(продолжение, начало
Начиная говорить о методике, так или иначе придётся вспоминать о тех или иных этапах её становления, чтобы было понятно, что получилось на выходе, а от чего пришлось отказаться. Потому, прежде чем начинать описывать сегодняшний результат, думаю стоит вернуться к началу и вспомнить, как оно всё это происходило в течение 5-ти лет.
Вполне понятно, что всё как всегда начинается с бессистемного «ну типа попробовать, как оно это вааще, прикольно или фигня какая-то». Именно так оно всё и началось, глядя на первые семинары Андрея Кочергина и читая материалы от Константина Воюшина.
А ведь понравилось! Кто бы и что бы не говорил, а нож затягивает!
Простая логика подсказывает, что раз попёрло, то надо продолжать. А соответственно нужна какая-то база, пускай от неё потом может ничего и не остаться. Но без базы в начале никуда. Ну может если только в космодесантники, а это не наш метод. При этом базу надо брать уже в живом общении, а не по переписке. Вот так я на неделю и поселился у Кости Воюшина.
Но об этом я уже писал и раньше, как и то, что находясь в отрыве от основных сил С.П.А.С.а, пришлось решать собственными силами особенности организации тренинга, добавляя какие-то мне интересные упражнения от всё того же Кочергина и творчески перерабатывая какие-то особо интересные упражнения из рукопашки без оружия. Потому, можно сказать, что при следовании в основном русле развития системы ножевого боя С.П.А.С., наша методика практически изначально имела и собственные отличительные черты. Ещё больше это усилилось после проведения семинара Колей Ежелевым, в результате которого по большому счёту можно сказать, что начался период микса, без следования какой-то генеральной линией. Тем более на это влияли и различные знакомства с нашими крымскими специалистами, так или иначе ранее практиковавшими ножевой бой.
Я не буду сейчас браться за описание того, какой была, есть или будет методика С.П.А.С.. Не только потому, чтобы это выглядело по известному принципу «фигня эта ваша опера, мне её вчера напели», сколько потому, что есть её автор Константин Владимирович Воюшин, к которому и отсылаю напрямую за любыми разъяснениями касательно его авторских методик.
Могу только сказать, что на тот момент, тут у нас в клубе, это был действительно краткосрочный курс подготовки, рассчитанный на несколько месяцев тренинга. Но ведь всегда хочется чего-то большего.
Искать какие-то новые оригинальные методические решения, скорее всего, меня подтолкнул Анатолий Соснин. Интересный такой подход получился – искать новое в старых традиционных техниках японского бу-дзюцу. Не то чтобы это изначально был какой-то поиск, просто предложение, при наличии интереса конечно, вообще познакомиться с традиционкой. А ведь действительно, посещение его оружейных мастер-классов и обсуждение тех или иных моментов и аспектов, не только дало понимание, что «что-то в этой японщине есть эдакое интересное и практичное», но и показало некоторые оригинальные решения, которые и пошли в применение уже на наших тренировках. Потому до сих пор, не часто конечно, но данные мероприятия посещаю.
Вполне логичен и вопрос по такому поводу: а зачем? Зачем искать что-то ещё, новое и отличное? Зачем ещё что-то если методика вроде как бы уже сложилась? Зачем новое и непроверенное, если старое даёт результат в тренировках и поединках, пускай и на местном уровне?..
Что тут ответить?..
Если касаться тренинга, то появилась потребность построения полноценной многолетней программы подготовки, раз речь уже шла не просто о курсах, а о создании полноценной методической программы. Если касаться образованности, то и сегодня считаю, что инструктор должен знать о собственном предмете, как можно больше и разного, чтобы не только выстраивать оригинальную методику подготовки, но и вовремя её корректировать различными средствами в случае необходимости, а это требует разносторонней информации. Если говорить о какой-то личной заинтересованности, то как ещё по другому знакомиться с опытом коллег? Простой товарищеский поединок даёт понимание собственных «дырок» в подготовке, но никак не демонстрирует методику подготовки той или иной школы. А раз уж собственный подход вышел за рамки какого-то определённого стиля и школы, да ещё и с заявкой на профессиональную деятельность в этой области, то уже и надо было знакомится со всем, что доступно, начиная с личных контактов и заканчивая всей той массой информации, которая сегодня доступна в Интернете. В хорошем смысле слова, получилась такая мини-практическая лаборатория.
Кстати, вот тут я могу честно признаться, что изначально меня не устраивает в классической методике японского бу-дзюцу. Это санбоны и гохоны. Да, те самые упражнения на три и пять шагов соответственно, когда один партнёр атакует, а второй отступая защищается и в конце «дорожки» контратакует. В принципе само упражнение по своему смыслу и по своей сути нормальное. Но, зачем пятиться назад по прямой, хоть убейте не понимаю. Ведь это изначально выстраивает негативный навык, который потом боком вылезет в поединке. Что, как, зачем и почему – это уже тактика, а мы вроде о методике.
Отдельно, наверное, надо сказать о знакомстве с традиционной и не очень методиками той самой далёкой и загадочной Окинавы. За что очередной поклон Анатолию Валерьевичу, ну и конечно же тому человеку, который с той самой методикой и традицией познакомил и надеюсь продолжит знакомить дальше. Бельгийский мастер многих систем и школ боевых искусств Хуберт Лаенен. Да, благодаря приглашениям Анатолия Соснина имею возможность бывать на его, Лаенена, семинарах. Что там происходит, здесь нет смысла описывать. Мои отчёты о мероприятиях 2009 и 2010 годов есть в сети. Ну или вэлком на ближайший следующий.
Почему вдруг так акцентирую внимание на семинарах Лаенена? Просто именно благодаря им наконец сложился в целое тот самый конструктор в голове, который там был из совершенно различной информации. Так сложилось, что как раз к его приезду в Крым, было перелопачено всё сколь-нибудь доступное касательно предмета изучения. Это и книги, и видео, и статьи, и ролики... учебные материалы, соревновательные, информационные. И как раз взялся за углублённое штудирование советских учебников и программ по спортивному фехтованию и боксу. Вот эта самая вся информация и приобрела осмысленное выражение благодаря тем материалам, которыми делился с нами Хуберт Лаенен. И получилось то, что получилось.
А получилось вот что (ну вот и до самой методики наконец добрались).
Сразу скажу, что ничего нового и революционного придумано не было. Сатори никаких не посещало. Боги во сне секретами не делились. Да и наблюдая за своими собаками никаких озарений не случилось. Всё проще и банальнее – адаптация методики, точнее одного из вариантов, советской школы спортивного фехтования под цели и задачи ножевого боя.
Сама эта методика в фехтовании на данный момент определяется как образное направление подготовки. Более подробно о нём можно прочесть в книге «Обучение фехтованию: учебное пособие для ВУЗов», автор Борис Викторович Турецкий.
Кратко суть методики выглядит следующим образом.
Основной задачей является создание у бойца правильного образа действия в непосредственном контакте с противником на основе опорного тактического взаимодействия (ОТВ), которое последовательно усложняется, как дополнительными техническими элементами, так и различными вариантами управления дистанции для выработки чувства момента действия.
Вот и всё.
По простому говоря за основу берётся приоритетное тактико-техническое действие, которое отрабатывается в паре и на которое постепенно «навешиваются» дополнительные технические и тактические элементы, соответствующие задачам тренинга.
Можно называть это как угодно и на каком угодно языке. Кумитачи по-японски, тэгуми по-окинавски, тапи-тапи или синавали по-филиппински, дриллы по-английски или взаимоупражнения по-нашему... это не имеет большого значения. Дело не в названии, а в сути упражнения, его целях, задачах и содержании. И не надо сейчас сразу начинать говорить о том, что все так и тренируются, а уж тем более представители филиппинских боевых искусств.
Нет, леди и джентльмены, не так. Упражнения – это упражнения, а методика – это совсем другое. Подобные упражнения действительно сегодня присутствуют в той или иной форме у всех практикующих ножевой бой. Но при этом основная составляющая общепринятой методики заключается сначала в постановке базовых технических действий в одиночку, на месте и в движении, а только потом, раньше или позже, переход на взаимоупражнения в парах.
Можно долго спорить насколько это целесообразно и эффективно. Не буду. Каждый считает так как он считает. Отмечу только одно – данная методика не плод авторской фантазии и воображения, а классическая методика советской школы фехтования проверенная временем и практикой. Ну просто не столь распространённая, как традиционный подход к формированию тренировочного процесса.
Просто для информации. Практически аналогичная методика до последнего времени применялась для подготовки военнослужащих к рукопашному бою в армии США.
Чем же привлекла к себе данная методика? Да вот благодаря именно Хуберту Лаенену она была представлена во всей своей красе на традиционных ежегодных крымских открытых семинарах проводимых Международной европейской федерацией боевых искусств IMAF- Europe и Обществом изучения бу-дзюцу Bu-jutsu kenkyu kai.
Что дальше? Дальше планирование.
И опять всё то же фехтование в этапах подготовки: подводящий, подготавливающий, спортивный, этап мастерства. От изучения базы и приобретения необходимых физических кондиций до совершенствования индивидуального стиля ведения поединка. И классическая схема построения недельного тренировочного процесса на втором и следующих этапах: совершенствование техники, боевая практика, специальная физическая подготовка. Как ни странно будет это выглядеть для многих, но проверенная годами тренировок и турниров схема работает, вопрос в совершенствовании самих тренировок.
А с тренировками всё достаточно интересно в том отношении, что сама методическая схема, подразумевающая под собой постоянную работу в паре по различным заданиям, требует достаточной интенсивности и хороших физических кондиций. Эти требования привели к необходимости включению в план каждой тренировки раздела специальной физической подготовки. Для этого пришлось окунуться в изучение такой современной формы физической подготовки как Кроссфит и его интеграции в тренировочный процесс бойцами смешанных единоборств ММА, где отдельным разделом тренировки, где основным, в зависимости от тематического плана тренинга.
Вот таким образом были решены вопросы методического обеспечения и планирования тренинга.
Да кстати, наверное, раз уж здесь вспомнил практически всех, кто повлиял на становление системы, стоит хорошим словом помянуть ещё двух людей. Президента Федерации киокушинкан каратэ Украины (ФККШКУ) Виктора Михайловича Ушакова, который дал возможность познакомиться с интереснейшим мастером киокушин каратэ шиханом Томасом Флином из США, который в октябре прошлого года проводил в Симферополе учебно-тренировочные сборы и поделился интереснейшим материалом традиционной и современной практики наследия легендарного Масутатсу Оямы. Но поскольку это больше касается технической стороны подготовки, то описывать то, как его (шихана Флина) знания повлияли на наш ножевой бой в данном материале не имеет смысла. Возможно об этом поговорим в следующий раз...