулки доставили детям большое удовольствие» [31]. Не известно,показали преподаватели детям холмы на могилах массовых расстрелов советскихграждан 1941-1942 гг. в урочище Дубки или только знакомили с «весенней полевойфлорой и с панорамой крымских гор». Обратим внимание на то, что сроки каникул регулируются военным командованием,т.е. целесообразность и длительность каникул устанавливает не комендант, какранее, а штаб армии группы «А»: «На основании распоряжения ГерманскогоКомандования, летние каникулы устанавливаются с 15.07 по 31.08., а для сельскихшкол с 15.06. по 31.07. Учащиеся старших классов, освобожденные от поездки вГерманию, должны посещать школу до конца учебного года, в противном случае онине получат установленных аттестатов и свидетельств» [33]. То, что называется поездкой в Германию, на деле является насильственным вывозомна работы. От них освобождали только больных или людей, работающих напредприятиях города. По сообщениям газеты «Голос Крыма», во всех начальных и средних школахСимферопольского района с 26 мая начались экзамены. Экзамены проводились в 4-хи 5-х классах по русскому языку (в национальных школах - по родному языку), поарифметике и по немецкому языку. В 6-х классах помимо русского и немецкогоязыка - по алгебре и естествознанию, а в седьмом - также по геометрии и физике.В городских школах экзамены начнутся в конце июня и продолжатся до 14 июля[36]. Однако обстановка на фронте для немцев складывается неблагоприятно. Советскиевойска уже у ворот Крыма, и выпуск в школах нужно проводить быстро. В связи сэтим Отдел культуры 7 июля 1943 г. пересматривает ранее принятое решение:«Приближаются экзамены в школах. Они будут проводиться только в выпускныхдесятых классах. В остальных классах учащихся переводят на основании годовойуспеваемости» [41]. Экзамены начинались 9 июля 1943 года. 11 июля в средней школе №1 состоялся выпускной вечер, на котором учащиеся 10классов получили аттестаты об окончании средней школы. В газете «Голос Крыма»помещен большой репортаж об этом событии. Знаменательно, что школу почтилвниманием необычный гость. Обратимся к страницам газеты: «В среднюю школу № 1г. Симферополя на торжественный акт, посвященный окончанию учебного годапригласили, много гостей. Здесь присутствовали представители Германскоговоенного командования, представители городского Управления во главе сбургомистром. Почетным гостем школы был генерал-фельдмаршал фон Клейст. Он запросто, вкачестве гостя присутствовал на выпускном вечере. Раздались слова русскогогимна «Коль славен наш господь в Сионе». Директор школы г. Четыркин поздравляетвыпускников с получением аттестата зрелости. Старосты выпускных классовблагодарили учителей за любовь и внимание. 50% учащихся получили похвальныелисты» [43]. Клейст в это время как командующий танковой армией группы армий«А» отступил с Кавказа и со своим штабом находился в Симферополе. Видимо, чтобыснять напряжение, он и заглянул в школу. Дальнейшая судьба его печальна. В 1944году его увольняют за поражение, а после войны он был осужден советскимтрибуналом как военный преступник и умер в тюрьме в 1954 году [12, с. 877]. На 1 сентября 1943 года в школах Симферополя насчитывается 5063 учащихся.Однако на 14 декабря 1943 года уже 4453 учащихся. Из них 1976 мальчиков и 2474девочки. Самих школ насчитывается 25. Педагогов во всех школах 249 человек[45]. По итогам первой четверти 1943-1944 учебного года известно следующее: «Всредней школе № 1 наличные учебные планы выполнены. Успеваемость по школе равна72%. По татарской школе № 16 есть небольшое недовыполнение учебных планов,успеваемость 80%. В средней школе № 8 успеваемость выполнена за исключениемнекоторых тем по естествознанию. Успеваемость 76%» [46]. Приближаются зимнии каникулы, которые были запланированы с 22 декабря 1943 г.по 9 января 1944 г. И для проведения школьных елок городским Управлением былоотпущено на каждого ученика 1-6 классов по 40 рублей или по 4 марки (длясравнения: килограмм тюльки стоил тогда 70 рублей). Утренники проводили вкинотеатре “Крым-Паласт” [47]. В феврале 1944 г. немецкой администрацией и городским Управлениемпредпринимается попытка реформы школьного образования - создание гимназий ипрогимназий, а также переход на раздельное обучение мальчиков и девочек.Предполагалось введение формы для учащихся. Открытие гимназий было назначено на16 марта 1944 года [48]. Затем срок открытия гимназии перенесли, из-за ремонтапомещений, на 27 марта 1944 года [49]. И только 29 марта газета сообщила оботкрытии гимназии № 1 и празднике в честь этого события в городском саду [50]. Но всем планам профашистского Отдела образования городского Управления неудалось свершиться, так как 13 апреля 1944 года Симферополь радостно встречалосвободителей. Красная Армия принесла освобождение жителям Симферополя, и детивновь пошли в родные школы. 1.ЦГА АРК. - Ф.156. - Оп.1. - Д.25. 2.ЦГА АРК. - Ф.156. - Оп.1. - Д.26. 3.ЦГА АРК. - Ф.156. - Оп.1. - Д.31. 4.ЦГА АРК. - Ф.156. - Оп.1. - Д.38. 5.Борисов Д.А. Фильмы и зрители оккупированного Симферополя (в печати) 6.Борисов Д.А. Фрау Луна … или какие фильмы смотрели в оккупированномСимферополе // Крымское время. - 2001 г. - 21 августа. 7.Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942.- Киев: Украина, 1995. 8.Генов И.Г. Четыре времени года. - Москва: Военное изд-во МО СССР, 1969. 9.Гуркович В.Н. Оккупационный режим в Крыму.- Киев: 10.Козлов И.А. В крымском подполье. - Москва:Худож.лит-ра,1972. 11.Луговой Н.Д. Побратимы. - Киев: Изд-во политической литературы,1975. 12.Манштейн Эрих Утерянные победы. - СПб: АСТ, 2002. 13.Поляков В.Е. Улицы Симферополя.- Симферополь: Таврия, 1996. 14.«Голос Крыма»,1941, 12 декабря. 15. «Голос Крыма»,1942, 1 января. 16. «Голос Крыма»,1942, 22 января 17.«Голос Крыма»,1942, 22 февраля. 18.«Голос Крыма»,1942,1 марта. 19.«Голос Крыма», 1942,12 апреля. 20.«Голос Крыма»,1942, 14 августа. 21.«Голос Крыма»,1942, 28 августа. 22.«Голос Крыма»,1942, 4 сентября. 23.«Голос Крыма»,1942, 6 сентября. 24.«Голос Крыма»,1942,23 сентября. 25.«Голос Крыма»,1942, 25 сентября. 26.«Голос Крыма»,1942, 4 октября. 27.«Голос Крыма»,1942, 7 октября. 28.«Голос Крыма»,1942, 10 октября. 29.«Голос Крыма»,1942, 20 марта. 30.«Голос Крыма»,1943, 31 марта. 31.«Голос Крыма»,1943, 14 апреля. 32.«Голос Крыма»,1943, 16 апреля. 33.«Голос Крыма»,1943, 18 апреля. 34.«Голос Крыма»,1943, 7 мая. 35.«Голос Крыма»,1943, 22 мая. 36.«Голос Крыма»,1943,4 июня. 37.«Голос Крыма»,1943,9 июня. 38.«Голос Крыма»,1943,13 июля. 39.«Голос Крыма»,1943, 26 июня. 40.«Голос Крыма»,1943,30 июня. 41.«Голос Крыма»,1943, 2 июля. 42.«Голос Крыма»,1943, 7 июля. 43.«Голос Крыма»,1943, 9 июля. 44.«Голос Крыма»,1943, 18 июля. 45. «Голос Крыма»,1943, 14 августа. 46.«Голос Крыма»,1943, 22 сентября. 47.«Голос Крыма»,1943, 19 ноября. 48.«Голос Крыма»,1944, 1 января. 49.«Голос Крыма»,1944, 16 февраля. 50.«Голос Крыма»,1944, 12 марта. 51.«Голос Крыма»,1944, 29 марта. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bormaley Опубликовано 22 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Вышла статья Полякова про Партизанское движениеВолодимир Поляков. Антропофагія – трагічна реальність партизанського руху Криму. Цитата времена идут, а я не тороплюсь - коротаю дни у подножья ночи,если кто-то вдруг твой выключил звук - посмотри в глаза и сделай громче! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rumlin Опубликовано 22 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Ну этого Полякова. Цитата Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов Ничего не делается к лучшему © Борис РаушенбахЛюди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Simfosaur Опубликовано 22 мая, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Поляков. Антропофагія – трагічна реальність партизанського руху Криму.Реальность - была в лесу. Какая-то часть реальности отражена в документах. Документы представлены в издании Партизанское движение в Крыму (1941—42) — Симферополь, СОНАТ, 2006. — С., а также во многих работах профессиональных историков, исследователей Крыма периода Великой Отечественной, Олега Романько и Владимира Брошевана. Некоторые документы собраны в работах нынешнего директора краеведческого музея Андрея Мальгина. А "труды" Полякова - это не более, чем сборники надерганных с определенной целью фактов. Реальность о его "правде", в частности - вот тут, а на форуме многое собрано здесь. Сейчас, когда почти никого из участников партизанского движения Крыма первого-второго периода уже нет, а немногие оставшиеся свидетели слишком немощны для того, чтобы связываться с этим - этот "историк" может многое себе позволить. Ушли и свидетели-авторы книг, из которых Поляков подло дергает выгодные ему цитаты, Да, в лесу был страшный голод, были и расстрелы. Но что-то мне подсказывает, что если бы этот г-н попал в отряд, то расстрелять бы его не смогли, ибо просто не догнали бы. Так чтоНу этого Полякова.И я бы даже добавил куда. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bormaley Опубликовано 22 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Да не вопрос...Я увидел инфу ... выложил сюда... на нет и суда нет... Цитата времена идут, а я не тороплюсь - коротаю дни у подножья ночи,если кто-то вдруг твой выключил звук - посмотри в глаза и сделай громче! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Simfosaur Опубликовано 22 мая, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 bormaley, Борь, я понимаю. И даже если нам не всегда легко во всех этих "сенсациях" разобраться, то что тогда о молодых говорить? ********************* А ведь г-н Поляков, по уверениию historians.in.ua, "доцент кафедри історії РВНЗ «Кримський інженерно - педагогічний університет». Получатся, всему этому он учит студентов? Стоит ли потом удивляться рассуждениям типа "если бы деды сдались - мы сейчас бы пили баварское пиво с колбасками"? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Наталья Филиппова Опубликовано 27 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 мая, 2012 Пересматривала коллекцию, случайно нашла фото с подписью "Симферополь". Где это, на Пушкинской? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rumlin Опубликовано 27 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 мая, 2012 Может Севастопольская или Кирова Цитата Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов Ничего не делается к лучшему © Борис РаушенбахЛюди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ttmc Опубликовано 27 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 мая, 2012 Пересматривала коллекцию, случайно нашла фото с подписью "Симферополь". Где это, на Пушкинской? Я извиняюсь ! Не верьте написанному. Это не Симферополь. Подпись под этой была Cherson Krim Russland ~ Soldaten Wegweiser Но мы с Вами понимаем, что это снова, горячо любимый, УКАЗАТЕЛЬ Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
симферополец_с_63 Опубликовано 27 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 мая, 2012 Пересматривала коллекцию, случайно нашла фото с подписью "Симферополь". Где это, на Пушкинской? Этот трагический снимок сделан на Фонтанной площади (из Пушкинского скверика). Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Наталья Филиппова Опубликовано 31 мая, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 31 мая, 2012 Симферополец_с_63: Спасибо! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
симферополец_с_63 Опубликовано 1 июня, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 1 июня, 2012 Это я понял по этому снимку, угловое здание это подтверждает. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Валерий Сергеевич Опубликовано 8 июня, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 июня, 2012 Этой книге 55 лет! Помню, когда мне было лет 12, мама принесла эту книгу и сказала, приблизительно следующее: «Мне, как подпольщице-партизанке, предложили купить эту книгу, но предупредили – к тому, что в ней написано, надо относиться осторожно, взвешенно и не всё принимать на веру!». Книга у моих родителей не вызвала никакого интереса, они положили её на полку и забыли. Я иногда раскрывал её, читал, но в основном, то, что касалось Крыма и Симферополя (эти страницы даже помечены). Увидел на форуме тему обсуждения «Симферополь в ВОВ» и подумал, что форумчанам, людям не безразличным к истории нашего края, будет интересно познакомиться с содержанием некоторых страниц этой книги, касающихся Симферополя. Книга редкая, обратите внимание на то, что её тираж не обозначен. Как относиться к тому, о чём в ней идёт речь, не знаю, вам судить! В.С. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Simfosaur Опубликовано 8 июня, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 8 июня, 2012 Ознакомиться с текстом труда Ч. О.Диксона и О. Гейльбрунна "Коммунистические партизанские действия" — М.: ИИЛ, 1957 г. можно здесь: http://militera.lib....runn/index.htmlВ книге немало информации о партизанском движении в Крыму. Некоторые неточности объясняются недостатком информации, т.к. при написании работы авторы не имели доступа к советским архивам, но пользовались, в основном, материалами, которые могли быть доступны им на Западе. Однако именно этим работа и интересна. Кроме того, заметна некоторая предвзятость авторов по отношению к советскому строю, что, несомненно, является следствием широкой антикоммунистической пропаганды. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rumlin Опубликовано 15 июня, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 15 июня, 2012 Пересматривала коллекцию, члучайно нашла фото с подписью "Симферополь". Где это, на Пушкинской?Каждый день видел висельников… На Субхи и Севастопольской на столбе висел еврей, она работал в банке сторожем, на трупе было написано: «жид», «за неявку», — эти воспоминания оставил переживший оккупацию завскладом Крымского аптечного управления Илья Сирота.http://cripo.com.ua/print.php?sect_id=9&aid=128997За неявку в СРОК Цитата Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов Ничего не делается к лучшему © Борис РаушенбахЛюди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бумбараш Опубликовано 21 июня, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 21 июня, 2012 Возможно, кому-то будет интересно. Запись из дневника красноармейца Ехлакова А.М. 44г. (орфография автора) 25/IV биюкь-сюрень. ясноеутро. сплю в сараемного блох в 7ч. пишудневник в 12 ч. выехалв Симферополь в 3 ч.в городе, уже работают заводи, учреждения.большой базар набазаре большинствопредметов и продуктовтрофейних. хожупо городу. цен. улицы:федосеевская. севостополь.Куибышева (за мостом в лево) советскаягде к/т большевик* и г-б.пушкина (где музей)(ленина) где город сад(?)и шоссе на Ялту)Сплю пушкина 32**у Черного Ив. Анд.(его жена люба доч ленаваля) Ночь бомбитнемецкий самолет р-нпуш. ул. но все благополб/жерт только 1 дом разрушен. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Simfosaur Опубликовано 26 июня, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 Образ русского патриота А.С. Грибоедова в профашистской газете «Голос Крыма» (8 февраля 1943 г) Владимир Гуркович В период Перестройки мне, тогда искусствоведу Крымских мастерских Института «Укрпроектреставрация», удалось познакомиться с газетой «Голос Крыма». Она выпускалась под эгидой «ведомства доктора Геббельса» с декабря 1941 года по апрель 44-го. Первое мое исследование, основанное на голоскрымских материалах, было опубликовано в советский период в газете «Крымский комсомолец» 8 июня 1991 года. Статья называлась «Прошлись по Кирхенштрассе, свернули на Румынскую» и была посвящена переименованию улиц Симферополя в период немецкой оккупации 1941-1944 годов. Именно тогда, изучая публикации «Голоса Крыма», я воочию убедился, что это издание было направлено против всех сил, которые оказывали сопротивление гитлеровской Германии, в том числе против России и русского народа. 11 февраля 1994 года газета «Южный курьер» напечатала вторую мою статью – «Еще раз о «певце свободы», посвященную деятельности редактора газеты «Голос Крыма» (в 1942-43 годах) Александра Ивановича Булдеева. Надо отметить, что профашистская газета на всем протяжении своего существования систематически печатала материалы, которые триедино отражали правду, тенденциозность и ложь – по всем темам, начиная от мировых военно-политических и кончая крымско-бытовыми. При этом отечественные коллаборационисты позволяли себе столь неприглядные выпады против человечности – такие, которые открыто никогда не декларировали германские нацисты. Например, 23 января 1943 года была опубликована редакционная статья «Евреи в СССР», которая заканчивалась поэтическим призывом: О, Господь, помяниВ день суда, как жиды злобно правили,Погубили Россию и в пленНас вели, избивая,И Сталина в Боги поставили.О блажен и блажен,Кто отмстит Иудее,Кто воздаст ее злобе без страха,Кто младенцев ее оторветУ жидовок от груди и шеи,И о камень их гневной рукойс размахаНа глазах у жидов разобьет. Ну и ну… Куда там творцам «Протоколов сионских мудрецов»! И серьезно: никогда дореволюционные черносотенные русские издания не опускались до столь низменного уровня. Замечу, что немецких стихов газета не печатала даже в переводе. Немецкая же «проза» отличалась своей конкретикой, часто кровавой. Так, 25 декабря 1941 года газета «Голос Крыма» (формально орган Симферопольского городского управления) публикует распоряжение «Германского Верховного Командования»: население Симферополя должно сдать все продукты, превышающие четырехмесячную норму на человека – 40 кг зерна или муки, 2 кг жиров и 2 кг сахара. Концовка: «Кто… будет иметь запас продуктов, превышающий установленную норму... БУДЕТ НАКАЗАН СМЕРТЬЮ». Здесь и далее цитаты из «Голоса Крыма» даны в орфографии оригинала. Куратор «Голоса Крыма» д-р Маурах без обиняков относил свое подшефное детище к категории «руководимой немцами прессы» (Г.К., 13.12.1942 г.). Пожалуй, каждый номер газеты на добрую половину состоял из публикаций, созданных сотрудниками редакции и авторами – русскими соотечественниками. Эти материалы были весьма разной тематики, направленности и мастерства. Все они проходили строжайшую цензуру. Итак, открываем номер газеты от 8 марта 1942 года. Страница 3: «А.С. ГРИБОЕДОВ (к годовщине смерти) 11 февраля 1829 года погиб великий русский писатель А.С. Грибоедов. Личность автора «Горя от ума» поражает многогранностью интересов и блеском своих дарований. Получив в знатной, но обедневшей дворянской семье домашнее образование, одиннадцатилетним мальчиком будущий драматург поступает в Московский университет. Он оканчивает словесный, юридический факультет, а затем изучает естественные науки, математику и готовится к ученой степени доктора прав. Но в то же время Грибоедова увлекает литературная работа. В сотрудничестве с известными писателями того времени (А.А. Шаховским, П.А. Катениным, Жандром) он пишет несколько комедий. Наряду с этим Александр Сергеевич серьезно занимается музыкой. Он не только хороший пианист и органист; он – талантливый, инициативный композитор. Музыкальная одаренность Грибоедова шлифовалась общением с такими мастерами, как Глинка, Алябьев и др. Один из дошедших до нас вальсов, сочиненных писателем, предвосхищает характерные черты шопеновских вальсов. Живя интересами науки и искусства, Грибоедов, как известно, являлся государственным деятелем широкого размаха. Служа в Коллегии иностранных дел, он сделал быструю карьеру, заняв под конец своей жизни ответственный пост полномочного министра-резидента в Персии. По признанию самого Александра Сергеевича, он горел «пламенной страстью… к делам необыкновенным», к «замыслам беспредельным». Богато одаренный, европейски образованный, инициативный, глубоко любящий свою страну, он с мучительной горечью наблюдал дикость, варварство, отсталость России, придавленность, темноту и страдания закрепощенного народа, эгоизм и поверхностный лоск внешней образованности консервативного барства, которое держало в своих руках бразды правления. Прогрессивно настроенный представитель интеллигенции передового дворянства, он жаждал деятельности, которая способствовала бы европеизации всех сторон жизни России как хозяйственной, политической, так и культурной. С горчайшим сарказмом относился Грибоедов к быту, нравам, устаревшим идеалам отсталого барства, тормозившего Россию в ее движении вперед. «Какой мир! Кем населен! И какая его дурацкая история!» – восклицает Грибоедов в письме к своему другу Вегичеву. Он жаловался на обуревавшие его мрачные мысли и «пустоту душевную». «Мучение, – писал он в другом письме, – быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов»… [именно так — ред.] «в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов». Грибоедов остро и тяжело переживал конфликт с окружающей его крепостнической действительностью. Вот эту то, крайне типичную для передовой интеллигенции того времени, [запятая — ред.)] драму он отразил в своей замечательной комедии «Горе от ума», которая первоначально так и называлась – «Горе уму». Автор прекрасно понимал сущность своего произведения. О Чацком он писал Катенину: «Этот человек в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Беспощадно острым пером обрисовал драматург общество московского барства. Тут и самодовольная ограниченность преуспевающего карьеризма и бесцеремонный цинизм открытого бюрократизма и протекционизма (Фамусов, Скалозуб и др.). Тут и добровольное холопство, пресмыкательство и самоуничижение во имя служебных выгод. Что стоят известные правила жизни Молчалина: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья –Хозяину, где доведется жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платье,Швейцару, дворнику, для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была». Тут и жизненная злобность ко всему передовому, открытый обскуратизм, требования, «чтоб грамоте никто не знал и не учился». Тут и пошлость интересов, и низменность идеалов, и внешнее, показное западничество (гости). И все это дано с таким знанием быта, с таким проникновением в нравы, что обличительная картина невольно пленяла своей наглядной убедительностью, характерной для полотна самого высокого реализма. Фигура Чацкого, который несет в себе «мильон терзаний», живет на сцене пафосом отрицания. Известный монолог «А судьи кто?»... [именно так. — ред.)] накален пламенным негодованием против крепостничества. Чацкий провозглашал новые для того времени оценки человеческой личности и ее поведения. Он звал зрителя «… в науки вперить ум, алчущий познаний», возбуждать в себе жар «к искусствам творческим, высоким и прекрасным». Он рад был «служить» делу, а не «прислуживаться» лицам. Одним словом, комедия Грибоедова правильно и глубоко отражала современную ей русскую действительность и поднимала злободневные вопросы общественной мысли. Для того времени, когда на русской сцене господствовала французская мелодрама, ведевили [именно так. — ред.)] и их переделки, комедия Грибоедова поражала своим смелым повествованием и остротой прогрессивной мысли. Пьесу не позволили не только ставить на сцене, но и печатать. Законченная в 1823 году, она была поставлена на сцене лишь в 1831 году, напечатана в 1862 году. Но и неопубликованная в печати комедия «Горе от ума» принесла ее автору неувядаемую и широкую славу. По свидетельству современников, комедия жадно заучивалась наизусть, переписывалась в тысячах экземплярах и во множестве расходилась по всей России. «Московский телеграф» писал о «Горе от ума»: «Бывал ли у нас пример еще более разительный, чтоб рукописное сочинение сделалось достоянием словесности, чтоб о нем судили, как о сочинении, известном всякому, знали его наизусть, приводили в пример, ссылались на него, и только в отношении к нему не имели надобности в изобретении Гуттенберговом». Поражали не только рельефная бытопись и лиризм комедии, поражало ее речевое оформление, живой разговорный стих. Пушкин так писал об этой стороне пьесы: «…о стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу». Предсказание исполнилось. Русская речь пестрит целыми фразами из пьесы Грибоедова. Эти фразы произносят даже не читавшие знаменитой комедии. Кто не слыхал, кто не произносил известных выражений: «Счастливые часов не наблюдают», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Подписано, так с плеч долой», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок». Литературное наследство Грибоедова включает в себе [так: е — ред.)] несколько комедий, стихи и прозу. Но все это обычно не помнится. После знаменитой комедии драматургу не удавалось реализовать ни одного из намеченных замыслов. В 1825 году, будучи в Крыму, где писатель надеялся использовать досуг для творчества, он писал из Симферополя Бегичеву: «Ну, вот, почти три месяца провел я в Тавриде, а результат – нуль. Ничего не написал. Не знаю, не слишком ли я от себя требую. Умею ли писать? Право, для меня все это загадка. Что у меня с избытком что сказать, за это ручаюсь. Отчего же я нем? Нем, как гроб!» В памяти потомства Грибоедов остался автором только одной пьесы. Но эта пьеса – бессмертная комедия «Горе от ума». Григорий Сергеев». Мое исследование о статье «А.С. ГРИБОЕДОВ (к годовщине смерти)» будет рассматриваться в двух аспектах: литературоведческом и в контексте всех материалов, которые публиковала газета «Голос Крыма», в частности, в номере от 8 февраля 1942 года. Первый аспект. Литературоведческий С этой статьей я ознакомился двадцать лет назад, и первые собственные ощущения соответствовали моим школьным представлениям о А.С. Грибоедове. «Горе от ума» мы проходили на уроках русской литературы в десятом классе, в 1961-62-м учебном году в 14-й средней школе города Симферополя. Нашим преподавателем была Лидия Алексеевна Малова. Мы ее уважали в силу многих причин и, в частности, потому, что она действительно участвовала в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, в том числе на территории Германии. Пожалуй, кроме тезиса о «европеизации всех сторон жизни России» Лидия Алексеевна рассказывала нам о Грибоедове идентично трактовке Григория Сергеева. При этом по многим вопросам искусства, литературы, культуры и быта Европы Лидия Алексеевна была очень высокого мнения. О чем она говорила нам, советским школьникам, совершенно прямым и открытым текстом. В феврале нынешнего года я обратился к министру образования, науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым Виталине Алексеевне Дзоз и к заведующему кафедрой русской и зарубежной литературы Таврического национального университета им. В.И. Вернадского профессору В.П. Казарину с просьбой оказать содействие в организации независимых литературоведческих экспертиз данной публикации. По поручению министра В. А. Дзоз доктор филологических наук, профессор кафедры филологии Крымского республиканского института последипломного педагогического образования Оксана Владимировна Резник сделала экспертное заключение. Публикуется с некоторыми сокращениями: «В ряде последних исследований грибоедоведов отмечаются маршруты следования классика по полуострову, уточняется его мироощущение и творческое настроение, которое он испытывал в Тавриде. Однако ни в одном каталоге, библиографическом списке по изучению биографии А.С. Грибоедова данная публикация не встречается. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что введение статьи «А.С. Грибоедов (к годовщине смерти)», автор – Григорий Сергеев (С.Ф. Гаврилов) в научный оборот позволит заполнить лакуну в отечественной историографии и источниковедении, которые связаны с биографией писателя-классика. В то же время концептуально данная статья представляет интерес как показатель определенной культурной ситуации периода оккупации (1941-1944 гг.). На территории Крыма, во многом воспринимаемой новой властью как потенциальный курорт и элитный район, выходит статья, достаточно традиционно представляющая биографию и значение для русского общества творческого наследия А.С. Грибоедова. Следует подчеркнуть, что, за исключением технических недочетов (опечаток, неточностей, например, адресат письма А.С. Грибоедова на первой странице назван Вегичевым, а на последней – Бегичевым, что и соответствует действительности, и т.п.), идея статьи ничем принципиально не отличается от позиции, изложенной ранее в классической работе И.А. Гончарова «Мильон терзаний», т.е. в ней нет каких-либо тематических или стилистических ограничений, которые характерны для изданий, выходящих в условиях смены власти и цензуры… Считаем публикацию статьи «А.С. Грибоедов (к годовщине смерти)», автор- Григорий Сергеев (С.Ф. Гаврилов) интересной и актуальной». Историко-филологическая экспертиза на кафедре русской и зарубежной литературы ТНУ им. В.И. Вернадского была проведена кандидатом филологических наук, доцентом Н.Д. Жуковой. Ответ за подписью профессора В.П. Казарина (приводится в сокращении): «Очерк написан специалистом, хорошо знающим жизнь и творчество великого русского писателя, владеющим ярким литературным языком. Основные положения данной статьи отвечают научному взгляду на жизнь и творчество автора «Горя от ума» 30-х годов ХХ века. Очерк сохраняет значение популярной статьи даже для современного читателя». Некоторые собственные дополнения и замечания. 1. Автор статьи в газете «Голос Крыма» выступает под псевдонимом «Г. Сергеев». У него есть немало публикаций в других номерах под этим псевдонимом и под другими – «В. Фёдоров» и «С.Г.». Настоящая фамилия автора – Гаврилов С.Ф. 2. Статья написана к годовщине смерти А.С. Грибоедова 30 января (11 февраля) 1829 года. Он погиб на дипломатическом посту во время защиты здания русской миссии в Тегеране от нападения мусульманских фанатиков или иранских, как сейчас говорят, экстремистов. Убийство российского министра-резидента при персидском шахе и других членов миссии было грубейшим нарушением норм и правил неприкосновенности по отношению к иностранным дипломатическим представительствам. Но в статье ни слова об обстоятельствах смерти. 3. Пожалуй, следует объяснить фразу из рецензии профессора О.В. Резник, где она говорит о том, что новая власть воспринимала Крым «как потенциальный курорт и элитный район». Сейчас мы знаем, что Крым после разгрома Советского Союза должен был войти неотъемлемой частью в состав Третьего рейха под названием Готенланд – Страна готов. Основание: в III веке остготы, предки современных германцев, обосновались на Крымском полуострове, поэтому Крым – исконно германская территория. Второй аспект. Статья в контексте Статью в газете «Голос Крыма» следует рассматривать в контексте времени и места ее публикации. Зима 1942 года. Уже полгода полыхала война. Колоссальные людские потери Красной Армии. Немцы остановлены под Москвой. Агрессором захвачена огромная территория нашего Отечества, на которой был установлен жесточайший оккупационный режим, так называемый «новый порядок». Непрерывные бои идут под Севастополем и на Керченском полуострове. Уже были уничтожены все евреи, крымчаки и цыгане… Действовала система заложников. 15 января 1942 года газета «Голос Крыма» опубликовала обращение комендатуры города Симферополя к мирному гражданскому населению: «Убийство одного лишь германского солдата красной сворой будет караться смертью многих из вас». Это было настоящим «нового порядка». И несколько слов о будущем. 29 января 1942 года «Голос Крыма» публикует статью «Перестройка на Востоке», где цитируется выступление Гитлера в Мюнхене: «Это будет настоящим спасением для Европы, когда только исчезнет опасность с Востока, то и все плодородие этой земли будет к услугам всей Европы». Радуйтесь, славяне, освобожденные Адольфом Гитлером от «коммунистического ярма»! Илья Эренбург в своих мемуарах «Люди. Годы. Жизнь» вспоминает: «Мне прислали «Народный календарь, спутник сельского хозяйства», его издали на русском языке немцы для захваченных областей. Каждый день тогда я прочитывал страшные документы – о зверствах, садизме, о стремлении фашистов не только разорить, но и унизить наш народ. Что по сравнению с приказами Гитлера какой-то дурацкий календарь? Но как порой бывает – возмущает деталь; я разозлился, выписал «памятные даты»: «Январь. 12-е – рождение Геринга и Розенберга, 29-е – рождение Чехова. Февраль. 10-е – смерть Пушкина, 23-е – смерть Хорста Весселя, 24-е – годовщина провозглашения Гитлером программы национал-социалистической партии, 26-е – смерть Шевченки» и так далее». Эти строки Ильи Григорьевича подсказали мне идею. И я решил дать статью о Грибоедове в контексте наиболее характерных материалов из газеты «Голос Крыма» от 8 февраля 1942 года. Подчеркиваю, только из одного конкретного номера. Передовая статья «Большевики и право». Без авторства. По большому счету реально отражает положение дел в СССР. Такие статьи были в период Перестройки (Горбачёва). И сейчас есть. Концовка статьи: «Лживое, жестокое и в то же время глубоко элементарное законодательство, жалкая наука, безграмотный и развращенный суд – таковы реальные явления советской правовой действительности, которые навеки отвратили от большевиков народ». На первой странице и других – информация об успешных боевых действиях германской армии на Восточном фронте, в Северной Африке. Результативные бомбардировки Англии и острова Мальта. Германские подводные лодки топят вражеские корабли у берегов Северной Америки. Некто А. Руссов в статье «Кто виноват?» пишет: «В последнее время против германской армии ведется пропаганда по поводу продовольственных затруднений, возникших в Крыму. Безымянные агитаторы, действующие по секретным приказам Сталина, распускают слухи о том, что недоедание среди части крымского населения возникло по вине немцев… Продукты питания, в которых ощущается столь острая нужда, сосредоточены теперь у партизан в горах и в лесах. Там находятся десятки тысяч тонн муки, картофеля, круп, сахару, керосину и прочих продуктов, награбленных у населения большевиками при отступлении. Пока бесчинствуют в горах партизаны, пока красная армия совершает свои, хотя и неудачные атаки на побережье Крыма, продовольственные затруднения существовать будут». Квинтэссенция статьи: «Большевики были и остаются нашими заклятыми врагами. Мы не должны ни на минуту забывать этого, мало того, мы обязаны в интересах спасения родины выйти из состояния обывательского нейтралитета по отношению к большевикам и партизанам. Пора переходить на путь активного содействия Германской армии и ее союзникам – румынам в их священной войне с красными варварами». Редакционные материалы об англо-советских переговорах в Москве: «Замечательно следующее: оевреившаяся английская плутократия, будь то политики, как Иден или Черчилль, или князья церкви, как архиепископ Кентерберийский, объявляют себя солидарными с убийцей Сталиным и бессовестно отдают культуру Старого Света идущим к упадку большевистским бестиям. Какое счастье, что Фюрер вовремя выступил против этой опасности и что она стала известной большей части европейских народов». Далее вроде бы нейтральные материалы о жизни в Германии: «Германская высшая школа во время войны». Здесь сообщается, что «в Мюнхенской высшей школе обучение происходит без перебоев, несмотря на большое число призванных студентов». Последние «от времени до времени получают отпуск для продолжения образования. Таким образом, они не прекращают своих занятий…». Или: «Заслуживающие внимания результаты немецких стоматологов по лечению кариеза». Здесь же – о больших достижениях германской земледельческой техники. Есть и отечественный, смоленский материал о надежде на будущее: «…русский крестьянин знает, что его ждет собственная земля». Следует список переименованных улиц Симферополя. Понятно, что переименованы улицы, названные именами большевиков, а также Пионерская, Октябрят, Пограничников, Красных подпольщиков, Колхозный переулок. Сюда же попал и Коммунальный переулок. Вероятно, инициаторам искоренения большевистского наследия здесь померещился призрак Парижской коммуны. Даже улица Пугачёва, который ни к коммунистам, ни к евреям не имел никакого отношения, была переименована в Кирхенштрассе, т.е. в Церковную улицу. Примечательно, что новые названия сначала давались в немецкой транскрипции, а потом – по-русски. Ну, и конечно, через всю газету ударно проходят антиеврейские материалы, от Венгрии до Сингапура. И даже из далекой Японии: «Антиеврейская демонстрация в Токио». Концовка: «…была принята резолюция, заявляющая об осуждении всем японским народом еврейских стремлений к мировому господству». Особо надо отметить смехотворно-корявый русский язык тех статей и публикаций, которые были механически переведены с немецкого оригинала. Например: «США вызвали… войну с Германией, Италией и Японией». Или: призванные в армию студенты «от времени до времени получают отпуск». Или – примитивная калька с немецкого: виновный «будет наказан смертью». Заключение. Понятно, что любая статья в газете «Голос Крыма» может быть рассмотрена в контексте времени публикации. Газета издавалась немецкими нацистами с четкой и определенной целью – сделать все, чтобы деморализовать и подчинить себе население на оккупированной территории Советского Союза, внушить ему мысль о непререкаемом величии Германии, неизбежности ее победы в мировой войне и несокрушимости владычества «нового порядка» Тысячелетнего рейха. Упоминаемая нами статья о А.С. Грибоедове, пожалуй, единственная в своем роде – она была опубликована в оккупационной газете, которая издавалась в столице Крыма, в полусотне (!) километров от советского фронта, проходящего по предгорьям Севастополя. Также стоит подчеркнуть, что статья была напечатана в городе, который после победного для гитлеровцев окончания войны должен был быть наречен новым именем – Готенбург – Город готов. Крым же победители планировали заселить, как историческую землю германских племен, настоящими арийцами, в том числе земляками Гитлера – австрийцами. В Берлине все было решено в стратегическом масштабе в самом начале войны. Однако в 1942 году, исходя из тактических соображений, специалисты министерства пропаганды Германии на всей оккупированной территории России и, в частности, в Крыму допускали дозированные публикации материалов о русской культуре и ее выдающихся представителях. Публикации на эту тему были разные, в том числе нейтрально-позитивные, в целом понятные и традиционные для среднестатистического русского человека. Типичной статьей данной категории является публикация о А.С. Грибоедове в газете «Голос Крыма» в номере от 8 февраля 1942 года. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rumlin Опубликовано 5 августа, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 5 августа, 2012 На афишах театра числа 18 и 20 и вероятнее всего "апреля". Цитата Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов Ничего не делается к лучшему © Борис РаушенбахЛюди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vvp Опубликовано 13 августа, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 13 августа, 2012 (изменено) После долгого перерыва решил зайти на ваш форум.Обратил внимание,что в прошлом году так и не выяснили,где находилась аптека,изображенная на фотоhttp://i.piccy.info/i7/ce8c7515c67c08c917a97a6548c18838/4-44-154/37053878/80fce27ea3_240.jpghttp://i.piccy.info/a3/2012-08-13-19-07/i7-3359321/204x240-r/i.gif.Вот недавно в воспоминаниях Абкина нашел такой эпизод:"Проходя по улице Кирова, увидел толпу возле аптеки (сейчас этого здания нет, теперь на этом месте построен универмаг «Центральный»). Подошел и спросил, в чем дело, чего собрались. Мне ответили: «В аптеке спрятался шпион». «Откуда это известно?» – спросил я. «Да как же, – говорят, – у него одна шпала в петлице, а на голове пилотка. Ясно, что не знает нашей формы. Вот мы и ждем, когда он выйдет, и отправим в милицию». Зашел я в аптеку и смотрю, у окошка выдачи лекарств стоит в очереди начальник Осоавиахима, с которым мы не один год были знакомы. Подхожу к нему, поздоровались и говорю: «Поскорей получай лекарство и идем со мной, выведу, может, не тронут». А он, ничего не подозревая, смеется и говорит, что сам может выйти, ему нянька не нужна. Ну, говорю, как хочешь, а только потом пеняй на себя. Получил он лекарство и направился к выходу и тут услышал: «Ага, идет, идет, готовьтесь, ребята, брать его». Только тогда дошло до него, что я не шутил. Пришлось взять его под руку и выйти вместе с ним, провести через всю толпу. Правда, в этом был риск. Мог же кто-либо крикнуть: «Смотри – и второй с ним шпион (или диверсант), хватай их обоих»."Читать полностью: http://readr.ru/viktor-abkin-vospominaniya.html?page=3##ixzz23SIo0k97 Изменено 13 августа, 2012 пользователем vvp Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rumlin Опубликовано 13 августа, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 13 августа, 2012 у так и не выяснили,где находилась аптека,изображенная на фотоРазве? Помоему выяснили что в конце видны здания на месте площади Советской. Цитата Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов Ничего не делается к лучшему © Борис РаушенбахЛюди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
симферополец_с_63 Опубликовано 17 сентября, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2012 Стоп-кадры из кинохроники апреля 1944, советские войска вступают в освобожденный Симферополь.Что за здания на снимках и где они располагались? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rumlin Опубликовано 17 сентября, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2012 Что за здания на снимках и где они располагались?в Евпатории на Театральной площади. Цитата Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов Ничего не делается к лучшему © Борис РаушенбахЛюди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Savl Опубликовано 26 сентября, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2012 http://ic.pics.livejournal.com/labas/64933/307935/307935_original.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/labas/64933/308134/308134_original.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/labas/64933/308459/308459_original.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/labas/64933/307541/307541_original.jpgВзял здесь Цитата Я местечковый шовинист. Я искренне считаю, что Симферополь - лучший в мире город. СССР - лучшая в мире страна, Земля - Лучшая планеты Солнечной системы. А если кто-нибудь будет гнать на Солнечную систему, то я ему щупальца узлом завяжу или псевдоподии повыдёргиваю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Simfosaur Опубликовано 9 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2012 Концлагерь в совхозе "Красный", 1942 - 1944 гг.:http://www.youtube.com/watch?v=FMSqxB8f0XU Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.