Народное образование в Симферополе и в Крыму Учиться, учиться, учиться...
#41
Отправлено 29 декабря 2014 - 15:21
Поблагодарили: 11 :
|
#42
Отправлено 12 сентября 2016 - 17:33
КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (КРАТКИЙ ОЧЕРК О РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ В 80-Е – 90-Е ГОДЫ XIX ВЕКА).
8 апреля 1783 года территория Крымского ханства стала составной частью Российской империи. Крымский полуостров превращается в важный опорный пункт Российского государства на Черном море. В жизни Крыма происходят существенные изменения: уходят в прошлое рабовладение и работорговля, полуостров втягивается в общероссийские экономические преобразования, протекают активные миграционные процессы. Начиная с конца 50-х годов XIX века, в Крыму наблюдается сравнительно быстрый рост населения, обозначается многонациональный состав Крыма. В конце XIX века в Симферополе проживало в 1880 году 34 100 жителей, 1888 году – 39 448 жителей, а в 1897 году – уже 61 900 человек. В населении города преобладали русские, рядом с ними проживали греки, поляки, евреи, армяне, караимы, немцы, татары, цыгане.
До 1783 года единственными учебными заведениями Крымского ханства были мектебе и медресе. Светских школ не было. Грамотность считалась привилегией лиц духовного сословия. Но прошло три года после присоединения Крыма к России, и 5 августа 1786 года был издан Указ об открытии в Крыму народных училищ. Это событие протекало в русле общероссийских преобразований в области просвещения. И связаны они с именем Екатерины II. Внимание императрицы привлекла австрийская школьная система. Этому способствовали несколько личных встреч и дружба, завязавшаяся между Екатериной II и австрийским императором Иосифом II.
#43
Отправлено 28 октября 2016 - 13:12
Цитата
Риту определили в детский сад на улице Ленина. В нём был чуткий коллектив воспитателей и нянечек с его заведующей Софьей Ивановной. Долгое время мы поддерживали дружеские отношения с ними. Маму сразу же приняли на работу железнодорожным билетным кассиром, где она проработала до ухода на пенсию в 1975 г.
В октябре нашей семье выделили комнату на улице Южной (теперь - имени Мокроусова) в двухэтажном доме №10 площадью 18 квадратных метров. В коридоре было ещё четыре комнаты, в каждой - своя семья. Но оказалось, что ордер на заселение выдавать нельзя, так как у родителей не существовало никаких документов о регистрации их брака. Пришлось проходить судебные мытарства, в которых я и Рита играли роль свидетелей. Всё окончилось замечательно, и теперь и мама стала носить фамилию Довгань.
С 1-го сентября 1947 г. меня приняли в 4 «А» класс 7 мужской средней школы (тогда ещё было раздельное обучение), где учителем была Вера Ивановна Рябченко. Школьные годы - незабываемы... Прежде всего, - это послевоенный учительский коллектив, передававший не только свои знания нам, но и свою родительскую заботу и нежность. В школе работали «Клуб юных капитанов», кружки радио и авиационного конструирования и моделирования, художественной самодеятельности и бальных танцев, спортивные секции. Каждый мог выбрать, что ему было по душе.
***
Кстати, школьникам, а я учился в 9-м классе, в то время официально работать не разрешалось. Но нас приглашали на плантации крымских роз (да, были и такие, причём, в черте города) для сбора их лепестков. Надо было прибыть к восходу солнца и закончить работу, чтобы успеть к началу занятий в школе. На первые заработанные деньги я купил велосипед (что увеличило производительность труда), фотоаппарат «Школьник» и демисезонное пальто.
На одном из первых моих снимков запечатлён командующий войсками Таврического военного округа генерал армии Маркиан Михайлович Попов, прибывший в местечко Перевальное на открытие летних спортивных соревнований Симферопольского военного гарнизона. Я попросил разрешения сфотографировать его. И, представляете, полководец позировал мальчишке несколько минут, подсказывая, где мне лучше встать. А потом, пожав мне руку, пожелал успехов в учёбе, и... поступить в военное училище.
Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов
Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах
Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский
Поблагодарили: 4 :
|
#44
Отправлено 13 октября 2018 - 09:35
Поблагодарили: 10 :
|
#45
Отправлено 08 января 2019 - 21:53
Цитата
Школа № 23 ведет свою историю с 1923 года. В этом году она впервые упоминается в отчетах отдела народного образования города. В это время школ в городе было немного: 11 школ II ступени (с 5 по 7 классы) и 30 начальных. В 1923-1924 учебном году сесть за парты смогли лишь немногим более половины детей школьного возраста.
Школа № 23 II ступени была утверждена как экспериментальная площадка при Крымском педагогическом институте.
Школа располагалась в приспособленном здании. Оно находилось в центре в центре города на улице Розы Люксембург (в районе нынешней гостиницы "Украина"). В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, и было снесено. Количество учащихся было небольшим. В разные годы оно колебалось от 280 до 500 человек.
Директора школы довольно часто менялись. Нам известно, что в 1938 - 1939 гг. директором школы был Виктор Львович Зайцев, которому тогда еще не было 30 лет. Внучка В. Л. Зайцева - учитель английского языка Ирина Рафаиловна Галимова работает в нашей школе, продолжая педагогическую династию.
В предвоенные годы в городе была проблема с педагогическими кадрами. Из 400 педагогов только 90 имели высшее и неполное высшее образование. Но 23 школа отличалась своим высококвалифицированным педагогическим составом. Здесь вели занятия преподаватели пединститута, работала Надежда Ивановна Седова - учитель начальных классов, Заслуженный учитель РСФСР. С положительной стороны отмечалась работа учителя истории Шалалиева, учителей физкультуры.
Среди учеников и выпускников школы предвоенных лет, немало известных в Крыму и за его пределами людей. Это - известный врач, профессор и не менее известный крымский поэт Анатолий Петрович Милявский. Он был выпускником школы 1941 года, и прямо со школьной скамьи отправился на фронт.
Известный крымский краевед Вадим Константинович Гарагуля - тоже учился в школе №23. После войны школа была вновь открыта, но теперь ее здание находилось в районе Красной Горки. Это была восьмилетняя школа, в которой обучались дети из далеко не самого благополучного района города. В конце 60-х годов в связи с реконструкцией микрорайона, маленькое обветшалое здание школы было снесено. В 1986 году номер 23 был присвоен школе, открывшейся в новом современном красивом здании на улице Бела Куна,13. 20 лет назад строители - СУ№7 - Симферопольпромстрой передали символический ключ знаний педагогическому и ученическому коллективу школы. Принимал этот замечательный ключ от страны знаний директор школы, возглавлявший ее с 1986 по 1990 год – Игорь Васильевич Ковалев. Рядом с ним были учителя, сотрудники школы, тепло сердец которых создало ту замечательную атмосферу, которая и сегодня царит в школе. Многие из них и сегодня в нашем педагогическом коллективе. С этого времени начинается новая, яркая страница школьной истории. В период с 1991 по 1999 год школу возглавлял Бирюлев Борис Иванович.
Школу №33 в соседнем корпусе создали 1992 году.
Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов
Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах
Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский
Поблагодарили: 1
|
Поблагодарили: 5 :
|
#47
Отправлено 07 октября 2019 - 03:56
#49
Отправлено 17 октября 2019 - 13:45
Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов
Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах
Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский
Поблагодарили: 3 :
|
Поблагодарили: 1
|
#51
Отправлено 17 октября 2019 - 15:11
Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов
Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах
Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский
Поблагодарили: 1
|
#54
Отправлено 02 февраля 2020 - 17:55
Татарская школа-интернат "Рушдие" на ул. Средняя, 1935 год, находилась недалеко от современной школы № 12:
1939 год, татарская 3-я школа, учащиеся 7 кл. вместе с любимым преподавателем Исмаил Аргинским:
Духовой оркестр Евпаторийской крымскотатарской школы № 3, 1934 год:
Евпатория 1938 год, учащиеся татарской школы-десятилетки:
Учителя крымскотатарской школы-десятилетки:
Снимки, как и подписи к ним, взяты из блога Алифе-ханум Яшлавской на фб.
#55
Отправлено 22 февраля 2020 - 00:08
Фото из блога Натальи Дрёмовой на ФБ.
Поблагодарили: 1
|
#56
Отправлено 13 марта 2020 - 13:49
Первый звонок, провозгласивший об открытии новой школы, прозвучал в 1936 году. Из летописи пионерских дел: "Благодаря заботе Партии правительства СССР о воспитании и обучении детей, была выстроена светлая двухэтажная школа. территория двора школы была захламлена. И вот первые дела пионеров: они разровняли площадку к югу от здания, посадили деревья вокруг школы, соорудили спортивную площадку, помогали сооружать забор. Поэтому радостно встретили и взрослые, и дети праздник - первые выборы в ВС СССР. В школе был оборудован агитпункт..."
Семён Кусакин учился в нашей школе в 6 и 7 классах. В период временной оккупации возглавил комсомольскую патриотическую организацию. Погиб от рук фашистов. На здании школы бала установлена мемориальная доска.
Во время Великой Отечественной войны главное здание было частично разрушено и восстановлено в 1946 году руками молодых учителей - фронтовиков, которые заложили ее лучшие традиции. В этом же году были выпущены первые послевоенные выпускники.
В 50-е годы к школе был пристроен спортзал, а в 1996 году построено новое здание начальной школы.
Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов
Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах
Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский
Поблагодарили: 3 :
|
#57
Отправлено 17 мая 2020 - 19:30
Rumlin (13 марта 2020 - 13:49) писал:
Первый звонок, провозгласивший об открытии новой школы, прозвучал в 1936 году. Из летописи пионерских дел: "Благодаря заботе Партии правительства СССР о воспитании и обучении детей, была выстроена светлая двухэтажная школа. территория двора школы была захламлена. И вот первые дела пионеров: они разровняли площадку к югу от здания, посадили деревья вокруг школы, соорудили спортивную площадку, помогали сооружать забор. Поэтому радостно встретили и взрослые, и дети праздник - первые выборы в ВС СССР. В школе был оборудован агитпункт..."
Семён Кусакин учился в нашей школе в 6 и 7 классах. В период временной оккупации возглавил комсомольскую патриотическую организацию. Погиб от рук фашистов. На здании школы была установлена мемориальная доска.
Во время Великой Отечественной войны главное здание было частично разрушено и восстановлено в 1946 году руками молодых учителей - фронтовиков, которые заложили ее лучшие традиции. В этом же году были выпущены первые послевоенные выпускники.
В 50-е годы к школе был пристроен спортзал, а в 1996 году построено новое здание начальной школы.
"Церковно-приходская школа" - это одноэтажное здание на ул. Дзюбанова, 36. В начале 1970-х там было только шесть классных комнат, в которых занимались три начальных класса - больше никак не поместилось бы. Туалет был на улице. Её называли еще "Шестериковской", а мы называли её "Маленькой школой". В левой части здания тогда находилась районная библиотека, там был и детский отдел:
Новая двухэтажная школа, построенная в 1936 году - очень добротное здание, построенное, без преувеличения, на века. Толстенные стены в два кирпича толщиной, просторные, светлые классы, широкие окна, потолки под четыре метра:
То, что в тексте скромно названо "пристроенным спортзалом", представляет собой большое крыло здания. Спортзал размером с полноценную баскетбольную площадку - на втором этаже, а под ним, на первом, тогда появилась большая столовая с буфетом и кухней, плюс еще одна просторная классная комната. Пристроенное крыло видно на фото справа:
В 1996 году действительно пристроили еще один трехэтажный корпус школы, на месте большого школьного сада со стороны ул. Дзюбанова. После 70-х, 5-й школе передали территорию бывшей Железнодорожной школы, что на ул. Жени Жигалиной, 6. Большое одноэтажное строение, пристройки, и очень немаленькая прилегающая территория с большим двором. В 90-х там занимались младшие классы. И Минобр совершил "обмен" - какое-то новое коммерческое учебное заведение построило в саду 5-й школы трехэтажку, а ему отошла территория с постройками на Жигалиной. Условий этого обмена не знаю, но школа лишилась своего здоровенного сада, а когда на переменах дети носятся по новострою, на перекрытиях второго этажа над вестибюлем стоять страшновато - так они вибрируют:
И про 1936 год - за предвоенные годы, в этом году в стране было построено больше всего школ. Тогда даже жилья строили мало, приоритет был отдан учебным заведениям. Две таблицы из отчетного доклада товарища Сталина на XVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б), опубликованные в газете "Звезда" 12 марта 1939 года:
Почему я не верю, когда мне говорят, что кровавый маньяк Сталин уничтожал население СССР? У меня есть все основания спросить в ответ - так что, от уничтожения людей, получивших образование в новых, светлых и просторных классах, он и его сподвижники-людоеды, получали больше удовольствия?
Вторая Сталинская пятилетка была нацелена на дальнейший рост промышленности, третья - на развитие и укрепление РККА, но Страна находила деньги на стремительный подъём образования граждан.
В Симферополе много школ и других учебных заведений построено перед войной. По-моему, кроме нын. 5-й, это еще школа № 3 (старый корпус, её называли когда-то "Бахчиэльской"), 14, 10 школы. Вскоре после войны построена 35 школа. Если знаете другие - пожалуйста, напишите.
#58
Отправлено 19 мая 2020 - 01:22
Цитата
В 1920-е в школы детей, как правило, отдавали с восьми лет. Допускался приём детей на год раньше и на три года позже указанного возраста. Советская школа делилась на две ступени. Первая ступень предназначалась для детей 8-11 лет, вторая — для 12-17.
В 1922 году нарком просвещения Анатолий Луначарский перед стартом программы ликвидации безграмотности признавал, что школ первой ступени хватает только для половины детей. А школы второй ступени могут посещать только 5-6% нуждающихся. Но уже к концу десятилетия в советской России насчитывалось 113 400 школ первой ступени, в которых обучалось свыше 8,7 миллиона детей. В 1800 школах второй ступени учился почти миллион человек.
Говоря об этих цифрах, нужно учитывать доступность школы в каждом конкретном случае. Так, например, в кубанской станице Брюховецкой в 1925 году из 170 детей, записанных в школу, в первый класс пошли только 47 человек. Здание просто не могло вместить большее количество. Обучение в школах в несколько смен было скорее нормой, чем исключением. Да и техническая оснащённость учебных заведений оставляла желать лучшего.
Луначарский в 1920 году жаловался товарищам по партии, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а одна чернильница — на 100 учащихся
Уже к середине десятилетия школы стали получать деньги на покупку необходимых принадлежностей. Впрочем, практика писать на полях газет из-за недостатка бумаги существовала вплоть до начала 1950-х годов.
#59
Отправлено 31 мая 2020 - 20:52
Rumlin (13 марта 2020 - 13:49) писал:
В настоящий момент, нашему историческому сообществу должно быть совершенно понятно, что образованные дети, а также молодые люди, казались намного вкусней людоедскому режиму, который "не мог сделать ничего, кроме калош". И пусть кто-то попробует возразить. Под рисунком новой школы, есть ещё две заметки о начале учебного года в симферопольских ВУЗах:
#60
Отправлено 23 июня 2020 - 01:39
Цитата
<...>
Законодатель указывал, что «Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двуклассные с четырехлетним курсом. В них преподаются:
1. Закон Божий, а именно:
...а) изучение молитв,
...б) священная история и объяснение богослужений,
...в) краткий катехизис;
2. Церковное пение;
3. Чтение церковной и гражданской печати и письмо;
4. Начальные арифметические сведения.
В школах двухклассных преподаются, сверх сего, начальные сведения из истории Церкви и Отечества».
Читать или скачать статью:
О состоянии церковно-приходских школ Таврической губернии .pdf (134,52К)
Количество загрузок:: 37