Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Карты, планы, схемы, панорамы Симферополя и окрестностей


Рекомендуемые сообщения

Это Старый Крым

Грамоте иностранных составителей карт можно позавидовать. Обозвать Ак-Мечеть (Белая скала) Lewkopol(Белый город)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 294
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

  • 2 недели спустя...
  • 2 месяца спустя...
  • 7 месяцев спустя...
К 240-летию города Музей истории города Симферополя представляет планы городов Симферополя и Ак-мечети конца 18 – начала 19 в. Репродукции сделаны с электронных копий документов, хранящихся в Российском Государственном военно-историческом архиве (Москва). Электронные копии были приобретены благодаря поддержке администрации города, заинтересованной в пропаганде памятников истории и культуры Симферополя, в изучении особенностей исторических частей нашего города – средневековой Ак-Мечети и русского Симферополя. Публикация планов города будет продолжаться в течение февраля – мая 2024 г. Вниманию посетителей сайта музея будут представлены интереснейшие образцы карт, созданных российскими военными топографами.

 

Сразу же после присоединения Крыма было предпринято обстоятельное изучение экономических ресурсов и быта населения нового края, что было вызвано как военно-стратегическими соображениями, так и более широкими задачами хозяйственного развития. Естествоиспытатели, картографы, геодезисты, многочисленные администраторы и чиновники были привлечены Потёмкиным для сбора сведений о Крыме. Уже в 1784 г. появляются первые карты Крымского полуострова, планы и чертежи, отражающие состояние дорог и мостов, крепостей и валов, особенности градостроительной системы городов, наиболее примечательные объекты на их территории.

Рукописные планы, созданные русскими военными топографами, поражают своей ювелирной работой. Топографическим обеспе́чением Российской императорской армии занимались офицеры Квартирмейстерской части, организованной Петром I 20 февраля 1702 года. Они занимались заблаговременной подготовкой и доведением до штабов и войск топографических и специальных карт, содержащих подробную информацию о местности. При императоре Павле I была образована Его Императорского Величества Чертёжная, переименованная впоследствии в .собственное Его Величества Депо карт. Депо карт комплектовалось прикомандированными офицерами из инженерного департамента, квартирмейстерской части и армии. Эта реформа внесла порядок в издание карт и сделала Депо карт централизованным государственным органом по составлению, печатанию и хранению топографических карт и атласов, благодаря деятельности которого сохранились и картографические материалы, относящиеся к Симферополю конца 18 – начала 19 в.

 

Наиболее ранним является план Ак-Мечети, на котором есть подпись «Рибаз снимал и чертил» (РГВИА Ф.418.Оп.1.Д.737). Несомненно, это Иосиф де Рибас, испанский дворянин по происхождению, русский военный и государственный деятель, основатель Одесского порта и города Одессы. Весной 1783 года де Рибас по собственному желанию отправился на юг в распоряжение Григория Потёмкина, В это время де Рибас выполнял личные поручения Потёмкина, принимал участие в походах на Крым под командою де Бальмена, в результате которых Крым был присоединён к Российской империи. На плане обозначены объекты на территории Ак-Мечети – Белая мечеть, баня, базар, фонтаны, бывший мурзинский дом с развалившимся укреплением. Характерно появление в Ак-Мечети провиантского склада. То есть первые постройки военного назначения строились в старом городе. Справа от Ак-Мечети — видны очертания Суворовского ретрашемента. Город Ак-Мечеть возник в начале 16 в., как своеобразный военно-административный центр – место расположения резиденции родственника крымского хана и его наследника Калга-султана и обслуживавшего его чиновничьего аппарата. Статус г. Ак-мечети, как военно-административного центра предопределил его судьбу. Частые столкновения между Российской и Оттоманской империями в борьбе за преобладание на Чёрном море вылились в многочисленные русско-турецкие войны. В ходе одной из них в 1730-х г.г. Ак-мечеть была практически уничтожена. И хотя позднее её восстановили она уже никогда не могла достичь былого уровня, оказавшись на шестом месте среди других городов Крымского ханства. Суворовский фельдшанец при Ак-Мечети был сооружен в 1778г. как один из элементов системы обороны Крыма от турецкого вторжения. Наличие этого сооружения и других построек, созданных для обслуживания русской армии, стало одним из аргументов в пользу строительства именно здесь губернского города Симферополя.

 

https://museum-of-si...B5%D1%82%D0%B8/

 

http://simferopol.in/uploads/1715297472/gallery_294_77_125540.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://museum-of-si...B5%D1%82%D0%B8/

 

http://simferopol.in/uploads/1715297472/gallery_294_77_125540.jpg

Налево в долину "Дорога на Енисалу"? Енисала вроде была возле нын. Перевального, но при чем тут она, не конечный пункт же? Или до дороги, построенной в 1826, дороги в Алушту как таковой не было, только горные тропы? Писали, что еще греки как-то возили товары, где-то ближе к Демерджи была дорога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дороги/караванные тропы на ЮБК до постройки тракта через Ангарский перевал пролегали через

Фуну. Соответственно через перевал между Северной и Южной Демерджи. Возможно был путь через

теперешнюю поляну МАН и перевал между Пакхал Кая и Южной СЕВЕРНОЙ Демержи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

планы городов Симферополя и Ак-мечети конца 18 – начала 19 в.

Кстати надпись "Кладбище" - должно быть на месте нынешней Воровского.

А так что то с масштабами не так, судя по рельефу как течет Салгир.

Схема Симферополя.jpg

Снимок Симферополя.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дороги/караванные тропы на ЮБК до постройки тракта через Ангарский перевал пролегали через

Фуну. Соответственно через перевал между Северной и Южной Демерджи. Возможно был путь через

теперешнюю поляну МАН и перевал между Пакхал Кая и Южной СЕВЕРНОЙ Демержи.

 

Давно где то читал, что древний путь на ЮБК был вдоль русла реки Альмы, с правой стороны г. Чатырдаг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати надпись "Кладбище" - должно быть на месте нынешней Воровского.

А так что то с масштабами не так, судя по рельефу как течет Салгир.

 

Так карты то рисовали от руки, а масштабной линейкой был локоть. А по поводу кладбища на Воровского, у Петровский скал есть кладбище

но оно ближе к гост. Москва и не очень вписывается в нашу карту. Но судя по карте это район горсада. Много лет назад, один мужик говорил, что копали в горсаду траншею для прокладки трубы и наткнулись на захоронения. Кинули трубу и закопали обратно. Какого периода захоронения и в какой части горсада это было не знаю. Работягам это было не интересно, да и я тогда историческими вопросами не интересовался. Может когда то там и было кладбище.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давно где то читал, что древний путь на ЮБК был вдоль русла реки Альмы, с правой стороны г. Чатырдаг.

 

Совершенно верно - был путь через Кебит Богаз. Просто речь шла о "другой стороне" ЧатырДага,

а там древних путей через Ангар Богаз не было .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

mozart67, где-то попадалось утверждение что эта могила - всё что осталось от старого кладбища Ак-Мечети.

По преданию, Салгир-Баба являлся религиозным мыслителем и аскетом, который уединялся для молитв в дубовой роще на берегу Салгира. К нему за исцелением часто обращались женщины, долго не имевшие детей, а также различные больные.

 

 

 

После смерти Салгир-Баба его могила стала объектом посещения верующих. Азиз занимает участок площадью примерно 10х10 метров.

 

 

 

Расположен Азиз Салгир-Бабы в Симферополе на улице Воровского. К сожалению, сейчас эта историческая достопримечательность Крыма находится в плачевном состоянии.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

mozart67, где-то попадалось утверждение что эта могила - всё что осталось от старого кладбища Ак-Мечети.

 

Тут ? https://yandex.ru/maps/-/CDCBfK66

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давно где то читал, что древний путь на ЮБК был вдоль русла реки Альмы, с правой стороны г. Чатырдаг.

 

Петр Симон Паллас, "Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах", перевод с немецкого:

 

В Алушту по Салгиру идет и другая проезжая дорога, где по нужде можно на арбах проехать по Алме. Всем иным экипажам в западной части гор эти пути совершенно непроездны. В части гор, идущих от Алушты на восток, где высший уступ гор все более и более удаляется от моря, проделаны многие проезжие дороги через горы на берег моря, как, например, от Карасубазара в Капскор, в Судаг и Коккоз, где была проведена прекрасная дорога для путешествия императрицы, и из Кафы- в Отуз.

Действительно, через Кебит-Богаз Паллас спускался в Шумы, поднимался на Верхнее плато Чердака, на Демерджи, изъездил все окрестности, но дорогу через Ангар-Богаз не упоминает, не было. Если я правильно понял, то первым проезжим перевалом восточнее Кебит-Богаз Паллас имеет в виду Кокасан-Богаз на дороге Карасубазар - Ускут - Капсикор. Т.е. между Кебит-Богаз и Кокасаном других перевалов тогда не было.

 

 

Паллас интересно перечисляет тогдашние пути на ЮБК:

 

Главные пути этого рода между Балаклавой и Алуштой:

1. Из Байдарской долины, едучи из самих Байдар в Форос и Пшатку.

2. Из этой же долины через Скелё, спускаясь в Мухалатку по так называемой лестнице /Мердюен/, где лошади спускаются самым трудным горным проходом, со скалы на скалу, как по ступеням лестницы; подъем здесь невозможен.

3. По той же долине от Скелё через Уссунджи и так называемую Байдар-Яйлу, спускаясь вниз горы косыми поворотами над Лименой пообрывистым тропинкам, ведущим в Симёус или Алупку

4. Из Кокоз, поднимаясь крутым ущельем по течению Кабарты на Яйлу, идя оттуда прямо в Гаспру или Алупку.

5. Через Мангуш, Стелё и Узенбаш прямо в Алупку,

6. Подымаясь по течению Алмы в Авутку и Ялту

https://imwerden.de/...3-94_godakh.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не спорю с Палласом, просто добавлю ......

 

Возмём, к примеру, поселение Фуна у подножия Ю Демержи. Путь оттуда в степную часть Крыма

пролегал через яйлу Северной Демерджи (вероятнее всего черех перевал между Ю и С Демерджи).

Затем в примерно в район г. Замана и нынешнего Букового кордона, спуск по Малиновой балке

как раз в район Ени Сала. Я тут довольно грубо смешал времена и топонимы просто с целью

показать примерную нитку маршрута. Ешё одна дорога сущесвовала 146% - с Кебитского перевала

траверсом по склону Бабугана мимо поселений Ай Йори, Сераус и нескольких родников. Она

есть и сейчас (местные жители Алушты в 1960е-1970е года называли её "Романовской дорогой").

Я имею в виду времена за несколько веков до Палласа. И те же Римские дороги (одна из них

в районе г. КараДаг Палласом упоминается).

То есть я просто хочу сказать, что кроме упомянутых Палласом, сущесвовали и другие дороги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Из Атласа автомобильных дорог Крым (2007).

 

На карте изображен проезд между Балаклавской и Крылова, который в 2007-м начали строить.

 

Сейчас о заброшенной стройке в мэрии не вспоминают.

Балаклавская-Крылова.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати на этом фрагменте интересный проезд с Арабатской на ул.Русскую. Наверное это фрагмент до 1980-х.

На этом проезде в 1980-х были построены ГСК №12 и многоэтажки на ул.Миллера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давно где то читал, что древний путь на ЮБК был вдоль русла реки Альмы, с правой стороны г. Чатырдаг.

Я по этой дороге проезжал - она ведёт от перевала Кебит-Богаз, вдоль русла Альмы и выходит перед Партизанским водохранилищем через каменный мост к Партизанам и Фонтанам.

Другая дорога, проложена позже, от Кебит-Богаза - Форелевое хозяйство, дальше Чучельский перевал, Дубрава и далее вниз, вдоль Сухой Альмы или Япалаха, частично заасфальтирована, затем возле кордона Сосновый соединяется с кебитбогазовской дорогой. Дальше, "дорогой" можно назвать направление несколько раз пересекающаяся с руслом Альмы до самого моста, возле водохранилища.

 

Не дай Бог вам попасть в ливень - Альминский ручеёк превращается в бурный поток, сметающий всё на своём пути!

 

Ещё я проезжал от Верхоречья, Синапного, мимо Загорского водохранилища, вверх, в сторону Бешуя, дальше через кордон по лесной дороге выходил возле кордона Олень на Япалахскую дорогу до Чучельского перевала, оттуда можно через Роман-Кош выехать в Долоссы и в Ялту, а налево - к Космо-Дамиановскому монастырю, Изобильному, в Алушту. Пишу по памяти - был там лет 20 назад. Проехать по этим дорогам можно только на серьёзном внедорожнике и с очень серьёзным разрешением от лесничества - везде шлагбаумы!

 

Карты Крыма 1=100000 026 — копия.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...