А вы знали что самая популярная узбекская тюбетейка "дуппи" квадратной формы (квадратный плоский верх и низкий околыш), появилась лишь в советское время в 1920-е годы...
И.Богословская, кандидат искусствоведческих наук.
И СНОВА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТЮБЕТЕЙКИ…
«Белое и черное. Два полюса – два начала. Поле черного квадрата – космос, тьма. Четыре белых элемента – круговорот, знак солнца. Образуется вихрь, в котором цепенеет и пропадает взгляд. Через мгновение ты сгинешь в исподволь приближающейся воронке –спокойствие, гармония».
Этими словами начал свое «Эссе о тюбетейке» известный ферганский художник Сергей Алибеков. И нельзя не согласиться, что тюбетейка, как неотъемлемая часть узбекского костюма уже на протяжении многих веков сохраняет свою «гипнотическую природу - потаенную силу традиций».
Тюбетейка (от тюрского слова «тюбетей», от «тюбе» - навершие), как известно, является национальным головным убором не только узбеков, но и других среднеазиатских народов, ее носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры и другие народы. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров.
История тюбетейки как головного убора уходит в глубь веков. Ее высокие художественные достоинства, орнаментальные образы вышивок доказывают длительный путь развития этой разновидности народного творчества. Косвенное подтверждение существования головных уборов, напоминающих тюбетейки, уже в глубокой древности мы находим в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках, в период мусульманского средневековья в восточной миниатюре XV-XVI вв.
Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп ( Ташкентская, Ферганская, Самаркандская, Бухарская, Кашкадарьинско- Сурхандарьинская, Хорезмско-Каракалпакская) и несколько типов: мужские, женские, детские (в том числе для грудных детей), тюбетейки для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетеек уже не носили. В XIX в. тюбетейка у мужчин наполовину была скрыта в складках обязательной для ношения чалмы. Что касается женских тюбетеек, то их в ХIX в.носили женщины, которых называли «сатанг» - щеголиха. Находясь в женском обществе, они подражали в своем поведении мужчинам.
Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки, как разновидности искусства национального костюма, является конец XIX- середина XX в., когда функция тюбетейки становится художественно-эстетической. До XX века форма, колорит, и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы. В каждом районе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. К XX столетию под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Средней Азии стиль тюбетеек начал меняться, чему в немалой степени способствовало появление всевозможных тканей, ввозимых из России и других стран, а также фабричных, окрашенных в разные цвета ниток и искусственных красителей. Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность.
И если первоначально тюбетейки были конусообразными, то начиная
с 1920-х годов их формы становятся более разнообразными: островерхими, полусферическими, круглыми, четырехгранными и т.д.
В XIX-XX вв. в Ферганской долине существовало несколько видов «дуппи». Один из них имел высокий конусообразный верх и широкий околыш, другой, ставший преобладающим в этом регионе уже в 1920-м годам, имел квадратный плоский верх и низкий околыш. Все основные черты чустских тюбетеек и его основного вида «тус дуппи» найдены и обработаны многими поколениями мастериц, отбросивших все лишнее и дисгармоничное. В орнаменте чусткой тюбетейки встречаются мелкие изящные элементы в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором бодом тонкое кружевное обрамление. В изгибах «калампыра» выделяются вышитые изображения головы барана, круглой розетки с перекрестием «колеса жизни».