Скрытый текст
Комментируя Блумбергу визит Цукерберга в Россию, Павел Дуров сказал: “мы не чувствуем необходимости защищать от них свой местный рынок. Вопрос скорее в том, сможет ли Facebook удержать гегемонию в мире”.
Кроме того, вчера вышло новое мобильное приложение ВК, “ориентированное на западный рынок”.
На что рассчитывает ВК в борьбе с Фейсбуком на мировой арене? Под таковой подразумевается, похоже, в первую очередь Запад, и в первую очередь Европа. Говоря о лидерстве компании в России, многие считают его причинами своевременный выход на рынок, знание некоей местной специфики – всё это, конечно, в случае захвата мира помочь не сможет.
ВКонтакте – компания очень своеобразная, и отличительные особенности этой социальной сети почти все – противоречивы, имеют две стороны и могут считаться как достоинствами, так и недостатками. Рассмотрим их поподробнее на пример того, как они могут помочь – или помешать – в походе на Запад.
1. Нелегальный контент.
Первое и главное, на что указывают противники ВКонтакте. Казалось бы, правообладатели только и ждут момента, чтобы налететь и растерзать. Но практика показывает, что ВК не против того, чтобы договариваться с правообладателями, а последние – не против того, чтобы идти навстречу. В разделах с музыкой и видео ВКонтакте не показывает пользователям рекламу, а в своих медиакитах утверждает, что потребление контента не является главным, на что тратят время пользователи.
Сторонники ВКонтакте тоже отмечают его “пиратскую” сущность, но уже как достоинство. Благодаря возможности для пользователей загружать контент, в соцсети можно найти любую музыку – в том числе совсем узконишевую, субкультурную, владельцы прав на которую как раз хотят ее распространения. ВКонтакте не будет, как Youtube, блокировать ваше совершенно честное хоум-видео с шашлыков за то, что в щебете лесных птиц ему послышались отзвуки защищенной правами композиции.
2. “Живая” поддержка.
Известно мнение Марка Цукерберга о том, что всё немасштабируемое должно быть изгнано. В том числе, такой формат поддержки, когда специально обученные живые люди отвечают на письма пользователей. Facebook, как и Google, пытается решать проблему поддержки форумом для пользователей, где 99% процентов сообщений остаются гласом вопиющего в пустыне.
ВКонтакте, напротив, попытался превратить свою поддержку в мем, обучив сотрудников отвечать весело и творчески даже на “бесполезные” вопросы. Скриншоты переговоров с саппортом одно время были очень популярны. Конечно, расширение рынка поставит задачу поиска англоязычных сотрудников саппорта и увеличение ресурсов на его содержание. Но ВКонтакте вполне способен на это пойти.
3. Нетрадиционный подход к коммуникации.
Коммуникации со всеми: партнерами, СМИ, собственными пользователями, правительством. Европейский бизнесмен делает всё как положено. Соблюдает деловую этику. Носит галстук и вежливую улыбку. Тем временем, в России Владислав Цыплухин может поссориться с “Ведомостями”, Илья Перекопский может выгнать участника рынка с конференции, обозвав его уголовником, Павел Дуров может вешать матерные картинки в Твиттере, посылать собаку ФСБ и троллить тогда-еще-президента Медведева на почве любви того в Цукербергу.
Тут опять же ничего не известно. Дуров и Перекопский ради завоевания Америки, наверное, могут и надеть галстуки. А могут не надеть. И Америке вполне может понравиться их неформальный подход. А может и не понравиться. Уж кому точно понравится общительность парней из ВК, склонность к срыванию покровов и внезапным откровенностям – так это прессе. Что, сами понимаете, только на руку.
4. Ненапряжённая монетизация.
Пока ВКонтакте не вышел на IPO, он может не беспокоиться о курсе акций. Судя по всему, проблема заработка стоит перед этим стартапом не очень остро. Поэтому компания может себе позволить показывать меньше рекламы, жёстче ее модерировать и вовсе не показывать в англоязычном интерфейсе.
Однако, не совсем очевиден ответ на вопрос – а насколько на самом деле реклама мешает пользователям? Действительно ли им важно, мало ее или много? Может быть, осаждаемые интернет-маркетингом гораздо сильнее россиян западные пользователи давно к нему привыкли и даже втянулись?
Но если ВКонтакте займет заметные позиции на развитых рынках, компании начнут искать там интересные для себя инструменты продвижения. Найдут ли они их? Пойдет ли ВК им навстречу? Как отношения с брендами повлияют на рост популярности социальной сети? Ответа на эти вопросы я не знаю.
Однако, с некоторой группой западных брендов ВКонтакте уже начал активно работать. Это музыканты. В соцсети появились аккаунты The Prodigy, Armin van Buuren, Sophie Ellis-Bextor. Эти аккаунты не просто созданы – они ведутся, обновляются, видимо, пиарщиками самих звёзд.
5. Мобильная свобода.
Обе компании понимают важность мобильных продуктов, обе видели статистику роста захода с мобильных телефонов, обе компании очень хотят делать красивые и быстрые приложения для пользователей смартфонов. Но у ВКонтакте оно пока как-то быстрее и красивее.
Хотя, главное не в этом. У Facebook стоит задача срочно, немедленно монетизировать мобильные продукты. Так или иначе запихнуть рекламу на небольшие экраны и заставить ее показываться на не всегда быстрых соединениях. ВК может позволить себе этого не делать
6. Расширение горизонтов
В стратегии ВКонтакте гораздо сильнее видно желание дать людям инструменты для исследования окружающей Вселенной и расширения собственного мира. Летом прошлого года ВКонтакте убрал возможность скрывать список друзей – Павел Дуров объяснил, что пользователи должны иметь возможность находить новые контакты, исследуя друзей своих друзей.
В то же время Facebook постоянно настаивает на том, чтобы ты френдил только людей, с которыми знаком в реальной жизни. Если ты добавил в друзья популярного блоггера, а он, не мысля зла, нажал кнопку “я не знаю этого пользователя”, тебе могут заблокировать опцию добавления друзей на несколько дней и отправить читать правила сервиса.
ВКонтакте показывает в специальных вкладках рекомендуемые посты пользователей, которые не в друзьях, обсуждаемые новости СМИ, рекомендуемые страницы. Facebook отправляет в общую ленту автоматические уведомления о том, какую статью или видео открывали друзья. Кстати, скоро, возможно, перестанет. Seamless sharing не пошёл. Неудивительно – было ощущение, что цель его не в том, чтобы посоветовать пользователю интересный текст, а в том, чтобы помочь приложениям набрать больше подписчиков.
Наконец, у ВКонтакте есть поиск по текстам и комментариям на всём сайте. Поиск Facebook… ну, вы знаете.
Казалось бы, что делает это замечательное качество ВКонтакте в списке противоречивых черт? У него есть и тёмная сторона: паблики. Группы, на которые пользователи подписываются, чтобы получать в ленту тонны анекдотов, мудрых цитат великих людей, комиксов, демотиваторов, леденящего мракобесия “научных фактов”.
Причина их появления скорее всего в том, что ВКонтакте не мешает продавать в них рекламу. Но в Facebook подобный тип контента продуцируют коммерческие страницы, которым нужно минимум три поста в день, хоть застрелись. И местный edge rank их считает достойными включения в “Популярные новости”, даже если там пара лайков и ни одного – от моих друзей. То есть, и там заинтересованная сторона есть. Но такой вакханалии не наблюдается. Во ВКонтакте я несколько раз подписывалась на развлекательные сообщества, но отписывалась уже через несколько минут: людей в ленте переставало быть видно.
Не исключено, что самопозиционирование ВК как места, где можно не только смотреть фотки и писать сообщения, но и слушать музыку, искать новых людей и читать статьи, действительно способствует спросу на контент. Если это так, то сотрудничество ВКонтакте со СМИ на рынках разных стран может стать для него еще одним источником роста.
7. Водка-матрёшка-Путин
ВКонтакте – российская компания, по крайней мере, пока. Поэтому для европейца он может оказаться и притягательной экзотикой, и объектом паранойи. Если Facebook сотрудничает с ФБР, ВКонтакте по-любому связан с КГБ! К счастью, любителей экзотики среди массового пользователя гораздо больше, чем любителей думать о том, что происходит с их данными.
Помимо спорных, у ВКонтакте есть ряд однозначных достоинств, которые могут помочь стать если не сменой, то веской альтернативой Facebook на Западе. Это и подход к организации труда – постоянные мелкие и крупные нововведения, способность быстро реализовать появившуюся идею, следование джобсовской мысли, что пользователь сам не знает, что ему нужно, поэтому не надо его спрашивать и слушать, нужно думать самому и диктаторски вводить правильные решения. Это и обостренное эстетическое чувство, которое заставляет “вылизывать” кнопки, иконки и тексты, запрещать в рекламе обращение на “ты”. И ряд функций, которые есть в ВК и отсутствуют в ФБ. Есть и недостатки.
Хочется, конечно, чтобы созданная в России компания стала глобальной и потеснила Фейсбук. Но пользователи приходят в социальную сеть не потому, что у нее поиск лучше, а основатель троллит в Твиттере. Они приходят туда, где есть их друзья. Уже примерно виден инструмент, которым ВКонтакте будет решать эту проблему: знаменитости. Про музыкантов мы уже упоминали; аккаунт в ВК вполне могут завести Джек Дорси, Джимми Уэйлз и другие заграничные друзья Дурова.
Вторая глобальная проблема – это то, что СМИ постоянно называют ВКонтакте “клоном Фейсбук”. Зачем простому пользователю yet another facebook? Он не будет регистрироваться только для того, чтобы проверить, действительно ли клон. Каким образом Дуров и компания собираются решать эту проблему – даже представить себе не могу. Разве что, общением с колумнистами из популярных IT-изданий. Приглашал же Яндекс Аткинс-Крюгера из Search Engine Journal, после чего тот опубликовал ряд интересных, подробных статей про то, насколько Яндекс не клон Google.
Кроме того, вчера вышло новое мобильное приложение ВК, “ориентированное на западный рынок”.
На что рассчитывает ВК в борьбе с Фейсбуком на мировой арене? Под таковой подразумевается, похоже, в первую очередь Запад, и в первую очередь Европа. Говоря о лидерстве компании в России, многие считают его причинами своевременный выход на рынок, знание некоей местной специфики – всё это, конечно, в случае захвата мира помочь не сможет.
ВКонтакте – компания очень своеобразная, и отличительные особенности этой социальной сети почти все – противоречивы, имеют две стороны и могут считаться как достоинствами, так и недостатками. Рассмотрим их поподробнее на пример того, как они могут помочь – или помешать – в походе на Запад.
1. Нелегальный контент.
Первое и главное, на что указывают противники ВКонтакте. Казалось бы, правообладатели только и ждут момента, чтобы налететь и растерзать. Но практика показывает, что ВК не против того, чтобы договариваться с правообладателями, а последние – не против того, чтобы идти навстречу. В разделах с музыкой и видео ВКонтакте не показывает пользователям рекламу, а в своих медиакитах утверждает, что потребление контента не является главным, на что тратят время пользователи.
Сторонники ВКонтакте тоже отмечают его “пиратскую” сущность, но уже как достоинство. Благодаря возможности для пользователей загружать контент, в соцсети можно найти любую музыку – в том числе совсем узконишевую, субкультурную, владельцы прав на которую как раз хотят ее распространения. ВКонтакте не будет, как Youtube, блокировать ваше совершенно честное хоум-видео с шашлыков за то, что в щебете лесных птиц ему послышались отзвуки защищенной правами композиции.
2. “Живая” поддержка.
Известно мнение Марка Цукерберга о том, что всё немасштабируемое должно быть изгнано. В том числе, такой формат поддержки, когда специально обученные живые люди отвечают на письма пользователей. Facebook, как и Google, пытается решать проблему поддержки форумом для пользователей, где 99% процентов сообщений остаются гласом вопиющего в пустыне.
ВКонтакте, напротив, попытался превратить свою поддержку в мем, обучив сотрудников отвечать весело и творчески даже на “бесполезные” вопросы. Скриншоты переговоров с саппортом одно время были очень популярны. Конечно, расширение рынка поставит задачу поиска англоязычных сотрудников саппорта и увеличение ресурсов на его содержание. Но ВКонтакте вполне способен на это пойти.
3. Нетрадиционный подход к коммуникации.
Коммуникации со всеми: партнерами, СМИ, собственными пользователями, правительством. Европейский бизнесмен делает всё как положено. Соблюдает деловую этику. Носит галстук и вежливую улыбку. Тем временем, в России Владислав Цыплухин может поссориться с “Ведомостями”, Илья Перекопский может выгнать участника рынка с конференции, обозвав его уголовником, Павел Дуров может вешать матерные картинки в Твиттере, посылать собаку ФСБ и троллить тогда-еще-президента Медведева на почве любви того в Цукербергу.
Тут опять же ничего не известно. Дуров и Перекопский ради завоевания Америки, наверное, могут и надеть галстуки. А могут не надеть. И Америке вполне может понравиться их неформальный подход. А может и не понравиться. Уж кому точно понравится общительность парней из ВК, склонность к срыванию покровов и внезапным откровенностям – так это прессе. Что, сами понимаете, только на руку.
4. Ненапряжённая монетизация.
Пока ВКонтакте не вышел на IPO, он может не беспокоиться о курсе акций. Судя по всему, проблема заработка стоит перед этим стартапом не очень остро. Поэтому компания может себе позволить показывать меньше рекламы, жёстче ее модерировать и вовсе не показывать в англоязычном интерфейсе.
Однако, не совсем очевиден ответ на вопрос – а насколько на самом деле реклама мешает пользователям? Действительно ли им важно, мало ее или много? Может быть, осаждаемые интернет-маркетингом гораздо сильнее россиян западные пользователи давно к нему привыкли и даже втянулись?
Но если ВКонтакте займет заметные позиции на развитых рынках, компании начнут искать там интересные для себя инструменты продвижения. Найдут ли они их? Пойдет ли ВК им навстречу? Как отношения с брендами повлияют на рост популярности социальной сети? Ответа на эти вопросы я не знаю.
Однако, с некоторой группой западных брендов ВКонтакте уже начал активно работать. Это музыканты. В соцсети появились аккаунты The Prodigy, Armin van Buuren, Sophie Ellis-Bextor. Эти аккаунты не просто созданы – они ведутся, обновляются, видимо, пиарщиками самих звёзд.
5. Мобильная свобода.
Обе компании понимают важность мобильных продуктов, обе видели статистику роста захода с мобильных телефонов, обе компании очень хотят делать красивые и быстрые приложения для пользователей смартфонов. Но у ВКонтакте оно пока как-то быстрее и красивее.
Хотя, главное не в этом. У Facebook стоит задача срочно, немедленно монетизировать мобильные продукты. Так или иначе запихнуть рекламу на небольшие экраны и заставить ее показываться на не всегда быстрых соединениях. ВК может позволить себе этого не делать
6. Расширение горизонтов
В стратегии ВКонтакте гораздо сильнее видно желание дать людям инструменты для исследования окружающей Вселенной и расширения собственного мира. Летом прошлого года ВКонтакте убрал возможность скрывать список друзей – Павел Дуров объяснил, что пользователи должны иметь возможность находить новые контакты, исследуя друзей своих друзей.
В то же время Facebook постоянно настаивает на том, чтобы ты френдил только людей, с которыми знаком в реальной жизни. Если ты добавил в друзья популярного блоггера, а он, не мысля зла, нажал кнопку “я не знаю этого пользователя”, тебе могут заблокировать опцию добавления друзей на несколько дней и отправить читать правила сервиса.
ВКонтакте показывает в специальных вкладках рекомендуемые посты пользователей, которые не в друзьях, обсуждаемые новости СМИ, рекомендуемые страницы. Facebook отправляет в общую ленту автоматические уведомления о том, какую статью или видео открывали друзья. Кстати, скоро, возможно, перестанет. Seamless sharing не пошёл. Неудивительно – было ощущение, что цель его не в том, чтобы посоветовать пользователю интересный текст, а в том, чтобы помочь приложениям набрать больше подписчиков.
Наконец, у ВКонтакте есть поиск по текстам и комментариям на всём сайте. Поиск Facebook… ну, вы знаете.
Казалось бы, что делает это замечательное качество ВКонтакте в списке противоречивых черт? У него есть и тёмная сторона: паблики. Группы, на которые пользователи подписываются, чтобы получать в ленту тонны анекдотов, мудрых цитат великих людей, комиксов, демотиваторов, леденящего мракобесия “научных фактов”.
Причина их появления скорее всего в том, что ВКонтакте не мешает продавать в них рекламу. Но в Facebook подобный тип контента продуцируют коммерческие страницы, которым нужно минимум три поста в день, хоть застрелись. И местный edge rank их считает достойными включения в “Популярные новости”, даже если там пара лайков и ни одного – от моих друзей. То есть, и там заинтересованная сторона есть. Но такой вакханалии не наблюдается. Во ВКонтакте я несколько раз подписывалась на развлекательные сообщества, но отписывалась уже через несколько минут: людей в ленте переставало быть видно.
Не исключено, что самопозиционирование ВК как места, где можно не только смотреть фотки и писать сообщения, но и слушать музыку, искать новых людей и читать статьи, действительно способствует спросу на контент. Если это так, то сотрудничество ВКонтакте со СМИ на рынках разных стран может стать для него еще одним источником роста.
7. Водка-матрёшка-Путин
ВКонтакте – российская компания, по крайней мере, пока. Поэтому для европейца он может оказаться и притягательной экзотикой, и объектом паранойи. Если Facebook сотрудничает с ФБР, ВКонтакте по-любому связан с КГБ! К счастью, любителей экзотики среди массового пользователя гораздо больше, чем любителей думать о том, что происходит с их данными.
Помимо спорных, у ВКонтакте есть ряд однозначных достоинств, которые могут помочь стать если не сменой, то веской альтернативой Facebook на Западе. Это и подход к организации труда – постоянные мелкие и крупные нововведения, способность быстро реализовать появившуюся идею, следование джобсовской мысли, что пользователь сам не знает, что ему нужно, поэтому не надо его спрашивать и слушать, нужно думать самому и диктаторски вводить правильные решения. Это и обостренное эстетическое чувство, которое заставляет “вылизывать” кнопки, иконки и тексты, запрещать в рекламе обращение на “ты”. И ряд функций, которые есть в ВК и отсутствуют в ФБ. Есть и недостатки.
Хочется, конечно, чтобы созданная в России компания стала глобальной и потеснила Фейсбук. Но пользователи приходят в социальную сеть не потому, что у нее поиск лучше, а основатель троллит в Твиттере. Они приходят туда, где есть их друзья. Уже примерно виден инструмент, которым ВКонтакте будет решать эту проблему: знаменитости. Про музыкантов мы уже упоминали; аккаунт в ВК вполне могут завести Джек Дорси, Джимми Уэйлз и другие заграничные друзья Дурова.
Вторая глобальная проблема – это то, что СМИ постоянно называют ВКонтакте “клоном Фейсбук”. Зачем простому пользователю yet another facebook? Он не будет регистрироваться только для того, чтобы проверить, действительно ли клон. Каким образом Дуров и компания собираются решать эту проблему – даже представить себе не могу. Разве что, общением с колумнистами из популярных IT-изданий. Приглашал же Яндекс Аткинс-Крюгера из Search Engine Journal, после чего тот опубликовал ряд интересных, подробных статей про то, насколько Яндекс не клон Google.