Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Кого боятся подростки


Рекомендуемые сообщения

8 часов, не пользуясь телефоном и интернетом, а также не включая радио и телевизор. Наедине с собой. Можно делать что угодно — гулять, рисовать, читать, спать. Казалось бы, что тут трудного. Но эксперимент, поставленный на подростках, привел к неожиданным результатам — только трое из 68 смогли пробыть наедине с собой 8 часов. Остальные с различными жалобами — «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет» — вплоть до панических атак, прервали эксперимент.

 

 

Пишет Катерина Мурашова:

 

Осенью я провела небольшое исследование, о котором на прошлой неделе мне напомнил материал Веры Рыклиной про одиночество. Представляю читателям полученные результаты и предлагаю вместе их обсудить ...

 

Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

 

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

 

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

 

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

 

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

 

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

 

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

 

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

 

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

 

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

 

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

 

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

 

У троих возникли суицидальные мысли.

 

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

 

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

 

Что делали мои подростки во время эксперимента?

 

— готовили еду, ели;

 

— читали или пытались читать,

 

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

 

— смотрели в окно или шатались по квартире;

 

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

 

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

 

— рисовали или пытались рисовать;

 

— мылись;

 

— убирались в комнате или квартире;

 

— играли с собакой или кошкой;

 

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

 

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

 

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

 

— трое писали стихи или прозу;

 

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

 

— одна девочка вышивала по канве;

 

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

 

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

 

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

 

— одна девочка молилась.

 

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

 

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

 

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

 

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

 

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без...», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно...», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

 

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

 

Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

 

©перто здесь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

они не занимали себя.. или не полностью занимали. Задача была поставлена "не делать то-то", что есть кардинально неверно.

Как кто-то выражался, "если я прикажу тебе не думать о розовых слонах, ты будешь думать именно о розовых слонах, тем больше, чем больше будешь хотеть не делать этого. Потому я тебе говорю, думай о дыхании"

имхо, достаточно было дать подросткам интересные задания, и они б не заметили, как это время пролетело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да здесь скорее о том, что человек настолько детерминирован социумом, что не знает себя и не способен контролировать свое состояние самостоятельно. Отсутствие социума оказалось эквивалентно сенсорной депривации. Про депривационную камеру слышали, и о том какие она вызывает эффекты?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не надо сравнивать. Между нами и этими детьми не менее 2-х поколений. Я часто по работе бываю один-на один с самим собой подолгу. Без телефонов, общения и постороннего информационного шума. К себе надо привыкнуть, а при современной информационной нагрузке это просто не случается.
Жизнь — это бег с препятствиями и чаще всего препятствие — это я сам!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

они не занимали себя.. или не полностью занимали. Задача была поставлена "не делать то-то", что есть кардинально неверно.

 

Как раз задача была поставлена абсолютно правильно - занять себя, исключив привычные ограниченные средства. Именно самим найти себе занятие, любое, от уборки сральника до илософских самокопаний.

 

имхо, достаточно было дать подросткам интересные задания, и они б не заметили, как это время пролетело.

это абсолютно похерило бы цель эксперимента.

- Что они хотят? 
- Ку они хотят…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как раз задача была поставлена абсолютно правильно - занять себя, исключив привычные ограниченные средства. Именно самим найти себе занятие, любое, от уборки сральника до илософских самокопаний.

 

это абсолютно похерило бы цель эксперимента.

не-а.

Цель (я понял буквально) -

8 часов, не пользуясь телефоном и интернетом, а также не включая радио и телевизор. Наедине с собой.

Автор делает вывод, что подростки неспособны провести наедине с собой 8 часов. Это ложный вывод. При наличии задачи - легко.

А вот вывод, что в миру затопляющего избытка инфы подростки неспособны решать задачу "не думать о розовых слонах", или самостоятельно придумать себе развлечение - это да.

Впрочем, думаю, эксперимент не очень чистый - кто не страдал от безделья, скорее всего просто не заинтересовались экспериментом: какой интерес рассказывать о рутине типа "делал уроки-сходил в туалет-.... ", или вообще тратить время на него..

 

А вообще, разговоры, что "не та молодежь пошла", известны еще со времен пещерного человека =))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

бобик, перестаньте изображать "а баба яга против". Лень грызться.

А нафига им наличие задачи, если они сами должны думать?
Вывод "не могут прожить наедине с собой 8 часов" приведенный опыт не доказывает. Он доказывает только неспособность придумать занятие в рамках задачи, сформулированной в духе "не думать про розовых слонов".

 

Если еще непонятно, пусть вам разжуёт Dan Pink

 

http://blog.igenoukan.com/2009/09/candle-problem-of-pen-and-paper.html

 

(я вообще-то думал, что все слышали о данном примере неверной постановки задачи и его итогах)

Видео смотрите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И тем не менее, уверен, что поколение назад такой проблемы бы вообще не могло возникнуть, независимо от постановки задачи. По большому счету, именно неумение самостоятельно ставить задачи, даже простейшие, и доказано.
Или что-то случилось, или одно из двух.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

с этим согласен.

(насчет поколение назад - в принципе, тож были не терпящие одиночества, но согласен, что намного слабее это было выражено)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

только трое из 68 смогли пробыть наедине с собой 8 часов.

Могу ошибаться, но, независимо от поколения, в коллективе (классе, группе, отряде) из 30-40 человек всегда находится пара-тройка в той или иной степени аутистов, замкнутых товарищей, которые неуютно себя чувствуют в большом коллективе, которые на своей волне, причем по показанию интеллекта они могут еще дать форы любому. Так что результат теста, непройденного остальными 65 - свидетельствует практически о 100% результате.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот и мне стало интересно чего же я боялся в подростковом возрасте. Почитал. Явно не этого.

Помню как то то ли в школьной библиотеке, то ли у кого то из друзей нарыл "Властелина колец"... 900+ стр. На пару дней прощай цивилизация.

 

Вот есть такое понятие информационный голод. Это да. Помнится где то было. Эксперимент. Человеку закрывали глаза, затыкали уши, ну в общем перекрывали все источники получения информации. Там по моему очень мало кто выдерживал дольше 15 мин.

Собственно получение пищи для ума от себе подобных это все таки львиная доля информации(пищи для ума). Ну и лишение этой пищи приводит к дискомфорту.

После бутера с икрой не очень хочется кушать постный сухарик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причем сенсорное голодание - это не показатель абсолютного уровня потока информации, а степени его уменьшения. Эти дети с детства живут в чудовищном информационном шуме, естественно, что его многократное уменьшение вызывает беспокойство.

Читал где-то о племени индейцев, живущем у одного из крупнейших водопадов мира. Непривычный человек там ничего не услышит, а они разговаривают не повышая голоса :blink: Думаю, впервые попадая в мир без водопада, первые дни они будут испытывать некоторый дискомфорт :D

Да не надо даже к индейцам - сколько людей живут рядом с железной дорогой, лично встречал случаи, когда человек тупо не мог уснуть из-за тишины :o

Или что-то случилось, или одно из двух.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Костя запретит мне думать о розовых слонах... Я не буду думать о розовых слонах :) Зуб даю. Это потому что мне плевать на розовых слонов...

Эксперимент нагляден. Очень. Знаю по себе... Обожаю одиночество, но без людей. Без источников электронной информации живется тяжело. Но тем не менее, для нас это не проблема, действительно. А вот для этих ребят.. Надо нам детей убирать от телеков - айпедов- ноутов - андроидов... Головой здоровее будут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Та на телеках не одно поколение выросло, а вот на тырнетах? С другой стороны, нельзя мешать ребенку в развитии того, что ему нравится. Всем нам предназначено определенное место.
Жизнь — это бег с препятствиями и чаще всего препятствие — это я сам!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот вам наглядный пример! Моя младшая сестрёнка (ей 10 лет), недавно приезжала ко мне в гости,дабы познакомиться с моей собакой. И что вы думаете? Пять минут она знакомилась с прекрасным белым комочком, погладила кота и всё остальное время своего визита просидела за компьютером моим(естественно, в интернете).Канечно! Сообщения в контакте намного важнее, чем общение с животными, которые, ксати, очень рады были её видеть. Обидно, Друзья. :sorry:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С другой стороны, нельзя мешать ребенку в развитии того, что ему нравится

Вот интернет и мешает. В первую очередь, во вторую - телек.

Или что-то случилось, или одно из двух.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...