Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Симферополь и Крым в Великой Отечественной


Рекомендуемые сообщения

Damaged German vehicle in the aftermath of a partisan attack, Simferopol, southern Ukraine, circa Dec 1941

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Photographs_by_Horst_Grund

other_none497 (1).jpg


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Школьное образование в оккупированном Симферополе 1941-1944 гг.

 

Д. А. Борисов,

историк-краевед, г. Симферополь

 

Немецко-фашистские войска вошли в Симферополь 1 ноября 1941 года. Их появление в городе с первых дней стало причиной трагических событий, смертей и страданий жителей Симферополя.

 

Для понимания атмосферы начала оккупации обратимся к воспоминаниям. Вот как описывает в своем дневнике эти дни симферополец Хрисанф Гаврилович Лашкевич: «2.11.1941г. По пути на службу я встречаю немецких мотоциклистов, автомобили. Валяются трупы убитых подростков, вышедших с ружьями стрелять в немецкие танки. Бедные мальчики! Они так же, как и я, верили в победу родины, иначе не подумали о том, что надо выступать с оружием в руках» [3;л.59]. О подобной жестокости оккупантов мы узнаем и из дневника Юсуфа Ибрагимова: «Через несколько дней стало известно, что везде висят повешенные люди» [4; л.102]. Вот так входили в город «носители европейской культуры».

Сразу же после вступления в Симферополь в ноябре 1941 года немцы формируют аппарат Управления. Его кабинеты располагались на ул. Салгирной (ныне ул. Кирова), 26[14]. В деле воспитания молодого поколения немцы делают главную ставку на систему образования. Кто же руководил этим процессом? В Центральном Государственном архиве АРК (ЦГА АРК) хранится фонд 156, опись 1, дело 25, в котором собраны приказы, циркуляры и директивы немецкого штаба пропаганды в Крыму об идеологической обработке населения. Именно этот штаб начал работу по формированию системы школьного образования.

 

 

 

Воспоминания жителя Симферополя У.П. Григорова рисуют нам положение школ в

первые дни ноября 1941 г.: «Все

школьные помещения были отведены воинским частям. Школьный инвентарь: парты,

столы, стулья - пошёл на топливо. Учебные пособия были выброшены в мусорные

ящики» [3,л.107].

 

В период оккупации в Симферополе выходит газета «Голос Крыма. Эта газета

являлась носителем пропагандистских идей фашистов, выходила она под контролем оккупационного

штаба пропаганды и военного командования.

 

В № 1 от 1 января 1942 г. мы находим объявление: «Отдел культуры Симферопольского городского Управления доводит до

сведения учащихся начальной и средней школы о предварительной регистрации в

период 2-10 января.

 

Регистрация проводится в помещении дома № 21 по улице Салгирной

(Кировской) улице во дворе».

 

По каким же учебникам предстоит учиться школьникам? На этот счет у немецкого

командования есть особое мнение, которое оно выражает в предписании от 22

января 1942 г.: «Городское Управление

Симферополя предлагает учащимся низших, средних и высших учебных заведений

сдать в период с 20 по 31 января все имеющиеся у них учебники, учебные пособия

и карты советского производства. Выполнение этого распоряжения совершенно

обязательно» [16]. Фашистам нечего предложить вместо советских

учебников, и только в июле 1943 года школьный подотдел Отдела культуры

предпримет безрезультатную попытку составлению учебников русского языка для

всех классов начальной школы и 5 - 7 классов средних школ

 

Как известно, в это время идут тяжелые бои в Севастополе. Возможно, поэтому

открытие школ откладывается. Только в феврале оккупационные власти публикуют

извещение в «Голосе Крыма» № 16 от 22 февраля 1942 г.: «14 февраля, с разрешения г-на Коменданта, начались занятия в одной из

намеченных к открытию в текущем учебном году начальных школ. Предложено открыть

еще 6 школ в городе и 4 в пригороде.

 

К сожалению, под школы временно отведены небольшие здания, в силу чего возможно

иметь в каждой школе по 4 отделения и охватить не более 960 из

зарегистрированных 1800 детей, обучающихся в начальной школе». В какой

же именно школе начались занятия, не указывается.

 

Исследователь обороны Севастополя Г.И. Ванеев в своей хронике героической обороны

«Севастополь 1941-1942» пишет, что январь и февраль 1942 года вошли в историю

как период относительного затишья. Так как немцы в этот момент рассредоточили

силы на двух направлениях - Керченском и Севастопольском, они были не в

состоянии начать новое наступление на Севастополь [7,с.3]. В период этого

затишья оккупанты и приступили к своей пропагандистской миссии онемечивания

жителей оккупированных районов.

 

Школа № 4 находилась на Греческой

улице, 12 (ныне — ул. Одесская, 12)

http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/sk01.jpg

 

1 марта 1942 г. в «Голосе Крыма» № 18 находим статью под громким названием

«Новая школа». И в ней опять сообщения о том, что «В ближайшие дни открывается начальная школа № 4, по Греческой

улице,12. Запись учащихся производится ежедневно с 10 до 14 ч. в помещении

школы». Сегодня здание - часть помещений Крымской епархии у

Свято-Троицкого собора по улице Одесской,12. А до революции в нем размещалась

Греческая гимназия № 1 им. К.Д. Ушинского.

 

В школах было организовано питание учеников. Например, в апреле 1942 года

публикуется сообщение: «Отделение

столовых удовлетворило ходатайство отдела культуры о снабжении местных школ для

завтраков учащихся бубликами. С этой целью ежедневно 4-й столовой будет

выпекаться 450 бубликов весом 150 граммов каждый» [19].

 

На оккупированных территориях немцы придерживались принципа «разделяй и

властвуй». Легче всего разделить население по национальному признаку, и детей

одной национальности отправить учиться в свою национальную школу. Что и делают

немцы в апреле 1942 года - открывают украинскую начальную школу в доме № 1 по

Севастопольской улице. Даже объявление об этом напечатали в «Голосе Крыма» (№20

от 12.04.1942 г.) на украинском языке. И подпись под объявлением -

«Инициативная группа учителей». Продолжение информации об учебе в украинской

школе следует 27 сентября 1942 г.: «Начала

работать 2-я украинская средняя школа. 6 классов этой школы укомплектованы

украинскими учителями. Преподавание проводится на украинском языке. Регистрация

учащихся (всех национальностей) пройдет в помещении школы (ул. Гоголевская,7)».

Были созданы также армянская и татарская школы[18; 20].

 

Украинская средняя школа № 2 (ул.

Гоголевская, 7)

 

http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/sk02.jpg

 

К сожалению, не известно, как прошла часть учебного года. На этот счет нет

никаких свидетельств и документов. Но относительно начала нового 1942-1943 учебного

года имеется распоряжение городского головы Л.С. Севастьянова, который

предложил Отделу культуры Симферопольского городского Управления предусмотреть

с начала года полный охват школьным обучением всех детей в возрасте от 7 до 12

лет[14 ].

 

По сообщению газеты «Голос Крыма», 1 сентября приступили к занятиям школы №3,

№4; украинская, татарская и пригородные школы г. Симферополя (Ново-Сергеевка,

Ново-Романовка, Жигулина Роща и Чокурча) [22]. Тем временем подотдел школ

городского Управления разработал план охвата Симферополя сетью школьных

учреждений. Этот план выглядит следующим образом: «Намечено к открытию 6 средних школ, а именно: на Красной горке, в

Рабочем поселке, в Жигулиной Роще, на Евпаторийском шоссе, на Бахчи-Эли (в

помещении школы №33), на Училищной улице (татарская средняя школа). Кроме того,

подотдел школ предполагает открыть еще одну начальную школу — в районе вокзала

и одну в районе Нового города. Обсуждался вопрос открытия школы для глухонемых»

[24].

 

В октябре 1942 года встречается первое упоминание о работе симферопольской

средней школы № 1. Располагалась она по ул. Высокой (бывш. ул. Буденного) в

доме № 14. Здание школы сохранилось до наших дней. В настоящее время здесь

находится библиотека им. Л. Толстого, а улица носит имя Крейзера. Известна

фамилия директора школы № 1, возглавлявшего ее в 1942-1944 гг. Это И. Четыркин

[25]. В октябре 1942 г. в средней школе № 1 были дополнительно открыты

параллельные классы 5,6,7 и 8 [26]. Всего их запланировано 24 вместо 20.

 

Симферопольская средняя школа № 1

(ул. Высока, 14, ныне — ул. Крейзера)

 

http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/sk03.jpg

На улице Длинной, 52 (район Красной горки) в бывшем помещении школы №15 в

октябре 1942 года открывается еще одна школа. В газете открытие школы пафосно

названо ещё одной культурной победой [27].

 

В первом полугодии функционировало только 9 начальных школ. Во втором - их

стало 12. Количество учащихся возросло с 761 человека в январе 1942 г. до 5113

человек в декабре 1942 г. Количество открытых классов во всех школах

увеличилось соответственно с 34 до 161. Отметим, что эти данные были

опубликованы в № 34 «Голосе Крыма» 20 марта 1943 г. и, возможно, сильно

преувеличены.

 

8 марта 1943 г. на Малогабаритной, № 5 открывается школа для глухонемых. В

школе обучается 15 человек, однако газета сообщила об этом только 31 марта

[29].

 

В дни оккупации немецкие власти обошлись с интеллигенцией Симферополя как и

свойственно оккупантам. В воспоминаниях У.П. Григорова читаем: «Интеллигенция

города оказалась без работы. Учителя, врачи, инженеры были вызваны биржей труда

и направлены на работы по уборке улиц» [4, л.107].

 

Школа № 9 находилась на улице, которая сейчас

 

носит мия Героев Аджимушкая (дом 7)

http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/sk04.jpg

 

После этих фактов лицемерно звучат сообщения «Голоса Крыма» о работе учителей.

Например, статья в № 16 от 22 февраля 1942 года гласит: «С большим подъемом

работают преподаватели в новых условиях, без гнета наркомпросовских чиновников.

С интересом слушают дети объяснения учительниц и прилежно занимаются. Нет и

следа прежней разнузданности, дисциплина на уроках и переменах образцовая».

 

Немецкие власти столкнулись с большой проблемой подбора учительских кадров. На

работу принимали учителей бывшей царской системы образования, которые после

революции не занимались больше преподавательской деятельностью. В донесении

Штаба пропаганды о собрании учителей 27 мая 1943 года в главе «Соображения о

линии поведения учительства в связи с положением молодежи» говорится: «Учителя

в большей части - это старые и больные люди, лишенные энергии, сломленной их

жизнью в Советском государстве. Эти учителя не стремятся ни к чему, кроме

покоя. Значительная часть учителей считается с возможностью возвращения

красных. Часть учителей настроена по-большевистски и более или менее открыто

поддерживает враждебное настроение юношества. Причина заключается в зимнем

наступлении советских войск. Директора школ удостоверяют: поведение учителей в

этот период сильно изменилось. Часть из них вела секретные беседы с учениками»

[2, л.13].

 

Далее в этом донесении читаем: «Одна учительница сказала: «Как я могу

преподавать то, что мне совершенно чуждо? Я привыкла читать Маяковского,

Горького, Шолохова». Очевидно, что идеологическая обработка немцев не достигает

цели. Оккупанты же находят причину подобного отношения учителей к работе в том,

что Отдел культуры стремился опереться на старые кадры, которые не преподавали

в советской школе, учителей времен царизма: «В одной школе работает учитель,

который 25 лет не преподавал и забыл совершенно свою профессию. Он ходит в

лохмотьях и подвергается насмешкам. Старая ворчливая учительница, которая

каждый урок вызывает к доске только одну ученицу…» [2, л.14].

 

Отдел культуры горуправы не забывает и о поощрении учителей, принявших немецкий

режим. С 22.04.1943 г. во всех учебных заведениях города начались пасхальные

каникулы, которые продолжались по 30 апреля. На время каникул 9 учителей

выехали в Дом отдыха в Алупку [32].

 

Стремление детей к знаниям сохраняется. В Симферопольской средней школе № 1 в

апреле 1943 года был организован кружок по изучению высшей математики. В него

записалось 35 выпускников, интересующихся высшей математикой. Занятиями этого

кружка руководил В.В. Лопатень, доцент бывшего педагогического института. В

кружке изучались аналитическая геометрия и математический анализ.

Предполагалось изучение механики [30].

 

Ученики школ города, помимо учебы и сельхозработ, ведут благотворительную

деятельность, выступают с концертами перед жителями: «Приказом по городскому

Управлению объявлена благодарность педагогическому персоналу и учащимся 1-й

Симферопольской средней школы за инициативу, выразившуюся в устройстве двух

благотворительных вечеров в пользу бедных города, а также за постановку в школе

художественного воспитания детей, благодаря которому среди учащихся повысился

интерес к литературе и искусству» [29] .

 

Будет еще несколько концертов учеников средней школы № 1: « Сегодня, 4 июня

1943 г. в кино «Централь» состоится спектакль-концерт, устраиваемый средней

школой № 1 с благотворительной целью. В концерте участвует хор школы, есть

номера музыки и декламации» [34].

 

Однако Штаб пропаганды недоволен поведением молодежи: уж больно трудно она

поддается немецкому воспитанию. Это можно прочитать между строк в статье от 22

марта 1943 года газеты “Голос Крыма”. В беседе с корреспондентом газеты

полицмейстер г. Симферополя указывает на то, что «особенно возмутительно

проявление распущенности и некультурности некоторой части населения,

преимущественно молодежи, получившей «образование» в комсомольском духе, во

время спектаклей и киносеансов. Свистки, крики, разговоры, шум некультурных

молодых людей или просто хулиганов мешают всем зрителям, иногда срывают

концерты. В кинотеатре нами уже введены дежурные полицейские, которым

предоставлено право тут же, в случае хулиганства или некультурного поведения,

выводить виновных из зала, подвергая их денежному штрафу и регистрации как

хулиганов».

 

Описываемый период оккупации отмечен тенденцией на привлечение школьной

молодежи к посещению кинотеатра. Для этого организуются утренники в кинотеатре

«Централь». Туда приглашали молодежь от 14 до 20 лет. Так, 23 мая 1943 года молодежи

демонстрировали фильм «Фрау Зиктра» и цветной «культурно-просветительский

фильм». Цена билета на эти утренники была 3 рубля [34]. Как зрители реагировали

на «культурно-просветительские фильмы», иллюстрируют доносы агентов, как,

например, следующее (поступило в мае 1943 г.):

 

В штаб пропаганды Крыма лично лейтенанту Фрею г. Симферополь Содержание: О

кинофильмах

 

16.03.1943 г. в кинотеатре «Централь» состоялось первое представление для

молодежи, организованное штабом пропаганды Крыма. Посетителями были в основном

дети от 7 до 12 лет, дети старшего возраста были в небольшом количестве.

Настроение перед началом сеанса радостно-напряженное.

 

Детям обещали пару веселых часов, а показали фильм, не вызывающий никакого

веселья. Этот фильм - “Король Эдельвейс” представляет собой любовную историю с

попыткой самоубийства. Многие дети скучали, а некоторые оставили зал во время

киносеанса. “Я хочу спать”, - послышался детский голосок. Лишь в конце, когда

показали стрельбу и контрабандистов, интерес возрос. Фильм скучен и не годится

для детей [2, л.7].

 

В следующем донесении читаем: «…За 19 лет не произошло ничего, чтобы

перевоспитать школьную молодежь... В то же время на школьных досках появляются

враждебные надписи, портреты фюрера разорваны и т.д.” [2, л.10]. Так школьники

принимали новый порядок.

 

Обязательное школьное обучение вводится немцами для того, чтобы иметь

подконтрольную молодежь и при необходимости вывозить её на работы в Германию.

 

15 августа 1943 г. в кинотеатре «Централь» проводится бесплатный сеанс для

молодежи с показом документального фильма «Мы видим Германию». Интересно, что в

последующих анонсах в «Голосе Крыма» фильм уже носит название «Мы едем в

Германию». Второе название сразу проясняет замысел бюро пропаганды. Ведь в

конце фильма читается доклад «Положение юношества в СССР» [43].

 

О том, как германские фильмы «завоёвывают сердца» публики, читаем у жительницы

г. Симферополя Л. Макарычевой: «Не только взрослые, но и дети возмущались этими

мерзкими, растлевающими душу картинами и часто в самом эффектном, с точки

зрения немцев, месте детвора подымала неистовый свист и топот. Благо, в зале

темно, и всех свистунов-малышей не переловишь» [31, л.120].

 

Какие же задачи ставили перед собой фашисты и их приспешники в деле обучения

молодежи? «… Говорит директор школы Татьяна Михайловна: «Воспитать ученика так,

чтобы слово учителя было для него законом, чтобы школа для него была святее

святых. Входя в школу, ученик должен отряхнуть грязь со своей одежды и со своей

души» [21] .

 

Хочется обратить внимание на методы воспитания. В основном это - использование

школьников на сельхозработах. Вот объявление из «Голоса Крыма» от 9 апреля 1942

г.: «Отдел культуры приступает к организации сельскохозяйственных работ на

пришкольных городских земельных участках силами учащихся от 12 до 15 лет. Цель

учебно-воспитательная. Урожай поступит в пользу учащихся. Желающие принять

участие должны зарегистрироваться в помещении дома № 30 по Турецкой улице». Или

вот это сообщение от 26 июня 1943 г. : « Учащиеся средней школы № 1 оказывают

большую помощь городу - все они работают на розовых плантациях. Особенно много

делают ученики пятого класса «В». Когда же дети учились?

 

И для привлечения в школы уже требуются властные распоряжения, такие как это,

от 16 августа 1942 года: «В связи с началом 1 сентября 1942 г. занятий в

народных и средних школах (1-10 классы), школьный подотдел Отдела культуры

проводит обязательную регистрацию детей и подростков с 7 до 17 лет (д. № 27 по

ул. Салгирной)».

 

Об учебе в украинской школе читаем в статье неизвестного журналиста, даже не

подписавшегося под своим творением, в «Голосе Крыма» от 2 августа 1942 г.:

«…Дети только сегодня увидели портрет Шевченко, они только сегодня узнали, кто

он такой».

 

А вот как начинается учебный 1942-1943 год в средней школе № 1:

 

«…Всем хотелось видеть помещения своих классов. Из-за отсутствия парт

расставили столы и стулья. Прибыл Городской Голова Л.С. Севастьянов» [24].

 

Начинается наступление Красной Армии по всему фронту. Немецкие войска отступают

с Кавказа. И видимо, в связи с этим каникулы в школах, как сообщает «Голос

Крыма» 15 января 1943 г., продлеваются. Второе учебное полугодие начнется с 19

января.

 

Не забыты в школьной жизни и учебные экскурсии. О них сообщает газета: «Хорошо

провели пасхальные каникулы учащиеся Симферопольской средней школы № 1. В двух

больших экскурсиях участвовало 114 учащихся. Одна из этих экскурсий посетила

известную Чокурчинскую пещеру. Вторая экскурсия была проведена в так называемые

«Дубки». Она ознакомила учащихся с весенней полевой флорой и с панорамой

крымских гор. Прогулки доставили детям большое удовольствие» [31]. Не известно,

показали преподаватели детям холмы на могилах массовых расстрелов советских

граждан 1941-1942 гг. в урочище Дубки или только знакомили с «весенней полевой

флорой и с панорамой крымских гор».

 

Обратим внимание на то, что сроки каникул регулируются военным командованием,

т.е. целесообразность и длительность каникул устанавливает не комендант, как

ранее, а штаб армии группы «А»: «На основании распоряжения Германского

Командования, летние каникулы устанавливаются с 15.07 по 31.08., а для сельских

школ с 15.06. по 31.07. Учащиеся старших классов, освобожденные от поездки в

Германию, должны посещать школу до конца учебного года, в противном случае они

не получат установленных аттестатов и свидетельств» [33].

 

То, что называется поездкой в Германию, на деле является насильственным вывозом

на работы. От них освобождали только больных или людей, работающих на

предприятиях города.

 

По сообщениям газеты «Голос Крыма», во всех начальных и средних школах

Симферопольского района с 26 мая начались экзамены. Экзамены проводились в 4-х

и 5-х классах по русскому языку (в национальных школах - по родному языку), по

арифметике и по немецкому языку. В 6-х классах помимо русского и немецкого

языка - по алгебре и естествознанию, а в седьмом - также по геометрии и физике.

В городских школах экзамены начнутся в конце июня и продолжатся до 14 июля

[36].

 

Однако обстановка на фронте для немцев складывается неблагоприятно. Советские

войска уже у ворот Крыма, и выпуск в школах нужно проводить быстро. В связи с

этим Отдел культуры 7 июля 1943 г. пересматривает ранее принятое решение:

«Приближаются экзамены в школах. Они будут проводиться только в выпускных

десятых классах. В остальных классах учащихся переводят на основании годовой

успеваемости» [41]. Экзамены начинались 9 июля 1943 года.

 

11 июля в средней школе №1 состоялся выпускной вечер, на котором учащиеся 10

классов получили аттестаты об окончании средней школы. В газете «Голос Крыма»

помещен большой репортаж об этом событии. Знаменательно, что школу почтил

вниманием необычный гость. Обратимся к страницам газеты: «В среднюю школу № 1

г. Симферополя на торжественный акт, посвященный окончанию учебного года

пригласили, много гостей. Здесь присутствовали представители Германского

военного командования, представители городского Управления во главе с

бургомистром.

 

Почетным гостем школы был генерал-фельдмаршал фон Клейст. Он запросто, в

качестве гостя присутствовал на выпускном вечере. Раздались слова русского

гимна «Коль славен наш господь в Сионе». Директор школы г. Четыркин поздравляет

выпускников с получением аттестата зрелости. Старосты выпускных классов

благодарили учителей за любовь и внимание. 50% учащихся получили похвальные

листы» [43]. Клейст в это время как командующий танковой армией группы армий

«А» отступил с Кавказа и со своим штабом находился в Симферополе. Видимо, чтобы

снять напряжение, он и заглянул в школу. Дальнейшая судьба его печальна. В 1944

году его увольняют за поражение, а после войны он был осужден советским

трибуналом как военный преступник и умер в тюрьме в 1954 году [12, с. 877].

 

На 1 сентября 1943 года в школах Симферополя насчитывается 5063 учащихся.

Однако на 14 декабря 1943 года уже 4453 учащихся. Из них 1976 мальчиков и 2474

девочки. Самих школ насчитывается 25. Педагогов во всех школах 249 человек

[45].

 

По итогам первой четверти 1943-1944 учебного года известно следующее: «В

средней школе № 1 наличные учебные планы выполнены. Успеваемость по школе равна

72%. По татарской школе № 16 есть небольшое недовыполнение учебных планов,

успеваемость 80%. В средней школе № 8 успеваемость выполнена за исключением

некоторых тем по естествознанию. Успеваемость 76%» [46].

 

Приближаются зимнии каникулы, которые были запланированы с 22 декабря 1943 г.

по 9 января 1944 г. И для проведения школьных елок городским Управлением было

отпущено на каждого ученика 1-6 классов по 40 рублей или по 4 марки (для

сравнения: килограмм тюльки стоил тогда 70 рублей). Утренники проводили в

кинотеатре “Крым-Паласт” [47].

 

В феврале 1944 г. немецкой администрацией и городским Управлением

предпринимается попытка реформы школьного образования - создание гимназий и

прогимназий, а также переход на раздельное обучение мальчиков и девочек.

Предполагалось введение формы для учащихся. Открытие гимназий было назначено на

16 марта 1944 года [48]. Затем срок открытия гимназии перенесли, из-за ремонта

помещений, на 27 марта 1944 года [49]. И только 29 марта газета сообщила об

открытии гимназии № 1 и празднике в честь этого события в городском саду [50].

 

Но всем планам профашистского Отдела образования городского Управления не

удалось свершиться, так как 13 апреля 1944 года Симферополь радостно встречал

освободителей. Красная Армия принесла освобождение жителям Симферополя, и дети

вновь пошли в родные школы.

1.ЦГА АРК. - Ф.156. - Оп.1. - Д.25.

 

2.ЦГА АРК. - Ф.156. - Оп.1. - Д.26.

 

3.ЦГА АРК. - Ф.156. - Оп.1. - Д.31.

 

4.ЦГА АРК. - Ф.156. - Оп.1. - Д.38.

 

5.Борисов Д.А. Фильмы и зрители оккупированного Симферополя (в печати)

 

6.Борисов Д.А. Фрау Луна … или какие фильмы смотрели в оккупированном

Симферополе // Крымское время. - 2001 г. - 21 августа.

 

7.Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942.- Киев: Украина, 1995.

 

8.Генов И.Г. Четыре времени года. - Москва: Военное изд-во МО СССР, 1969.

 

9.Гуркович В.Н. Оккупационный режим в Крыму.- Киев:

 

10.Козлов И.А. В крымском подполье. - Москва:Худож.лит-ра,1972.

 

11.Луговой Н.Д. Побратимы. - Киев: Изд-во политической литературы,1975.

 

12.Манштейн Эрих Утерянные победы. - СПб: АСТ, 2002.

 

13.Поляков В.Е. Улицы Симферополя.- Симферополь: Таврия, 1996.

 

14.«Голос Крыма»,1941, 12 декабря.

 

15. «Голос Крыма»,1942, 1 января.

 

16. «Голос Крыма»,1942, 22 января

 

17.«Голос Крыма»,1942, 22 февраля.

 

18.«Голос Крыма»,1942,1 марта.

 

19.«Голос Крыма», 1942,12 апреля.

 

20.«Голос Крыма»,1942, 14 августа.

 

21.«Голос Крыма»,1942, 28 августа.

 

22.«Голос Крыма»,1942, 4 сентября.

 

23.«Голос Крыма»,1942, 6 сентября.

 

24.«Голос Крыма»,1942,23 сентября.

 

25.«Голос Крыма»,1942, 25 сентября.

 

26.«Голос Крыма»,1942, 4 октября.

 

27.«Голос Крыма»,1942, 7 октября.

 

28.«Голос Крыма»,1942, 10 октября.

 

29.«Голос Крыма»,1942, 20 марта.

 

30.«Голос Крыма»,1943, 31 марта.

 

31.«Голос Крыма»,1943, 14 апреля.

 

32.«Голос Крыма»,1943, 16 апреля.

 

33.«Голос Крыма»,1943, 18 апреля.

 

34.«Голос Крыма»,1943, 7 мая.

 

35.«Голос Крыма»,1943, 22 мая.

 

36.«Голос Крыма»,1943,4 июня.

 

37.«Голос Крыма»,1943,9 июня.

 

38.«Голос Крыма»,1943,13 июля.

 

39.«Голос Крыма»,1943, 26 июня.

 

40.«Голос Крыма»,1943,30 июня.

 

41.«Голос Крыма»,1943, 2 июля.

 

42.«Голос Крыма»,1943, 7 июля.

 

43.«Голос Крыма»,1943, 9 июля.

 

44.«Голос Крыма»,1943, 18 июля.

 

45. «Голос Крыма»,1943, 14 августа.

 

46.«Голос Крыма»,1943, 22 сентября.

 

47.«Голос Крыма»,1943, 19 ноября.

 

48.«Голос Крыма»,1944, 1 января.

 

49.«Голос Крыма»,1944, 16 февраля.

 

50.«Голос Крыма»,1944, 12 марта.

 

51.«Голос Крыма»,1944, 29 марта.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

времена идут, а я не тороплюсь - коротаю дни у подножья ночи,

если кто-то вдруг твой выключил звук - посмотри в глаза и сделай громче!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну этого Полякова.


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поляков. Антропофагія – трагічна реальність партизанського руху Криму.

Реальность - была в лесу. Какая-то часть реальности отражена в документах. Документы представлены в издании Партизанское движение в Крыму (1941—42) — Симферополь, СОНАТ, 2006. — С., а также во многих работах профессиональных историков, исследователей Крыма периода Великой Отечественной, Олега Романько и Владимира Брошевана. Некоторые документы собраны в работах нынешнего директора краеведческого музея Андрея Мальгина.

 

А "труды" Полякова - это не более, чем сборники надерганных с определенной целью фактов. Реальность о его "правде", в частности - вот тут, а на форуме многое собрано здесь.

 

Сейчас, когда почти никого из участников партизанского движения Крыма первого-второго периода уже нет, а немногие оставшиеся свидетели слишком немощны для того, чтобы связываться с этим - этот "историк" может многое себе позволить. Ушли и свидетели-авторы книг, из которых Поляков подло дергает выгодные ему цитаты, Да, в лесу был страшный голод, были и расстрелы. Но что-то мне подсказывает, что если бы этот г-н попал в отряд, то расстрелять бы его не смогли, ибо просто не догнали бы.

 

Так что

Ну этого Полякова.

И я бы даже добавил куда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да не вопрос...

Я увидел инфу ... выложил сюда... на нет и суда нет...

времена идут, а я не тороплюсь - коротаю дни у подножья ночи,

если кто-то вдруг твой выключил звук - посмотри в глаза и сделай громче!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

bormaley, Борь, я понимаю. И даже если нам не всегда легко во всех этих "сенсациях" разобраться, то что тогда о молодых говорить?

 

*********************

 

А ведь г-н Поляков, по уверениию historians.in.ua, "доцент кафедри історії РВНЗ «Кримський інженерно - педагогічний університет». Получатся, всему этому он учит студентов? Стоит ли потом удивляться рассуждениям типа "если бы деды сдались - мы сейчас бы пили баварское пиво с колбасками"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пересматривала коллекцию, случайно нашла фото с подписью "Симферополь".

Где это, на Пушкинской?

сканирование0009.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может Севастопольская или Кирова


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пересматривала коллекцию, случайно нашла фото с подписью "Симферополь".

Где это, на Пушкинской?

Я извиняюсь ! Не верьте написанному. Это не Симферополь.

post-1438-007903700 1338132354_thumb.jpg

Подпись под этой была Cherson Krim Russland ~ Soldaten Wegweiser Но мы с Вами понимаем, что это снова, горячо любимый, УКАЗАТЕЛЬ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пересматривала коллекцию, случайно нашла фото с подписью "Симферополь".

Где это, на Пушкинской?

 

Этот трагический снимок сделан на Фонтанной площади (из Пушкинского скверика).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этой книге 55 лет! Помню, когда мне было лет 12, мама принесла эту книгу и сказала, приблизительно следующее:

«Мне, как подпольщице-партизанке, предложили купить эту книгу, но предупредили – к тому, что в ней написано, надо относиться осторожно, взвешенно и не всё принимать на веру!».

Книга у моих родителей не вызвала никакого интереса, они положили её на полку и забыли.

Я иногда раскрывал её, читал, но в основном, то, что касалось Крыма и Симферополя (эти страницы даже помечены).

Увидел на форуме тему обсуждения «Симферополь в ВОВ» и подумал, что форумчанам, людям не безразличным к истории нашего края,

будет интересно познакомиться с содержанием некоторых страниц этой книги, касающихся Симферополя.

Книга редкая, обратите внимание на то, что её тираж не обозначен.

Как относиться к тому, о чём в ней идёт речь, не знаю, вам судить! В.С.

post-4085-063760400 1339158213_thumb.jpg

post-4085-015854700 1339158224_thumb.jpg

post-4085-006809100 1339158242_thumb.jpg

post-4085-037757900 1339158257_thumb.jpg

post-4085-089178900 1339158270_thumb.jpg

post-4085-045085000 1339158282_thumb.jpg

post-4085-029822700 1339158294_thumb.jpg

post-4085-081906400 1339158308_thumb.jpg

post-4085-077648700 1339158317_thumb.jpg

post-4085-025584900 1339158329_thumb.jpg

post-4085-025034800 1339158337_thumb.jpg

post-4085-097536100 1339158345_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ознакомиться с текстом труда Ч. О.Диксона и О. Гейльбрунна "Коммунистические партизанские действия" — М.: ИИЛ, 1957 г. можно здесь: http://militera.lib....runn/index.html

В книге немало информации о партизанском движении в Крыму. Некоторые неточности объясняются недостатком информации, т.к. при написании работы авторы не имели доступа к советским архивам, но пользовались, в основном, материалами, которые могли быть доступны им на Западе. Однако именно этим работа и интересна.

Кроме того, заметна некоторая предвзятость авторов по отношению к советскому строю, что, несомненно, является следствием широкой антикоммунистической пропаганды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пересматривала коллекцию, члучайно нашла фото с подписью "Симферополь".

Где это, на Пушкинской?

post-2798-096933200%201338131626_thumb.jpg

Каждый день видел висельников… На Субхи и Севастопольской на столбе висел еврей, она работал в банке сторожем, на трупе было написано: «жид», «за неявку», — эти воспоминания оставил переживший оккупацию завскладом Крымского аптечного управления Илья Сирота.

http://cripo.com.ua/print.php?sect_id=9&aid=128997

За неявку в СРОК


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, кому-то будет интересно. Запись из дневника красноармейца Ехлакова А.М. 44г. (орфография автора)

 

25/IV биюкь-сюрень. ясное

утро. сплю в сарае

много блох в 7ч. пишу

дневник в 12 ч. выехал

в Симферополь в 3 ч.

в городе, уже работают

заводи, учреждения.

большой базар на

базаре большинство

предметов и продуктов

трофейних. хожу

по городу. цен. улицы:

федосеевская. севостополь.

Куибышева (за мостом

в лево) советская

где к/т большевик* и г-б.

пушкина (где музей)

(ленина) где город сад(?)

и шоссе на Ялту)

Сплю пушкина 32**

у Черного Ив. Анд.

(его жена люба доч лена

валя) Ночь бомбит

немецкий самолет р-н

пуш. ул. но все благопол

б/жерт только 1 дом разрушен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Образ русского патриота А.С. Грибоедова в профашистской газете «Голос Крыма» (8 февраля 1943 г)

 

Владимир Гуркович

 

В период Перестройки мне, тогда искусствоведу Крымских мастерских Института «Укрпроектреставрация», удалось познакомиться с газетой «Голос Крыма». Она выпускалась под эгидой «ведомства доктора Геббельса» с декабря 1941 года по апрель 44-го. Первое мое исследование, основанное на голоскрымских материалах, было опубликовано в советский период в газете «Крымский комсомолец» 8 июня 1991 года. Статья называлась «Прошлись по Кирхенштрассе, свернули на Румынскую» и была посвящена переименованию улиц Симферополя в период немецкой оккупации 1941-1944 годов.

 

Именно тогда, изучая публикации «Голоса Крыма», я воочию убедился, что это издание было направлено против всех сил, которые оказывали сопротивление гитлеровской Германии, в том числе против России и русского народа.

 

 

11 февраля 1994 года газета «Южный курьер» напечатала вторую мою статью – «Еще раз о «певце свободы», посвященную деятельности редактора газеты «Голос Крыма» (в 1942-43 годах) Александра Ивановича Булдеева. Надо отметить, что профашистская газета на всем протяжении своего существования систематически печатала материалы, которые триедино отражали правду, тенденциозность и ложь – по всем темам, начиная от мировых военно-политических и кончая крымско-бытовыми. При этом отечественные коллаборационисты позволяли себе столь неприглядные выпады против человечности – такие, которые открыто никогда не декларировали германские нацисты. Например, 23 января 1943 года была опубликована редакционная статья «Евреи в СССР», которая заканчивалась поэтическим призывом:

 

О, Господь, помяни

В день суда, как жиды злобно правили,

Погубили Россию и в плен

Нас вели, избивая,

И Сталина в Боги поставили.

О блажен и блажен,

Кто отмстит Иудее,

Кто воздаст ее злобе без страха,

Кто младенцев ее оторвет

У жидовок от груди и шеи,

И о камень их гневной рукой

с размаха

На глазах у жидов разобьет.

 

Ну и ну… Куда там творцам «Протоколов сионских мудрецов»! И серьезно: никогда дореволюционные черносотенные русские издания не опускались до столь низменного уровня.

 

Замечу, что немецких стихов газета не печатала даже в переводе. Немецкая же «проза» отличалась своей конкретикой, часто кровавой. Так, 25 декабря 1941 года газета «Голос Крыма» (формально орган Симферопольского городского управления) публикует распоряжение «Германского Верховного Командования»: население Симферополя должно сдать все продукты, превышающие четырехмесячную норму на человека – 40 кг зерна или муки, 2 кг жиров и 2 кг сахара. Концовка: «Кто… будет иметь запас продуктов, превышающий установленную норму... БУДЕТ НАКАЗАН СМЕРТЬЮ». Здесь и далее цитаты из «Голоса Крыма» даны в орфографии оригинала.

 

Куратор «Голоса Крыма» д-р Маурах без обиняков относил свое подшефное детище к категории «руководимой немцами прессы» (Г.К., 13.12.1942 г.).

 

Пожалуй, каждый номер газеты на добрую половину состоял из публикаций, созданных сотрудниками редакции и авторами – русскими соотечественниками. Эти материалы были весьма разной тематики, направленности и мастерства. Все они проходили строжайшую цензуру. Итак, открываем номер газеты от 8 марта 1942 года. Страница 3:

 

«А.С. ГРИБОЕДОВ (к годовщине смерти)

 

11 февраля 1829 года погиб великий русский писатель А.С. Грибоедов.

 

Личность автора «Горя от ума» поражает многогранностью интересов и блеском своих дарований.

 

Получив в знатной, но обедневшей дворянской семье домашнее образование, одиннадцатилетним мальчиком будущий драматург поступает в Московский университет.

 

Он оканчивает словесный, юридический факультет, а затем изучает естественные науки, математику и готовится к ученой степени доктора прав.

 

Но в то же время Грибоедова увлекает литературная работа. В сотрудничестве с известными писателями того времени (А.А. Шаховским, П.А. Катениным, Жандром) он пишет несколько комедий.

 

Наряду с этим Александр Сергеевич серьезно занимается музыкой. Он не только хороший пианист и органист; он – талантливый, инициативный композитор.

 

Музыкальная одаренность Грибоедова шлифовалась общением с такими мастерами, как Глинка, Алябьев и др.

 

Один из дошедших до нас вальсов, сочиненных писателем, предвосхищает характерные черты шопеновских вальсов.

 

Живя интересами науки и искусства, Грибоедов, как известно, являлся государственным деятелем широкого размаха. Служа в Коллегии иностранных дел, он сделал быструю карьеру, заняв под конец своей жизни ответственный пост полномочного министра-резидента в Персии.

 

По признанию самого Александра Сергеевича, он горел «пламенной страстью… к делам необыкновенным», к «замыслам беспредельным». Богато одаренный, европейски образованный, инициативный, глубоко любящий свою страну, он с мучительной горечью наблюдал дикость, варварство, отсталость России, придавленность, темноту и страдания закрепощенного народа, эгоизм и поверхностный лоск внешней образованности консервативного барства, которое держало в своих руках бразды правления.

 

Прогрессивно настроенный представитель интеллигенции передового дворянства, он жаждал деятельности, которая способствовала бы европеизации всех сторон жизни России как хозяйственной, политической, так и культурной.

 

С горчайшим сарказмом относился Грибоедов к быту, нравам, устаревшим идеалам отсталого барства, тормозившего Россию в ее движении вперед.

 

«Какой мир! Кем населен! И какая его дурацкая история!» – восклицает Грибоедов в письме к своему другу Вегичеву.

 

Он жаловался на обуревавшие его мрачные мысли и «пустоту душевную». «Мучение, – писал он в другом письме, – быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов»… [именно так — ред.] «в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов».

 

Грибоедов остро и тяжело переживал конфликт с окружающей его крепостнической действительностью. Вот эту то, крайне типичную для передовой интеллигенции того времени, [запятая — ред.)] драму он отразил в своей замечательной комедии «Горе от ума», которая первоначально так и называлась – «Горе уму». Автор прекрасно понимал сущность своего произведения. О Чацком он писал Катенину: «Этот человек в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

 

Беспощадно острым пером обрисовал драматург общество московского барства. Тут и самодовольная ограниченность преуспевающего карьеризма и бесцеремонный цинизм открытого бюрократизма и протекционизма (Фамусов, Скалозуб и др.). Тут и добровольное холопство, пресмыкательство и самоуничижение во имя служебных выгод. Что стоят известные правила жизни Молчалина:

 

«Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

 

Тут и жизненная злобность ко всему передовому, открытый обскуратизм, требования, «чтоб грамоте никто не знал и не учился». Тут и пошлость интересов, и низменность идеалов, и внешнее, показное западничество (гости).

 

И все это дано с таким знанием быта, с таким проникновением в нравы, что обличительная картина невольно пленяла своей наглядной убедительностью, характерной для полотна самого высокого реализма.

 

Фигура Чацкого, который несет в себе «мильон терзаний», живет на сцене пафосом отрицания. Известный монолог «А судьи кто?»... [именно так. — ред.)] накален пламенным негодованием против крепостничества.

 

Чацкий провозглашал новые для того времени оценки человеческой личности и ее поведения. Он звал зрителя «… в науки вперить ум, алчущий познаний», возбуждать в себе жар «к искусствам творческим, высоким и прекрасным». Он рад был «служить» делу, а не «прислуживаться» лицам.

 

Одним словом, комедия Грибоедова правильно и глубоко отражала современную ей русскую действительность и поднимала злободневные вопросы общественной мысли.

 

Для того времени, когда на русской сцене господствовала французская мелодрама, ведевили [именно так. — ред.)] и их переделки, комедия Грибоедова поражала своим смелым повествованием и остротой прогрессивной мысли.

 

Пьесу не позволили не только ставить на сцене, но и печатать. Законченная в 1823 году, она была поставлена на сцене лишь в 1831 году, напечатана в 1862 году.

 

Но и неопубликованная в печати комедия «Горе от ума» принесла ее автору неувядаемую и широкую славу. По свидетельству современников, комедия жадно заучивалась наизусть, переписывалась в тысячах экземплярах и во множестве расходилась по всей России.

 

«Московский телеграф» писал о «Горе от ума»: «Бывал ли у нас пример еще более разительный, чтоб рукописное сочинение сделалось достоянием словесности, чтоб о нем судили, как о сочинении, известном всякому, знали его наизусть, приводили в пример, ссылались на него, и только в отношении к нему не имели надобности в изобретении Гуттенберговом».

 

Поражали не только рельефная бытопись и лиризм комедии, поражало ее речевое оформление, живой разговорный стих.

 

Пушкин так писал об этой стороне пьесы: «…о стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу». Предсказание исполнилось. Русская речь пестрит целыми фразами из пьесы Грибоедова. Эти фразы произносят даже не читавшие знаменитой комедии. Кто не слыхал, кто не произносил известных выражений: «Счастливые часов не наблюдают», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Подписано, так с плеч долой», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок».

 

Литературное наследство Грибоедова включает в себе [так: е — ред.)] несколько комедий, стихи и прозу. Но все это обычно не помнится. После знаменитой комедии драматургу не удавалось реализовать ни одного из намеченных замыслов.

 

В 1825 году, будучи в Крыму, где писатель надеялся использовать досуг для творчества, он писал из Симферополя Бегичеву: «Ну, вот, почти три месяца провел я в Тавриде, а результат – нуль. Ничего не написал. Не знаю, не слишком ли я от себя требую. Умею ли писать? Право, для меня все это загадка. Что у меня с избытком что сказать, за это ручаюсь. Отчего же я нем? Нем, как гроб!»

 

В памяти потомства Грибоедов остался автором только одной пьесы. Но эта пьеса – бессмертная комедия «Горе от ума».

 

Григорий Сергеев».

 

Мое исследование о статье «А.С. ГРИБОЕДОВ (к годовщине смерти)» будет рассматриваться в двух аспектах: литературоведческом и в контексте всех материалов, которые публиковала газета «Голос Крыма», в частности, в номере от 8 февраля 1942 года.

 

 

Первый аспект. Литературоведческий

 

С этой статьей я ознакомился двадцать лет назад, и первые собственные ощущения соответствовали моим школьным представлениям о А.С. Грибоедове. «Горе от ума» мы проходили на уроках русской литературы в десятом классе, в 1961-62-м учебном году в 14-й средней школе города Симферополя.

 

Нашим преподавателем была Лидия Алексеевна Малова. Мы ее уважали в силу многих причин и, в частности, потому, что она действительно участвовала в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, в том числе на территории Германии. Пожалуй, кроме тезиса о «европеизации всех сторон жизни России» Лидия Алексеевна рассказывала нам о Грибоедове идентично трактовке Григория Сергеева. При этом по многим вопросам искусства, литературы, культуры и быта Европы Лидия Алексеевна была очень высокого мнения. О чем она говорила нам, советским школьникам, совершенно прямым и открытым текстом.

 

В феврале нынешнего года я обратился к министру образования, науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым Виталине Алексеевне Дзоз и к заведующему кафедрой русской и зарубежной литературы Таврического национального университета им. В.И. Вернадского профессору В.П. Казарину с просьбой оказать содействие в организации независимых литературоведческих экспертиз данной публикации.

 

По поручению министра В. А. Дзоз доктор филологических наук, профессор кафедры филологии Крымского республиканского института последипломного педагогического образования Оксана Владимировна Резник сделала экспертное заключение. Публикуется с некоторыми сокращениями:

 

«В ряде последних исследований грибоедоведов отмечаются маршруты следования классика по полуострову, уточняется его мироощущение и творческое настроение, которое он испытывал в Тавриде. Однако ни в одном каталоге, библиографическом списке по изучению биографии А.С. Грибоедова данная публикация не встречается. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что введение статьи «А.С. Грибоедов (к годовщине смерти)», автор – Григорий Сергеев (С.Ф. Гаврилов) в научный оборот позволит заполнить лакуну в отечественной историографии и источниковедении, которые связаны с биографией писателя-классика.

 

В то же время концептуально данная статья представляет интерес как показатель определенной культурной ситуации периода оккупации (1941-1944 гг.). На территории Крыма, во многом воспринимаемой новой властью как потенциальный курорт и элитный район, выходит статья, достаточно традиционно представляющая биографию и значение для русского общества творческого наследия А.С. Грибоедова. Следует подчеркнуть, что, за исключением технических недочетов (опечаток, неточностей, например, адресат письма А.С. Грибоедова на первой странице назван Вегичевым, а на последней – Бегичевым, что и соответствует действительности, и т.п.), идея статьи ничем принципиально не отличается от позиции, изложенной ранее в классической работе И.А. Гончарова «Мильон терзаний», т.е. в ней нет каких-либо тематических или стилистических ограничений, которые характерны для изданий, выходящих в условиях смены власти и цензуры…

 

Считаем публикацию статьи «А.С. Грибоедов (к годовщине смерти)», автор- Григорий Сергеев (С.Ф. Гаврилов) интересной и актуальной».

 

Историко-филологическая экспертиза на кафедре русской и зарубежной литературы ТНУ им. В.И. Вернадского была проведена кандидатом филологических наук, доцентом Н.Д. Жуковой. Ответ за подписью профессора В.П. Казарина (приводится в сокращении):

 

«Очерк написан специалистом, хорошо знающим жизнь и творчество великого русского писателя, владеющим ярким литературным языком. Основные положения данной статьи отвечают научному взгляду на жизнь и творчество автора «Горя от ума» 30-х годов ХХ века.

 

Очерк сохраняет значение популярной статьи даже для современного читателя».

 

 

Некоторые собственные дополнения и замечания.

 

1. Автор статьи в газете «Голос Крыма» выступает под псевдонимом «Г. Сергеев». У него есть немало публикаций в других номерах под этим псевдонимом и под другими – «В. Фёдоров» и «С.Г.». Настоящая фамилия автора – Гаврилов С.Ф.

 

2. Статья написана к годовщине смерти А.С. Грибоедова 30 января (11 февраля) 1829 года. Он погиб на дипломатическом посту во время защиты здания русской миссии в Тегеране от нападения мусульманских фанатиков или иранских, как сейчас говорят, экстремистов. Убийство российского министра-резидента при персидском шахе и других членов миссии было грубейшим нарушением норм и правил неприкосновенности по отношению к иностранным дипломатическим представительствам. Но в статье ни слова об обстоятельствах смерти.

 

3. Пожалуй, следует объяснить фразу из рецензии профессора О.В. Резник, где она говорит о том, что новая власть воспринимала Крым «как потенциальный курорт и элитный район». Сейчас мы знаем, что Крым после разгрома Советского Союза должен был войти неотъемлемой частью в состав Третьего рейха под названием Готенланд – Страна готов. Основание: в III веке остготы, предки современных германцев, обосновались на Крымском полуострове, поэтому Крым – исконно германская территория.

 

 

Второй аспект. Статья в контексте

Статью в газете «Голос Крыма» следует рассматривать в контексте времени и места ее публикации. Зима 1942 года. Уже полгода полыхала война. Колоссальные людские потери Красной Армии. Немцы остановлены под Москвой. Агрессором захвачена огромная территория нашего Отечества, на которой был установлен жесточайший оккупационный режим, так называемый «новый порядок». Непрерывные бои идут под Севастополем и на Керченском полуострове. Уже были уничтожены все евреи, крымчаки и цыгане… Действовала система заложников. 15 января 1942 года газета «Голос Крыма» опубликовала обращение комендатуры города Симферополя к мирному гражданскому населению: «Убийство одного лишь германского солдата красной сворой будет караться смертью многих из вас». Это было настоящим «нового порядка».

 

И несколько слов о будущем. 29 января 1942 года «Голос Крыма» публикует статью «Перестройка на Востоке», где цитируется выступление Гитлера в Мюнхене: «Это будет настоящим спасением для Европы, когда только исчезнет опасность с Востока, то и все плодородие этой земли будет к услугам всей Европы».

 

Радуйтесь, славяне, освобожденные Адольфом Гитлером от «коммунистического ярма»!

 

Илья Эренбург в своих мемуарах «Люди. Годы. Жизнь» вспоминает: «Мне прислали «Народный календарь, спутник сельского хозяйства», его издали на русском языке немцы для захваченных областей. Каждый день тогда я прочитывал страшные документы – о зверствах, садизме, о стремлении фашистов не только разорить, но и унизить наш народ. Что по сравнению с приказами Гитлера какой-то дурацкий календарь? Но как порой бывает – возмущает деталь; я разозлился, выписал «памятные даты»: «Январь. 12-е – рождение Геринга и Розенберга, 29-е – рождение Чехова. Февраль. 10-е – смерть Пушкина, 23-е – смерть Хорста Весселя, 24-е – годовщина провозглашения Гитлером программы национал-социалистической партии, 26-е – смерть Шевченки» и так далее».

 

Эти строки Ильи Григорьевича подсказали мне идею. И я решил дать статью о Грибоедове в контексте наиболее характерных материалов из газеты «Голос Крыма» от 8 февраля 1942 года. Подчеркиваю, только из одного конкретного номера.

 

Передовая статья «Большевики и право». Без авторства. По большому счету реально отражает положение дел в СССР. Такие статьи были в период Перестройки (Горбачёва). И сейчас есть. Концовка статьи: «Лживое, жестокое и в то же время глубоко элементарное законодательство, жалкая наука, безграмотный и развращенный суд – таковы реальные явления советской правовой действительности, которые навеки отвратили от большевиков народ».

 

На первой странице и других – информация об успешных боевых действиях германской армии на Восточном фронте, в Северной Африке. Результативные бомбардировки Англии и острова Мальта. Германские подводные лодки топят вражеские корабли у берегов Северной Америки.

 

Некто А. Руссов в статье «Кто виноват?» пишет: «В последнее время против германской армии ведется пропаганда по поводу продовольственных затруднений, возникших в Крыму. Безымянные агитаторы, действующие по секретным приказам Сталина, распускают слухи о том, что недоедание среди части крымского населения возникло по вине немцев… Продукты питания, в которых ощущается столь острая нужда, сосредоточены теперь у партизан в горах и в лесах. Там находятся десятки тысяч тонн муки, картофеля, круп, сахару, керосину и прочих продуктов, награбленных у населения большевиками при отступлении.

 

Пока бесчинствуют в горах партизаны, пока красная армия совершает свои, хотя и неудачные атаки на побережье Крыма, продовольственные затруднения существовать будут».

 

Квинтэссенция статьи: «Большевики были и остаются нашими заклятыми врагами. Мы не должны ни на минуту забывать этого, мало того, мы обязаны в интересах спасения родины выйти из состояния обывательского нейтралитета по отношению к большевикам и партизанам.

 

Пора переходить на путь активного содействия Германской армии и ее союзникам – румынам в их священной войне с красными варварами».

 

Редакционные материалы об англо-советских переговорах в Москве: «Замечательно следующее: оевреившаяся английская плутократия, будь то политики, как Иден или Черчилль, или князья церкви, как архиепископ Кентерберийский, объявляют себя солидарными с убийцей Сталиным и бессовестно отдают культуру Старого Света идущим к упадку большевистским бестиям.

 

Какое счастье, что Фюрер вовремя выступил против этой опасности и что она стала известной большей части европейских народов».

 

Далее вроде бы нейтральные материалы о жизни в Германии: «Германская высшая школа во время войны». Здесь сообщается, что «в Мюнхенской высшей школе обучение происходит без перебоев, несмотря на большое число призванных студентов». Последние «от времени до времени получают отпуск для продолжения образования. Таким образом, они не прекращают своих занятий…».

 

Или: «Заслуживающие внимания результаты немецких стоматологов по лечению кариеза». Здесь же – о больших достижениях германской земледельческой техники.

 

Есть и отечественный, смоленский материал о надежде на будущее: «…русский крестьянин знает, что его ждет собственная земля».

 

Следует список переименованных улиц Симферополя. Понятно, что переименованы улицы, названные именами большевиков, а также Пионерская, Октябрят, Пограничников, Красных подпольщиков, Колхозный переулок. Сюда же попал и Коммунальный переулок. Вероятно, инициаторам искоренения большевистского наследия здесь померещился призрак Парижской коммуны. Даже улица Пугачёва, который ни к коммунистам, ни к евреям не имел никакого отношения, была переименована в Кирхенштрассе, т.е. в Церковную улицу. Примечательно, что новые названия сначала давались в немецкой транскрипции, а потом – по-русски.

 

Ну, и конечно, через всю газету ударно проходят антиеврейские материалы, от Венгрии до Сингапура. И даже из далекой Японии: «Антиеврейская демонстрация в Токио». Концовка: «…была принята резолюция, заявляющая об осуждении всем японским народом еврейских стремлений к мировому господству».

 

Особо надо отметить смехотворно-корявый русский язык тех статей и публикаций, которые были механически переведены с немецкого оригинала. Например: «США вызвали… войну с Германией, Италией и Японией». Или: призванные в армию студенты «от времени до времени получают отпуск». Или – примитивная калька с немецкого: виновный «будет наказан смертью».

 

 

Заключение. Понятно, что любая статья в газете «Голос Крыма» может быть рассмотрена в контексте времени публикации. Газета издавалась немецкими нацистами с четкой и определенной целью – сделать все, чтобы деморализовать и подчинить себе население на оккупированной территории Советского Союза, внушить ему мысль о непререкаемом величии Германии, неизбежности ее победы в мировой войне и несокрушимости владычества «нового порядка» Тысячелетнего рейха.

 

Упоминаемая нами статья о А.С. Грибоедове, пожалуй, единственная в своем роде – она была опубликована в оккупационной газете, которая издавалась в столице Крыма, в полусотне (!) километров от советского фронта, проходящего по предгорьям Севастополя.

 

Также стоит подчеркнуть, что статья была напечатана в городе, который после победного для гитлеровцев окончания войны должен был быть наречен новым именем – Готенбург – Город готов. Крым же победители планировали заселить, как историческую землю германских племен, настоящими арийцами, в том числе земляками Гитлера – австрийцами. В Берлине все было решено в стратегическом масштабе в самом начале войны.

 

Однако в 1942 году, исходя из тактических соображений, специалисты министерства пропаганды Германии на всей оккупированной территории России и, в частности, в Крыму допускали дозированные публикации материалов о русской культуре и ее выдающихся представителях. Публикации на эту тему были разные, в том числе нейтрально-позитивные, в целом понятные и традиционные для среднестатистического русского человека. Типичной статьей данной категории является публикация о А.С. Грибоедове в газете «Голос Крыма» в номере от 8 февраля 1942 года.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

На афишах театра числа 18 и 20 и вероятнее всего "апреля".

Яблонский.jpg


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

После долгого перерыва решил зайти на ваш форум.Обратил внимание,что в прошлом году так и не выяснили,где находилась аптека,изображенная на фотоhttp://i.piccy.info/i7/ce8c7515c67c08c917a97a6548c18838/4-44-154/37053878/80fce27ea3_240.jpghttp://i.piccy.info/a3/2012-08-13-19-07/i7-3359321/204x240-r/i.gif

.Вот недавно в воспоминаниях Абкина нашел такой эпизод:

"Проходя по улице Кирова, увидел толпу возле аптеки (сейчас этого здания нет, теперь на этом месте построен универмаг «Центральный»). Подошел и спросил, в чем дело, чего собрались. Мне ответили: «В аптеке спрятался шпион». «Откуда это известно?» – спросил я. «Да как же, – говорят, – у него одна шпала в петлице, а на голове пилотка. Ясно, что не знает нашей формы. Вот мы и ждем, когда он выйдет, и отправим в милицию». Зашел я в аптеку и смотрю, у окошка выдачи лекарств стоит в очереди начальник Осоавиахима, с которым мы не один год были знакомы. Подхожу к нему, поздоровались и говорю: «Поскорей получай лекарство и идем со мной, выведу, может, не тронут». А он, ничего не подозревая, смеется и говорит, что сам может выйти, ему нянька не нужна. Ну, говорю, как хочешь, а только потом пеняй на себя. Получил он лекарство и направился к выходу и тут услышал: «Ага, идет, идет, готовьтесь, ребята, брать его». Только тогда дошло до него, что я не шутил. Пришлось взять его под руку и выйти вместе с ним, провести через всю толпу. Правда, в этом был риск. Мог же кто-либо крикнуть: «Смотри – и второй с ним шпион (или диверсант), хватай их обоих»."

Читать полностью: http://readr.ru/viktor-abkin-vospominaniya.html?page=3##ixzz23SIo0k97

Изменено пользователем vvp
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у так и не выяснили,где находилась аптека,изображенная на фото

Разве? Помоему выяснили что в конце видны здания на месте площади Советской.


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Стоп-кадры из кинохроники апреля 1944, советские войска вступают в освобожденный Симферополь.

Что за здания на снимках и где они располагались?

post-2123-008370700 1347886421_thumb.jpg

post-2123-042350600 1347886431_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за здания на снимках и где они располагались?

в Евпатории на Театральной площади.


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

http://ic.pics.livejournal.com/labas/64933/307935/307935_original.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/labas/64933/308134/308134_original.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/labas/64933/308459/308459_original.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/labas/64933/307541/307541_original.jpg

Взял здесь

Я местечковый шовинист. Я искренне считаю, что Симферополь - лучший в мире город. СССР - лучшая в мире страна, Земля - Лучшая планеты Солнечной системы. А если кто-нибудь будет гнать на Солнечную систему, то я ему щупальца узлом завяжу или псевдоподии повыдёргиваю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...