Интересный текст и роскошный снимок из поста Андрея Мальгина на фб:
Цитата
11 февраля 1922 года ровно 100 лет назад Крым СНК принял решение о предоставлении недавно созданному Центральному музею Тавриды здания Крымского республиканского военкомата по ул. Долгоруковская (К. Либкнехта) 35. Это хорошо известное симферопольцам здание офицерского собрания 51-го Литовского полка, где сегодня располагается Симферопольский художественный музей. Благодеянию властей предшествовало явочное выселение музея из ранее выделенного ему здания Общества взаимного кредита, которое в свою очередь было передано Крымской областной конторе Государственного банка. Спешная эвакуация музея из его помещения вызвала гневную телеграмму за подписью председателя ВЦИК М.И. Калинина и заведующей Главмузеем Наркомпроса РСФСР Н.И. Троцкой – жены Л.Д. Троцкого: «Считаем недопустимым разрушение Центрального музея Тавриды в Симферополе, сосредоточившего ценные археологические коллекции Крыма, вследствие реквизиции его помещения не смотря на протест Центра. Предлагается немедленно обеспечить музей подходящим помещением, предоставив материальные средства для срочной его перевозки и размещения коллекций…» В новом здании музей возобновил свою работу 8 ноября 1922 года.
Должно быть, не мне одному здание Дома профсоюзов всегда казалось каким-то "одиноким". Как будто его выдернули из какой-то композиции, и зачем-то "вставили" сюда. Дом Советов и главнее, и центрее, а выглядит почему-то скромней. Ну а остальное - вообще сумбурная эклектика в стиле "убилбы" - убогие хрущевки, да укр. театр - совершенно замечательные образчик архитектуры своего времени, но для совершенно, абсолютно другого окружения, другой композиции.
Почти уверен, что здание бывш. военного училища (недавней укр.церкви) на углу Севастопольской и Козлова, изначально, после войны, предназначалось для площади Ленина. Оно должно было стоять напротив Дома профсоюзов, на углу Севастопольской и Сергеева-Ценского, на месте нынешней пятиэтажки, Дома - братья, почти близнецы, но наш "заблудший" отзеркален - да, он именно отсюда. А в "загадочных" нишах справа и слева от центр. входов, должны были стоять статуи И.В. Ленина и В.И. Сталина. Помнится, гадали про Дом профсоюзов - для чего эта ниша, Этот дом взят со "сталинского" проекта площади, и в итоге, по задумкам послевоенных архитекторов, она должа была стать совершенно другой.
Что тогда произошло: после смерти Сталина затормозили многие проекты, Крым передали УССР, чехарда, потом хрущевский указ "об излишествах в архитектуре" - мир хрущевкам, война сталинскому ампиру. Блин, как один редкий дурак способен был так много обосрать... А с Домом Советов просто - его тоже "обрезали", обкорнали. И вообще непонятно - таки обкорнали его, либо обкорнали проект "Дома связи" - которое, собственно и начинали строить на месте Дома Советов?
Цитата
Здание нашего Дома Советов должно было иметь несколько другой вид, но приключилась хрущёвская "борьба с излишествами в архитектуре".
Цитата
После смерти И. В. Сталина отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству поменялось.
7 декабря 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность».
В результате этого совещания «пышность» зданий немного уменьшилась, но стилистика и общие формы остались прежними. Поэтому 4 ноября 1955 года, официально было принято Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое одномоментно завершило эпоху советского монументального классицизма. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты (например, на фундаменте недостроенной высотки была построена индустриальная гостиница «Россия»). Результаты его реализации стали ощущаться через несколько лет.
Еще при жизни Сталина, решением исполкома Горсовета от 18 июня 1952 года, участок на Фонтанной площади (нын. пл. Ленина) был выделен Крымскому Областному Управлению связи под строительство Дома Связи. Соответственно, реконструкция площади должна была завершиться лет на шесть раньше. Однако, строительство Дома Связи так и не было начато, и тогда участок передали облисполкому под строительство Дома Советов.
Строительство Дома Советов начато в 1956 году, завершено в 1960 году. В результате "волюнтаристской обрезки", центральный фасад здания лишился, по меньшей мере, башенки со шпилем, увенчанным звездой в обрамлении колосьев, а также немного приподнятых угловых частей, из-за чего стал намного более приземистым, тяжелым и примитивным.
...в дополнение к предыдущему посту - строительство Дома профсоюзов было начато раньше Дома Советов, еще при Сталине, и к 1956 году он был уже построен. На плане сверху видно, что расширялась улица Сергеева-Ценского очень сильно - со стороны сталинского здания расстояние от центра улицы до красной линии - хоть в футбол играй, и с другой стороны должно было быть столько же - увы, хрущебу воткнули совсем не "по-сталински", но очень даже по-старорежимному Эта красная линия была еще до революции - итить как троцкизьм-то вылез поди )) И вполне возможно, что весь Дом Советов тоже стоит не на "своем месте" - строить-то его начали уже "волюнтаристски", долго собирались, а раз уж весь старый план реконструкции центра похерили - сам бог велел...
Если бы не Хрущев, многие бы до сих пор жили в коммуналках..
Древняя легенда для школоты. Что, и никого другого вокруг - один таки Хрущев, волюнтаристски продвинувший норы-хрущобы вместо квартир нормальной площади? Почему-то никто мне еще не ответил на простой, казалось бы, для противников "сталинок" вопрос - а на сколько "хрущевская" квартира обошлась дешевле "сталинки"? Другими словами - а стоило оно того, чтобы население до сих пор в этих клетушках теснилось? Напомню, что их стали строить совсем не сразу после смерти Сталина - неужели страна к тому времени не смогла бы строить полноценные комфортные квартиры?
Совершенно популистская мера имхо - всем больше квартир, пусть крохотных! Даже специальную малогабаритную мебель принялись разрабатывать. Советский народ, положивший миллионы жизней за свободу от немецких оккупантов и навязывания миру их идей, сраный диктаторишко толкал к лилипутству какому-то, ей-богу. Как из анека: "Сынок, да мы так до мышей выродимся...".
А на самом деле, по результату, это прозвучало на весь мир:
- Пусть пипл ужмётся, и все у нас поместятся.
- Сори, а за ради чего ужиматься-то, мы же должны жить лучше? Ну, лучше чем они-то?.. В будущем? Вот, и до войны так же говорили, и после - мы всё это зачем восстанавливали, с надеждой и верой даже?
Стандарты другие, стандарты. Хотя, сравнивая - нынче этих стандартов вообще часто нет, отсутствуют вовсе. "Голубые глаза, голубые глаза... Какой получится, такой и будет!"
Ого!.. Как мало... ) А это картинко откуда? Чета у нас как-то не сходится, и сильно. Вот тупо скрин из вики, источники там расставлены, цифры по годам прописаны:
До сих пор фамилию Анджело вспоминали только в связи с двумя старыми симферопольскими зданиями - "Дом Анджело" и пассаж Анджело. Однако, Иван Коваленко раскопал, что семья Анджело, фактически, стояла во главе ОПГ. Всего по делу «Анджело и Ко» был арестован 21 человек. Старшему Анджело, если я правильно понял, определили два года восемь месяцев срока и... 1 800 000 руб. в казну. Деньгами взяли, толку с него в тюрьме-то, еще стырит что-нибудь. Жена успела скрыться, а брата-подельника пришлось сделать "жертвой репрессий" уже в сталинском СССР.
На фото: семья Михаила Анджело, г. Симферополь, нач. XX века:
Цитата
Семья Анджело: взлет и падение Иван Коваленко
Симферопольские Анджело происходили из карасубазарских крымчаков-мещан. Михаил Давидович Анджело в 1886 году окончил реальное училище и поступил на службу писцом у одного из страховых агентов, а вскоре и сам стал страховщиком. В 1896 году принял православие, чтобы жениться на богатой армянке Цыгоевой. А после того, как супруга оплатила его долги, Михаил развелся. Получив капитал жены, Михаил стал зарабатывать перекупкой земли, организовал сеть страховых агентов и открыл ломбард. В 1907 году он повторно женился на невесте с богатым приданным – грузинской княжне Цулукидзе. И его состояние значительно увеличилось.
В 1906 году Михаил Анджело основывает организацию с громким названием «Симферопольское городское кредитное общество» (располагалась по адресу Театральный переулок, дом 3), которое под фиктивные документы получило значительные ссуды от московских и петербургских банков. Также этой организации принадлежал небольшой домик по адресу Греческая, 2. Михаилом Анджело также была основана финансовая кредитная организация под названием «Симферопольская сельскохозяйственная трудовая артель», располагавшаяся в доме Бреннера на ул. Салгирной.Михаил пригласил в дело родных братьев (Льва и Абрама) и продолжил заниматься операциями с землей и недвижимостью. В то время финансы Анджело были задействованы почти в сотне новостроек города. На его постройках единовременно трудилось около 800 рабочих. Он стал не только директором банка, а одним из самых крупных капиталистов Таврической губернии, «генеральным застройщиком» тогдашнего Симферополя. По неполным данным Анджело принадлежали дома по адресам ул. Пушкинская, 36; ул. Екатерининская, 34, 36, 37; ул. Дворянская, 36; ул. Долгоруковская, 33 и 41; ул. Александро-Невская, 34; ул. Луговая, 8; ул. Спасская, 8; ул. Архитекторная, 1; ул. Кантарная, 17 и другие. В 1900 году на Феодосийской улице был возведен «дом Анджело» - самое высокое (четырехэтажное) здание в городе. В Симферополе его стали называть дом-колодец (разрушен во время войны).
Но не все было гладко в строительной империи Анджело. В рапортах гражданских и полицейских чиновников Таврической губернии Михаил Анджело характеризовался как человек «с крупными коммерческими дарованиями, но с весьма сомнительною репутациею… развил в Симферополе строительную лихорадку, вовлек массу предприимчивых обывателей в дело строительства, подрядчиком которого является сам же через подставных лиц...». В 1909 году «особая городская комиссия по строительству» в составе гражданских инженеров В.А. Геккера и Б.А. Зайончковского, представителей полиции привлекла Михаила Давидовича Анджело, Льва Давидовича Анджело и Марию Львовну Анджело к уголовной ответственности. В постройках семейства Анджело были замечены серьезные нарушения в качестве строительства и отступление от планов, утвержденных городской управой. Анджело должны были нарушения исправить, а самовольные постройки снести. Это касалось собственных домов на углу Екатерининской улицы и улицы графа Толстого, на углу Дворянской улицы и графа Толстого, и в строящемся здании пассажа по адресу Еврейский переулок, дом 8.
В1912 году братья Михаил, Лев и Абрам Давидовичи Анджело построили первый в городе пассаж. Официально пассаж принадлежал Марии Львовне Анджело. Его так и стали называть по фамилии владельцев-строителей: «Пассаж Анджело». Пассаж выглядел очень солидно: трехэтажная галерея с двускатной стеклянной крышей, пропускавшей внутрь дневной свет. На первом этаже размещались магазины - одежды, первосортных продуктов, ювелирных украшений. Рядом была построена гостиница «Пассаж». Знаменитый автор путеводителей по Крыму Григорий Москвич в 1912 году писал: «Гостиница «Пассаж», отстроенная в 1911 году, самая большая (80 номеров) и самая комфортабельная в городе. Она находится на Екатерининской улице и выдается своим оригинальным фасадом». Внутри здание пассажа украшали скульптуры нимф и атлантов, а фронтон венчала огромная голова сфинкса. Удивлял горожан расположенный в центре зала бассейн с золотыми рыбками. Пассаж был любимым местом прогулок и «шоппинга» симферопольцев того времени. Но пресса того времени писала: «Пассаж построен очень красиво, но со строительными дефектами». После революции в пассаже Анджело разместилась автостанция, откуда отходили автобусы по всему Крыму. Автостанцию уничтожили фашисты во время бегства из города в апреле 1944 года. Руины были частично разобраны, а на их месте к 1965 году построили здание универмага. Задняя стена бывшего пассажа Анджело сохранилась как часть тыльной стены современного торгового центра со стороны улицы Одесская (бывшая улица Греческая). Переулок Еврейский, который обходил пассаж от Греческой улицы, во время оккупации был переименован в улицу Пассажную (Пассажштрассе).
В следующем году прокурор Симферопольского окружного суда возбудил против Михаила Анджело новое уголовное дело. Теперь фигурировало обвинение организации преступной группы по подделке документов. Тогда же городскими властями был предъявлен иск к Анджело о захвате им городской земли в конце Губернской улицы. Параллельно к М.Д. Анджело через суды направлялись иски «о деньгах» от многих частных лиц. В 1916 году было возбуждено еще одно уголовное дело. Начался громкий для Симферополя судебный процесс, который вела Одессская судебная палата. Газета «Крымский вестник» называла его «монстр-процесс». Всего по делу «Анджело и Ко» были арестованы 21 человек. На скамье подсудимых оказались братья Михаил, Лев и Абрам Анджело, а также Е.В. Сальков, Аврам М. Кефели, Селямет Мурза Карашайский, А. А. Корецкий, Д.Т. Белуха, С.В. Савицкий, Ф.Я. Кирш, А.И. Марков, М.И. Эренчек, А.И. Шевников, А.И. Савинич, А.М. Омеров и другие. Суд признал братьев мошенниками и отправил в тюрьму на 2 года и 8 месяцев с лишением всех прав. Кроме того, братьям был выставлен иск в пользу государства в огромную сумму - 1 800 000 рублей! В итоге, «финансовая империя» Анджело, основанная на махинациях, поддельных документах и взятках, рухнула.На должность директора «Симферопольского городского кредитного общества» был назначен Исаак Самойлович Черкес, пытавшийся восстановить авторитет организации в глазах вкладчиков.
След Михаила Анджело теряется с началом революции. Достоверно известно, что за несколько дней до ареста Михаила Анджело, его супруга с детьми выехала за границу и поэтому не была привлечена к уголовному делу. Вполне возможно, что и Анджело, выйдя досрочно из тюрьмы в водовороте революционных событий, перебрался за границу. А там его ожидала семьи и крупные счета в иностранных банках. Одни говорили, что видели, как он трагически погиб в Сербии – попал под трамвай. Другие рассказывали, что Анджело прожил долгую и комфортную жизнь где-то в Австралии.Имя его брата Льва появляется в документах советского периода, как подрядчика ряда строительных организаций. В 1933 году техник-строитель «КрымСтроя» Лев Давидович Анджело был арестован по статье «вредительство на строительстве» за срыв строительства птицекомбината в совхозе «Боданы» (ныне с. Перово, где расположена птицефабрика «Южная»), и осужден на 10 лет лагерей.
Старожилы вспоминают, что в первой половине 70-х дом-колодец расселили, и пока он некоторое время дожидался сноса, на чердаке случился пожар. Верхний "чердачный" этаж выгорел вместе с крышей. На фото через окна верхнего этажа видно небо:
Кстати, пересекаясь с соседней темой, могу сказать что "конторские" продолжили застройку своего квартала на Франко в той же стилистике, что и здание управление, отгрохав новое.
Не стеклянный куб или безликий монолит, а всё-таки в проекте визуальная "преемственность" прослеживается.
Это, пожалуй, на сегодня, пожалуй один из лучших в Симфере форматов "обновления и расширения"
времена идут, а я не тороплюсь - коротаю дни у подножья ночи,
если кто-то вдруг твой выключил звук - посмотри в глаза и сделай громче!