Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Умер Борис Евсеевич Черток


Рекомендуемые сообщения

[size="4"][b]Умер Борис Евсеевич Черток — советский, российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева[/b][/size]

[quote]Академик Борис Черток скончался в среду в Москве на 100-м году жизни, передает РИА Новости.

Сподвижник основоположника космонавтики Сергея Королева умер в 7.40 утра, сообщила ученый секретарь академических чтений по космонавтике, известных как "Королевские чтения", Алла Медведева.

Она добавила, что о времени и месте церемонии прощания будет сообщено дополнительно.

[i]Справка "РГ"[/i]

[indent]Борис Евсеевич Черток — советский, российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук.

Вся научно-инженерная деятельность Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

Академику 1 марта 2012 года исполнилось бы 100 лет.[/indent]

[url="http://www.rg.ru/2011/12/14/chertok-anons.html"][i]источник[/i][/url][/quote]


Борис Евсеевич Черток — автор исторической серии "Ракеты и люди", состоящей из четырех монографий. Очень сильные книги.

Черток Б. Е. [url="http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/index.html"]Ракеты и люди[/url].
Черток Б. Е. [url="http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/index.html"]Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам[/url].
Черток Б. Е. [url="http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/index.html"]Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны[/url].
Черток Б. Е. [url="http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/index.html"]Ракеты и люди. Лунная гонка[/url].


Светлая память этому великому человеку. Пусть земля ему будет пухом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этим летом умер Сербин, Виктор Мефодьевич
[img]http://krymology.info/images/thumb/d/dd/Viktor_Serbin.jpg/615px-Viktor_Serbin.jpg[/img]
[quote]Сербин Виктор Мефодьевич (29 июля 1929 года, Семипалатинск - 27 июня 2011 года, Евпатория) - полковник космических войск, начальник наземных служб по руководству полётами, почетный радист СССР, ветеран космической отрасли Украины, заслуженный испытатель космической техники. Автор книги «Евпатория космическая» (2007).[/quote]
у меня есть его книжка. Чувствуется что у него было что рассказать, но бюджет книжки ему это не позволил.

Еще я разговаривал Прядченко, Ревмира Александровна
[quote]Работала начальником репортажной группы в ЦДКС. С 1969 года Бабакин уговаривал перейти к нему в НПО. С 10 февраля 1971 года перешла в НПО им.Лавочкина в Центре дальней космической связи (г.Евпатория), работала начальником отдела по обработке телеметрической информации - занималась обработкой и анализом телеметрической информации, поступающей с космических аппаратов. За способность на лету расшифровывать телеметрию с ленты самописца и феноменальную память, Бабакин часто называл её «наш профессор», «золотая голова», «наша ЭВМ МИРА-1». Человек-легенда советской космонавтики. Вовремя продолжительных сеансов с межпланетными космическими аппаратами работала круглосуточно.[/quote]
рассказала много интересных фактов о своей работе. К сожалению книг воспоминаний не написала, а было бы очень интересно. Может кто из журналистов интервью возьмет, там сенсация на сенсации (для тех кто в курсе темы космонавтики). Ау, bormaley, тему знатную подсказываю. Это не Старый город щелкать :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[quote name='Rumlin' post='107504']
очень жалко
[/quote]
Да. Уходят последние столпы Советского Союза.


Для тех, кто не знает: Черток участвовал в создании ракетной отрасли, начиная с самого ее начала, вместе с Королевым отправил Гагарина в космос, создавал ракетно-ядерный щит, строил орбитальные станции и многое-многое другое.

До самого конца своей жизни вел активную деятельность. Преподавал, консультировал.

Забавный момент: помню, показывали передачу с ним, в которой, среди прочего, он рассказал как его однажды остановил гаишник (на момент остановки ему было 96 лет) и увидев дату рождения в водительском удостоверении (1912 год) не поверил своим глазам. Гаишник от удивления даже переспросил Чертока: "что, правда, 1912 года рождения!?", а потом молча вернул "права", отдал честь и пожелал счастливого пути.

Его книги НАСА издало и сделало настольными у своих сотрудников. Его очень уважали во всем мире.

Я в начале этого года закончил читать "Ракеты и люди" и могу сказать, что читая его книги, начинаешь по-настоящему понимать всю мощь и грандиозность задач, которые стояли перед советскими людьми и которые они успешно решали. Это был действительно подвиг.

Я думаю, история никогда не забудет таких людей, как Борис Евсеевич Черток...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[i]Последнее интервью с Борисом Евсеевичем.[/i]

[size="4"][b]БОРИС ЧЕРТОК. ИНТЕРВЬЮ С ЛЕГЕНДАРНЫМ КОНСТРУКТОРОМ О ПРОБЛЕМАХ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ[/b][/size]

[attachment=10238:Chertok.jpg]

Где могла состояться наша встреча с живой легендой Борисом ЧЕРТОКОМ, патриархом отечественной космонавтики, человеком-эпохой, ближайшим соратником С. П. Королева, гением конструкторской мысли? Разумеется, в мемориальном доме-музее Королева. Борис Евсеевич оказался удивительным собеседником, наделенным редким талантом, — говорить о таких сложных вещах, как космонавтика, интересно и понятно. Время, отведенное на интервью, пролетело незаметно.

[b]— Не является ли череда неудачных пусков, преследовавших космическую отрасль последнее время, показателем системного кризиса?[/b]

— Я не очень понимаю, почему Роскосмос обвиняют в сплошных неудачах. Откуда вы это взяли?! Современная ракетная техника и космонавтика являются настолько сложными, в них входит такое огромное количество систем, что малейшее упущение в области технологической дисциплины может привести к неудачам и катастрофам.

По сравнению с тем, что было раньше, в нашей космической отрасли такие внештатные ситуации стали очень редки.

Поэтому мне представляется, что наша космическая отрасль, в части особенно пилотируемых программ, добилась довольно хороших результатов, и мы имеем достаточно надежные космические корабли — я говорю о «Союзе» и «Прогрессе». А также совсем неплохие, очень древние, самые, можно сказать, надежные в мире наши носители на базе ракеты Р-7, которая в свое время обеспечила выход в космос первого в мире спутника, а затем и первый в мире полет человека в космос.

И если мы имеем один отказ третьей ступени на этой ракете-носителе, которая несла корабль «Прогресс» то, мне кажется, с точки зрения статистики и надежности ничего катастрофического здесь нет.

[b]— По словам руководителей Роскосмоса, причина неудачных запусков кроется не в конструкции ракетно-космической техники и даже не в производственных дефектах. Виной всему пресловутый человеческий фактор. В советское время такое было возможно?[/b]

— Человеческий фактор является одной из основных причин всех авиационных происшествий и катастроф последнего времени. Что касается неприятностей с космонавтикой, то я бы не считал, что решающая роль здесь отводится человеческому фактору. Обычные отступления или ошибки в технологии подготовки, управления, но в основном непознанные нами до конца проблемы техники влияют на ситуацию в большей степени, чем человеческий фактор.

[spoiler]
[b]— Насколько остро сегодня стоит вопрос нехватки высокопрофессиональных кадров в космической отрасли?[/b]

— Сегодня одной большой бедой для российской промышленности в целом является то, что старые рабочие кадры, имеющие огромный опыт работы на производстве, уходят иногда по непонятным, а чаще по вполне понятным причинам. Молодые же не считают для себя достаточно увлекательной и почетной должность рабочего. Мы сегодня в России бедны пролетариатом.

Как-то выветрилось это звание. Стоять у станка никто не желает. Мы сейчас испытываем страшный дефицит квалифицированной рабочей силы. Пока еще работает большое количество пенсионеров. Они пока стараются.

Но пройдет несколько лет, и их не станет.

Молодые люди в большинстве своем хотят быть преуспевающими менеджерами, а вот стоять у станков — упаси Бог. С какой стати?! Сегодня это даже, можно сказать, в какой-то мере унизительно.

Когда я был молодым, то гордился тем, что в анкете в графе «социальное положение» писал «рабочий». И представьте, я чувствовал себя аристократом. Сегодня, чтобы быть аристократом, нужно быть приближенным к банкирам, к этому финансовому миру, не совсем чистому, на мой взгляд.

В результате либеральных рыночных реформ российская оборонная, да и не только, промышленность лишилась многих тысяч квалифицированных рабочих и инженерных кадров. А вот США и Европу мы обогатили этими самыми профессиональными кадрами.

[b]— Как бы Вы оценили сегодня темпы развития современной отечественной космонавтики?

Удается ли нам по-прежнему сохранять лидирующие позиции?[/b]

— Космонавтику нельзя оторвать от состояния экономики страны, от развития всех направлений: электроники, машиностроения, химии и т.д. По существу, она теснейшим образом связана со всеми отраслями промышленности. Сегодня, к сожалению, во многих наших космических аппаратах, особенно в беспилотных, которые мы выводим на геостационарную орбиту для обеспечения связи, используются зарубежные элементы, поскольку наши промышленные технологии не способны их производить. Поэтому успех российской космонавтики целиком будет зависеть от успехов и темпов развития всех отраслей передовых технологий в основных областях машиностроения и электроники.

[b]— Кто же будет лидером в освоении космического пространства?[/b]

— Смотря в какой период. Временно получилось так, что с прикрытием полетов американских шаттлов, я говорю о пилотируемой космонавтике, мы остались единственными, кто выводит человека в космос.

[b]— Как долго наша страна будет оставаться монополистом по доставке космонавтов на МКС?[/b]

— Исторически сложилось так, что при разработке системы «Спейс-шаттл» американцы ошиблись. Но ошиблись не в технике, а, я бы сказал, в экономике.

Ученые и экономисты считали, что использование опыта авиации позволит решить проблему многоразовости космических аппаратов и удешевит полеты в космос. Они декларировали, что стоимость доставки 1 кг полезного груза на «Шаттле» на околоземную орбиту будет обходиться всего в 100 долларов. На самом деле, они ошиблись в 1000 раз. Полет «Шаттла» в последнее время обходился в астрономическую сумму порядка полумиллиарда долларов! Даже для такой страны, как США, эта сумма оказалась неподъемной. И в этом году американцы прекратили эксплуатацию «Шаттла». Закрыв эту программу, они остались без систем, которые могут выводить человека в космос.

Мы оказались в более удачном положении, поскольку наша старая добрая «семерка», впервые полетевшая 15 мая 1957 года, реконструировалась, совершенствовалась и живет до сих пор, являясь единственным носителем, которому доверяют во всем мире вывод человека в космос. Я влюбился в нее, как в женщину. Никто в мире, кроме нас, не имеет средств доставки человека на МКС, если, конечно, не говорить о первых попытках Китая в этом направлении. Наши пилотируемые космические аппараты «Союз» выводятся в космос, сближаются и стыкуются с МКС благодаря тому, что мы до сих пор поддерживаем морально устаревшую, но исключительно надежную ракету — бывшую Р-7, а ныне «Союз-У», которая серийно выпускается самарским «Прогрессом».

[b]— Когда другие страны, по Вашим прогнозам, создадут космические корабли?[/b]

— Прежде всего, они должны захотеть это сделать.

Думаю, что долго терпеть свое отставание из-за отсутствия средств выведения человека в космос США не будут. Престиж такой страны, как Америка, не позволит им продолжительное время находиться в аутсайдерах. Они сейчас усиленно над этим работают. Полагаю, что в ближайшее время Соединенные Штаты создадут свой новый пилотируемый корабль и станут снова лидерами. Причем в процессе задействованы как федеральные службы, например знаменитая NASA, так и частный капитал — в частности, крупнейшая авиационная компания «Боинг». Но на это им потребуется лет пять.

А все, что касается научных космических аппаратов, исследующих Вселенную, и в том числе нашу Землю, которая представляет собой исключительное явление во всем мировом пространстве, доступном нашему обозрению, тут пока лидируют Соединенные Штаты. Я думаю, что они своего лидерства, наверное, нам в ближайшее время и не отдадут.

Вероятно, что нас будет догонять Китай. Но ему потребуется еще лет 5–6, чтобы получить надежные носители и, соответственно, надежные космические аппараты.

Так что мне представляется, что монополия на пилотируемые пуски у нас продлится еще примерно 4–5 лет.

[b]— Недавно руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что Агентство отказалось от реализации проекта ракеты-носителя нового поколения «Русь-М». Ее первый пилотируемый запуск, по планам предыдущего руководителя Анатолия Перминова, должен был состояться в 2018 году с нового российского космодрома «Восточный», который еще предстоит построить в Амурской области. Как это отразится на пилотируемой космонавтике?[/b]

— У космонавтики должна быть многолетняя стратегия развития. Такая же многолетняя стратегия экономического, технологического и научного развития должна быть и у страны. Космонавтика — это часть технологического и научного богатства России. К сожалению, те, кто владеют большинством национальных богатств России, вкладывают деньги в строительство роскошных дорогих яхт. Стоимость такой яхты, построенной на знаменитых судостроительных верфях, где создавался немецкий военно-морской флот, по моим представлениям, превосходит стоимость самого дорогого космического аппарата. Надо, прежде всего, изменить социальный порядок в государстве и в умах людей. Чтобы любой космический аппарат был приоритетнее для нашего российского социального строя, чем олигархическая яхта.

[b]— Светлана Савицкая в интервью нашему журналу сказала, что «к огромному сожалению, в пилотируемой космонавтике сегодня нет ярких личностей, лидеров. У нас нет руководителей уровня Королева и Глушко, а у американцев — Вернера фон Брауна.[/b]

[b]Поэтому пока не появятся новые Королев, Глушко и фон Браун, мы будем модернизировать и совершенствовать то, что имеем». Как Вы оцениваете роль личности?[/b]

— Роль личности в любой отрасли науки и техники очень велика, и космонавтика в этом отношении не исключение. Конечно, роль личности в космонавтике, если говорить о Сергее Павловиче Королеве, имеет большое значение еще по одной причине. Именно он понял, что одна личность — это слишком мало.

Нельзя говорить о единственном главном или генеральном конструкторе. Сергей Павлович первым пришел к выводу о необходимости создания Совета главных конструкторов. Это было исключительно удачным решением, которое позволило решить многие проблемы и форсировать развитие космонавтики такими темпами, что Советский Союз стал здесь ведущей страной в мире.

Очень жаль будет, если в будущем мы потеряем эту ведущую роль в силу целого ряда социальных, а отнюдь не научно-технических проблем и причин.

[b]— Насколько сегодня интересно и необходимо создание новых пилотируемых кораблей?[/b]

— Моя личная точка зрения, с которой далеко не все согласны, такова — сегодня для пилотируемой космонавтики основной, главной и перспективной задачей является присоединение Луны к Земле. То есть обеспечение транспорта, доставляющего человека на Луну, строительство лунной базы и превращение Луны в часть земной цивилизации.

Лунная база способна много дать для науки, поскольку оттуда можно изучать всю Вселенную. Нужно исследовать ресурсы самой Луны, которые представляют большой интерес.

Кроме того, Луна может быть полезным местом с точки зрения обороны. Так что база может носить военно-оборонный и научный характер. К тому же сейчас нельзя экономически оценить перспективы ее освоения.

Все остальные проблемы ближайшего космоса могут быть так или иначе решены беспилотными автоматическими аппаратами и беспилотной техникой. А вот что касается лунной программы, то здесь человек необходим.

Россия проектировала в прошлом веке строительство базы. Такое строительство не потребует каких-либо новых научных открытий: современной технике колонизация Луны вполне по силам. Но есть проблемы социально-политические, экономические и международные, с которыми столкнется любое государство, желающее иметь свою базу на Луне. Строительство лунной базы возможно, если это национальная многолетняя программа.

[b]— Вы говорите, что сейчас есть смысл лететь и строить базы на Луне. Но в то же время заявили, что строить такие огромные научно-производственные комплексы невозможно на принципах свободного рынка. Так как же все-таки найти золотую середину? [/b]

— Чтобы построить лунные базы, нужно иметь что-то вроде мобилизационной экономики. А это само по себе отвергает систему свободного рынка. Тут нужна жесткая государственная рука, власть государства, которое будет руководить решением этой задачи. Наши министерства во времена, когда создавался ракетно-ядерный щит, когда наша космонавтика завоевывала передовые позиции, работали именно по этим принципам, унаследованным нами со времен войны. Ответственность за выполнение той или иной государственной или, как теперь говорят, федеральной программы была исключительно велика. Сорвал работу — трибунал. А сегодня главное — сорвать хороший денежный куш, а не выполнить работу.

Не буду говорить вместо Президента, который в своих недавних выступлениях в открытую сказал о том, что хищения происходят во всех сферах, даже таких, которые касаются каждого из нас, например ЖКХ. Давайте честно скажем, что при Советской власти такое было невозможно.

Я считаю, что российская экономика сейчас не способна решать масштабные космические задачи. Она слишком слаба для этого. А криминальная составляющая процессов финансирования, наоборот, сильна.

Вот если бы увеличить свои интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы и защитить космонавтику от криминала (в том числе финансово-экономического), то мы смогли бы первыми в мире построить базу на Луне.

[b]— Поповкин заявил, что в Роскосмосе произошло очень большое смещение в сторону пилотируемых программ, при том, что сегодня больших проблем для пилотируемых проектов в ближнем космосе нет. Поэтому Роскосмос планирует значительно увеличить долю финансирования проектов, направленных на создание спутниковых систем связи, навигации, дистанционного зондирования Земли, а также метеорологических аппаратов. Второй приоритет — это научные вопросы. [/b]

[b]Не означает ли это постепенное сворачивание пилотируемой космонавтики?[/b]

— На первом месте среди задач космонавтики в целом должны стоять проблемы дистанционного зондирования Земли, которые переплетаются с важнейшими оборонными проблемами, ибо это системы разведки, предупреждения, противоракетной обороны и т.д. В вопросах, касающихся ближайших земных задач, наличие пилотируемой космонавтики отнюдь не обязательно. Поэтому я всегда и всюду говорю о том, что перспектива пилотируемой космонавтики — это Луна. Все прочие околоземные проблемы вовсе не требуют присутствия человека в космосе.

[b]— Когда же Вы будете услышаны, и у России появится собственная стратегия развития космической отрасли?[/b]

— Я не могу сказать, когда я буду услышан. За это я ответственности не несу. Мне скоро исполняется 100 лет, поэтому меня можно освободить от обязанности кричать: «Услышьте меня!». Кто хочет, пусть слушает и слышит.

Поскольку я являюсь энтузиастом отрасли, я всегда буду говорить, что внимания со стороны государства недостаточно. Космонавтика опирается на экономику страны, на деятельность государства. Они должны быть неразрывно связаны, обязаны стимулировать друг друга. Увы, это не всегда получается. Кроме того, не все сейчас видят все перспективы космонавтики.

Цели сузились лишь до работ на Международной космической станции, в то время как это — лишь небольшая задача отрасли.

Для того чтобы российская космонавтика в будущем была в первой пятерке, необходимы жесткие социально-политические реформы. Должна появиться государственная стратегия, государственная политика.

И ее, кстати, в части, не связанной с государственной тайной, надо открыть народу. Надо увлечь этим направлением сограждан, особенно молодое поколение.

[i]Беседу провела Юлия НОВИЦКАЯ[/i]

[url="http://www.soldatru.ru/read.php?id=1468"][i]источник[/i][/url]

[/spoiler]
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для России будущие программы новых технологий ракетно-космической отрасли – проблемы не только научные и экономические. В результате либеральных рыночных реформ российская оборонная промышленность лишилась многих тысяч квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Зато мы обогатили профессиональными кадрами США и Европу. Режим «диктатуры пролетариата» в России более невозможен: эту диктатуру просто некому осуществлять

http://www.gazeta.ru/science/2011/12/14_a_3927186.shtml
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[attachment=10267:Nasa.png]

[size="4"][b]Russian Rocket Designer Boris Yevseyevich Chertok Dies at Age 99[/b][/size]
[i]12.14.11[/i]

Russian rocket designer Boris Yevseyevich Chertok, one of the founding fathers of the Russian space program, passed away on Dec. 14 at the age of 99.

"We share the loss of Boris Chertok with our Russian colleagues," said Bill Gerstenmaier, NASA associate administrator for Human Exploration and Operations. "He was a spaceflight pioneer and an inspiration to everyone associated with spaceflight. I remember him coming into the control center in Moscow in the middle of the night at the age of 97. He was an inspiration to every flight controller in Moscow. I also remember fondly sitting in Korolev's apartment in Moscow, now a museum, and having Boris describe meetings with Korolev, the general designer, at his kitchen table. The passion in Boris' eyes and voice gave me a unique insight into the Russian team and operations. Boris's speech this year at the 50th anniversary of Gagarin's flight was amazing and awe inspiring. His books and memoirs are a true treasure. He was a friend of NASA and he will be missed. His spirit will live on in the hearts of the Russian and American human spaceflight team."

[spoiler]
Born in 1912 in Poland, Academician Chertok began his career as an electrician in Moscow before joining the aircraft design bureau of Viktor Bolkhovitinov. In 1946, he joined the newly established NII-88 institute as head of the control systems department and worked hand-in-hand with famed Chief Designer Sergey Korolev. Chertok became one of Korolev's closest aides in developing control systems for ballistic missiles and spacecraft, eventually becoming deputy chief designer of the famous OKB-1, the design organization that spun off from NII-88 in 1956 and was responsible for a remarkable string of space firsts of the early Soviet space program. Chertok participated in every major project at OKB-1, now the S.P. Korolev Rocket and Space Corporation Energia, until his retirement from active work in 1991. Among his many contributions to the Russian space industry, he was closely involved in the launch of the world's first satellite, Sputnik, on October 4, 1957 and the first human spaceflight by Yuri Gagarin on April 12, 1961.

Following his retirement, Chertok served as a senior consultant at RSC-Energia and published a series of memoirs, "Rockets and People," chronicling the history of the Russian space program. NASA has been completing an English translation of “Rockets and People.” The fourth and final volume of the series is expected to be published in early 2012.

PDF copies of the first three volumes can be downloaded free at:
[url="http://history.nasa.gov/SP-4110/vol1-1.pdf"]Volume 1[/url]
[url="http://history.nasa.gov/SP-4110/vol2.pdf"]Volume 2[/url]
[url="http://history.nasa.gov/SP-4110/vol3.pdf"]Volume 3[/url]

[/spoiler]
[url="http://www.nasa.gov/topics/history/features/chertok_obit.html"][i]NASA[/i][/url]


[size="4"][b]Russian rocket designer Boris Yevseyevich Chertok, one of the founding fathers of the Russian space program, passed away on December 14 at the age of 99.[/b][/size]

Born in 1912 in Poland, Academician Chertok began his career as an electrician in Moscow before joining the aircraft design bureau of Viktor Bolkhovitinov. In 1946, he joined the newly established NII-88 institute as head of the control systems department and worked hand-in-hand with famed Chief Designer Sergey Korolev. Chertok became one of Korolev’s closest aides in developing control systems for ballistic missiles and spacecraft, eventually becoming deputy chief designer of the famous OKB-1, the design organization that spun off from NII-88 in 1956 and was responsible for a remarkable string of space firsts of the early Soviet space program. Chertok participated in every major project at OKB-1, now the S.P. Korolev Rocket and Space Corporation Energia, until his retirement from active work in 1991. Among his many contributions to the Russian space industry, he was closely involved in the launch of the world’s first satellite, Sputnik, on October 4, 1957 and the first human spaceflight by Yuri Gagarin on April 12, 1961.

[url="https://plus.google.com/102371865054310418159/posts/DGspf9FBZ6M"][i]NASA at google+[/i][/url]


[b]News at Yahoo[/b]

[attachment=10266:NASA Chertok.jpeg]

[size="4"][b]MOSCOW (AP) — Boris Chertok, a Russian rocket designer who played a key role in engineering Soviet-era space programs, has died. He was 99.[/b][/size]

The state-controlled RKK Energiya rocket builder where he worked as a top consultant said Chertok died in Moscow on Wednesday after contracting pneumonia.

For many years, Chertok served as a deputy to the father of the Soviet space program, Sergei Korolyov. He was closely involved in putting the world's first satellite in orbit on Oct. 4, 1957, and preparing the first human flight to space by Yuri Gagarin on April, 12 1961.

Chertok was born in Lodz, Poland, when it was still part of the Russian empire and his family moved to Moscow at the start of World War I.

After graduating from the Moscow Energy Institute in 1940, he started working as an aviation engineer. When World War II ended, Chertok was selected to lead a group of Soviet experts to travel to Germany to tap the Nazi know-how in rockets. He first met Korolyov there, and the two worked closely together until Korolyov's death in 1966.

Chertok, who specialized in control systems for rockets and spacecraft, has published memoirs chronicling the rise of the Soviet space program from its early days to the moon race the Soviet Union lost to the United States.

"Each of these first rockets was like a beloved woman for us," Chertok said at a meeting with reporters. "We were in love with every rocket, we desperately wanted it to blast off successfully. We would give our hearts and souls to see it flying."

Even the names of Chertok and other leaders of the space program were a tightly-guarded secret, and he only was permitted to travel abroad only in the late 1980s, after Soviet leader Mikhail Gorbachev liberalized the Soviet Union.

Chertok's voluminous work for the first time revealed to the public details of the endeavors which had been hidden by the veil of Soviet-era secrecy.

"I deeply regret the loss of this brilliant and genuinely humane person," said James Oberg, a NASA veteran who has written books on the Russian space program and who now works as a space consultant.

"A man like him should live forever," Oberg said in an emailed message. "He will do so, in his accomplishments and his books."

In recent years, Chertok has frequently appeared on national television and participated in events marking historic achievements. Chertok made stinging criticism of the Russian leadership for losing the nation's edge in space.

"The new elite consisting of the superrich and corrupt officials feeding on windfall energy revenues don't care about the national space program," he said in an interview published earlier this year.

[url="http://news.yahoo.com/russian-space-designer-boris-chertok-dies-99-085641590.html"][i]источник[/i][/url]
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...
  • 2 года спустя...
Сегодня ушел из жизни Олег Генрихович Ивановский - ветеран отечественной ракетно-космической промышленности, ведущий конструктор космического корабля «Восток», удивительный человек, герой, который прожил свою жизнь во имя науки и на благо Родине!

Олег Генрихович родился 18 января 1922 года в Москве. В 1940 году был призван в пограничные войска. Воевал с первых дней Великой Отечественной войны. Участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве в июне 1945 года. После войны поступил на работу в НИИ-88.

В 1953 году Олег Генрихович окончил Московский энергетический институт, а уже с 1957 года являлся ведущим конструктором по космическим аппаратам, создаваемым в ОКБ-1, в том числе по космическим кораблям «Восток». В 1961 году принимал непосредственное участие в подготовке полета первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Тогда же в 61-м решением правительства был переведен в аппарат Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.

В 1965 году Олег Генрихович был назначен заместителем главного конструктора Г.Н.Бабакина на машиностроительном заводе им. С.А.Лавочкина, и в 1976 году назначен главным конструктором по направлению создания лунных автоматических станций. Он принимал участие в создании луноходов, станций, доставивших на Землю образцы лунного грунта, астрофизической обсерватории «Астрон», искусственных спутников Земли «Прогноз».

Олег Генрихович Ивановский – автор семи книг и многочисленных статей по космической тематике, опубликованных в нашей стране и за рубежом.
Талантливый конструктор ракетно-космической техники, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, почетный член Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, орденами Великой Отечественной I и II степени и другими наградами. В его честь названа малая планета за номером 18814.

Приносим свои искренние соболезнования родным и близким Олега Генриховича!

[attachment=37311:10501595_1494817487439600_6113895467915851032_n.jpg]

Олег Генрихович Ивановский рядом с Юрием Гагариным. Эти документальные кадры, снятые на Байконуре за мгновения до старта, обошли весь мир. На фото Олег Генрихович Ивановский встречает Юрия Гагарина на стартовой площадке, вместе с ним поднимается на верхнюю ступень ракеты, помогает сесть в корабль «Восток». Подготовкой корабля Олег Генрихович тоже занимался лично. Последним, кто пожал руку первому космонавту в мире перед взлетом, был Олег Генрихович Ивановский. После чего закрыл входной люк корабля.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...