Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Высоцкий: спасибо, что живой


Рекомендуемые сообщения

Решил создать отдельную тему. Навеяно обсуждением в теме "Гадость дня".

 

Рецензия Павла Суркова

 

Vys.JPG

 

На экраны вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» — первый масштабный российский байопик. Выходу предшествовала небывалая рекламная кампания: лицо Владимира Высоцкого (или, вернее, его киношного двойника) пристально смотрело с плакатов, билбордов, обложек газет и журналов и даже с этикеток пивных бутылок. Режиссер Петр Буслов, продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов, и, конечно же, сценарист — сын Высоцкого Никита — активно пиарили главную тайну фильма: мы никому не скажем, кто играет Высоцкого.

 

Чтобы покончить с раздутой интригой, сразу сообщаем: вопрос «кто играл Высоцкого?» некорректен ровно так же как вопрос: «кто играл Дарта Вейдера?». Полтора часа по экрану туда-сюда бродит известный актер в роли тела Владимира Семеновича Высоцкого. На актере — тонны грима, под которым с трудом шевелятся губы, и, в результате, передать хоть какие-то эмоции в этом силиконовом лицевом каркасе практически невозможно. Статичность лица понятна: в качестве наиболее достоверной модели для грима была взята посмертная маска поэта, а тут, как вы понимаете, на калейдоскоп эмоций и живость фактуры роптать бессмысленно. Дополняет этот инфернальный образ голос Никиты Высоцкого, который, дабы окончательно закрыть семейный гештальт, озвучил собственного отца. Так что экранный образ папы Никиты тождественен экранному образу папы Люка Скайвокера: он тоже состоит из качественного тела, жутковатой маски и хриплого голоса.

 

Что касается сюжета фильма, то он укладывается в одно предложение: «Как провезти из Москвы в Бухару сорок ампул с морфином, реанимировать человека и утереть нос спецслужбам». Подобная схема может быть характерна для фильмов с участием Вина Дизеля и Джейсона Стэтхема, но, как выясняется, в нее отлично вписывается и небольшой эпизод из биографии Владимира Высоцкого. Действительно, в июле 1979 года на гастролях в Узбекистане Владимир Семенович пережил клиническую смерть и был спасен личным врачом. Действительно, в жизни Высоцкого присутствовали наркотики (некий доброхот в середине 70-х посоветовал ему «снимать» алкогольную абстиненцию морфином). Действительно, в последние годы в жизни Высоцкого появилась новая любовь. Вот только не очень понятно, как все эти факты могут помочь понять и личность, и творчество поэта.

 

Понятно, что байопик не обязан претендовать на стопроцентную историческую достоверность — тот же фильм «The Doors» Оливера Стоуна имеет мало общего с реальной биографией Джима Моррисона. Придираться к фактуре — дело неблагодарное, хотя визуальных косяков в фильме предостаточно — тут и новое здание Театра на Таганке, построенное лишь в 1981 году, и неизвестно откуда возникшая рекламная растяжка над Кутузовским проспектом 70-х годов, и отреставрированный костел на Малой Грузинской, который в годы жизни Высоцкого представлял собою полуразрушенное здание. Ну и конечно же, главная неточность — во время узбекских концертов 1979 года Высоцкий коротко постригся и отрастил усы. Впрочем, это досадные мелочи, которые легко и непринужденно можно (и нужно) списать на художественный вымысел создателей. В конце концов, не документальное кино снимаем. С другой стороны, какие-то абсолютно бытовые вещи, вроде обстановки квартиры Высоцкого, 450-го «Мерседеса» и джинсов Wrangler Classic, переданы в фильме с ужасающей скрупулезностью и от этого допущенные фактические ляпы становятся еще более нелепыми.

 

Но все-таки дело совсем в другом. Дело — в сути, в задаче, в цели. Главная цель байопика — это показать зрителю, «что, дескать, жил такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой». Показать и объяснить, какого черта по этому человеку сходила с ума как минимум одна шестая часть земного шара. И вот этого в фильме Буслова нет и в помине.

 

Высоцкий преподнесен как некая данность, как уникальный артефакт. Вот ушлый проныра-администратор (Максим Леонидов) уговаривает его лететь на гастроли: «Володя, это же 450 рублей за концерт, и это — только твой гонорар!». Вот два КГБ-шника — московский (Владимир Ильин) и узбекский (Андрей Смоляков) — строят свои подковерные игры на том, как бы получше использовать фигуру Высоцкого для достижения собственных карьерных планов. Вот папа поэта (Сергей Шакуров) приезжает к нему домой с бригадой медиков, чтобы положить непутевого сына в больницу («Хоть полгода проживешь нормально!»). Вот Марина Влади (неизвестный голос) выполняет роль deus ex machina — звонит в Бухару со словами: «Я чувствую, что-то случилось!» ровно в тот момент, когда у Высоцкого останавливается сердце: друзья побежали позвать Высоцкого к телефону, а там опаньки. Вот нервный актер Юра (Сергей Безруков), которого вводят на роль Хлопуши, трясется при одной мысли о том, как отреагирует Высоцкий на то, что у него отнимают роль. Естественно, диалог Юры и Володи — это тот самый спецэффект, после которого все вопросы о том, кто там бродит в качестве тела Высоцкого, снимаются напрочь.

 

А, между тем, самого Высоцкого в фильме как-то не наблюдается. Нет здесь ни Высоцкого-актера: короткая сцена в театре, забежал, убежал, спасибо, до свиданья. Нет здесь Высоцкого-певца: в фильме звучат лишь крохотные кусочки «Конца охоты на волков» и «Песни певца у микрофона». Тем, кто ни разу не слышал песен Высоцкого, не объяснишь, почему вот этот наркоманящий персонаж собирал по три-четыре полных зала в день. Нет здесь, в конце концов, и Высоцкого-поэта: на лихорадочное бормотание экранного Владимира, что, мол, я просто хочу писать песни, и все, — так и срывается с языка ответ: прекрати колоться и начни работать. Так что если авторы фильма рассчитывали показать нам трагизм и двойственность личности — увы, задумка не вышла. Для этого в сценарии нужно было прописывать личность.

 

Нет-нет, «Высоцкий» совсем не так плох, как мог бы быть. С точки зрения режиссуры — придраться сложно: Буслов умело оперирует общими планами, то снимая Высоцкого со спины, то против света, то просто отводя пресловутую маску на задний план. Да и актеры отлично выполняют свои задачи — Андрей Панин, Иван Ургант, Дмитрий Астрахан и Оксана Акиньшина играют то, что им позволяет сыграть сценарий. Сценарий, написанный непонятно, о чем, и непонятно, для чего.

 

Впрочем, маленькая подсказка кроется в одном из флэшбеков фильма: в этом эпизоде Высоцкий выталкивает из грязи машину, в которой сидят его двое маленьких сыновей. Вот в это детское воспоминание Никиты Высоцкого — веришь безоговорочно. Как и веришь в то, что он попытался склеить жизнь собственного отца не столько на основе собственных воспоминаний (Высоцкий ушел к Марине Влади, когда оба сына были еще слишком малы для связной мемуаристики), сколько на основе устных рассказов друзей и «друзей». Склеить-то попытался, вот только с клеем проблемы: «жареные факты» — дурно пахнущая прослойка.

 

Но вернемся к неточностям картины. Главная историческая неправда затаилась в самом финале — впрочем, теперь, я полагаю, вы найдете ее без труда. Когда на экране возникают титры с перечислением актеров, игравших в фильме, первым упоминается... Владимир Высоцкий. И только потом уже — Акиньшина, Астрахан, Леонидов, Ургант и все остальные.

 

Но мы-то знаем: как раз Высоцкого в этом фильме и нет.

 

P.S. Я долго думал, как закончить эту рецензию, и понял, что самым правильным было бы предоставить слово самому Владимиру Семеновичу Высоцкому. Нужная песня отыскалась довольно быстро: для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» он написал балладу под названием «Вот это да!». К только что вышедшему фильму ее слова подходят, как нельзя лучше:

 

Вот это да! Вот это да!

Сквозь мрак и вечность — решето,

Из зала Страшного суда

Явилось то — не знаю что...

 

http://www.youtube.com/watch?v=TErhFBsdmjw

 

источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рецензия Дмитрия Пучкова

 

Vys2.jpg

 

Ничьих песен в жизни я не слушал больше, чем песен Высоцкого. У старшего брата была куча бобин с записями, и слушал я их не переставая лет с десяти. Песни Высоцкого оказали огромное воздействие на формирование моего мировоззрения. В этом я не одинок, точно так же его песни формировали мировоззрение практически любого советского человека моего и не только моего поколения. Ну а тут, стало быть, кино.

 

Нетрудно догадаться, что это — очередной фильм-событие от Первого канала. Предыдущие фильмы-события: Адмирал, Край, Чужая. Как мы помним, ни один из них нас не разочаровал. Напоминаю непричастным, что нынешнее кино – это серьёзное коммерческое предприятие. Фильмы снимают для того, чтобы заработать на данном событии денег. Ну и что сказать: в данном случае главный герой выбран крайне удачно. Высоцкий – реально народный кумир, его имя на афише автоматом гарантирует высокую посещаемость. Ну и плюс, конечно, усиленная реклама во всех новостях на ОРТ.

 

Задолго до премьеры создатели принялись нагнетать интригу. Дескать, нами разработан небывалый грим, который позволил создать на экране реального Высоцкого! Дескать, нигде в мире ничего подобного нет, особенно нет в Голливуде. Через это зрителям ни в жисть не понять, кто играет Высоцкого, настолько круто сделано!

 

Ну и кто же сыграл Высоцкого? Неужели Энди Сёркис, за плечами которого Кинг-Конг и мордовский диссидент Голый? Или Том Круз? Или сам Фантомас? Судя по тому, что с первых же кадров фильма у Высоцкого торчат уши известного мастера перевоплощения, создателя незабываемых образов Сергея Есенина, Александра Сергеевича Пушкина и даже господа нашего Иисуса Христа – роль сыграл Сергей Безруков. Это тебе не Энди Сёркис, со значением глядящий сквозь решётку обезьянника! Сергей не жалел себя под гримом и даже велел вычеркнуть своё имя из титров и дал команду не приглашать себя на премьеру. Есть мнение, что при съёмках фильма про жизнь Виктора Цоя или Бориса Ельцина выбор неизбежен – их тоже мастерски сыграет Сергей Безруков.

 

Кстати, ещё в начале съёмок режиссёр Александр Митта сообщил в интервью, что главного героя сыграет Безруков. Потом это внезапно стало страшной тайной, второй режиссёр про это не говорил, окончательный режиссёр — Пётр Буслов — тоже хранил молчание. Актёры однообразно сообщали, что исполнителя главной роли не знают. Подозреваю, сам Сергей открылся только Никите Сергеевичу Михалкову, а тот без затей на премьере по телевидению его и вломил! Что, конечно, никак не снизило накал небывалой загадочности.

 

И вот – фильм-событие вышел на экраны. О чём же этот фильм? О том, как Владимир Высоцкий сочинял свои замечательные песни? Нет, фильм не об этом. И песен в фильме практически нет. Может, о том, что за человек был Владимир Высоцкий, и почему его творчество любила вся страна? Нет, фильм и не об этом. Подобные мелочи создателей не интересуют.

 

Фильм рассказывает о коротком эпизоде из жизни Высоцкого, о трёхдневных гастролях в Бухаре в 1979 году. Примечательна данная гастроль ровно одним: в ходе безумного чёса (пять концертов в день — так страшно зажимали актёра, не давали творить) Владимир Высоцкий, по словам его друзей и знакомых, пережил клиническую смерть (возможно, от жадности). Собственно, это всё, о чём нам рассказывает фильм.

 

Ясное дело, поскольку речь идёт про СССР, в фильме уже на титрах начинает зверствовать кровавая гебня. Картина начинается в жутких застенках – любой, кто бывал в изоляторах КГБ, оценит правдивость образов по достоинству. Собственно, оперуполномоченный КГБ, каким бы странным это кому не показалось, является главным героем фильма. Высоцкий выступает на сцене, а организаторы концертов умело воруют заработанные деньги. Наивный зритель может задать вопрос: это хорошо или плохо – воровать деньги? Создатели фильма уверенно отвечают: это прекрасно! Эвон, даже ваш любимый Высоцкий воровал и не брезговал.

 

Противостоит этому безжалостный упырь, душитель свобод и ретроград – упомянутый выше оперуполномоченный КГБ. Что, как нетрудно догадаться, омерзительно: нормальные люди пытаются заработать, а тут кровавые лапы палачей. Ну и что, что нарушают закон? А вот Высоцкий носится по Москве на «мерседесе», пролетает под красный – он ведь не простой человек, а яркая, харизматичная личность, а значит – законы не для него! Вот мы деньги с концертов крысим – но ведь мы не простые люди, а яркие, харизматичные личности, и значит – законы не для нас!

 

Смотреть на тонкие психологические ходы без слёз нельзя. Вот здесь мы вопим про «партию жуликов и воров», а здесь снимаем кино о том, как это прекрасно – воровать деньги. И с недоумением вопрошаем: а чё такое-то? Это всякому быдлу воровать нельзя, его надо за рога и в стойло, а если мы яркие, харизматичные личности – почему бы и нет?

 

По ходу гастролей выясняется, что Высоцкий – наркоман. И ему худо без наркотиков. На гастроли с ним выезжает врач, но врач про наркоманию не знает и у него при себе ничего нет. Циничное окружение в лице директора Леонидова (его играет певец Леонидов, видимо, чтобы откликаться на фамилию без проблем) может только тупо торговаться за процент с уже проданных билетов. А взять с собой наркотики почему-то забывает, хотя без них деньги за билеты вообще придётся вернуть – невзирая на проценты.

 

Советские наркоманы норовили потреблять высококачественные вещества, например – морфин фабричного разлива. Именно такие вещества лежат у Высоцкого дома под кроватью. Процентное содержание не указано, но стекляхи по пять кубов, добротные. Привезти их в Бухару поручают Оксане Акиньшиной, с которой Владимир сожительствует если нет под рукой горячо любимой Марины Влади.

 

Отсутствие наркотиков – гениальный ход прожжённых мошенников, организующих левые концерты и у которых на кону стоят огромные деньги. Они знают, что их пасут, они знают, что за это посадят, но про наркотики смело звонят из номера гостиницы, телефоны в котором прослушивает КГБ. А несчастная девчонка волочёт наркоту через всю страну и просто чудом проезжает мимо доблестных оперативников. В пути её пытаются изнасиловать похотливые узбеки, от которых спасают другие оперативники. А группе жуликов судьба её абсолютно по барабану – какое им дело до какой-то овцы? Это, как вы догадались, любовная линия фильма.

 

Много шума вокруг небывалого грима. С одной стороны, актёр в гриме пугающе похож на Высоцкого. С другой стороны – слой резины на лице неподвижен, и в чём смысл показывать резиновую морду – не совсем понятно. Где обещанный прорыв? Каким образом мы в очередной раз умыли Голливуд? Неясно. Ни улыбаться, ни целоваться, ни нормально потеть резиновая морда не может – всё ненатурально. Как только общий план — серая резиновая морда выглядит особенно ненатурально. Так что больше всего актёр Безруков похож на Высоцкого только тогда, когда без чувств валяется на ковре.

 

У остальных, кстати, грим ничуть не хуже. Парики Леонидова и Урганта, такое чувство, сделаны из лобковых волос – настолько жутко передают дух эпохи проклятого совка. Коммунистический антураж воссоздан с помощью пары выставленных на улице досок, обтянутых кумачом. Похоже, никто уже и не помнит, на что был похож беспощадный коммунистический пиар. А во всём остальном в демократическом Узбекистане за последние тридцать лет мало что поменялось, тоталитарный совок выглядит аутентично.

 

Хорошая роль в фильме одна, плюс две неплохих. Хорошая роль – это полковник КГБ, что весьма кстати сделано под президентские выборы. Полковник не ворует, не бухает, не колется. Советский полковник честно несёт службу, стоит на страже закона – и этим отвратителен шайке ворья и создателям фильма. Он же, благодаря идиотскому повороту сюжета, рвёт секретные бумаги, и, невзирая на угрозу карьере, спасает друзей Высоцкого от ареста, этапа и тюрьмы.

 

Неплохо выступил Максим Леонидов. Видать, натерпелся на гастролях всякого. Однако нормальным директором так и не стал, ибо не умеет ни считать, ни долю рвать. Ну и третья – Оксана Акиньшина, которая не только хорошо сыграла, но и просто умная и красивая женщина. А потому смотреть на неё приятно.

 

В титрах вместо актёра Безрукова зачем-то указан Владимир Высоцкий. Это к чему? Это они что, отнесли труп на кладбище домашних животных? А там труп ожил, встал из могилы и пришёл на съёмки? И зритель видит на экране натурального зомби? Ну, судя по лицу земляного цвета и выдающейся актёрской игре, так оно и есть.

 

По ходу фильма встать и выйти из зала хотелось не менее трёх раз. Сюжет откровенно слабый, мотивация у персонажей – никакая, фильм — ни о чём. Отсутствует мораль, ну — кроме идиотских выкриков "это же Высоцкий!", излюбленной темы "подростки против Системы" и рутинного воровства. В фильме нет человека, чьё имя заявлено в названии.

 

А ведь можно было снять кино о том, кто написал замечательные стихи и спел замечательные песни. О том, кого любила вся страна. О том, кто играл лучшие роли в лучшем театре страны, кто снимался в самых любимых народом фильмах. Можно было снять фильм о трагедии человека, который многого добился, но был вынужден бороться с собой и наркозависимостью в последний год жизни. Можно было снять фильм о противостоянии таланта и пошлости. Ни то, ни другое, ни третье не получилось. И даже не планировалось.

 

Когда-то в перестройку Марина Влади опубликовала опус под названием «Владимир, или прерванный полёт». Там французская жена изложила впечатления о сожительстве с Владимиром Высоцким – как он пил, с кем он жил, как кололся и кто ему в этом помогал. По тем временам книга получилась настолько скандальной, что первая семья Высоцкого выразила серьёзное возмущение – ну как можно такое публиковать? Прошло немного времени, и вот уже родной сын пишет вот такой сценарий для фильма.

 

Короче, фильм получился про то, что Высоцкий был не Высоцкий, а вор, пьяница и наркоман, который не уважал и не ценил ни себя, ни друзей, ни зрителей, ни страну, в которой родился и вырос. Говорите, он ваш герой? Вот он, ваш герой. От себя можно сказать только одно: спасибо, что не дожил.

 

И ты спросишь: так идти смотреть или нет? Сходи, конечно. Хотя бы посмотришь на резиновую морду за 12 миллионов долларов.

 

источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критики вторую неделю бьются в корчах, а результат один - $ 11 014 916 first weekend, зрителю ему на критиков наплевать, он голосует рублём :rolleyes:
История повторяется четыре раза: первый раз как трагедия, второй раз - как фарс, третий раз - для особо тупых, и четвертый раз - на Украине (Игорь Виттель).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид, если честно - первая рецензия - просто ни о чем, а рецензию Гоблина я читал именно перед просмотром фильма, и, если опять же, честно, этот "странный человек" (считайте это заменителем мата), уже давно ничего не видит вокруг, кроме влюбленности в собственные полуматерные и безумные переводы. Гоблин как кинокритик - это нечто.. laugh.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Cooper, тёса, Гоблин тоже фанат Высоцкого это же сразу в тексте, и он ЖДАЛ ДРУГОГО. Эпопеи или панегрика на худой конец, а тут вот сообразили Н.Высоцкий с Эрнстом и Бусловым на троих - это не покатит, бгг. Так что тут Пучков субъективен, он сам хомячков подводит к тому, что кассовое кино, ремесленное кино - это хорошо и правильно. Но применительно к личным переживаниям - изменяет сам себе, бгг
История повторяется четыре раза: первый раз как трагедия, второй раз - как фарс, третий раз - для особо тупых, и четвертый раз - на Украине (Игорь Виттель).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид, если честно - первая рецензия - просто ни о чем

Вить, я фильм не смотрел, поэтому тема не является отражением моей личной точки зрения, хотя свою точку зрения я уже озвучивал.

 

Тему создал для других. Если кто-то найдет положительные рецензии, то ради бога, пусть размещают. Это не антиреклама фильма. Все точки зрения приветствуются. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рецензия Артемия Лебедева

 

Фильм так себе. Хотя и в высшей лиге отечественного кино (которое, в свою очередь, плетется в жопе мировых достижений).

 

Трехмерной графикой, которую обещали продюсеры, там почти не пахнет. В кадре торчат чьи-то другие уши.

 

vys.jpg

 

Высоцкого играет Безруков. Две фирменные морщины на шее никаким гримом не спрячешь.

 

vys2b.jpg

 

Пластический грим сделали прекрасно. Но у него есть свои недостатки - вода на нем смотрится как на резине, а актер всю дорогу боится притронуться к маске.

 

Для пущей убедительности фильм начинается с того, что Безруков вместе с Высоцким проходят по коридору. Ну а мы помним, что в "Социальной сети" близнецов-байдарочников играл один актер, хули.

 

На мой рабоче-крестьянский вкус, использованием советских уебищных объективов картинку не сильно украсили. Но я и не фанат ломографии. Фильмы про 70-е надо снимать с правильной фактурой в кадре, но не средствами 70-х.

 

Параллельно выясняется, что Высоцкий ширяется морфием, а его команда возит его на чес в предсмертном состоянии, чтобы подзаработать.

 

Сюжет немного странный. КГБ расставляет сети, вербует концертмейстера, заманивает Высоцкого в Ташкент - и все для того, чтобы устроить до конца не объясненную провокацию. Но Высоцкий оказывается хитрожопее и приглашает на концерт то ли первого секретаря, то ли еще какого-то важного партийного хуя. Но КГБ везет, и они зажопливают наркоту. Казалось бы, поэт повержен. Но поэт толкает супер-речь в ВИП-зале, КГБ, повержено, все на свободе. Титры.

 

В кадре много с любовью восстановленных деталей, но я не верю, что в 1979 году стюардесса объявляла в микрофон "приведите спинки кресел в вертикальное положение". Этому тексту лет десять, не больше.

 

Фильм чем-то похож на недавно вышедшее кино про Чернобыль "В субботу", где тоже все три дня тупят и пляшут, пока на фоне горит реактор. Только там лучше советская тупость и быт раскрыты.

 

КГБ в фильме слишком хорошее оказывается, чтобы его дополнительно нахваливать. Даже кассирши и билетерши в фильме слишком добры.

 

Ну а самое главное - в фильме практически не поют. Хотя казалось бы.

 

источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид, я же не против :) Я просто дал свой комментарий на прочитанное.

 

Тёса, нытьё Гоблина давно малоинтересно ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще рецензия (положительная :))

 

http://www.youtube.com/watch?v=QZkGXfGZqJs

 

Итак, граждане, посмотрел картину. Зал, что приятно, был полон, и, что еще приятнее, абсолютно бесшумен. Такое бывает только на хорошем кино.

 

А "Высоцкий" хорош исключительно.

 

Люди и френды смотрели фильм на пресс-показах, состоявшихся на прошлой неделе, и отзывы были, в основном, негативные и неинформативные (в смысле, рецензенты писали что-то типа "о чем это всё?", потом с чьей-то лёгкой руки появились кочевавшие из текста в текст реплики типа "два часа по экрану ходит зомби", "набор разрозненных эпизодов", "плохой сценарий" и так далее).

 

Извините, друзья, но фильм, снятый по плохому сценарию, слез вызвать не может, даже если его будет снимать не то что отличный режиссер Петр Буслов, но и даже сам Джеймс Кэмерон со Спилбергом. А к финальным титрам "Высоцкого" я уже с полчаса как сидел с мокрым лицом, точно зная, что это И сценарий, И режиссура, И операторская работа, И актеры, И грим, И графика, И монтаж, и все остальное. Честно скажу: в первые несколько минут придраться было к чему (всего несколько пунктов, о которых ниже), но в какой-то момент я втянулся в фильм настолько, что почти перестал его раскладывать на составляющие.

 

Ну, а поскольку больше всего претензий было к сценарию - вплоть до обвинений создателей в полном его отсутствии или крайне низком качестве - начну со сценария, точнее, с его защиты. Спойлеров нет, но то, что под катом, адресовано больше смотревшим, чем не смотревшим.

 

Итак. КГБ Узбекистана вскрывает экономическое преступление в местном ДК - кроме официальных концертов, есть еще неучтенные, на которых билеты продаются хитрым образом, а полученный таким образом черный нал делится между директором (Астрахан) и заезжими артистами. Директору ДК грозят большие проблемы, и КГБ (Андрей Смоляков) предлагает ему сделку - сдать какого-нибудь артиста покрупнее. Почти случайно в разговоре звучит фамилия Высоцкого - и решают проработать именно его. Тем временем в Москве у Высоцкого сразу куча проблем: проблемы со здоровьем (и родители из лучших побуждений, но категорически невовремя, чуть не заперли в больницу), повязали организаторов как раз одного такого левого концерта, хочет выехать в Париж к Марине - а выпускать его не спешат, на фоне всего этого - сильнейший творческий кризис, практически депрессия. Тут из Узбекистана звонит тот самый директор ДК и упрашивает приехать отыграть концерт (мы уже знаем, что этот концерт - подстава, но ни Высоцкий, ни его алчный помощник (Леонидов), на котором все оргвопросы (сейчас такой человек у певца называется "директором"), о подставе еще не знают и отказать не могут. Тут выясняется, что артиста лечили от алкоголизма, и лечили с применением морфина (но он об этом не знает - думает, что это просто лекарство), да так хорошо лечили, что у артиста - сильнейшая зависимость. Короче говоря, вот Высоцкий с командой уже в Бухаре, и срочно надо где-то достать морфин. Попытка "личного врача" (Панин) договориться с местным врачом скорой помощи не удалась, и приходится звонить в Москву. Там находится влюбленная в него фанатка Таня (Акиньшина), которую недавно начали допускать до общения с ним и даже поручать какие-то мелкие задачи. Итак, "директор" с "врачом" звонят Танюхе и поручают ей срочно привезти Лекарство. Но телефон в номере прослушивается, и Танюху в Узбекистане уже планируют встретить те самые КГБшники, которые занимаются вопросом левых концертов - а позже станет ясно, что есть и другие, которые заняты непосредственно самим Высоцким и которым он тоже зачем-то нужен.

 

Что получается: куча разных людей, всем для чего-то нужен Высоцкий (причем, не только живой, но и мертвый). Кому-то - чтобы банально побольше заработать, кому-то - потому что служба такая, кому-то - для использования в совсем серьезных политических целях. Самому же Высоцкому нужно совсем другое - свобода, а еще точнее - Воля. В начале фильма он обсуждает с коллегой по театру на Таганке (Безруков) монолог Хлопуши (см. видео - метафора с цепями, надеюсь, понятна). Но с волей у него как раз и есть главная проблема. Он может себе позволить проехать на своем Мерседесе на красный свет, но это и есть вся его свобода. По рукам и ногам он скован профессиональным долгом, человеческими обязательствами (как друг, как любимый, как сын, как очень много кто), да тут еще и наркозависимость, да тут еще и государство решило взять его на короткий поводок.

 

В общем, чем больше вокруг него сужается пространство, тем больше возрастает его потребность в свободе. Вот об этом и фильм - о том, как человек мучительно ищет воздуха, и не может удовлетвориться какими-то отдельными глотками, а жаждет дышать полной грудью.

 

Что же до реализации, то это сделано почти идеально.

 

Как обещал, придирки: не нравится монтаж в одной из начальных сцен, где Высоцкий едет по ночной Москве - раз. Два - местами есть ощущение, что лицо Высоцкого как-то, что ли, недостаточно хорошо вписывается в окружение по цвету, какое-то оно чуточку "не из фильма", причем я полагаю, что это ощущение отчасти идет от моей собственной головы (я же знаю, что лицо доработано на компьютере - вот и выискиваю "швы").

 

В остальном - извините, придираться не к чему. Кому привиделось, что у Высоцкого нет мимики? Всё там есть. А где нет - там и без нее достаточно средств для передачи состояния героя.

 

Вот пишут, что Высоцкий здесь - не главный герой. Ну, ребята, давайте распутаем хитросплетения сюжета и посмотрим на основные связи и конфликты между персонажами.

 

Высоцкий - Танюха.

Высоцкий - окружение.

Высоцкий - Бехтеев (КГБшник, ведущий дело о концертах).

Высоцкий - московский КГБшник (Владимир Ильин)

Танюха - окружение Высоцкого (в первую очередь, ее противопоставление Леонидову).

Танюха - мир (доставка Лекарства превращается для нее в серьезное испытание с кучей препятствий).

Танюха - Бехтеев.

Бехтеев - московский КГБшник.

Окружение Высоцкого - мир

А еще добавим ко всему вышеперечисленному конфликты внутри окружения Высоцкого по разным поводам, линию директора ДК, линию Севы Кулагина (некий друг/коллега Высоцкого - Иван Ургант)...

 

У меня все равно получается, что Высоцкий - главный герой. Тема фильма - это его тема, кульминация наступает именно тогда, когда он лицом к лицу встречается с Бехтеевым. И главный катарсис наступает, когда шасси самолета с Высоцким отрываются от земли и к нему приходит, наконец, вдохновение. А сцена молитвы? А воскрешение? Все именно на этом персонаже, не на ком-то другом.

 

Даже если считать Высоцкого "макгаффином" - это тот редкий случай, когда у макгаффина есть характер, и характер мощный.

 

Это, граждане, не плохой сценарий! Это бесподобно богатый событиями и персонажами и качественно сделанный сценарий - ведь все эти конфликты и связи раскрываются как вместе (в пределах какой-нибудь одной сцены), так и по отдельности, и каждый сильнейшим образом захватывает - и при этом ни на секунду не остается забыта ни главная линия, ни главная идея. Честно говоря, такого уровня, размаха и такой насыщенности я в нашем кино не припомню.

 

Тут, кстати, надо сказать и о режиссёре. Вспомните "Бумер" - ведь Буслов еще тогда продемонстрировал, что мастерски умеет делать каждого персонажа очень ярким и запоминающимся. В "Бумере" действовали четверо, и герои Вдовиченкова и Мерзликина лишь совсем капельку выделялись по сравнению с двумя другими. В "Бумере-2", при наличии формально главного героя - Кости, линия Дашки была абсолютно равнозначна. Так вот, не надо потом передергивать, но: я за последние несколько лет припоминаю только одного режиссера/сценариста, который на способен делать так, что каждый персонаж по-своему ярок и интересен. Это, только не бейте, Кристофер Нолан. Здесь, конечно, режиссер - один, сценарист - другой (да еще и куча народу помогала), продюсеры - третьи, т.е. "Высоцкий" - не "авторское", в отличие от фильмов Нолана, кино. Ну и что? Все равно же очень круто!

 

Что касается операторской работы, грима, работы художников-постановщиков, художников по костюмам - про это все и так единогласно пишут, что это безупречно, поэтому на этом останавливаться не буду.

 

В общем, лучший российский фильм года и настоящий качественный прорыв.

 

http://www.youtube.com/watch?v=8yjr5cV-xN4

 

источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид, опередил, я только вернулась с просмотра и хотела сама создать тему, но отпишусь в этой.

 

Зал был полон, и действительно, было много даже глубоких бабушек, что нереально удивило. Поэтому, конечно, резиновая маска за 12 миллионов долларов окупится. Но дело не в этом.

 

Я не являюсь поклонницей Высоцкого, мне вообще в качестве барда и пророка всегда значительно больше нравился Тальков. Но фильм действительно не о Высоцком, и если кто-то обижается на создателей, что им не то подсунули, видимо, приходил не за тем. Фильм о том, что такое жить в шкуре гения, и о том, что жизнь даже гения может состоять из неоднозначностей. Но от этого он менее гениальным не становится. В фильме есть хорошая сцена, когда Высоцкий разговаривает в аэропорту с полковником КГБ:

 

- Они же тебя осудят.

- Значит, не любили.

 

Те, для кого Высоцкий икона - примут его и таким, потому что да, это правда, он был алкоголиком, наркоманом и бабником, у него был сложный характер и полукриминальные привычки. И дело не в том, что у вас такие идолы. Дело в умении прощать и смотреть на вопрос, так сказать, ширше.

 

Называть героиню Акиньшиной овцой я бы не стала. Да, везти через всю страну 40 ампул морфина это конечно идиотизм, но ответьте, мужчины, есть ли среди вас хоть один, кто откажется от ТАКОЙ любви? И много ли среди вас таких, чья жена согласилась бы на любую пытку, только чтобы спасти вас? Я сомневаюсь, что наберется 5 человек на весь форум.

 

Шизофреник доктор - да, но сколько знаю докторов, которые работают реаниматологами - половина таких же ушибленных. Но там иначе нельзя. Иначе по-настоящему свихнуться можно.

 

Для меня фильм о том, что никто не без греха. Зачем надо в миллионный раз снимать фильм о том, почему, как и насколько был велик Высоцкий? Зачем снимать фильм о вещах, не нуждающихся в доказательствах? А вот показать в действии библейскую заповедь: не суди, да не судим будешь...

 

Не зря критики кричат: моего Высоцкого в наркоманы записали?! ах, негодяи! А разве он перестал от этого быть Высоцким? Может, дело просто в том, что сами не без изъянов, и есть что скрывать и СТРАШНО становится от собственного ханжества?

 

Народ как тогда ходил на его концерты и спектакли, так и сейчас пришел. Даже на маску резиновую. Это говорит о том, что было в нем что-то такое...

 

И тут ведь только одно напрашивается: если у народа такие идолы, то либо народ дурак, либо надо просто перестать создавать себе идолов. Легче принимать будет людей. Живых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пойти шоль посмотреть?

времена идут, а я не тороплюсь - коротаю дни у подножья ночи,

если кто-то вдруг твой выключил звук - посмотри в глаза и сделай громче!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трезвый отзыв от Лары, собственно, респект.

 

Если кратко.

Мимика у "маски" есть, почему люди утверждают обратное, может фильм не видели? :) Несколько раз ловил себя на мысли что жутко, Высоцкого реально оживили в этом фильме, это первый эксперимент (насколько я понимаю, в кинематографе вообще, по крайней мере, я не видел аналогов), лишнее это, или скоро это станет в порядке вещей - трудно сказать.

Врач у Панина получился великолепно, да, они такие. У Панина вообще редко бывают плохие роли, если честно - я не припомню плохих :)

Ильин - аналогично.

Безруков - ну, примелькался, но, факт, что роль свою в данном фильме он исполнил на 5, и это не только заслуга маски за 12 лямов.

Ургант - абсолютно его роль, исполненная легко, просто и без лишнего пафоса по поводу того фильма, где он снимается.

 

Единственный бок, на который я обратил внимание - при показе концерта - где Высоцкий сначала говорит, а потом поет - акустика помещения и сам голос весьма отличаются, но, это именно тот бок, который можно простить - ведь Владимира Семёновича нету, чтобы исправить это досадное недоразумение..

 

В целом - смотря этот фильм, стоит просто помнить, что он и правда не совсем о Высоцком. Если посмотреть на фильм сквозь призму того, что сейчас творится в России - в фильме показаны хорошие, доблестные и честные КГБшники.. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критики вторую неделю бьются в корчах, а результат один - $ 11 014 916 first weekend, зрителю ему на критиков наплевать, он голосует рублём :rolleyes:

Если перевести на русский язык, то:

Напоминаю непричастным, что нынешнее кино – это серьёзное коммерческое предприятие. Фильмы снимают для того, чтобы заработать на данном событии денег. Ну и что сказать: в данном случае главный герой выбран крайне удачно. Высоцкий – реально народный кумир, его имя на афише автоматом гарантирует высокую посещаемость. Ну и плюс, конечно, усиленная реклама во всех новостях на ОРТ.

какие тут еще возможны комментарии и причем тут вообще Владимир Семенович :pardon:

 

Зачем надо в миллионный раз снимать фильм о том, почему, как и насколько был велик Высоцкий?

Можно услышать названия предыдущих 999999 фильмов о Высоцком? :)

 

Собственно, повторюсь: обычный денежно-собирающий слезу-вышибающий коммерческий проект Эрнста. И по барабану, о Высоцком фильм или о Пастернаке, к примеру, или о Сереже Звереве (парикмахере).

Все по законам жанра: наркотики, плохие люди, совок, КГБ и нелогичная концовка со слезами на лице, когда все вдруг прониклись силой слова и всем стало стыдно за плохие поступки.

Такое себе усредненное голливудское кино. На Титанике народу рыдало гораздо больше. Зря смотрел.

Имхо.

 

Рашид, спасибо за подборку отзывов "за" и "против".

 

P.S. Если захочется реалистичной "правильной" чернухи о СССР, то посмотрите лучше еще раз "Иглу" с Цоем или "Асса".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Если посмотреть на фильм сквозь призму того, что сейчас творится в России - в фильме показаны хорошие, доблестные и честные КГБшники.. ;)

 

эта пяць!!! :bravo:

 

госзаказ? :rofl: :rofl: :rofl:

времена идут, а я не тороплюсь - коротаю дни у подножья ночи,

если кто-то вдруг твой выключил звук - посмотри в глаза и сделай громче!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, Рашиду респект за тему :)

 

Ром, если смогут снять фильм о Звереве, который заставит зал то плакать, то сидеть молча до конца (не от отвращения!) я бы даже сходил посмотреть.. laugh.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот советую фильм посмотреть, поймешь ;)

 

опосля всех этих копьеломаний забрежжила слабая тень желания, а до этого думал тока маменьку с папинькой отправить прогуляться, окунуться в молодость ...

времена идут, а я не тороплюсь - коротаю дни у подножья ночи,

если кто-то вдруг твой выключил звук - посмотри в глаза и сделай громче!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любое обсуждение фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой" начинается с вопроса: "а кто

играет?" Самое распространенное мнение - что все же Безруков: некий украинский сайт вычислил это по форме ушей, критик "Коммерсанта" Лидия Маслова считает главным доказательством "маленький, не очень подвижный, маловыразительный рот", косвенно подтверждает гипотезу и то, что Безруков появляется на полторы минуты в эпизодической роли - которая по сюжету ни за чем не нужна, кроме как для того, чтобы запутать следы.

 

Задача запутывания следов решена с таким блеском, что неважно даже, в самом ли деле из-под маски торчат уши Безрукова, с тем же успехом это может быть Вдовиченков, или Роберт де Ниро, или Джеки Чан: уникальный силиконовый грим и компьютерная графика любому из них придали бы портретное сходство. Прекрасно справился бы с этой ролью Энди Серкис - исполнитель ролей Горлума и Кинг-Конга: задачи, которые приходится решать актеру, во всех трех случаях приблизительно схожи. Ходит слух, что актеров вообще было четверо, а голос принадлежит то ли сыну Высоцкого Никите, то ли синтезирован на компьютере - в общем, это далеко не первый случай в истории кино, когда в роли гения занят черт знает кто, но, возможно, впервые имя главной звезды действительно не имеет значения: идти должны на Высоцкого, и точка.

 

Следующая тема, которую все будут обсуждать - "похож - не похож": прятать актера под 18-слойной силиконовой маской имело бы смысл, если бы можно было добиться стопроцентного портретного сходства - и понятно, что добиться этого сходства заведомо невозможно. Высоцкого делают Высоцким не уши и не форма рта, а темный огонь, который светится в глазах, тонкая магия личности - которая прет через экран даже в последнем концерте для "Кинопанорамы", когда исполнитель был уже совсем плох - и которую маска не создает, а скорее прячет. Высоцкий, каким он появляется на киноэкране - это знак самого себя, портрет на стене, тихий центр циклона, вокруг которого закручиваются события.

 

Находящийся в некотором стопоре главный герой не мешает делу: "Высоцкий" - это не подробное жизнеописание, а локальный и малоизвестный эпизод из биографии, три дня на гастролях в Узбекистане, когда Высоцкий пережил клиническую смерть, и вся интрига строится не вокруг Тайны Личности Поэта, а вокруг того, успеет ли Танюха довезти ампулу. Это не "жизнь замечательных людей", а веселая авантюрная многофигурная композиция в кислотных тонах, где вокруг Высоцкого вьется рой колоритных артистов, администраторов и силовиков. Такое кино любили снимать в 90-е: по стилю и ритму это похоже на какой-нибудь "Трейнспоттинг", а ключевая сцена, где умирающего поэта спасают с помощью первых попавшихся электробытовых приборов - почти прямая цитата из "Криминального чтива", где Траволта с не меньшей лихостью вкалывал в сердце Умы Турман огромный шприц.

 

"Высоцкий" вряд ли можно назвать образцом кинобиографии - но это определенно удачный пример того, как нужно придумывать отечественное кино здесь и сейчас. В поисках какого-нибудь еще сюжета, который могли бы разыграть навязшие в глазах клоуны из "Камеди Клаб", российский мейнстрим в упор не замечает общего для всех зрителей культурного слоя - сюжетов, которые буквально валяются под ногами, достаточно перелистать любой том парфеновской книжки, чтобы найти десяток; где кинобиография Евтушенко? почему не снимают триллер про южнокорейский лайнер? как можно было до сих пор не сделать кино про хоккейную суперсерию СССР-Канада? "Гитлер капут", конечно, интереснее, ага.

 

К тому же в "Высоцком" из этой культурной памяти вынут сюжет, позволяющий сделать не стилизацию под ретро, не ностальгическое кино про "раньше-были-времена", а фильм, снятый с учетом того, что уже были Тарантино, и Джармуш, и фильм "Трейнспоттинг", и, чего греха таить, "Ночной дозор" - историю совершенно сегодняшнюю, и в некотором роде более настоящую, чем любая сегодняшняя.

 

Многие уже писали, что продюсеры Эрнст и Максимов под видом биографии Высоцкого продали накануне выборов историю фээсбэшника-Смолякова, мудрого, обаятельного, все понимающего и в конечном счете все прощающего. Но давайте попробуем зайти в эту историю со стороны главного героя, чье имя вынесено на афиши. Ты прожил невероятную жизнь, в ней было много крутых поворотов, разочарований, временами - проблесков гениальности, и в конечном счете, свободы - и да, несмотря ни на что, у тебя была великая эпоха. Но ты понимаешь, что уже все. Силы на исходе, руки опускаются, как ни бейся, как себя ни сжигай - книжек не издают, в Париж не выпускают, кругом кагэбэшная прослушка и сурковская (простите, сусловская) пропаганда: и сверху лед, и снизу - маюсь между. А вокруг вьется какой-то сонм жуликов и воров, которым все время что-то от тебя надо, которые вынимают из тебя силы и выжигают остатки души - только чтобы заработать на новый "Мерседес".

 

А где-то рядом незримо присутствуют молчаливые люди из спецслужб, то ли демоны-разрушители, то ли ангелы-истребители, то ли чекистский крюк, на котором все только и держится. И пробиться сквозь эти видимые и невидимые стенки, написать еще хоть четыре строки можно, только если в ежедневном режиме разбивать голову о стенку, коммерчески успешно принародно подыхать, превращаясь в собственный портрет на стене: иными способами ничего хорошего здесь не делается. Кто бы мог сыграть главного героя такой истории? Конечно, Безруков. Определенно, Вдовиченков. Наверняка, сами Эрнст и Максимов. Я, ты, он, она, вместе целая страна.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ром, я же тоже :)

 

О, из последнего обзора - не только мне показалось, что фильм, на самом деле, про КГБ ;)

Кстати, антипод фильму в данном ракурсе КГБ - это "Дело гастронома номер один", он вышел совсем недавно - это что будет, антигосзаказ? ;)

 

И, кстати, насчет исполнителя главной роли. В описаниях съемок фильма где-то мне попадалась информация, что в паре коротких сцен в маске был не Безруков ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно услышать названия предыдущих 999999 фильмов о Высоцком? :)

 

документальных фильмов навалом.

 

О великих людях вообще имхо, лучше снимать документалистику, дабы не спорить ни о чем. Потому что основная часть художественных, типа "Женщины, которая поет" (уж более заказного гамна трудно и представить), или даже "Адмирала" (гамно для домохозяек, потому что проект) не содержит ничего, кроме виденья создателей.

 

А тут фактически не про чернуху, да не про нее совсем, а именно про метания, про какое-то второе "я" артиста. Это виденье. Мне лично оно показалось не новым, не революционным, но честным.

 

Хотя я услышала сегодня и другую версию, которая не может не иметь права на жизнь. "Высоцкий уже при жизни понял, что правду можно продавать как товар. Можно писать песни о том, что цепляет людей здесь и сейчас. И в фильме четко описано, что он был продажен. И талант его как раз в этом, в умении себя продать, в такой вот особенного свойства харизме. И чего удивляться, если сын его выступил главным идеологом продажи памяти отца. Гены пальцем не раздавишь".

 

И с этой версией я пожалуй соглашусь. Но опять же в контексте - не это важно, важно задаться вопросом, почему нашему народу это подходило тогда и подходит сейчас.

 

Да и потом... Фильм, который вызывает много мнений - уже по определению хорош. Потому что любое настоящее УГ не стоило бы обсуждения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

народ так активно друг другу в этой теме плюсует, что я еще раз таки воскликну: надо же, как зацепило кино-то!

 

А если отвлеченно... Я желаю каждому, чтобы он будучи хоть трижды наркоманом, вором, маньяком, да срать_кем_угодно смог достичь таких высот, чтобы снять совсем уж говно о нем было невозможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кому охота сбить оскомину от сложного виденья Буслова и Никиты, вот есть просто телефильм. Пресно, публицистично, неконфликтно, по-житейски. Но зато без грязного белья.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

О фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой"

 

Леонид Каганов

 

С удивлением узнал, что фильм активно ругают. Одни — за то, что «оскорбляет» память Высоцкого, показывает его зомби и наркоманом. Другие — за отсутствие песен и ярких жизнеописаний. Одни возмущены тем, что в фильме показан «хороший» кгбшник. Другие — тем, что кгбшник показан «плохой».

 

Такое впечатление, что люди нашей страны напрочь разучились думать и чувствовать. Клянусь, они бы предпочли увидеть стандартный фильм-биографию, где была бы тупо показана счастливая творческая жизнь Владимира Семеновича с тем же пафосом, как во времена Высоцкого снимали фильмы про жизнь и творчество Владимира Ильича.

 

Но фильм про Высоцкого не мог быть совком и «отчетной галочкой в честь годовщины», это должно быть произведение искусства и отдельное событие, только такой фильм окажется достоин его памяти. К счастью, создатели это понимали. Они не стали снимать восторженное жизнеописание гения. Они не стали трепать сердца зрителей «многократно усиленной в сюжете любовной линией» и сочинять для Высоцкого трудные и возвышенные любовные ситуации, проблемы и метания, из которых он бы артистично выходил. Они не принялись молотить эпопею про маленького Вовочку, который учится ползать, ходить, читать, писать, любить, перебирать во дворе аккорды, и к концу второго часа вырастет в 40-летнего исполина сцены и кумира толп, чтобы торжественно лечь в гроб, наполнив зрительские сердца светлой грустью и ощутимым облегчением безукоризненно пройденного квеста. Вы реально хотели увидеть именно такую шаблонную клюкву? К счастью, вместо стандартного биографического киномусора создатели сделали шедевр.

 

Поначалу Высоцкий в фильме, грубо говоря, зомби. Это сделано специально — для фильма взят самый трудный период его жизни — это усталый, истощенный, смертельно больной человек, которому врачи уже подписали приговор: инфаркт в любую минуту. Он давно сидит на морфине, он уже полгода ничего не может писать, у него одинокая любовь в Париже и одинокая любовь в Москве, он задавлен гастрольным графиком и окружен друзьями-прилипалами.

 

В той стране у Высоцкого непонятный статус: с одной стороны, он известный актер и негласно знаменитый певец, он собирает огромные залы и ему даже рукоплещет сам Первый секретарь ЦК Узбекистана. Он не запрещен, но и не разрешен. Он опасен в канун наступающей Олимпиады-80. У него семь сотен песен, известных по всей стране, но официально — всего одна бумажная публикация стиха, а из грампластинок — лишь несколько дисков-миньонов, ну и ряд песен, прозвучавших в кино, да и то после больших бюрократических сомнений. У него большие сложности с официальными гастролями, поэтому основную часть его концертов организуют неофициально. У него жена-француженка, но поездки к ней за рубеж разрешают крайне неохотно.

 

Мир конца 70-х наполнен не самыми приятными людьми: выслуживающиеся кгбшники, алчные до взяток кассирши, бездарные врачи, жадные и похотливые таксисты, трусливые завербованные организаторы гастролей. Не сильно лучше и близкое окружение Высоцкого — выражаясь современным языком, они, хоть и друзья, но рядом с ним только и делают, что рубят капусту и ебошат лук. Но люди той эпохи — отнюдь не мерзавцы. Просто они ОБЫЧНЫЕ люди и постоянно идут на компромисс со своей совестью, оправдывая удобные для себя поступки должностью, эпохой, обстоятельствами, общим социальным договором — чем угодно. Никогда не идет с собой на компромисс только один человек — Высоцкий. Он — не из них. Поэтому фильм именно об этом.

 

Сперва Высоцкий мало говорит и мало действует в кадре. Это сделано специально, чтобы внимание зрителя не было приковано к нему одному — как к иконе. Роль усталого уважаемого зомби уравнивает его с остальными героями, он щедро делит с остальными персонажами внимание зрителей кинозала, которые вообще-то пришли посмотреть на него. Но пока он зомби, он равноправный участник драмы. С точки зрения жанра художественного кино фильм безупречен: там красивая любовная линия, остросюжетная детективная интрига, есть даже погоня. Поэтому фильм захватывает и от начала до конца держит в напряжении. Вот только сам Высоцкий не участвует в интриге, вьющейся вокруг него, — он болен, ему не до этого. И сам он в фильме не для этого.

 

Высоцкий для того, чтобы несколько раз за фильм сбросить болезнь, усталость и проблемы, и показать свое настоящее лицо. Именно в эти моменты становится понятно, кто такой Высоцкий на самом деле и насколько он, усталый наркоман, возвышается над всеми, насколько он чище и сильнее всех этих бодрых и здоровых современников. Зал замирает, когда Высоцкий включается в игру, и в эти моменты блекнут все остальные персонажи. Всего несколько раз за фильм Высоцкий «выходит к микрофону» — поет и говорит со зрителями, куражится с друзьями на местном базаре, посвящает монолог любимой московской женщине, а в конце — говорит с кгбшником о правде. И всякий раз, когда этот якобы «зомби» открывает глаза, серость вокруг него взрывается и начинает преображаться. И к концу фильма люди, столкнувшиеся с его талантом, перерождаются: делившим деньги за его спиной становится стыдно, бездарный врач — хвастун и циник — плачет от ощущения чуда, безропотная Таня учится «открывать рот» — командовать и действовать, предатели отказываются от предательства, и даже бездушный кгбшник испытывает на миг хоть что-то человеческое. Те, кто фильм смотрел, вдумайтесь: насколько же не привыкли наши люди ждать от кгбшников хоть чего-то человеческого, если даже за эту малость навесили фильму ярлык: «фильм о хороших кгбшниках».

 

Но все это в фильме происходит потому, что так на людей действует Высоцкий. При всем при этом, Высоцкий в фильме умирает. Но одновременно он рождается заново, он снова жив и полон сил, и он снова начинает писать — у него еще есть время. Поэтому в конце оказывается, что фильм — о его рождении, а вовсе не о смерти. Это счастливый фильм с прекрасной концовкой. Как именно это сделано — не объяснить, это надо видеть.

Печален лишь тот факт, который в самом фильме не озвучен, однако подразумевается при глубоком прочтении: как бы талант Высоцкого ни пробуждал столкнувшихся с ним людей, но Высоцкий все-таки умер. А вот люди — остались. Жадные до заработков друзья, циничные врачи, продажные кассирши, подлые работники госбезопасности — они все живы до сих пор. Вот только Высоцкого нет, и некому сказать им то слово, которое их изменит.

 

 

Ну и пару слов о технике фильма и истории его создания

 

 

 

С фильмом связана загадка. Но, конечно, не та загадка, которую так трогательно мусолит глянец и рекламная кампания — мол, кто же такой загадочный инкогнито сыграл Высоцкого? Да Безруков сыграл, общеизвестно. А если бы даже сыграл не Безруков — ну что случилось бы (кроме, разумеется, падения качества)? Для меня загадка в другом: кто был режиссером и сценаристом.

 

Фильм уже уникален в мировой истории кино тем, что это наверно самая яркая и удачная попытка создать образ человека так, чтобы он выглядел именно собой, а не актером, играющим его. Для этого были использованы все средства: уникальный грим, компьютерная графика, максимально родной голос (голос сына — Никиты Высоцкого, который, как известно, является у нас живым музеем отца), и даже имя актера Безрукова, как мы говорили выше, люто хранится в тайне и не указывается в титрах. И все это реально работает — в кадре действительно живой Высоцкий: не кукла, не актер, не маска и не рисунок. Кто там сказал, будто у него «челюсть не двигается»? В «Аватаре» вашем не двигается, а тут двигается всё как надо, смотрите фильм внимательно.

 

Режиссер фильма — Петр Буслов. Я не большой знаток современного российского кино, но пятерку лучших молодых режиссеров помню по прекрасным короткометражкам «5IVE», о которых вам недавно писал. Короткометражка Буслова была, мягко скажем, не самая интересная, хотя в ней есть своя искра и чувствуется талант, пусть даже талант на пляжном отдыхе. Однако, я бы не удивился, если бы такой шикарный фильм снял Игорь Волошин — автор короткометражки «Атлантик». Вот уж все бы встало на свои места: на такую маньяческую работу с подбором актера главной роли способен только он (мы же помним, как для своей короткометражки он выцепил, уговорил и заставил приехать в Россию на съемки известного французского актера, который вообще терпеть не может кино).

 

Каково же было мое удивление, когда я и впрямь узнал, что фильм «Высоцкий» начинал снимать именно Волошин. Здесь темная история, но насколько я смог выстроить в голове ход событий, дело было так: Волошин написал сценарий (наркомания — это вообще тема его последнего фильма), Волошин принялся маньячить с подбором актера (по его словам — ему требовалось, чтобы Высоцкого играл именно сам Высоцкий, «хоть с того света»), Волошин придумал эту маску и грим, и Волошин начал съемки с Безруковым в 2008 году. Но маска требовала большой работы не только с гримом, но и с компьютерной графикой (говорят, грим каждый съемочный день наносили и снимали по 5 часов), и Эрнст, увидев смету, сказал Волошину, что на дворе 2008 год, кризис, денег не будет, и надо снимать скромнее. Как истинный художник, Волошин обиделся и сказал, что на таких условиях он работать не готов и дешевую халтуру гнать не будет. И ушел. А порекомендовал коллегу Буслова — единственного, кто по его мнению справится. И фильм перешел к Буслову. А про Волошина пустили официальную версию, будто его с проекта выгнали за творческую бездарность и наркотики (в сюжете). В итоге Безрукова нет в титрах, зато он хотя бы в кадре, а вот Волошина нет нигде. Короче говоря, после смены режиссера возникла долгая пауза в съемочном процессе, и в конце концов, спустя несколько лет, все-таки появились те самые деньги, которых Волошин не дождался от Эрнста в 2008. Результат мы видим: фильм доснят, и сделан прекрасно. Огромное спасибо Волошину за фильм, и огромное спасибо за фильм Буслову. Единственное, что мне дико любопытно узнать: каким был изначальный волошинский сценарий и насколько он изменился? Пришлите мне по секрету.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...