Из всего вышеизложенного следует:
1.Вектор решения индоевропейской проблемы зачастую задавался не в науке, а в политике.Более того, сама формулировка данной проблемы изначально была связана с попыткой учёных колониальных империй научно обосновать исключительность «арийской расы», её творческого и духовного потенциала относительно других человеческих рас.
2.Арктическая гипотеза, никогда в современной историографии не подвергавшаяся обстоятельной научной критике, не является псевдонауч-ной.Исходя из методологии науки, ненаучным является знание, заведомо неопровержимое, такое как астрология, или психологическое учение Зигмунда Фрейда.Наличие неудачных попыток опровергнуть гипотезу (Бонгард-Левин, Грантовский),- важный критерий научности.
Ни одна научная парадигма не может считаться раз и навсегда уста-новленной константой, включая теорию относительности Энштейна, или законы Ньютона.Разумеется, то же самое относится и к гляциальной теории, и к теории Дарвина, и к моноцентрической гипотезе расогенеза.При этом в науке действует принцип презумпции: гипотеза входит в арсенал научного знания до тех пор, пока она не опровергнута.
Вот что по этому поводу, конкретно в отношении эволюционной теории Дарвина, сказал И.Л. Коэн, ведущий научный сотрудник Археологического Института США: «Отстаивать теорию эволюции не является задачей науки.Если в процессе беспристрастного научного обсуждения обнаружится, что гипотеза о сотворении внешним сверхразумом является решением нашей проблемы, — давайте перережем пуповину, связывавшую нас с Дарвином так долго.Она душит и задерживает нас».
3.Арктическая гипотеза не является фашистской, расистской, или националистической по определению.Интерпретация отдельных научных фактов может иметь любое содержание, в зависимости от взглядов интерпретатора.Также гипотеза не имеет ничего общего с популярными, но паранаучными направлениями, такими как неоязычество, или фолк-хистори.
4.Аргумент о невозможности генезиса праиндоевропейцев в припо-лярных широтах,- несостоятелен.Данные археологии показывают, что Крайний Север был населён человеком с древнейших времён, при этом материал фольклористики и других наук открывает богатейший духовный мир древних обитателей субарктических широт, создавших стройную мифологическую картину мира, в том числе, возможно, свастическую символику, вероятно являвшуюся полярным маркером.
5.Реконструированная мифология приледниковых охотников на се-верного оленя показывает ближайшее родство, своё и восточнославянской волшебной сказки.Также исследователями выявлена глубокая древность славянской космогонии, запечатлённой в Голубиной книге, это общеиндоевропейская космогониия, но имеющая целый ряд наиболее архаичных мотивов.Ведическая мифология также запечатлела древнейший пласт полярного мировоззрения предков индоевропейцев.
6.Принятие гипотезы палеолитической непрерывности, арктической гипотезы, а также тезиса о тюркоязычности носителей древнеямной, среднестоговской, скифской и других культур, традиционно считающихся индоевропейскими, означает необходимость ревизии всей этнокультурной и лингвистической картины древней Евразии.
В настоящее время ясно, что решение индоевропейской проблемы невозможно без привлечения данных археологии, палеогенети-ки, палеоантропологии, различных естественнонаучных дисциплин, без применения метода междисциплинарного синтеза.Выдвижение и разработку новых гипотез на актуальных направлениях научного поиска, безусловно, следует приветствовать и поощрять, ведь дискуссия является обязательным условием научного познания.