При этом отследить, куда же уходят кровно заработанные, невозможно. К слову, более информированные и финансово защищённые граждане не платят в региональный фонд капремонта, остальные, боясь пени, которой всё это время пугают, несут свои кровные в кассы. Так платить взносы или игнорировать? Члены Палаты и приглашённые пытались найти ответ на этот непростой вопрос.
Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РК Александр Шептунов начал с того, что сообщил присутствующим пренеприятнейшее известие — оказывается, единой информационной базы, включающей все необходимые данные по каждому многоквартирному дому, до сих пор не существует. В 2014 году Украина заблокировала для Крыма эти сведения, реестры. Возникший спустя время Фонд капремонта судорожно начал собирать данные. Пытался действовать через муниципалитеты, управляющие компании. Но у них своих проблем выше крыши, мало кто шёл на выручку. Бывший директор некоммерческой организации Михаил Баландин тогда жаловался: «За последние 4 месяца (конец 2016 года. — Авт.) нет ни одного селекторного совещания, где не поднимался бы вопрос по актуализации баз данных. Что имеем сейчас? Катастрофическое неисполнение администрациями требований». По его словам, самые крупные муниципалитеты игнорировали эту работу. Тогда Министерство ЖКХ, в структуре которого находится фонд, начало прибегать к ухищрениям. Например, сейчас, чтобы попасть в программу «Формирование современной городской среды муниципального образования городского округа Симферополя на 2017—2022 годы», собственники квартир должны обнародовать свои персональные данные, во всяком случае такие требования изложены в постановлении администрации Симферополя от 24 ноября 2017 года. Требуется указать долю в праве общей собственности, паспортные данные, документ, подтверждающий право собственности, что, если объективно, является нарушением Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». И, как уверяют в горадминистрации, распоряжение пришло сверху — из министерства.
Сегодня гендиректор Крымского республиканского единого информационно-расчётного центра (ЕИРЦ) Денис Галаховсообщает, что на подобные меры министерство идёт вынужденно, мол, какие-то данные уже есть, но зачастую с фактическими не совпадают. Поэтому возникает необходимость перепроверять, взяв сведения у самих граждан.
«А вас не смущает, что подобные требования противозаконны? — обратился к представителю министерства председатель ОП РК Григорий Иоффе. — Ни граждане, ни управляющие компании, ни муниципалитеты не обязаны вам ничего давать, и уж тем более — ФМС и налоговая, к которым вы тоже умудрились обратиться. Было бы честнее сказать вашим московским начальникам, что у Крыма — особая ситуация, не такая, как во всей стране, и к сбору денег республика не готова, поскольку нет необходимых составляющих для реализации программы».
Депутат Госсовета РК Ольга Виноградова в своей критике пошла дальше: «Люди не платят не потому, что не хотят, а потому, что не доверяют вам. Сколько было возбуждено уголовных дел за время реализации программы по капремонту? Огромное количество. Что говорить, если одним из руководителей фонда был человек, на которого заводилось не одно уголовное дело… В министерстве эти факты никого не смущали. А вспомните, сколько денег потрачено на создание ЕИРЦ? Бюджету республики затея обошлась в 130 млн рублей! Да на эти деньги можно было такую систему создать, которая включала бы все крымские структуры и подразделения. Куда ушли средства, наверное, уже никто не найдёт. Что же касается сбора данных, то почему-то ни профильное министерство, ни ЕИРЦ не обратились в институт «Крымкоммунпроект», подведомственный МинЖКХ, у которого были документы по всем многоквартирным домам. Думаю, они уже «сгнили», потому что у этого института «крыша течёт», но ему хотя бы можно было дать госзадание — сформировать базу заново. Вместо этого министерство пытается привлечь налоговую службу, то есть федеральный орган. С таким подходом к чему мы придём?».
А придём, по всей видимости, к выводу, что трудную и в принципе нужную работу выполняют профнепригодные кадры. И что с этим делать — непонятно. Даже если, как предлагает О. Виноградова, для чиновников-управленцев будут проводиться экзамены, кто сможет оценивать профессиональный уровень? Ведь и заключение, к которому пришла Общественная палата — заморозить сбор взносов с населения до момента создания полноценной базы — возможно, не является правильным, поскольку не решает проблему. Тут сразу возникает ряд вопросов. Если одни граждане платили, а другие — нет, значит, первым надо компенсировать их издержки, или как? Ведь в противном случае получается, что за их деньги отремонтируют чужие дома, а они так и останутся не у дел. С другой стороны, прекратятся выплаты — через некоторое время закончатся и капитальные ремонты. А для небольших домов, например, двухподъездных девятиэтажек, собрать кругленькую сумму хотя бы на проектные изыскания, связанные, допустим, с установкой лифтов, — задача непосильная. Жильцы могут рассчитывать только на помощь «общака». Другое дело, что сейчас нет объективных данных, которые показывали бы истинное состояние многоквартирных домов. Как отметил Г. Иоффе, крепкие и те, что рушатся, — все в одном «мешке». Более того, мы не знаем, как выбираются подрядчики, какая у них репутация, каково качество работ, которые где-то, кем-то, по слухам, выполнены. А ремонт, запланированный на 2030—2033 годы, вообще вызывает чувство полного отторжения, ведь платить на далёкую перспективу — дело совсем неблагодарное, поскольку никому неведомо, что станет к тому времени с его домом, какие будут цены и тому подобное.
Предполагаю, логичнее не останавливать процесс, но общую кассу формировать не на весь Крым и не на каждый город в отдельности, даже не на районы, а на микрорайоны. Тогда людям станет гораздо понятнее, когда, кем и на какие деньги будет проводиться капитальный ремонт. Да и несколькими многоэтажками вполне реально собирать необходимые суммы и при этом вести контроль за их использованием. Но при таком решении придётся провести ревизию общей корзины и перераспределить средства между теми, кто уже вложился в будущий, ещё иллюзорный капремонт.
Пока же Общественная палата Крыма свою резолюцию приняла и намерена доложить об этом Главе Республики Сергею Аксёнову, считая, что необходимо заморозить сбор взносов, а потом, при возобновлении этого процесса, включить механизмы общественного контроля над расходованием денег. Это решение готов передать министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества Александр Брод. А также по личной просьбе Г. Иоффе поднять проблему в присутствии главы государства.
Время пока есть, и светлых голов в России хватает. Так что не умирает надежда, что правильное, со всех сторон выверенное решение обязательно придёт. Ольга САФРОНОВА.