Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Европейская боевая культура


Рекомендуемые сообщения

А вот тут вообще мрак полнейший. Мы привыкли, что боевая культура и соответственно искусство - это удел Востока, а вот Запад... да это какие-то мясники конкистадоры, рыцари с ног до головы в железе поднимаемые на коня мини-подъёмным краном, да наёмники-ландскнехты грабившие всех подряд без разбора. Логично. Ведь в учебниках истории так оно обычно и написано, не больше. А ну да, ещё правда есть 4 супер фехтовальщика-мушкетёра... впрочем Парижу не повезло ещё больше, там же есть и сават, описанный Эженом Сю в его "Парижских тайнах", драка тамошних гопников. И вот как-то само собой сложилось представление, что в Европе боевые искусства отсутствовали напрочь, так одни развлечения на рыцарских турнирах. И все с надеждой взглянули на Восток в ожидании волшебной пилюли переносящей в матрицу с японскими самураями и китайскими монахами.

 

Ан нет. Как минимум логичным встанет вопрос. А как тогда весь этот необученный и безграмотный сброд, пусть даже и с аристократическими кровями всё это время воевал. Ведь история Европы - это практически бесконечные войны и завоевания по всему миру с перерывами на очередные эпидемии чумы, холеры, язвы, сифилиса и т.д., причём это идёт с древнейших времён. Как могли, например, испанцы и португальцы завоевать полмира не имея никаких навыков ведения рукопашного/ближнего боя, когда в то время именно они решали исход сражений?

 

По своей сути европейская боевая культура намного богаче и прагматичнее Восточной, что сыграло с ней ту самую злую шутку, после которой и стали считать, что боевых искусств в Европе не было. И тут всё получается просто. Вся восточная культура есть почитание старины, как некой универсальной и непогрешимой идеи, когда её сохранение в неизменном виде просто не обсуждается в принципе. Вот потому и дошли до нас практически без изменений старые самурайские школы боевой подготовки, китайские монастырские и прочие школы и т.д. Европа же жила по принципу модернизации (модное нынче слово), то есть постоянного отсечения того, что отжило свой век, устарело и не может уже нести практического результата в конкретный момент. То есть, если попытаться привести примеры, то самый простой будет связан именно с отказом от многих имевших место наработок в области ведения индивидуального боя по мере совершенствования огнестрельного оружия и создания регулярных армий. Как сказал товарищ король Фридрих: солдат есть механизм к ружью приставленный. Соответственно практически вся масса боевых навыков связанных с ведением ближнего боя с оружием и без оного была на определённый момент просто задвинута за ненадобностью, после чего соответственно и почила. Дольше всех прожило из всего этого фехтование, правда постоянно изменяясь и совершенствуясь по мере изменения самого оружия. От мечей перешли к саблям, шпагам, палашам и прочему. Можно сказать, что именно такой европейский подход (в последствии и американский) показал не состоятельность тех самых восточных боевых искусств против современного оружия и тактики в Индии, Китае, Японии, Филиппинах... Но, когда вопрос связанный с войнами отпал, для простого народа не связанного со службой в Европе и Америке, кроме спорта, замены не нашлось и тут настал звёздный час восточных систем и школ.

 

Многие же виды единоборств в Европе так и остались народными забавами. В большинстве случаев это местные виды борьбы.

 

Отдельного отступления здесь требуют те самые рыцарские турниры. Как ни странно это звучит, но это именно одна из отличительных особенностей Европы от Востока. То есть предтеча всего нынешнего спорта. Люди выходили и демонстрировали свои воинские навыки в единоборствах. Именно в спорт и переросли фехтование и борьба. Спортом стали благородное искусство самозащиты английский бокс и воровско-матросский французский сават.

 

Говоря о богатстве европейской боевой культуры можно привести такой факт, что начиная с 14 века в Европе появляются не просто школы связанные с преподаванием различных способов боя, а начинают печататься многочисленные трактаты (фехтбухи), описывающие те или иные школы. Соответственно и вывод тут напрашивается сам: для того, чтобы что-то описать в трактате как полноценную систему, прежде её нужно собрать, систематизировать и обкатать в преподавании и на практике. А это тоже время. При этом практически все фехтбухи говорят не только о практических навыках ведения боя, но и ритуалах, например, подготовки к турнирам, начиная от диеты и заканчивая похоронами погибшего рыцаря. О духовной стороне развития также там не забыто. О молитвах не должен забывать благородный воин.

 

Вот так и получается, что есть, точнее была, в Европе и своя боевая культура, которую сейчас пытаются реконструировать многие и многие общества и энтузиасты, основываясь на тех или иных источниках, того или иного времени.

 

http://www.youtube.com/watch?v=qrrwby6Q1Kw

 

http://www.youtube.com/watch?v=Kj4Ng6DBfrg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да не за что. Пойдёт тема, можно будет и дальше и по-подробнее поразбираться...

 

ПыСы: я это о чём. Сам данной темой просто интересуюсь и больше ковыряюсь в нашей отечественной истории начала-середины прошлого века. Но думаю при развитии темы сюда и более компетентные и заинтересованные люди подтянуться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Славянская культура есть (кулачные бои, княжеская дружина)? Будет любопытно почитать. На ум приходит только славяно-горецкая борьба (насколько давно она развивается?)..., но что-то мне подсказывает, что все намного интересней.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну со славяно-русской культурой всё ой как запущено на самом деле. Счас попробую в краце пояснить. При этом попробую по пунктам.

 

1. СГБ. Как ни прискорбно это может прозвучать для многих кто читал и смотрел, но это есть авторская система Александра Константиновича Белова, созданная им в середине 80-х годов. При этом сие есть не моё желание или фантазия, это его слова. То есть всё очень просто. Человек занимался каратэ в 70-х годах. В 81-м году каратэ в СССР запретили, а продолжать как-то надо. Плюс интерес к отечественной культуре. Сначала попробовал перевести каратэ на русскую основу. Потом начали появляться отрывочные сведения об ушу. Ну и началась работа. При этом нельзя отрицать, что человек действительно ездил в этнографические экспедиции, искал... но тут я продолжу уже во втором пункте. Короче из всего собранного технического сырья создал СГБ, подвёл под это авторскую методику, идеологию (благо словом владеет и сегодня является членом Союза писателей России). Потом система чуть ли не каждый год реформировалась, особенно когда уходили инструктора пытавшиеся привнести что-то личное... сейчас существует в двух ипостасях: "классическое" авторское СГБ, при этом автор сам всё больше ударяется во всякие бесконтактные бои, и спортивный вариант СГБ под названием "ШТУРМ". Вот так вот вкратце.

 

2. Народная традиция. Это про кулачные бои и борьбу. На этот вопрос сегодня спекуляций просто немеряно. Почему? По тому как никаких источников более-менее описывающих традиционные народные виды борьбы нет ни у кого в Европе. То есть все знают что такое явление само по себе существовало, о нём говорится в летописях, былинах, церковных документах... но нет главного, не описана ни техника, ни тактика, ни методика. Соответственно и начинает народ свои фантазии выдавать за старые традиции непонятно сколько лет назад умершие и тут вдруг через сотню-другую лет воскресшую чудесным образом. При этом все любят сразу ссылаться на каких-то старичков донёсших сие светлое искусство до потомков... При этом забывается только одно понятие - логика. А логика говорит вполне здраво: чтобы создать полноценную систему нужна не только необходимость этого, но и время. Какая необходимость в создании полноценной системы кулачного боя или борьбы, когда это не более чем народная забава на праздниках и ярмарках? Народ собрался, бока друг другу помял и погрёб дальше работать, грубо говоря картоху копать. А это уже к вопросу о времени. Не просто годам на создание системы, а просто наличию свободного времени в любом крестьянском хозяйстве. Почему крестьянском см. п. 3. Чуть свет подняться выгнать скотину, потом в поле пахать или в лес, потом вернуться домой по хозяйству что-то поправить, сделать, потом загнать скотину и т.д. Не успел спать лечь, как уже вставать и всё сначала. И нафиг там долбаться придумывая что-то бесполезное в народном хозяйстве. Просто и тупо - некогда. По этому дрались и боролись как придётся, то есть просто на силу. Ну и держали в запасе какие-то свои фишки и феньки. То есть какие-то ухватки у народа существовали, но появлялись они примерно так. Солдат 25 лет оттоптал своё и вернулся в деревню. На войне был значит сталкивался с теми или иными приёмами у противника, сам чему-то как-то учился. Вернулся, пошёл на праздник, сунул кому-то в дыню. Кто-то другой увидел, попробовал сам, работает и понеслось по принципу: смотри сынок, есть у меня такая хитрая ухватка, её в кулачке применишь, а вот это в борьбе. Всё. Никаких систем или методик.

 

Касательно же толкового источника, чтобы более подробно вникнуть в суть сего явления... есть очень и очень интересная книга "Воинские традиции народов Евразии", автор Алексей Мандзяк. Вот он на основе кучи различных источником и документов попытался более-менее ясно описать как выглядели кулачный бой и борьба у славян.

 

http://www.vasha-kniga.com/images/products/85322.jpg

 

3. Это уже касается воинской традиции славян и русов в принципе. По сути всё тоже, что и с кулачным боем и борьбой. Источников ноль, потому одни фантазии и фэнтази. Типа: за тысячу лет до рождества Христова, волхвы предвидя по звёздам гонения, ушли в глухое подполье и даже телефоном не пользовались, чтобы НКВД их не вычислило, а теперь вдруг, не иначе с бодуна, вышли в народ и прозрели, что нынешнее поколение достойно узнать истинно русские традиции ведения боя. При этом написанное не стёб (окромя телефона, НКВД и бодуна), а версии на полном серьёзе рассказываемые взрослыми людьми.

 

Нельзя конечно отрицать наличия русской воинской культуры и школы. Не было бы её, фиг бы столько воевали, побеждали и проигрывали. Правда все имеющиеся косвенные источники говорят об одном, что славяно-русская воинская культура по своей сути очень похожа на аналогичную японскую, то есть по сути есть практически полное заимствование у всех с кем дружили и воевали, после чего пытливый русский ум подгонял это под себя и для себя. Как пример, нет ни одного вида оружия являющегося исконно русским изобретением, кроме бердыша, всё остальное заимствовалось у германцев, скандинавов, византийцев, хазар, печенегов и прочих.

 

Традиционный же аргумент, про русские дружины находились на службе у византийских и китайских императоров, что является доказательством их непобедимости, разбивается простыми сравнениями. Русские князья сами почему-то предпочитали при себе держать скандинавов. А по сути всё объясняется очень просто: наёмнику князья и императоры доверяли больше чем своим. У первого нет личных мотивов и интересов покушаться на власть, он служит за деньги и прекрасно понимает два простых правила: первое - пока жив его наниматель, у него есть деньги и работа; наниматель погиб и его самого скорее всего в чужой стране так же ждёт смерть, потому как либо он должен защищать своего хозяина, либо предать его, а тут и появляется второе - предавши раз, кто тебе поверит? Скорее всего просто втихоря удавят где-то или сошлют на первую попавшуюся войну.

 

Это касательно древних и средних веков. А со времён Петра I и так всё очень хорошо известно. Перенимается иностранная организация и тактика армии. Она вся делается по европейскому образцу. Плюс приглашаются голландские, немецкие, английские, шведские специалисты. Всё обучение переходит на европейский стандарт. Все учителя либо немцы, либо французы. Такой небольшой показатель: когда французы подходили к Петербургу и захватили Москву, русский императорский двор и дворяне в своём большинстве предпочитали и продолжали общаться на французском языке. По этому говорить о какой-то древней исконно русской воинской традиции просто не приходится. Оно просто не могло существовать в среде нашей аристократии, а ведь именно она являлась костяком русской армии, тем самым офицерским корпусом. Практически все имеющиеся пособия по фехтованию того времени написаны иностранными или обрусевшими специалистами.

 

Вот такой вывод получается: Учились и заимствовали у европейцев, а потом уже русские кулибины подгоняли всё под нас, в соответствии с классической русской философией состоящей из двух пунктов - (1) авось получится (пронесёт), (2) не получится, да и х@й с ним.Вот исходя из этой нашей философии и начинаешь задумываться кто показал тайцам их традиционный рукопашный бой, ставший сегодня одним из сильнейших видов спорта - таиландским боксом, когда исконное его старинное название "пахуют" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда словосочетание "Русский медведь" - это не из-за количество мишек на Руси, а из-за манеры ведения боя.... Вспоминается, как пример, мультик про Алешу Поповича :)

К видам русского оружия относим еще кол и оглоблю :)

Еще раз спасибо, Вас интересно читать..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда словосочетание "Русский медведь" - это не из-за количество мишек на Руси, а из-за манеры ведения боя.... Вспоминается, как пример, мультик про Алешу Поповича :)

К видам русского оружия относим еще кол и оглоблю :rofl:

Еще раз спасибо, Вас интересно читать..

К словосочетанию очень хорошо относится анекдот про встречу д'Артаньяна и Ильи Муромца, когда мушкетёр для демонстрации своего мастерства попросил мелом на Илье поставить пару точек, которые он проткнёт шпагой, а Илья сказал сакраментальную фразу русского боевого искусства: - А посыпька ты его из ведра мелом, для моей палицы. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Invictus Maneo

(Остаюсь непобежденным)

Рыцарство - этический кодекс поведения

 

 

Определение рыцарских добродетелей

 

- Щедрость - великодушие;

- Честь - Любой знак признания для выдающейся службы или высшего достоинства; тонкое ощущение того, что достойно и справедливо с готовностью применить в отношении других

- Добрая Вера - верить на слово

- Слава - великий почет, всеобщая хвала, известность

- Бескорыстие - великодушный; заботится о других больше, чем о себе

- Гордость - присущее чувство уважения к собственным качествам и достижения

- Учтивость - формальная вежливость, любезность взамен истинного положения вещей

- Храбрость - бесстрашие в присутствие опасности; отвага

- Преданность - верность стране, долгу, или другу

 

Кодекс рыцарства

 

- Благородство в Служении

- Скорее Смерть, чем Бесчестье

- Смелость в исполнении правил

- Уважение ко всем достойным людям

- Уважение ко всем тем, кто выше твоего положения

- Внушать покорность через уважение

- Презрение к подлецам

- Защита невиновных

- Наказание преступников

- Учтивость ко всем женщинам

- Битва - мерило мужественности

- Бой - Слава

- Исполняй поручение до конца

- Война - расцвет рыцарства

- Смерть всем, кто оказывает сопротивление делу

- Искусства - пища рыцаря (особенно музыка)

- Гнев ослепляет, холодная голова приносит победу

 

В бою нападай на врага в таком порядке:

 

- Вражеский лидер

- Известные противники, вражеские флаги и штандарты

- Знатная или элитная конница врага

- Другая кавалерия

- Элитная пехота

- Лагерь и штаб

- Пехота

- Новобранцы или крестьяне

 

Десять Заповедей Кодекса Рыцарства

Из "Рыцарства" Леона Гаутиера

 

- Ты должен верить всему, чему учит Церковь, и должен соблюдать все ее указания.

- Ты должен защищать Церковь.

- Ты должен заботиться обо всех слабых, и должен назначать себя защитником их.

- Ты должен любить страну в которой ты был рожден.

- Ты не должен испытывать ужаса (отступать) перед своим врагом.

- Ты должен воевать против Язычников без устали и милосердия.

- Ты должен исполнять тщательно cвои феодальные обязанности, если они не противоречат законам Бога.

- Ты не должен никогда лгать, и оставаться верным данному тобой слову.

- Ты должен быть щедрым и давать щедрый дар каждому.

- Ты должен быть всюду и всегда борцом за Правду и Добро против Несправедливости и Зла.

 

Кодекс Рыцарства (другой вариант)

 

- Жить, чтобы служить Королю и Стране.

- Жить, чтобы защищать Корону и Страну, и сохранять им преданность.

- Прожить свою жизнь так, чтобы она была достойна уважения и славы.

- Жить для свободы, правосудия и всего, что есть хорошо.

- Никогда не нападать на невооруженного противника.

- Никогда не использовать оружие на более слабом противнике.

- Никогда не нападать со спины.

- Избегать лгать своему собрату.

- Избегать мошенничества.

- Не пытать.

- Повиноваться законам короля, страны, и рыцарства.

- Вершить правосудие.

- Защищать невиновных.

- Властвовать собой.

- Проявлять уважение к старшим.

- Почитать женщин.

- Проявлять Храбрость в словах и делах.

- Защищать слабых и невиновных.

- Уничтожать зло во всех его чудовищных формах.

- Громить чудовищ, которые захватывают нашу землю и грабят наших людей.

- Сражаться доблестно.

- Мстить за причиненное зло.

- Никогда не отказываться от друга, союзника, или благородного поступка.

- Бороться за идеалы короля, страны, и рыцарства.

- Умереть доблестно.

- Всегда держать слово чести.

- Всегда cледовать своим принципам.

- Никогда не выдавать секреты или товарища.

- Избегать обмана (хитрости).

- Беречь жизнь и свободу.

- Умереть с честью.

- Показывать умение вести себя.

- Быть вежливым и внимательным.

- Быть почтительным к сюзерену, женщинам и чести. Преданность стране, Королю, чести, свободе, и кодексу рыцарства.

- Преданность друзьям и тем, кто доверяет тебе

 

Ристалище

(место для демонстрации рыцарского поведения)

 

- Учтивость к оппоненту все время

- В бою, если ты не уверен, был ли удар, прими его

- Не давай гневу вести тебя

- Недостаток благородства в других не дает тебе права вести себя не по-рыцарски

- Если твой противник ровня тебе, веди себя по-рыцарски

- Если твой противник сильнее тебя - не уступай

- Запомни: твои дела говорят сильнее, чем слова

 

Чемпионство

 

Один из наиболее важных аспектов рыцарства - защита Дамы. Когда вы находите персону, которая, как вы чувствуете, достойна быть вашей дамой, это повод дать клятву и соединить ваш меч и ее доброе имя.

 

Клятва чемпиона

 

Моя прелестнейшая леди, в этом стечении обстоятельств я нашел себя лишенным Дамы, за которую я мог бы сражаться. Это было бы великой честью для меня и моего владения, если бы я мог биться под вашим покровительством и быть вашим чемпионом в этом грядущем Военном Деле. Я буду делать все возможное, чтобы доказать силой своего оружия собравшимся здесь дворянам ваше величие, красоту и изящество.

 

Если она ожидает ваше предложение о покровительстве, то вы можете ожидать , что она дарует вам благословение. Вы надеваете знак покровительства (лоскут ткани или украшение, принадлежащие даме) на свой пояс, показывая этим, что вы деретесь за нее и что вы сделаете все, чтобы защитить ее честь на поле брани.

 

http://sb.pp.ru/his/his004.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Нашёл интересный реферат История развития физической культуры в средние века

 

...

 

Ярким примером физического воспитания правящей элиты служит система подготовки рыцарей, началом которой послужило создание в IX веке французом Профансом Годфруа де Преи первого рыцарского ордена. В соответствии с требованиями к членам ордена, юношам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука, сражаться. Эти 5 умений легли в основу физического воспитания рыцарей. Самым сложным упражнением считалось обучение верховой езде рыцаря, закованного в латы. Обучение плаванию сводилось к умению переплавляться через водные преграды на лошади, используя бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. При овладении навыками охоты обращалось основное внимание на «травлю» оружием крупных зверей: зубра, кабана, медведя, оленя. Соколиная охота и охота с луком устраивались в качестве развлечения и досуга. В навыках сражаться с противником долгое время уделялось техническому мастерству всадников, вооруженных копьем, мечом и щитом. С XIV века началось обучение рыцарей пешим военным действиям, где большую популярность приобрели умения самозащиты без оружия (напоминающие японскую «джиу-джицу»). С XIV века в 5 раздел были добавлены умения по стенам и штурмовать города. Кроме этого, список навыков увеличился до семи - добавилось овладение навыками развлекательных игр для службы при дворе и обучение придворным манерам (танцевальным движениям, искусству чтения стихов).

 

Наряду с перечисленными 7 рыцарскими навыками, рыцари обязаны были усвоить 7 рыцарских добродетелей: 1) верность церкви; 2) верность сюзерену; 3) личную храбрость; 4) соблюдение правил поединка; 5) святость данного слова; 6) великодушие к побежденным; 7) благородное отношение к аристократическим дамам. Однако далеко не всех рыцарей того времени можно было назвать высокообразованными. Большинство из них были невежественны, неграмотны. Много времени проводили в военных походах, грабили чужие земли и подавляли восстания собственного народа. Система подготовки рыцарей предусматривала следующую структуру. Оно начиналось с 7 лет. Рядовые феодалы отдавали сыновей в своеобразные школы при замках более состоятельных феодалов (сеньоров), где мальчики получали звание пажей и занимались для развития силы и ловкости метанием камней и копий, прыжками, бегом, верховой борьбой, танцами, стрельбой из лука. В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить мечи и шпоры. Под руководством специальных преподавателей в этот период шло обучение бегу в тяжелых латах, фехтованию, штурму городских стен, преодолению рвов и заборов, дрессировке собак, игре в шахматы. В 21 год происходило посвящение в рыцари. В назначенный день кандидат подвергался испытаниям и давал клятву, что всю жизнь посвятит служению рыцарским добродетелям, после чего преклонял колени перед главным магистром ордена и своим сюзереном. После посвящения кандидат в рыцари получал шлем, меч, щит, рыцарский пояс и золотые шпоры. Так становились членами рыцарского ордена и рыцарями.

 

В течение XI-XIIвв. институт рыцарей распространился на всю Западную Европу. Они получали за службу поместья, звания. За это воины-дворяне попадали в вассальскую зависимость от короля. Стали создаваться многочисленные самостоятельные рыцарские организации - ордена. Наиболее известными и влиятельными были иоанниты (1048г.), тамплиеры (1119г.), немецкий рыцарский орден (1198г.). Основной формой военно-физической подготовки рыцарей являлись рыцарские турниры.

 

...

Остальное кому интересно читать тут http://5ballov.qip.ru/referats/preview/103071/

 

http://www.youtube.com/watch?v=jtisxi1dxdY

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, на 20-е числа января планируется прямой эфир в студии Черноморки с обсуждением традиционных боевых искусств Японии и Европы. Кроме ведущего Вити Романова, буду я и Анатолий Соснин. Это будет уже вторая передача о боевых искусствах в Крыму с нашим участием (первая была 23 декабря о ножевом бое).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 недель спустя...

Леди и джентльмены, прошу прощения!

Кто сегодня хотел посмотреть программу на Черноморке.

Не сложилось, по независящим от нас причинам. Были в студии, прождали практически всё эфирное время, по техническим причинам ничего не получилось.

Эфир перенесён предварительно на 10 февраля. Если что-то изменится сообщу дополнительно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Леди и джентльмены, прошу прощения!

Кто сегодня хотел посмотреть программу на Черноморке.

Не сложилось, по независящим от нас причинам. Были в студии, прождали практически всё эфирное время, по техническим причинам ничего не получилось.

Эфир перенесён предварительно на 10 февраля. Если что-то изменится сообщу дополнительно.

Итак, кому эта тема интересна, сегодня в 19.30 на Черноморке

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лют, очень интересная тема, ну по крайней мере для меня. +1.

Но вот, про кодексы чести, служба королю, церкви это малость перебор и идеализация "рыцарей в сияющих доспехах" из женских романов.

Одно разграбление крестоносцами Константинополя чего стоит.

Если интересно, вот неплохая статья про рыцарство

 

Бальмунг выглядел так: «...клинок в ножнах, обшитых парчовою каймою... рукоять его с отделкой золотой и с яблоком из яшмы, зеленой, как трава».

 

А вот Дюрендаль: «Ах, Дюрендаль, мой верный меч прекрасный! На рукоятке у тебя в оправе святыня не одна заключена: в ней вложен зуб апостола Петра, святого Дионисия власа, Василия святого крови капли, кусок одежды матери Христа». Хозяин Бальмунга — славный Зигфрид, главный персонаж «Песни о Нибелунгах», владелец Дюрендаля — бесстрашный граф Роланд, герой посвященной ему «Песни».

 

Рыцари... Неустрашимые воины, преданные вассалы, защитники слабых, благородные слуги прекрасных дам, галантные кавалеры... Неустойчивые в бою, невер-~ные слову, алчные грабители, жестокие угнетатели, дикие насильники, кичливые невежды... Все это рыцари.

 

И вот вокруг этих-то противоречивых созданий вертелась, в сущности, история европейского средневековья. Потому что они в те времена были единственной реальной СИЛОЙ. Силой, которая нужна была всем — королям против соседей и непокорных вассалов, крестьян, церкви; церкви — против иноверцев, королей, крестьян, горожан; владыкам помельче — против соседей, короля, крестьян; крестьянам — против рыцарей соседних владык. Горожанам, правда, рыцари были не нужны, но они всегда использовали их военный опыт. Ведь рыцарь — это, прежде всего, профессиональный воин. Но не просто воин. Рыцарь на всех языках — рейтер, шевалье и так далее — обозначает всадника. И опять же не просто всадника, но именно тяжеловооруженного всадника — в шлеме, панцире, со щитом, копьем и мечом. Все это снаряжение стоило весьма дорого: еще в конце первого тысячелетия, когда расчет велся не на деньги, а на крупный рогатый скот, комплект вооружения — тогда еще не столь обильного и сложного — вместе с конем стоил 45 коров, или 15 кобылиц. А это — величина стада или табуна целой деревни.

 

 

Но мало было взять в руки оружие — им надо уметь отлично пользоваться. А этого можно было достичь только беспрестанными и весьма утомительными тренировками с самого юного возраста (мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспех — известны полные комплекты для 6—8-летних детей). Следовательно, тяжеловооруженный всадник должен быть богатым человеком с большим досугом. Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень небольшое число таких воинов. А где взять остальных? Ведь крепкий мужик, если и имеет требуемые 45 коров, то не для того, чтобы отдать их за груду железа и красивого, но не годного для хозяйства коня. Выход нашелся: мелкие землевладельцы обязывались королем работать определенное время 'на крупного, снабжать его нужным количеством продуктов и изделий ремесла, а тот должен быть готовым служить королю в качестве тяжеловооруженного всадника, тоже определенное количество дней в году.

 

На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная система. И постепенно, к XI—XII векам тяжеловооруженные всадники превратились в касту рыцарей. Доступ в это привилегированное сословие становился все более трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и гербами. Еще бы: кому хочется тесниться и допускать к жирному куску посторонних! А кусок был жирен, и чем дальше, тем больше.

 

За клятву верности сеньору рыцарь получал землю с работающими на него мужиками, право суда над ними, право сбора и присвоения налогов, право охоты, право первой ночи и так далее, и тому подобное. Он мог ездить ко дворам владык, развлекаться целыми днями, пропивать, проигрывать в городах деньги, собранные с мужиков. А обязанности... Во время военных действий служить со своим харчем сеньору около месяца в оду, а обычно и того меньше. За «сверхурочную» службу ему шло большое жалованье. Военная добыча — трофеи, выкуп за пленных, сами пленные — шла ему. Можно было во «внеслужебное время» и поработать «налево» — наняться на время к постороннему сеньору или к городскому магистрату. С течением времени рыцари стали все больше и больше манкировать своими обязанностями. Иногда по условиям ленного договора рыцарь должен был служить то количество времени, на которое у него хватит запасов продовольствия. И вот такой храбрый муж являлся с окороком, прилагал все усилия к тому, чтобы съесть его за три дня, и уезжал в свой замок.

 

Ну а как рыцари воевали? По-разному. Вообще говоря, сравнивать их с кем-то очень трудно, так как они в Европе были в военном отношении предоставлены самим себе. Разумеется, в сражениях участвовала и пехота — каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные владетели нанимали большие отряды лучми-ков и арбалетчиков. Но до XIV века исход сражения всегда определяли немногие господа рыцари, многочисленные же слуги — пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем. Рыцари их в расчет вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с «достойным» противником — то есть рыцарем же, — они топтали конями мешающих им своих пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к бездоспешным всадникам с мечами и легкими копьями. В одной из битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже ие сдвинулись с 'места, а 'просто перекололи своими длинными копьями лошадей противника, и только тогда поскакали на достойного врага — рыцарей.

 

Вот тут-то и происходил «настоящий» бой — два закованных в железо всадника, закрытые щитами, выставив вперед длинные копья, сшибаются с налета, и от страшного таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади, умноженных на скорость движения, враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетает из седла. Если же доспехи выдерживали, а копья ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование: удары были редкими, но страшными. Об их силе говорят останки воинов, погибших в сражениях средневековья — разрубленные черепа, перерубленные берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая приказы командующих (хотя какие там приказы — рыцарям лишь предлагали держать строй, их просили).

 

При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всем, — и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли перед боем, запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, в качестве «наглядной агитации» строили виселицы для несдержанных вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое количество поединков достойных противников, бесконечно гонявшихся друг за другом.

 

Ну а как насчет рыцарской чести? Оказывается, на противника рыцарь может «напасть спереди и сзади, справа и слева, словом, там, где может нанести ему урон» — так гласил устав тамплиеров. Но если противнику удавалось заставить отступить хоть несколько рыцарей, их соратники, заметив это, как правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить ни один полководец (как, впрочем, и управлять боем после начала атаки). Сколько королей лишились победы только потому, что преждевременно теряли голову от страха!

 

Воинская дисциплина была не просто слабым местом рыцарей — ее у них не было и быть не могло. Ибо рыцарь — индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно острым чувством собственного достоинства. Он профессионал от рождения, и в своем деле — военном — равен любому из своего сословия, вплоть до короля. В бою он зависит только сам от себя, и выделиться, быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня.

 

И он показывал это всеми силами. Да кто же тут может что-то ему указать, приказать? Рыцарь сам знает все, и любой приказ для него — урон чести. Такое самосознание рыцаря прекрасно знали и чувствовали полководцы, государственные деятели — мирские и церковные. Видя, что несокрушимые всадники терпят поражения из-за своей горячности и своеволия, вылетая в атаку разрозненными группами и зная, что тяжелая конница непобедима, когда наваливается всей массой, государственная и церковная администрация принимали меры для приведения хоть в какой-то порядок своих выскочек. Дело-то ведь еще и в том, что рыцарей было мало. Например, во всей Англии в 70-х годах XIII века было 2750 рыцарей. В боях участвовало обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливая за тысячу. Понятно, что это мизерное количество полноценных бойцов нельзя было растрачивать, распылять по мелочам. И тогда с конца XI века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими их боевые действия.

 

Но самый крепкий порядок был, разумеется, в бандах-отрядах рыцарей-наемников, расплодившихся в XII—XIV веках, предлагавших свои услуги кому угодно и грабивших всех подряд в мирное время. (Именно для борьбы с этими бандами и были созданы впервые в средневековой Европе французскими королями в XIV веке настоящие регулярные армии, маленькие, состоявшие из разных родов войск, где воины служили за плату постоянно.) Надо сказать, что вся строгость воинских уставов и распорядков иссякала в тех разделах, где трактовалось о боевых действиях рыцарей. То есть строгость была, но требования были самыми общими: не покидать и не ломать строй, стараться, в разумных пределах, обороняться при неудаче, а не сразу бежать, и до победы лагерь противника не грабить.

 

Итак, как же воевала рыцарская конница? Чтобы сохранить строй к решающему моменту схватки, она подходила к противнику шагом, она была «покойна и невозмутима, подъезжала не торопясь, как если бы кто-нибудь ехал верхом, посадивши впереди себя на седло невесту», — писал один средневековый автор. И, только подъехав совсем близко к врагу, рыцари бросали коней в более быстрый аллюр. Медленное сближение имело еще и тот смысл, что экономились силы лошади для решающего броска и схватки. Пожалуй, самым удобным построением был издавна придуманный для тяжелой конницы «клин», «кабанья голова», или «свинья», как называли его русские дружинники, любившие, кстати, это построение ничуть не меньше своих западных коллег.

 

«Кабанья голова» имела вид колонны, слегка зауженной спереди. Давно известно, что конницу водить в колоннах очень выгодно, так как в этом случае лучше всего сохраняется сила ее массированного, таранного удара. Это не столько боевое, сколько походное построение — когда «клин» врезается в ряды противника, воины, едущие в задних рядах, немедленно «разливаются» в стороны, чтобы каждый всадник не топтал передних, но в полную меру проявил свои боевые качества, равно как и качества коня и оружия. У «клина» было и еще одно преимущество: фронт построения был узок.

 

Дело в том, что рыцари очень любили сражаться, но совсем не хотели умирать — ни за сеньора, ни за святую церковь. Они должны были и хотели только побеждать. Этому, собственно, и служили их доспехи. Этому служил и «клин». Ведь когда отряд рыцарей медленно, «шаг за шагом», приближается к врагу, он становится великолепной мишенью для лучников противника. Хорошо, если у того нет качественных лучников. А если есть? Если у них вдобавок отличные дальнобойные, мощные луки? Монголы при Лигнице и англичане при Кресси и Пуатье именно из луков буквально расстреляли прекрасно защищенных доспехами рыцарей. А при построении «клином» перед вражескими стрелками оказывалось только несколько всадников в самом надежном защитном снаряжении.

 

Да, рыцари умирали весьма неохотно. Они предпочитали бежать или сдаваться в плен в случае неудачи. В европейских войнах гибло их очень мало — единицы, и лишь в крупнейших битвах, решавших судьбы стран, — несколько сотен.

 

И дело тут не только в доспехах. Рыцари к XIII веку ощутили себя неким всемирным орденом, кастой, для которой не важны никакие территориальные границы, никакое подданство. Ведь границы все время менялись, области и целые государства переходили от одного короля к другому, а рыцари сидели в тех же замках, изъяснялись на французском языке и все, как один, считались слугами святой католической церкви. И убивать собрата, кто бы и откуда он ни был, становилось неприличным. Вот одолеть его — сбить с коня, взять в плен и, главное, получить выкуп — это победа. А что пользы от трупа? Войны превращались в массовые турниры. Но не превратились.

 

Не позволили «грубые мужики» — крестьяне и горожане, воевавшие в пехоте. Им-то рыцари пощады не давали. Но уж и они в долгу не оставались — пленных не брали. А когда в XIV веке бурно развилась боеспособная пехота, сражающаяся в плотных строях, не боящаяся конных атак и с длинными алебардами сама бросающаяся в бой, — рыцари кидались в бегство при одном виде швейцарских «баталий» и гуситских повозок, с ужасом и возмущением рассказывая о непривычных кровавых побоищах — ведь у швейцарцев, например, под страхом смерти запрещалось брать пленных. И когда рыцари тоже стали все чаще применять глубокие плотные построения, так что отряд превращался в железного дикобраза, их снова смела — теперь уже навсегда — пехота, вооруженная огнестрельным оружием.

 

А теперь посмотрим, чем же и в чем воевали рыцари.

 

В литературе нашей, особенно художественной, широко распространено мнение, что европейское рыцарское вооружение было ужасно тяжелым и неудобным. Как только не измываются над рыцарями романисты: бедные всадники в их повествованиях не то что сесть на коня — ходить, с земли подняться сами не могут. Да что винить писателей — их вводили в заблуждение солидные труды военных и невоенных историков. На самом деле рыцари не были врагами самим себе, да и вообще военное дело не терпит неудобств в снаряжении. И рыцарское оружие в этом смысле ничем не отличалось от любого другого. Просто на нем лучше, чем, пожалуй, на любом другом оружии, видны все изменения, происходящие со средствами нападения и защиты, которые диктует развитие военного дела, производства и социальных отношений.

 

В XI веке снаряжение тяжеловооруженного всадника сложилось в том виде, в котором оно просуществовало с незначительными изменениями, до XIV века и послужило основой для дальнейшего развития вооружения. К сожалению, подлинных западноевропейских доспехов XI—XII веков дошло до нас очень мало, и говорить о них приходится по изображениям на памятниках искусства.

 

Судя по ним и дошедшим образцам, подавляющее большинство рыцарей защищало тело кольчугой. До недавнего времени многие ученые считали, а иные считают и сейчас, что на Западе стали широко применять и делать кольчуги только с конца XI века, в результате крестовых походов, заимствовав секреты их изготовления на Востоке. До этого времени рыцари носили «неудобные (почему неудобные?) кожаные доспехи с нашитыми железными пластинками или кольцами». Немногие же кольчужные брони ввозились с Востока или из Руси. На самом же деле кольчугу в Западной Европе знали и изготовляли еще со времен античности и на протяжении всего первого тысячелетия нашей эры. Другое дело, что при всех своих удобствах, ее не только разрубает меч и топор или пропарывает копье — ее пробивает стрела. Поэтому воины конца первого тысячелетия нашей эры часто предпочитали ей более надежные пластинчатые и чешуйчатые доспехи. Ведь им приходилось сражаться с бесконечными волнами пришельцев с Востока — кочевниками, вооруженными могучими луками гуннского типа с тяжелыми бронебойными стрелами. Но к XI веку последние наследники гуннов — мадьяры — осели, прекратив опустошительные конные набеги, а для всадников были придуманы большие миндалевидные щиты, закрывавшие их от носа до середины голени.

 

Сделанный из дерева, обтянутый слоями кожи и увенчанный железным навершьем — умбоном, такой щит надежно укрывал от стрелы, а меч и копье если и разрубали его, то застревали в нем или даже ломались, стоило принять удар на умбон. Тут-то кольчуга, прекрасно укрывавшая от случайных ударов, и вышла на первое место. Сначала она имела рукава до локтей, да и ноги оставались открытыми. А в рубке мечами или под градом стрел легко было лишиться руки и ноги. И щит не помогал — его, такой большой и тяжелый, трудно было подставлять под сыпавшиеся со всех сторон удары.

 

Тогда в конце XI века рыцари стали надевать на ноги кольчужные чулки, а кольчуга обрела длинные рукава с варежками и капюшон, так называемый «хау-берк». Завершал полное прикрытие рыцарского тела шлем. В XI веке он почти всегда имел широкий наносник и форму купола, благодаря которой удары мечом по нему скользили. В специальной литературе их называют «норманнскими», но они — общее достояние всей Евразии, так как развились в качестве упрощенного варианта из самого распространенного в Евразии первого тысячелетия шлема, склепанного из четырех и более сегментов в виде купола и снабженного остроконечным навершием. Ранние «норманнские» шлемы тоже были клепанными, позднее их ковали из одного куска.

 

В XII веке верхушка у этих шлемов загибается вперед или же он «распухает», приобретая яйцеобразную форму. Эти изменения вели к увеличению объема шлема, что давало больший защитный эффект, так как стенки шлема уже не прилегали непосредственно к голове. Тогда же шлемы обрели наличники — железные полумаски. И не случайщо,^ потому что щит из миндалевидного стал треугольным и уже не защищал лицо. А его надо было беречь: от удара мечом «хауберк» не спасал. На Готланде были раскопаны черепа в кольчужных капюшонах, разрубленные страшным поперечным ударом.

 

И вот этот описанный комплекс доспехов называют тяжелым, делающим рыцаря неповоротливым — в отличие от воинов Руси и Востока. А ведь он весил в среднем не больше, чем защитный набор оружия в Восточной Европе и Азии. Пусть западная кольчуга имела рукава и капюшон и дополнялась чулками — зато на Руси и Востоке она часто дополнялась или заменялась более тяжелым пластинчатым или чешуйчатым панцирем, на Западе применявшимся редко. И щиты были такие же миндалевидные, и шлемы, близкие по форме «норманнским», в XII—XIII веках снабжались железными масками.

 

В XIII веке начинается процесс сильного изменения рыцарского доспеха. Прежде всего он коснулся шлема. У яйцеобразного шлема макушка делается плоской, опускается затылок, железный наличник увеличивается книзу и в стороны — шлем принимает вид железного ведра с прорезями для глаз и дырочками для дыхания. По своей форме он и назван «горшковидным». С такого шлема удары не соскальзывают, но любой прямой удар по нему уже не достигает цели, так как это «ведро» надевалось на специальную, с толстым мягким валиком-венцом, шапку, надетую, в свою очередь, поверх кольчужного капюшона. Так что такой шлем нигде и близко не касался поверхности головы, да еще его личина от глаз до подбородка частенько снабжалась дополнительным слоем металла.

 

С середины XIII века, или несколько раньше, в Европе начинает распространяться доспех типа «бригандины» — панцирь, где железные пластины скреплены изнутри мягкой — тканой или кожаной — основой. Было ли появление и распространение «бригандины» на Западе результатом развития местных традиций, или же заимствования из Руси или с Востока — вопрос до сих пор не решенный. Но время потребовало — и этот доспех появился. С появлением такого усиленного доспеха отпала необходимость в огромном щите — деревянный треугольник, уже без умбона, стал прикрывать тело сидящего верхом бойца от шеи до бедер. Соответственно уменьшился и его вес, так что щитом стало возможно фехтовать, подставлять под удары врага. А чтобы рука, держащая его, меньше уставала, щит на специальном ремне вешали на шею: если он был не нужен или воин бился обеими руками, щит забрасывался за спину.

 

С XIII века не только сам рыцарь, но и его боевой конь получает усиленную защиту. Тканые или войлочные попоны, закрывавшие все тело коня, появились еще в XII веке и защищали его от дождя и зноя. Теперь же попона стала кольчужной. А голова коня защищалась железной маской, оставлявшей открытыми только глаза и рот.

 

Сама идея бронирования лошади пришла в Европу с Востока — из мусульманских стран или от татаро-монголов — через посредство Руси. Но формы, в которые вылился западноевропейский конский доспех, были местными.

 

Надо сказать, что снаряжение коня и методы управления им менялись и совершенствовались так же, как и остальные средства ведения боя. Таранный удар копьем и связанная с ним опасность быть выбитым из седла потребовали предельно крепкой посадки, что привело в XII веке к созданию седла-кресла с высоченной, очень жесткой задней лукой, охватывающей стан всадника, на которую он откидывался, уперев ступни вытянутых ног в стремена. Высокая передняя лука защищала живот рыцаря. Строгость в управлении конем обусловила существование специального мундштука и острых конусовидных шпор. С конца XII — начала XIII веков мундштук усложняется и становится все строже, и за счет этого уменьшается необходимость в большой строгости шпор, но возрастает требование более тонкого управления конем. Тогда по всей Европе начинают распространяться более «мягкие» шпоры со звездчатым колесиком.

 

Как мы видим, все изменения в доспехе XI—XIII веков происходили по внутренним закономерностям самого оборонительного вооружения — одна его часть усиливалась за счет другой, хотя в XIII веке наблюдается общее увеличение веса средств защиты.

 

Усиление доспеха в XIII веке произошло потому, что именно в это время начинает изменяться форма меча. В XI—XII веках он сохранял традиции конца первого тысячелетия — был не очень длинным, весьма широким и имел, как правило, округлый конец, то есть был приспособлен исключительно для рубг щего удара. Но в XIII веке ме вытягиваются и заостряются на ко це. становятся более тяжелыми. Ими уже можно не только прорубить кольчугу, но и проткнуть ее. Еще четыре вида оружия заставили усилить кольчугу пластинчатой броней: булава, арбалет; фальшьон и алебарда. Булаву — металлический шипастый многогранник, а также шестопер, очень возлюбили в XI—XIII веках воины-клирики. Поскольку церковь запрещала своим служителям проливать кровь, а воевать за свои интересы князьям церкви приходилось так же, как и мирянам, то булава оказалась как нельзя кстати: от ее удара по мягкой кольчуге получался такой ушиб, что пострадавший с кровоизлиянием или перебитыми костями часто отправлялся в лучший мир.

 

В это же время бурно развивался и распространялся арбалет — станковый лук, машина огромной мощности, пробивавшая кольчужную ткань, как матерчатую. Фальшьон — огромный тяжелый тесак, появившийся в начале XIV века и понравившийся рыцарям, — запросто разрубал кольчугу, а известная с этого же времени алебарда — сочетание копья, топора и крюка, насаженное на древко, — в руках швейцарских крестьян-пехотинцев раскалывала и протыкала не только кольчуги, но и шлемы. Все отмеченные тенденции в оружии нападения продолжали быстро развиваться и в последующие столетия, что повлекло соответствующее развитие доспеха из крупных железных пластин.

 

В этот период распространилось поднимающееся забрало, изобретенное столетием раньше. Над разработкой же прикрытия корпуса воина шла большая экспериментаторская работа,

 

Были изобретены панцирные жилеты, кожа которых подбивалась большими прямоугольными пластинами. И наконец, на магистральном пути развития западноевропейского рыцарского панциря оказался доспех, состоящий из сплошной кирасы с юбкой из горизонтальных стальных полос (в XIV веке кирасу почти всегда упорна обтягивали тканью или надевали поверх нее короткий кафтан, так что ее и не было видно), наручей и поножей, состоящих из деталей, повторяющих анатомическое членение человеческих конечностей, а также железных перчаток. Оставалось лишь соединить между собой все части этого доспеха. На это ушла вторая половина XIV века. Тогда же «горшковидный» шлем для боевых условий был заменен «баскинетом» — небольшим заостренным на макушке шлемом с низким затылком, защищенным спереди подвижным забралом с сильно выступающей центральной частью, за что его называли «собачьей мордой». К «баскинету» прикреплялось длинное кольчужное ожерелье, прикрывающее шею и плечи. И наконец, в XV веке появился полный доспех, где конструкция из больших сплошных стальных пластин повторяла строение человеческого тела. Именно над этим до-спехом издевались позднейшие авторы исторических исследований и романов, перенося его и на столетия раньше. А зря издевались. Выяснилось, что доспех этого типа отличался великолепными боевыми качествами, был не только очень прочен, но и удобен.

 

Весил такой доспех около 25 килограммов. (Заметим, что комплекты доспехов из Восточной Европы и Азии весили почти столько же.) Но этот вес равномерно распределялся по всему телу. Все подвижные части набирались из узких пластинок, приделанных к ремням, так что доспех совершенно не сковывал движений, наши дни во время киносъемок спортсмены и артисты надевали подлинные доспехи. Так вот, тренированный человек спокойно работает в до-спехе 8 часов в сутки, ходит, ездит верхом, сам влезает в седло и поднимается с земли. А что рыцари уставали в своей броне — так разве не устают в своих сражениях современные хоккеисты?

 

Доспехи XV века, названные «готическими» за заостренные формы своих деталей, сменились в начале XVI века «максимилиановскимн», в которых вся поверхность брони покрывалась желобками, облегчавшими вес доспеха. Позднее доспех опять становится гладким — формы его соответствуют изменениям моды в одежде.

 

В XVII веке, с резким усилением пробивной способности огнестрельного оружия, доспех достигает максимальной толщины и веса — около 33 килограммов. Это был предел — после этого «доспешные мастера» отказались соревноваться с мушкетами и пистолями.

 

Появление «готического» доспеха привело к яркому расцвету искусства оформления оружия. Раньше отдельные металлические детали украшали узкие, инкрустированные золотом каймы, теперь большое поле давало простор творческой мысли мастера. Но «готические» доспехи XV века красуются только полировкой и изяществом форм. Зато фантазия мастеров отыгрывалась на шлемах и конских доспехах. Забрала шлемов превращались в звериные морды или страшные маски с крючковатыми носами и стальными усами, конские оголовья ковались в виде голов химер и других чудовищ. С середины XVI века формы стали скромней, но отделка — богаче.

 

Доспехи полностью покрывались узорами, инкрустированными, травленными, гравированными, чеканными, золочеными, воронеными. На огромных пластинах конских панцирей и круглых щитах «рон-дашах» изображались сложнейшие многофигурные композиции на исторические и литературные сюжеты. Лучшие мастера доспеха — «платтнеры» — работали в Милане — семейства Миссалья, Пиччинино, в Инсбруке — Христиан Трейц, Йорг Зорг, в Аугсбурге — Коломан Хельмшмид, в Нюрнберге — Антон Пеффенхаузер. Немецкие мастера славились чистотой и законченностью работы, полировкой и изящным силуэтом, итальянцы — неистощимым богатством мотивов оформления и виртуозных технических приемов.

 

Не отставали от «платтнеров» и мастера-мечники. Рыцарский «готический» меч в XIV—XVI веках все более сужается, заостряется, вытягивается, пока, наконец, в XVI веке не превращается в шпагу. Он постепенно теряет рубящую функцию — ведь сплошной доспех им все равно не разрубить, зато острием можно проткнуть сквозь сочленения панциря. Изменяются и детали рукояти меча — вытягивается навершие, перекрестие снабжается дополнительными отростками для защиты кисти руки. Отделка мечей становится все обильнее и сложнее. Тончайшая чекаика, гравировка, инкрустация, прорези и чернь украшают клинки, рукояти, ножны. Лучшие клинки изготовляли испанские мастера в Толедо, и германские — в Золингене, перенявшем секреты, марку и славу у оружейников города Пассау.

 

В связи с усилением доспеха роль рыцарского меча несколько падает, зато копье служит по-прежнему верно, и если не протыкает, то выбивает противника из седла. К XVI веку оно превращается в толстый трехметровый шест с маленьким острием. Такую тяжкую пику, обладающую страшной пробивной силой, уже не удержать одной рукой. Поэтому ее подпирали стальной подставкой, привинченной к груди кирасы.

 

И все же доспехи, в которых нельзя было ни встать, ни повернуться, были. Это турнирные доспехи XVI века. Турниры, пышно обставленные игрища, призом на которых были доспехи и конь поверженного соперника, известны с XI века. До конца XV века рыцари на турнирах бились в основном тупым оружием и в обычных боевых доспехах. Но в XVI веке правила ужесточились, стали драться острым оружием. Погибать в игре хотелось еще меньше, чем в бою, и доспехи для турнира «специализировались». Для пешего поединка доспехи делались полностью закрытыми и требовали особой изощренности мастеров в изобретении дополнительных подвижных сочленений. Комплект для группового боя — стенка на стенку — отличался от боевого только тем, что левая часть груди, плечо и подбородок — места, куда направлялся удар копья, — защищались дополнительной, сложной формы, толстой железной пластиной, привинченной к кирасе. Зато доспех для конного копейного поединка — весил до 85 килограммов. Он закрывал только голову и торс всадника, но имел толщину около сантиметра и был почти неподвижен — ведь надо было только ударить копьем. Облачали в него рыцаря, посадив на поднятое над землей бревно, так как с земли он сесть на коня не мог, да и выдерживал в нем боец очень короткое время. Турнирное копье имело вид настоящего бревна, с прикрепленным стальным кругом у рукояти — защитой правой руки и правой стороны груди. Конь для турнира также обряжался в особо толстый доспех, да еще поверх стального нагрудника клали толстый кожаный валик, набитый чем-нибудь мягким. Рыцарь сидел в огромном седле, задняя лука которого подпиралась стальными стержнями, а передняя была так широка, высока и простерта вниз, что, окованная сталью, надежно защищала ноги всадника. И все это хозяйство покрывалось богатейшими геральдическими мантиями, попонами, на шлемах возвышались геральдические фигуры из дерева, копья обертывались лентами.

 

Доспехи и мечи — свидетели, и отнюдь не молчаливые, целой эпохи в развитии военного дела, кузнечного ремесла и декоративного искусства, свидетели славы и позора — сейчас тихо стоят в музеях и холлах, а кости их хозяев тлеют на полях сражений, под величественными надгробиями. И пусть мы знаем не только о высоте рыцарского духа, но и о низости воинов-феодалов, они по-прежнему видятся нам такими, какими описал их автор «Песни о Роланде»:

 

...Стальные шпоры на ногах надеты,

Кольчуги белые легки, но крепки,

Забрала спущены у ясных шлемов,

На поясах мечи в златой отделке,

Щиты подвешены у них на шеях,

И копья острые у них в руке.

 

 

И вот еще относительно краткая информация о системе подчинения - вассалитете у рыцарей тут

Орда и время Орды пришло
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну это же не я писал... :blush:

реальный документ того времени. Вполне понятно, что большинством он не соблюдался, хотя бы по той причине, что подавляющая масса тех самых рыцарей была попросту безграмотна. И куча ещё "всяких всячин"...

 

Я попробую на днях написать ещё одно "По следам одной телепрограммы...", касающейся только программы сегодняшней. Просто многие вещи остались недосказанными или мы просто не успели их обсудить из-за лимита времени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошло... ну и вдогонку обещанное "послесловие"...

 

 

ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ ТЕЛЕПРОГРАММЫ... – 2

 

Честно скажу, что программа планировалась совсем в другом ключе, чем она получилась на выходе, поэтому рассказывать здесь наверное придётся не о том, что было недосказано или не поместилось в эфир из-за лимита времени, а в принципе это будет попытка уже ответить на те вопросы, которые поднимались в программе, с позиции той идеи которая предполагалась изначально.

 

Кратко, чтобы было понятно, о чём вообще речь. Появилась идея обсудить сегодняшнюю практику различных боевых искусств с точки зрения её культурной традиции, как составной части общечеловеческой культуры, взяв за основу наверное две крайние противоположности, то есть японские традиционные боевые искусства и европейскую боевую культуру. Вот такая была изначальная идея, под которую уже делались сюжеты на программу и соответственно составлялся определённый список вопросов для обсуждения... На выходе получилось то, что получилось. Не скажу, что плохо, по-моему всё было достаточно живо и информативно, но совершенно о другом.

 

А потому и попытаюсь, как один из участников программы, теперь уже следуя в русле темы, ответить на те вопросы, которые прозвучали или остались за кадром программы. С одним маленьким нюансов. Я не принимаю сторону ни одной из сторон, а стараюсь рассматривать эти вопросы исходя исключительно из своей компетенции, как инструктор служебного рукопашного боя. Да у меня есть определённые интересы касающиеся традиционных боевых искусств Востока, точно так же, как я интересуюсь и боевой культурой Запада, но это интерес человека, который черпая из них информацию и изучая определённые вопросы, всё же, скажем так, живёт в сегодняшнем мире и сегодняшней действительности.

 

Вот так и начнём. И начнём конечно же с самого начала, то есть насколько стыкуются между собой понятия боевые навыки и искусство, и роль традиционных боевых искусств в современном мире.

 

На самом деле, вопрос стыкуемости понятий «боевой навык» и «искусство», имеет достаточно противоречивые толкования. Сегодня существует достаточно большое количество мнений по данному вопросу. Озвучивать их все, считаю, не имеет смысла. Скажу так, что сегодня подавляющее количество практикующих различные системы единоборств, так или иначе, но полностью потеряли осознание того, что они практикуют и для каких целей эти сами единоборства создавались. То есть в сегодняшнем массовом сознании адептов тех или иных систем, школ, направлений понятие «искусство» начало превалировать над понятием «боевое». Да, красивые, чёткие, отточенные удары, движения, действия... как в своё время сказал легендарный Брюс Ли – искусство выражения человеческого тела. Да это действительно искусство. Такое же как танец. НО! Давайте вспомним, что конечной целью в момент создания и начала существования этого всего, было не демонстрация возможностей своего тела, а была чёткая задача – выживание на поле боя и уничтожение противника. Боевое искусство – это искусство убийства! И никуда мы от этого не уйдём. Хоть в спорт, хоть в реконструкцию... но изначально всё это было искусством убивать и калечить. Даже первые Олимпийские игры у древних греков были демонстрацией исключительно воинских навыков. Это уже позже, сначала китайцы, потом и японцы стали искать способы как контролировать воинов и придумали свои философии, в той или иной степени отодвигающие на задний план вопросы связанные с убийством, как недостойные цивилизованного человека, а вывели на передний план вопрос самосовершенствования через практику боевых искусств, то есть внутреннее равновесие, опять же те самые действия, движения и прочее, вне изначального контекста всего этого. Но то ладно. Мы же говорим о том, сочетаемы ли сами понятия «боевой навык» и «искусство».

 

Честно скажу, что сочетаемы, но для того времени, когда они формировались и развивались, то есть в период войн. В современном же мире вопрос исключительно спорный, именно исходя из того, что боевое искусство = искусство убивать. Может ли быть искусством разрушение? Ведь для нас искусство – это в первую очередь созидание. Музыка, живопись, архитектура... смотрим и, скажем так, глаз и душа радуются. Кто-то испытывает радость и восторг от вида трупа или стонущего от боли человека? Тогда думаю, это тот случай когда к врачам... А как же тогда Декларация прав человека, уголовные статьи за побои, тяжкие телесные повреждения, убийство? А всенародные осуждения и требования покарать маньяков и убийц? А ведь может они наглядно демонстрируют своё боевое искусство? Вот тут тот самый парадокс нашего времени и скрывается. И ответить на него практически нереально. Наверное только принять как должное и не забывать о том, в чём же была изначально конечная цель подобных практик.

Думаю, нет смысла особо распространятся над понятием, что такое «традиционные боевые искусства». Наверное и так понятно, что это школы имеющие достаточно долгую историю существования, подтверждённую документально, и при этом имевшие передачу всех знаний накопленных внутри неё от одного мастера к другому. А вот вопрос их существование в современном обществе, это вопрос опять же куда более запутанный. Почему? Да вот так получается...

 

Существование существованием, но ведь если мы говорим о боевом искусстве в первую очередь, как о навыке выживания, то соответственно должны учитывать в каких условиях нам приходится бороться за это самое выживание. Мы ведь не бегаем в доспехах с мечами в руках, не скачем на лошадях и не пытаемся регулярно остановить их на скаку. По большому счёту, мы и одеты совершенно не так как 300-400 и больше лет назад. Условия изменились и соответственно по логике вещей с этими условиями и должны были изменяться сами школы боевых искусств, как самые чувствительные к изменениям, как минимум исходя из того, что люди не будут заниматься тем, что не позволяет им гарантированно выжить. И именно так происходило в Европе, боевые навыки эволюционировали вместе с изменениями условий их применения, постепенно отказываясь и от различных видов доспехов, оружия, и от самих технических действий, которые были характерны для одного периода, но никак не помогали выжить в другом. И сама такая эволюция от холодного оружия к оружию огнестрельному, соответственно от преимущественно рукопашного боя к бою на дистанции и привела к тому, что те самые боевые навыки Европы стали сегодня всем хорошо известными спортивными дисциплинами – фехтование, стрельба из лука, борьба... Почему то же самое не произошло в Японии? Думаю, что именно резкий переход от эпохи войн к миру и самоизоляции страны на долгие годы, и сыграли ту самую злую шутку. Они просто застыли в своём развитии и не было потребности развиваться дальше. Ведь если посмотреть дальнейшую историю тех самых боевых искусств Японии, когда самоизоляция была снята, демонстрирует опять резкий скачёк в развитии, как военных систем боя, так и школ направленных на развитие людей в целом. Заимствование современных для того времени европейских (американских) методов подготовки и образования, наложение их на собственные традиционные боевые искусства дало нам и современное дзюдо, и каратэ, и кэндо, армейские системы батто-дзюцу, дзюкен-до (фехтование на штыках), танкен-до (фехтование на отомкнутых штыках). Не говоря уже о практически полном заимствовании западной военной организации, оружия и методов ведения войны.

 

Так что думаю, вопрос сохранения в Японии традиционных боевых искусств связан не столько с различными культами предков и почитаниями национальных традиций, сколько с отсутствием объективных потребностей развития тех самых боевых искусств по своему прямому предназначению, то есть искусству убивать. Ну и соответственно их трансформация в способы и методы самосовершенствования и развития личности через практику различных физических упражнений. Такой боевой фитнес получился.

 

Вот именно это сейчас и происходит в современном обществе. Основной массе народа практика боевых искусств, как искусство убивать, не нужна просто за ненадобностью. Мало кто из современных офисных работников или студентов горит желанием оказаться на войне и проверять свои навыки рукопашного боя рискуя жизнью. Им надо не более чем переключение на какую-то другую деятельность, совершенно противоположную от их повседневности. И традиционные боевые искусства предоставляют им это в полной мере.

 

Ну вот так устроен человек, что ему не интересна окружающая его реальность. Ему интересен миф, сказка... Как говорится, раньше и деревья были больше, и трава зеленее, и люди... О такой простом понятии как эволюция при этом не помнят начисто. Люди читают книги про самураев, рыцарей, смотрят фильмы о них... и стремятся воплотить эту сказку в своей действительности. Начинают реконструировать доспехи и оружие, пытаться по старым атласам воссоздать те старые техники ведения боя, идут заниматься в школы традиционных боевых искусств. Им не надо думать о выживании, о славе и медалях на спортивных площадках, им надо просто психологически переключиться на что-то интересное исключительно им. И все эти дошедшие до нас школы Востока и реконструированные школы Запада именно эту возможность предоставляют в полной мере.

 

Ролевое моделирование во всей своей красе. Может из этого получится что-то большое? Конечно.

 

Так или иначе, но человек, который серьёзно пытается заниматься этим, начиная с боевых искусств, постепенно переходит на изучение философии принятой в практикуемой им школе, с философии постепенно переходит на изучение культуры того региона откуда происходит его направление. Соответственно встают вопросы посещения той страны уже по настоящему, изучение языка, письменности. Возраст тоже требует своё, соответственно начинается изучение методов оздоровления и медицины. То есть человек вполне серьёзно практикует и развивается, самосовершенствуется. Правда такое развитие больше напоминает культурную экспансию со стороны родоначальников той или иной боевой культуры.

 

Так оно так и есть. И любая страна мира начинает своё продвижение в мире через культуру. Страны Востока нашли свою собственную «фишку» - боевые искусства. Япония, Китай, Корея... сейчас Таиланд, Филиппины. Немного рекламы и вуаля... начинают развиваться и частный бизнес касательно преподавания того или иного направления за границей, туристический бизнес, когда люди едут тренироваться в страну-родоначальницу. Одним интересно, другим есть что предложить. Бизнес. Ничего личного.

 

И вопросы здесь уже не стоят в разрезе реальной истории, тут как раз важнее миф. А миф сегодня – это кинематограф. Снято качественно, ярко, запоминающееся, а как там было на самом деле и было ли вообще не важно. И начинается круговорот людей в боевых искусствах. И им другого ничего не надо, им этого достаточно и оно им интересно. Отсюда и все соблюдения ритуалов, церемоний, одежды, терминология и прочее... О связи с современностью и реальностью тут речь не идёт уже очень давно. Просто это никому не надо. Надо вырваться из мира серой офисной повседневности в мир пускай только немного и на короткое время доступный внутри зала. Мир из мечты.

 

Да. Вот такой вот сложившийся мир боевого фитнеса. Кому не интересен Восток или просто есть стремление к собственным корням, реконструируют Запад, но в большинстве своём, идя точно таким же путём.

 

Есть смысл говорить что подобное движение востребовано? Даже более чем. Воевать не собираются, соответственно боевые навыки особо и не нужны. Хотя на самой теме можно и поспекулировать, так сказать приобщившись к «тайне» спецназов. В армии не служил и служить не пойду, но вот как в рукопашной драться научу любого ветерана. Главное побольше рассказов о секретных методиках неизвестных некому больше и школах одного «мастера». Но это всё тот же боевой фитнес.

 

Именно всё это и заполнило сегодня ту нишу, которую им отдал спорт. Спорт, особенно отечественный, это конвейер по подготовке одарённых молодых людей к турнирам и завоеванию медалей. Этому подчинено всё. По сути это выбор из общей массы занимающихся особо одарённых и дальше целенаправленное занятие преимущественно с ним. Соответственно все остальные являются только массой обеспечивающей эту подготовку чемпионов. А оно этим все остальным надо? Тем более если есть более интересные и менее травматичные варианты буквально через дорогу или в том же зале. Так что тут приходится признавать, что именно традиционные боевые искусства заполнили нишу просто физической культуры для интересующихся и желающих быть причастными к боевым традициям.

 

Почему тогда нет подобного движения со стороны отечественных единоборств? Да есть оно. Только к вопросам истории оно никак не относится. Во многом это действительно та самая конъюнктура, когда есть возможность заработать деньги и имя на том что никто не знает, но многим интересно. Реально, отечественная боевая культура до сих пор это одно большое белое пятно. И касается это даже не только того, что было 200-300 и больше лет назад. Только-только начинаются какие-то попытки исследования советского периода отечественных боевых систем.

 

И опять же надо это лишь единицам. Ведь на реальной истории мифа не придумаешь и соответственно сказка работать не будет, а просто тренироваться без всяких околобоевых «прибамбасов» уже не интересно.

 

Вот как-то так...

 

P.S.: вот перечитал я сейчас всё что тут написал и теперь сижу и ржу... практически слово в слово получилось с тем, о чём мы в программе говорили. Видно сама тема сегодня рассматривается в таком ключе...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существование существованием, но ведь если мы говорим о боевом искусстве в первую очередь, как о навыке выживания, то соответственно должны учитывать в каких условиях нам приходится бороться за это самое выживание. Мы ведь не бегаем в доспехах с мечами в руках, не скачем на лошадях и не пытаемся регулярно остановить их на скаку. По большому счёту, мы и одеты совершенно не так как 300-400 и больше лет назад. Условия изменились и соответственно по логике вещей с этими условиями и должны были изменяться сами школы боевых искусств, как самые чувствительные к изменениям, как минимум исходя из того, что люди не будут заниматься тем, что не позволяет им гарантированно выжить.

 

Хорошо сказано, а главное точно. Жаль что на это мало кто обращает внимание, а еще вызывает сожаление что встречаются "специалисты" которые стараются спекулировать на понятие боевое искусство вводя людей в заблуждение ради наживы а насколько реально то что дается их мало волнует, еще и эзотерикой разбавят для завлекухи.

 

и сказку сочинят что лет этак через 10 при условии выполнения всех рекомендаций равных не будет :rolleyes:.

 

Видимо реальное боевое искусство в своей простоте многогранно, отсюда и возникают непонятки касательно оного.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...