Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Стихи иеромонаха Романа.


Рекомендуемые сообщения

К своему стыду со стихами иеромонаха Романа встретился совершенно случайно. Меня его стихи буквально потрясли своей силой, убежденностью, тонкостью чувств, красотой языка и напевностью речи. Сегодня многие поэты стараются поразить своей оригинальностью, делают ставку на эксперментирование, и вдруг человек необычайной искренности и с абсолютно открытой душой. Иное видением, иная философия, иная человечность, о которой сегодня напрочь забыли.

 

Стихи иеромонаха Романа можно не только читать, но и слушать, поскольку существуют записи его песнопений, а песни на его стихи исполняются Жанной Бичевской, Олегом Погудиным, Сергеем Безруковым, Максимом Трошиным. В 2003 г. иеромонах Роман затворился от мира, дал обед молчания. Сейчас он живет в скиту, общается с внешним миром только посредством записок, он тяжело болен и никого не принимает. Дай Бог ему здоровья!

 

Но его стихи продолжают свою жизнь в этом мире.

 

Про птиц

 

Тяжелый путь по жизни нас ведет,

Закон суровый этим миром правит,

Лишь сильный до конца свой путь пройдет,

А слабые в дороге погибают.

 

Сменяет лето осень каждый год,

Холодным ветром в стаи птиц сбивая,

В далекий птицы собираются поход,

Лишь слабых и беспомощных бросают.

В далекий птицы собираются поход,

Лишь слабых и беспомощных бросают.

 

Когда душа устанет от невзгод,

И сердце как стальной пружиной стянет,

Смотрю с тоскою я на синий небосвод,

И птиц покинутых в чужбине вспоминаю.

 

На юг по небу клин вожак ведет,

К отчизне птиц косяк усталый правит,

В далекий птицы улетают перелет,

бессильных на чужбине покидая.

В далекий птицы улетают перелет,

бессильных на чужбине покидая.

 

Когда в ночи от горьких слез не спиться,

Я часто с грустью и тревогой размышляю,

Что люди тоже, как большие птицы,

От жизни к вечности полет свой совершают.

 

И в небо дух наш птицею стремиться,

К родным краям летит людская стая,

Пора и мне с землею распроститься,

Но крылья к небесам не поднимают.

Пора и мне с землею распроститься,

Но крылья к небесам не поднимают.

 

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как мы жили? Себя похабили,

Не искали другого метода.

Воровали, блудили, грабили —

Хлебанули мы, больше некуда.

Лагеря не считали карою,

На этапах по-разному тешились:

Кто картишками, кто гитарою,

Шумно дрались и тихо вешались.

 

Жен своих (если были) отвадили

И дома позабыли отчие,

Стаю волчью винили и хаяли

В том, что сами выли по-волчьему.

Волю вольную спьяну отдали,

Измеряли в карцерах метрами.

Согласились и стали уродами,

Несогласные стали жертвами.

 

Э, да что теперь. Жизнь протопали,

И винить-то особенно некого,

Но, однако ж, крылами не хлопали,

Если сверху нам кукарекали.

И когда поколеньям выпало

Умиляться серпом и молотом,

Кривда в наши края и не рыпалась,

Не терпя голодухи с холодом.

 

И пускай лизоблюды безродные

Распинателей Родины славили,

И в неволе мы были свободнее,

Потому как мы — не лукавили!

Бог лукавых не терпит — слышали?

Кто продался — уже не выстоял.

Ну, а мы неслучайно выжили,

Веру в Высшую Правду выстрадав!

 

30 декабря 1994 г.

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Страх Господень - авва воздержания,

Воздержанье дарит исцеление.

Лучшая поэзия - молчание,

Лучшее молчание - моление.

 

Лучшая молитва - покаяние,

Покаянье тщетно без прощения.

Лучшее пред Богом предстояние -

В глубине высокого смирения.

 

Я забудусь в таинстве молчания

Пред иконой чудной - УМИЛЕНИЕ.

Да очистят слезы покаяния

Высшую поэзию - моление.

 

28 марта 1991 г.

Иеромонах Роман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без Бога нация - толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, - жестока.

 

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

 

8 августа 1990 г.

Иеромонах Роман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МОЛИТВА

 

Прозрев необратимо поздно,

Что лето зеленело зря,

Кленовые роняя слезы,

Молилась полночь октября.

 

Мотив божественный мерцая,

Светила развевали тьму.

Ряды деревьев чернецами

Внимали звездному псалму.

 

Луны блестящее кадило

Курилось дымкой облаков.

И все пустое отходило

Затихнуть где-то далеко.

 

И я, перебирая листья,

Шептал раскаянья слова:

- Очисти, Господи, очисти!

Душе моя, почто мертва?

 

И моему настрою слитно

Со всех сторон, со всех концов

Пел "Да исправится молитва..."

Хор придорожных чернецов.

 

Преображение Господне,

19 августа 1981 г.

Иеромонах Роман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Радость моя, наступает пора покаянная,

Радость моя, запожарилась осень вокруг.

Нет ничего на земле постоянного,

Радость моя, мой единственный друг.

 

Желтое, красное - все разноцветное,

Золотом, золотом устланы рвы.

Прямо в лицо роднику безответному

Ветер повыбросил мелочь листвы.

 

Затосковали деревья бесправные,

В ризах растерзанных гибели ждут.

Лишь золотые Кресты Православные,

Радость моя, нас в бессмертье зовут.

 

Радость моя, эта суетность грешная

Даже на паперть швыряет листы.

Но возжелали покоя нездешнего

Белые Церкви, Святые Кресты.

 

Их не прельщают купюры фальшивые,

Не привлекает поток золотой.

Нужно ли Вам это золото лживое,

Вам, лобызающим вечный покой?!

 

Белые Церкви светлеются издали,

Благовествуя о мире ином,

Живы еще Проповедники Истины,

Радость моя, не скорби ни о чем.

 

Белые Церкви исполнены кротости,

Ими доднесь освящается свет.

Радость моя, что кручинишься попусту,

Белым Церквам нынче тысяча лет.

 

Выжили Вы, бессловесные Зрители,

Бури прошли, расточились врази.

Сколько всего за века перевидели

Белые церкви, осколки Руси!

 

Белые церкви плывут в бесконечности,

О, кладенцы неземной чистоты!

Непокоренные граждане вечности,

Белые церкви, Святые Кресты.

 

Вас не касаются запахи тленные,

Этот октябрьский отчаянный пир.

Белые Церкви - твердыни Вселенныя,

Не устоите - развалится мир.

 

Звон колокольный летит сквозь столетия,

Встретим же в храме молитвенный час:

Радость моя, мы с тобой не заметили:

Осень уже за порогом у нас.

 

Сентябрь 1987 г.

Иеромонах Роман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сеем рожь, а косим лебеду,

Непрестанно ищем виноватых.

Строим рай, а вертимся в аду,

Узнавая в ближнем супостата.

 

Словоблудьем залита земля,

Каждый норовит в евангелисты

И к кормушке, дабы опосля

Самому свернуть с тропы тернистой.

 

Плоть ликует, Дух уничижен,

Суета перечеркнула Вечность.

И страну десницею чужой

Волокут куда-то на увечья.

 

Наши души, от тоскливых дум

Обессилив, примирились с ложью...

Потому и сеем лебеду,

Называя всеянное рожью.

 

31 января 1993 г.

Г. Каменец

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оживают чётки, инок преклонённый

Богоматерь просит покаянья дать,

Лестницей заветной к двери потаённой

Вывести заблудших родственников рать.

Матушку утешить в скорби и печали,

Ниспослать на землю ливня серебро,

Чтобы знойным летом не желтели дали,

И хранилось в золоте колоса добро...

 

Иеромонах Роман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дождем со стекол смыта акварель,

Как пеленой пейзаж заволокло.

Недолог ливень - кончится, поверь,

Пусть град на крышах вымещает зло...

Салюты молний торжествуют зря,

Воспрянет мир и улыбнётся вновь.

Родится утром алая заря,

Согреет сердце вечная Любовь!

 

Иеромонах Роман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

РОДНАЯ СТОРОНА!

 

Глаза бы не глядели

На дикие поля,

Деревни опустели,

Не пахана земля.

 

Дома людьми забыты -

От стольких-то побед!

Тут окна позабиты,

Там окон вовсе нет.

 

Случайная старуха

(Видать, живет одна...)

Разруха ты, разруха,

Родная сторона!

 

19 марта 2007 г., скит Ветрово.

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я с тобой, генерал, так держать!

Ты озвучил глаголы народа -

Да подымется Родина-Мать

Сбросить иго хазарского сброда!

 

Нам и так позакляпали рты,

Нам осталось - булыжник и в воду!

Это ж надо! Средь русских Святынь

Погребли от иудина рода!

 

Было худо. Скрывать не резон

Но до этого - не доходило.

Вон уже современный Гапон

В мавзолей раздувает кадило!

 

Русь моя! Ты на самом краю!

Потому большей доблести нету,

Как в Твоем обреченном строю

Проскакать за Тебя Пересветом.

 

5-6 декабря 1998 г., скит Ветрово.

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Талант без Бога - у себя в плену.

Он, словно цепи на груди острожной.

С ним хорошо нырять, идти ко дну,

Ну а взлететь - взлететь, увы, не можно.

 

Зачем взлетать, коль не к кому лететь?

Душе страшна святая невесомость.

Другое дело - с музой посвистеть,

Зеленым змием усыпляя совесть.

 

И, все-таки, однажды он поймет,

Что только в Небе смысл и откровенье,

И что свободу принесет полет,

А чистота Лазури - очищенье.

 

20 апреля 2001 г., скит Ветрово

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Деревья. Листьев увяданье.

Стена приюта. За стеной

Сидит в казенном одеяньи

Не нужный никому больной.

 

Его забыли все на свете —

У каждого свои дела.

Он в тягость и жене, и детям.

Жила бы мать, она б пришла.

 

И только нянечка присядет

(Хлебнула горюшка сама),

Седую голову погладит

И молвит: «Худо без ума».

 

Он согласится оживленно

И скажет косным языком:

«На что мне ум не обновленный?

Уж лучше буду дураком.

 

Все проходящее пустое,

Чертог почти уже сложил…

Его безумие святое

Я перед всеми ублажил!»

 

7 апреля 2001 г.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Скит Ветрово

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот и дождались тепла.

И на душе повеселело.

Трава на Божий свет пошла,

Чуток — Земля зазеленела.

 

А дерева. Что дерева?

Они повременят немножко,

Покуда выстелит трава

Свои зеленые дорожки.

 

Но и потом не побредут

Топтать живое пред собою,

А все живое соберут

Глядеть на Небо голубое.

 

На всякий случай, от невзгод,

Им хорошо держаться вместе.

И травка тоже достает

До облаков и до созвездий.

 

24 апреля 2001 г., скит Ветрово

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все на земле для нас живущих

Творцом сотворено не зря.

О, посмотри, оратор лгущий,

На эти краски октября.

Зарю кленовую встречая,

Покров снимаю с головы.

И кто же может не печалясь

Стоять у гибнущей листвы ?

Ах, кто же этот искуситель,

Что вам наделал столько зла ?

Куда, куда же вы летите,

Отпав навеки от Ствола ?

Не Он ли вас растил с любовью,

От всех напастей ограждал ?

Не Он ли вас питал Собою

И ничего взамен не ждал ?

А вы, неужто в самом деле,

Забыты добрые дела ?

Ведь жили вы и зеленели

Пока питались от Ствола.

Но эти гибельные краски

Добились все же своего,

И вы отпали без опаски

(Ах, если б знали, от Кого !)

И вами преданные Клены

Глядят, куда вас гонит вихрь.

О, верность листьев незеленых,

Да не погубишь дней моих !

И это гордое паренье

В октябрьской мертвой синеве,

Ах, это все-таки паденье,

И смерть на неживой траве.

Куда вы, гибельные чада,

По чьей оторваны вине ?

Преступная свобода падать,

Да не отыщешься во мне !

Все на земле для нас живущих

Творцом сотворено не зря.

О, посмотри, оратор лгущий,

На эти краски октября.

 

Январь 1987 г.

Иеромонах Роман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно? Высоцкий много глубже. Я встретила перифраз, банальность, и догму.

Хотя откровенно говоря, я и Пушкина с Лермонтовым не всегда и не во всем...

Душевно, согласна. Местами мощно. Местами надрывно. Но не зацепило. Возможно, как песни, в исполнии Бичевской (но уж точно не Погудина и не Безрукова) это потрясно. А на бумаге - стихи, каких много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Lara Kroft

А в чем догматизм?

 

Что касается сравнения с Высоцким. Есть стихи и песни, которые слушаешь за рюмкой водки (именно водки), роняешь скупую слезу и чувствуешь себя глубоко духовным человеком. Это Высоцкий. А стихи иеромонаха Романа соленым огурцом не закусишь.

 

Он хорошо написал:

 

Лучшая поэзия - молчание,

Лучшее молчание - моление.

 

И он не только написал, он последовал этому выводу, затворившись от мира. Какая разная судьба поэтов: один затворился от мира, погрузившись в моление за этот мир, а другой умер от передозировки наркотиков. Такая же судьба, как их стихи. Или же стихи, как жизненный путь.

 

Что же касается банальности... Не знаю, не путаете ли Вы ее с простотой. Той, которая на грани гениальности. Да и кстати, в этом мире все предельно банально: любовь и предательство, честность и бесчестие...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

sstar,

И он не только написал, он последовал этому выводу, затворившись от мира. Какая разная судьба поэтов: один затворился от мира, погрузившись в моление за этот мир, а другой умер от передозировки наркотиков. Такая же судьба, как их стихи. Или же стихи, как жизненный путь.

 

в мире много гениев со сложной судьбой, их творения не менее гениальны. Кстати, Богу неинтересны праведники, ему значительно ценнее просвещенные грешники. Путей прихода к Богу (или Нирване, разницы нет, все едино, разнятся лишь эгрегоры) два: аскеза и испытание. Аскеза проще - надо бороться лишь с собой. Испытание сложнее - надо познать искушения, понять их и побороть. Хотя это выбирать каждому.

 

Не знаю, не путаете ли Вы ее с простотой. Той, которая на грани гениальности. Да и кстати, в этом мире все предельно банально: любовь и предательство, честность и бесчестие...

 

Я не люблю как море поэтично называют мокрым, а а небо синим. Птиц одинокими, а молчание молитвой. Для этого не стоит и перо брать в руки. Ведь только ради сообщения миру чего-то важного его стоит мучить.

Но впрочем, я расту, как и все. И может быть, просто не доросла до понимания этих стихов. А может, и переросла восхищение такой простотой. Не мне судить.

 

Меня может восхитить судьба, отзывы, лик этого человека, его слова, сказанные простым языком, в живом разговоре. Но стихи не зацепили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Lara Kroft

Откуда Вы взяли, что Богу неинтересны праведники, а желательны грешники? Порочное убеждение, которое и позволяет некоторым сначала убивать, воровать, распутничать, а затем стоять в храмах со свечами, считая себя и в этом выше людей, праведно живущих по законам божьим и человеческим. И испытание состоит не в том, чтобы впасть в искушение, а затем, пройдя его, отвергнуть, а в том, чтобы не поддаться искушению. Для этого необходимы воспитание, четкие нравственные принципы и то, что называется честью. А то можно договориться до того, что душа раскающегося убийцы и насильника возвышаннее и чище души умершего младенца.

 

А Вы знаете, небо действительно синее. И нужно уметь молчать, как молиться. И стихи иеромонаха Романа - это его размышления. А Вы когда-нибудь встречали человека, который размышляет языком, например, Пастернака?

 

Что касается зацепили-не зацепили, то это сугубо индивидуально. В молодости всегда тяготеешь к форме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

sstar,

Откуда Вы взяли, что Богу неинтересны праведники, а желательны грешники?

это слова Христа, которые он сказал Марии Магдалине :huh: Мне просто лень ковыряться сейчас в житиях и Библии. Но это хрестоматийное, правда. Она ему сказала, что недостойна целовать его ноги, а он ответил, что она достойнее всех его учеников, ибо искренне раскаялась. Примерно так.

 

и еще. С вами явно что-то произошло, пока вас не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это слова Христа, которые он сказал Марии Магдалине :) Мне просто лень ковыряться сейчас в житиях и Библии. Но это хрестоматийное, правда. Она ему сказала, что недостойна целовать его ноги, а он ответил, что она достойнее всех его учеников, ибо искренне раскаялась. Примерно так.

От всех этих "примерно" следуют неверные выводы.

 

1. Библия и жития не имеют отношения к Христу. Это все в Евангелиях.

2. Те слова, которые Вы видимо имеете в виду, обращены к женщине, которая умащивала Христа благовониями. Этот акт получил название "Помазание Иисуса миром". Об этом упомянается в Евангелиях от Марка, Луки, Матфея и Иоанна. Причем в трех первых Евангелиях имя этой женщины не упомянается. Только в Евангелии от Иоанна. Это действительно Мария, но Мария из Вифании, сестра Марфы и Лазаря, воскрешенного Христом. И апостол четко отличает её от Марии Магдалины, о которой упоминает только в конце своего повествования.

3. Мария Магдалина никогда не была проституткой. Это поздняя интерпретация текстов Евангелий католической церковью и за этим стоит политика.

4. Вот слова Иисуса, сказанные не Марии, а окружающим, в частности Симону (по тексту Еавнгелия от Луки Лк.7:37-28): "А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи".

 

Как видите, в этом эпизоде разговор идет о прощении, а не о том, что больший грешник более угоден Господу.

 

Вообще, такая постановка вопроса по своей сути аморальна и алогична, и направлена только на оправдание греха. Католическая церковь на этом даже делала деньги, продавая людям индульгенции. Хотя при этом данный грешник не становился более угоден Богу, чем праведник. Он просто получал прощение и освобождался от кары за грех, да и то после искреннего покаяния и получения прощения в таинстве исповеди.

 

Так что давайте оставим в стороне христианство, поскольку я не сторонник обсуждения подобных очень щепетильных тем, особенно такими неофитами, как мы. Тем более, что для Вас путей прихода к Богу много, поэтому не могут быть абсолютными каноны одной от конфессий. В этом случае решающими являются нравственные принципы, которые общие для этих конфессий. И главное в них - соблюдение данных нравственных принципов, канонов, закона Божьего (назовите, как хотите), но отнюдь не их нарушение. И испытание состоит в противостоянии соблазну, греху, искушению, в их отрицании, а отнюдь не в принятии, удовлетворении своих низменных инстинктов, нарушении всех нравственных канонов, а затем в отказе от греха. Соразмерность греха и искупления, преступления и наказания - является важнейшей и сложнейшей нравственной проблемой человеческого социума. А Вы, вот так походя, возводите грех в ранг добродетели.

 

и еще. С вами явно что-то произошло, пока вас не было.

А жизнь вообще не стоит на месте. Но интересно было бы понять, что Вас сподвигло на подобное умозаключение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

sstar,

я не говорю что грех это добродетель. Я говорю, что любая религия направлена на привлечение как можно большего количества приверженцев. И поэтому каждому новому Богу (или каждому его новому трактованию) всегда ценнее грешники. С меркантильной точки зрения ценнее. Они усерднее и их поле непаханное. Они аудитория и электорат.

А вообще я на такие темы вечерами умею. У меня чакра философская открывается. А днем я обычно плохо соображаю, ибо сова.

 

 

А жизнь вообще не стоит на месте. Но интересно было бы понять, что Вас сподвигло на подобное умозаключение?

интонации изменились, постинг стал несколько иным. Так ощутилось :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я не говорю что грех это добродетель. Я говорю, что любая религия направлена на привлечение как можно большего количества приверженцев. И поэтому каждому новому Богу (или каждому его новому трактованию) всегда ценнее грешники. С меркантильной точки зрения ценнее. Они усерднее и их поле непаханное. Они аудитория и электорат.

Что-то Вы о верующих как об электорате B) Задача религии нести людям добро и учить жить по закону Божьему, Корану, канонам. А привлечение как можно большего числа людей уже задача не религии, а аппарата церкви. И зачастую, именно с меркантильной точки зрения. Но мы ведь говорили о духовном или душевном. Именно поэтому столь просты и проникновенны стихи иеромонаха Романа. Нельзя о таких вещах размышлять слишком сложно. Получается заумь или ложь.

 

интонации изменились, постинг стал несколько иным. Так ощутилось :)

Столкнемся на другой теме, услышите прежние интонации :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но мы ведь говорили о духовном или душевном

 

нет, мы говорили о стихах. Духовное и душевное в другой теме

 

столь просты и проникновенны стихи иеромонаха Романа.

Нельзя о таких вещах размышлять слишком сложно

 

размышляю просто - не зацепило. Не проникло :)

 

Столкнемся на другой теме, услышите прежние интонации

 

наличие старых не исключает появление новых :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...