Алексей Попов
Проведение первых краеведческих экскурсий учащихся на территории Крымского полуострова связано с основанной в 1812 г. Симферопольской мужской казенной гимназией, которая на протяжении всего дореволюционного периода являлась крупнейшим и авторитетнейшим учебным заведением Таврической губернии.
Благодаря своему высокому статусу данное учебное заведение смогло взять на себя финансирование достаточно дорогостоящих учебных экскурсий, обеспечить высокий уровень их организации, а работающие в гимназии педагоги старались придать этим мероприятиям большое образовательно-воспитательное значение.
Скрытый текст
Экскурсиям, походам и путешествиям в дореволюционных учебных заведениях предшествовали т.н. «прогулки» с учащимися, совершавшиеся нерегулярно, без какой-либо определенной системы. Для таких «прогулок» было характерно небольшое количество участников и, как правило, природоведческая направленность. Эти совместные прогулки учащихся и педагогов по городу или его ближайшим окрестностям обычно совершались для выполнения конкретной учебной задачи (сбор гербария или энтомологических коллекций, проведение фенологических наблюдений). Об одном из таких мероприятий упоминается, например, в воспоминаниях российского публициста Ф.С. Стулли, выпускника Симферопольской мужской казенной гимназии 1853 года [1, с. 29].
Только со второй половине 80-х гг. XIX века экскурсионная деятельность Симферопольской гимназии приобретает более организованные формы. Известно, что в начале августа 1886 г. состоялась 3-дневная экскурсия её воспитанников и преподавателей по маршруту: пещера Кизил-Коба – плато Чатырдага – истоки реки Салгир. Немногочисленные экскурсанты (всего 11 человек), совершили знакомство с природой горного Крыма, а также с бытом крымскотатарского населения деревни Биюк-Янкой (Мраморное). По-видимому, это мероприятие имело подготовительный, «пробный» характер в процессе подготовки более массовых экскурсий. Об этом свидетельствует небольшое количество участников, а также завершающая фраза из текста изданной в том же году брошюры-отчета о «чатырдагской» экскурсии: «Крым неистощим своими красотами и разнообразием. Если бы почаще предпринимались такие экскурсии … сколько неведомых пещер, сколько курганов и могил, … сколько преданий, годных для истории, обогатило бы наши сведения о Крыме» [2, с. 40].
Действительно, уже в августе 1886 г. начинается серия массовых учебных экскурсий Симферопольской гимназии. Именно тогда большая группа гимназистов в сопровождении своих преподавателей посетила Севастополь и его окрестности – Херсонес, Балаклаву, Инкерман. В апреле 1888 г. состоялась ещё одна экскурсия, во время которой был осмотрен Бахчисарай, а также Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Эски-Кермен, Мангуп. Наконец, в апреле 1889 г. объектом внимания экскурсантов стали достопримечательности Симферополя, включая городище Неаполь Скифский и казенное имение «Салгирка». В каждой из этих экскурсий участвовали все ученики 6, 7 и 8 классов мужской гимназии, а также все её преподаватели, поэтому общее количество экскурсантов составляло около 100 человек. Эти учебные экскурсии имели продолжительность от 4 до 8 дней. Роль экскурсоводов выполняли, в основном, преподаватели гимназии, а в ней тогда работали такие известные краеведы Крыма, как А.И. Маркевич, Ф.Ф. Лашков, Х.П. Ящуржинский. Организатором и руководителем экскурсий стал директор гимназии Г.И. Тимошевский – краевед-энтузиаст, член-корреспондент Московского археологического общества, сделавший все возможное, чтобы придать им не только образовательное, но и научное значение.
Одним из важнейших результатов этих поездок была публикация отчетов об их проведении на страницах газеты «Таврические губернские ведомости», а также в виде отдельных изданий. Уже осенью 1886 г. был опубликован краткий отчет инспектора Симферопольской гимназии А.Н. Попова об экскурсии в Севастополь. Здесь, в частности, говорилось о желании автора издать более полный отчет, «куда вошло бы все, что было сообщено ученикам» [3, с. 36]. Такая возможность появилась в 1889 г., благодаря финансовой поддержке симферопольского купца Б. Топалова, который пожертвовал 230 рублей на публикацию подробного отчета об экскурсии гимназистов в Севастополь. Любопытно, что затраты на саму эту 4-дневную экскурсию, в которой участвовало 105 человек, составили даже несколько меньшую сумму – около 200 рублей [4, л. 12об.; 5, л. 8].
Подробные отчеты о двух других экскурсиях Симферопольской гимназии вскоре также увидели свет. Так появилась серия книг, детально описывающая ход экскурсий в Севастополь [6], Бахчисарай [7], Симферополь [8] и их окрестности, которая всегда вызывала и продолжает вызывать большой интерес у крымских краеведов.
Крымоведческая ценность этих изданий объясняется тем, что на их страницах помещено 76 статей-сообщений, представляющих собой отредактированные и подготовленные к печати тексты докладов, которые были сделаны для экскурсантов во время проведения учебных экскурсий. Их авторами были преподаватели гимназии, а также сами гимназисты и некоторые привлеченные специалисты. Эти доклады должны были создать у экскурсантов представление о происхождении осматриваемых ими достопримечательностей и связанных с ними исторических событиях. Благодаря этому обстоятельству, опубликованные отчеты об экскурсиях Симферопольской мужской гимназии в 80-е гг. XIX века фактически являются своеобразными краеведческими сборниками. Содержащиеся в них материалы посвящены различным аспектам крымоведения, но особое внимание уделено вопросам истории, археологии и этнографии Крыма. Для того чтобы у крымских краеведов, особенно начинающих, создалось полное представление об информационной ценности этих отчетов, в виде приложения к данной статье нами был подготовлен «Указатель сообщений, помещённых в отчётах об учебных экскурсиях Симферопольской мужской казенной гимназии в 80-х гг. XIX века».
В 1891 г. инициатор проведения описанных выше экскурсий Г.И. Тимошевский был переведен на должность директора Мариупольской Александровской гимназии. На новом посту он применил свой опыт практической организации экскурсионных мероприятий и публикации отчетов об их проведении. Уже в 1892 г. увидел свет сборник-отчет об экскурсии воспитанников этого учебного заведения по Мариуполю и его окрестностям [9], структура и оформление которого практически полностью повторяли издание «Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии». На его страницах, в частности, приводятся тексты докладов «Заметки о быте греков г. Мариуполя» (С.И. Марков) и «Переселение православных христиан из Крыма в Мариупольский уезд» (Г.И. Тимошевский), которые могут заинтересовать крымских историков и этнографов.
Именно Симферопольская мужская казенная гимназия, по всей видимости, являлась «пионером» и в деле организации учебных экскурсий крымских учащихся за пределы Таврической губернии. Первые известные нам мероприятия подобного рода были связаны с посещением учащимися-экскурсантами Всероссийской промышленной и художественной выставки, начавшей свою работу 28 мая 1896 г. в Нижнем Новгороде. Экспозиция выставки, по замыслу её организаторов, должна была представить «полную и подробную картину» достижений империи во всех отраслях производства. Выставка вызвала огромный общественный интерес. В город на Волге устремилось большое количество официальных лиц, любопытствующей публики, а также экскурсионных групп учащихся из различных регионов страны. По распоряжению российского правительства всем участникам ученических экскурсий для знакомства с экспозицией выставки было дано право на бесплатный проезд по железной дороге до Нижнего Новгорода и обратно, а также на бесплатный ночлег в помещениях нижегородских учебных заведений [10].
Нижегородскую выставку посетило несколько организованных ученических групп из Таврической губернии. В Государственном архиве Автономной Республики Крым сохранился отчет об одной из таких экскурсий, совершенной под руководством симферопольского педагога В.И. Щиченкова. В этом путешествии, продолжавшемся с 4 по 22 августа 1896 г., приняло участие 18 воспитанников Симферопольской мужской казенной гимназии [11, л. 214].
8 дней длилось знакомство юных экскурсантов с грандиозной экспозицией выставки, размещенной на берегах Волги в специально сооруженных павильонах. Гимназисты посетили все основные отделы выставка: Горный, Фабрично-заводской, Научно-учебный, Военный, Военно-морской, Машинный, Лесного хозяйства, Садоводства и огородничества, Домашних животных. Но особый интерес у симферопольцев вызвали «экзотические» отделы Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера [11, л. 215об.-217об.]. Кроме Всероссийской выставки, гимназисты ознакомились с достопримечательностями самого Нижнего Новгорода, а на обратном пути сделали 2-дневную остановку в Москве, где осмотрели Кремль, Исторический музей и храм Христа-Спасителя [12, л. 13 об.].
Впоследствии ближние и дальние учебные экскурсии постоянно применялись в педагогическом процессе Симферопольской мужской казенной гимназии. Краеведческие экскурсии этого учебного заведения не прекращались даже в годы первой мировой войны, когда в стране наблюдались такие негативные процессы, как общественно-политическая нестабильность, непрекращающийся рост цен, перебои в работе транспорта.
В этот сложный для страны период министром народного просвещения Российской империи П.Н. Игнатьевым проводилась реформа отечественной системы образования. При этом в новой модели организации учебного процесса, по замыслу реформатора, значительное место должны были занять учебные экскурсии, признанные самым эффективным средством «наглядности» в обучении [13]. По инициативе Министерства народного просвещения в педагогических кругах началось активное обсуждение «экскурсионного вопроса». В частности, на заседании педагогического совета Симферопольской мужской казенной гимназии, состоявшемся 21 декабря 1915 г., были выработаны такие пожелания и предложения по вопросу «правильной организации образовательных экскурсий учащихся»:
«Труд руководителей учебных экскурсий должен оплачиваться.
Во время каникул помещения учебных заведений должны находиться в ведении одного лица, бесплатно предоставляющего их экскурсантам.
Необходимо отменить практику предварительного уведомления гражданских властей о количестве и составе предполагаемой учебной экскурсии.
Учебные заведения должны полностью оплачивать участие в образовательных экскурсиях беднейших из своих учеников.
Существующая 50%-я оплата экскурсантами проезда по железной дороге должна быть еще более уменьшена или совсем отменена.
Кроме того, преподаватели Симферопольской гимназии представили перспективную программу знакомства гимназистов с достопримечательностями страны, которую предполагалось реализовать после окончания войны. «Учащиеся крымских учебных заведений должны быть ознакомлены с замечательными местами Крыма, потом – с Москвой, затем с Киевом и Одессой, с Волгой, Уралом и Камой, далее с Петроградом и Финляндией, и, наконец, с Кавказом, Соловецким монастырем, Мурманом …, а если окажется возможным, то и с Сибирью…» - говорилось в этом документе [14, л. 72-73].
Однако реальные результаты экскурсионной практики Симферопольской гимназии в последние предреволюционные годы оказались гораздо скромнее. Так, на весну-лето 1916 г. педагогами гимназии было запланировано проведение 12 учебных экскурсий краеведческого характера. Их объектами стали Петровские скалы, местность «Дубки», городище Неаполис Скифский, епархиальный свечной завод, казенное имение «Салгирка», музей Таврической ученой архивной комиссии, чугунолитейный завод, аэродром, электростанция, Бахчисарай и его окрестности, горы Чатырдаг и Демерджи, имение «Аскания-Нова» [15, л. 43-43об.].
Таким образом, во второй половине XIX – начале ХХ века в педагогической практике Симферопольской мужской казенной гимназии довольно широкое распространение получили учебные экскурсии, разнообразные по географическому построению маршрута, продолжительности, составу участников и характеру осматриваемых объектов. Опыт проведения подобных мероприятий данным учебным заведением способствовал популяризации экскурсионного метода образования и воспитания среди местных педагогов, а также оказал определенное влияние на развитие краеведения в Таврической губернии.
ЛИТЕРАТУРА
Стулли Ф.С. 40 лет тому назад. Из воспоминаний о гимназии и о пансионах при ней (1846-1853) // Русская школа. – 1895. – № 9. – С. 13 – 33.
Нилус А. Экскурсия, совершённая Симферопольской гимназией в пещеру Кизил-Коба, на вершину Чатырдага и к источнику Салгира. – Симферополь, 1886. – 40 с.
Попов А.Н. Поездка с учениками Симферопольской гимназии для осмотра достопримечательностей в г. Севастополе и его окрестностях (28, 29, 30 и 31 августа 1886 г.). – Симферополь, 1886. – 36 с.
Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф. 104. – Оп. 1. – Д 545.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 595.
Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Севастополь и его окрестности / Сост. А.Н. Попов. – Симферополь, 1889. – 204 с.
Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Бахчисарай и его окрестности / Сост. А.Н. Попов. – Симферополь, 1888. – 132 с.
Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь и его окрестности / Сост. Ф.Ф. Лашков. – Симферополь, 1890. – 250 с.
Мариуполь и его окрестности. Отчет об учебных экскурсиях Мариупольской Александровской гимназии / Сост. В.П. Федоров. – Мариуполь, 1892. – 461, 55 с.
Крымский вестник. – 1896. – 3 августа; Таврические губернские ведомости. – 1896. – 15 августа.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 775.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 769.
Подробнее об этом см.: Попов А.Д. Государственное регулирование школьного туризма и экскурсионного дела в Украине (ХIХ – нач. ХХ в.) // Історична наука: проблеми розвитку: Матеріали міжнародної конференції. Давня та нова історія України. – Луганськ, 2002. – С. 91-95.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 1066.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 1078.
Приложение. Указатель сообщений, помещённых в отчётах об учебных экскурсиях Симферопольской мужской казенной гимназии в 80-х гг. XIX века.*
Александров В.Д. 1. Католики в Крыму. Внутреннее устройство католических церквей (3, с. 120-122); 2. Армяно-Григорианская церковь (3, с. 122-124); 3. Армяно-Католическая церковь (3, с. 124-125); 4. Лютеранская церковь (3, с. 125-127).
Волошенко Н.А. 5. Геологический очерк земного шара и происхождение крымских гор (2, с. 85-93).
Жирнов В.И. 6. Частная и общественная жизнь древних херсонесцев (1, с. 57-81); 7. Татарские училища: мектебе и медресе (1, с. 60-64); 8. Статистическое обозрение Симферополя (1879 – 1888 гг.) (3, с. 185-198).
Иванов А.В. 9. Рукописное славянское Евангелие, принадлежащее музею Симферопольской мужской гимназии (3, с. 248-252).
Ильинский Н.И. 10. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (3, с. 235-243); 11. Алексий, архиепископ Тверской и Кашинский, бывший епископ Таврический и Симферопольский (3, с. 243-244); 12. Гурий, архиепископ Таврический и Симферопольский (3, с. 244-248).
Каракаш Н.И. 13. Объяснения различных формаций и систем Крымских гор (2, с. 103-106).
Кашпар А.И.* 14. История генуэзцев в Крыму (1, с. 115-121); 15. Об архитектурном искусстве татар по остаткам в ханском дворце и мечети (2, с. 24-26); 16. Театр, общественные учреждения, библиотеки, музеи, периодические издания и типографии Симферополя (3, с. 99-109).
Кирилов П.П. 17. Фабрики и заводы в г. Симферополе (3, с.151-185).
Лаппо-Данилевский С.* 18. О «Бахчисарайском фонтане» Пушкина (2, с. 28-34).
Лашков Ф.Ф. 19. О рельефе горной части Крыма (1, с. 4-6); 20. Об Инкермане как пещерном городе (1, с. 6-8); 21. О законодательстве и судопроизводстве в Крымском ханстве (2, с. 38-41); 22. О пещерных постройках (городах) в Крыму (2, с. 94-103); 23. О расположении татарского города вообще и в частности Акмечети в связи с бытом татар (3, с. 73-79); 24. Князь Григорий Александрович Потёмкин Таврический (3, с. 216-232).
Маркевич А.И. 25. О русском судоходстве по Чёрному морю в древнее время и история черноморского флота (1, с. 139-165); 26. Чуфут-Кале и караимы (2, с. 71-81); 27. Краткий очерк развития учебных заведений в Симферополе (3, с.86-99); 28. Пётр Иванович Кеппен, Андрей Яковлевич Фабр, Епископ Гермоген (3, с.232-235).
Монастырлы Х.А. 29. Топография, климат, водоснабжение и санитарное значение города Симферополя (3, с. 4-34); 30. Азисы у татар (3, с. 66-68); 31. Мечети, теке (монастыри), духовные лица и праздники у крымских татар (3, с.68-73); 32. Одежда у крымских татар (3, с.212-214).
Назаревский А.Е. 33. О Инкермане и его пещерных храмах (1, с. 9-15); 34. Очерк истории христианской церкви в Херсонесе. Об архитектурных стилях и устройстве херсонеских храмов (1, с. 85-92); 35. Очерк истории херсонеского монастыря св. Владимира и сооружения в нём храма (1, с.101-105); 36. Успенский скит и его значение в период татарского владычества в Крыму (2, с.65-69); 37. Построение православных храмов в Симферополе и достопримечательные предметы в этих храмах (3, с.109-120).
Ребец Ф.Я. 38. История народов южной России с древнейших времён до вытеснения готов. История Каламиты (Инкермана) (1, с. 15-49); 39. О таврах, их происхождении (скифы), названии (горцы), об устройстве и обычаях (1, с. 129-138); 40. Готы в Крыму и Мангуп (2, с. 117-121); 41. О крепостях скифского царя Скилура: Палакие и Хавбеях (3, с. 59); 42. О монетах, принадлежащих археологическому музею Симферопольской мужской гимназии (3, с. 214-215).
Святский Н.А. 43. О цыганах в России и Крыму (2, с. 47-59); 44. История Богоугодных заведений и благотворительных обществ города Симферополя (3, с. 129-150).
Тимошевский Г.И. 45. Хронология истории монастыря и храма св. Владимира в Херсонесе, а также раскопок в Херсонесе (1, с. 105-107); 46. Значение событий, свершившихся на Трахейском полуострове в истории России (1, с. 198-203); 47. История Братского кладбища г. Севастополя (1, с. 203-204); 48. Попытка объяснения названия Иосафатовой долины (2, с. 83-85); 49. О древних погребениях и древних крестах в Крыму (2, с. 107-110); 50. О местах, почитаемых среди татар (2, с. 110-111); 51. О монетах, находимых в Крыму и о творчестве поэта А.Н. Майкова (2, с. 121-124); 52. Краткий обзор памятников Мангупа (2, с. 124-126); 53. Сюренский дуб и связанная с ним легенда (2, с. 130); 54. Краткий очерк истории Симферополя (3, с. 34-59); 55. Учёная колония на берегу Салгира (3, с. 60-61); 56. Посещение Симферополя высочайшими особами (3, с. 62-65); 57. Ставок Славича (3, с. 127-128); 58. Гробницы-ящики (3, с. 198-203); 59. Памятники на почтовой дороге из Симферополя в Алушту (3, с. 210-212); 60. О монетах негреческих (3, с. 215-216); 61. О музеях в Крыму (3, с. 252-253); 62. Памятники исторических событий, находящиеся в гимназии (3, с. 253-254).
Шебедев Д.И. 63. Эпизод из поездки Екатерины II связанный с Инкерманом (1, с. 8-9); 64. Осада Севастополя и борьба на Малаховом кургане (1, с. 166-196); 65. История Крымского ханства (2, с. 7-22); 66. Поездка Екатерины II в Крым (2, с.22-24); 67. Исторические памятники Симферополя (3, с. 80-85).
Шпигель Ф.А. 68. История Херсонеса Таврического до присоединения его к державе Аркадия (1, с. 49-56); 69. Следы каменного века в Крыму (3, с. 203-209); 70. О каменных бабах (3, с. 209-210).
Яновский В. 71. История Георгиевского монастыря (1, с. 124-129).
Ящуржинский Х.П. 72. Об устройстве древних языческих храмов (1, с. 81-84); 73. О посещениях Херсонеса Кириллом и Мефодием и о принятии христианства князем Владимиром (1, с. 93-101); 74. Семейная жизнь, свадебные и погребальные обряды у татар (2, с. 34-38, 44-46); 75. Объяснение надписей в ханской усыпальнице (2, с. 42-44); 76. О камне «Вай-анам» (2, с. 112).
Сборники-отчеты, включающие указанные выше сообщения
Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Севастополь и его окрестности / Сост. А.Н. Попов. – Симферополь: Таврич. губ. тип., 1889.
Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Бахчисарай и его окрестности / Сост. А.Н. Попов. – Симферополь: Таврич. губ. тип., 1888.
Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь и его окрестности / Сост. Ф.Ф. Лашков. – Симферополь: тип. газеты « Крым », 1890.
Только со второй половине 80-х гг. XIX века экскурсионная деятельность Симферопольской гимназии приобретает более организованные формы. Известно, что в начале августа 1886 г. состоялась 3-дневная экскурсия её воспитанников и преподавателей по маршруту: пещера Кизил-Коба – плато Чатырдага – истоки реки Салгир. Немногочисленные экскурсанты (всего 11 человек), совершили знакомство с природой горного Крыма, а также с бытом крымскотатарского населения деревни Биюк-Янкой (Мраморное). По-видимому, это мероприятие имело подготовительный, «пробный» характер в процессе подготовки более массовых экскурсий. Об этом свидетельствует небольшое количество участников, а также завершающая фраза из текста изданной в том же году брошюры-отчета о «чатырдагской» экскурсии: «Крым неистощим своими красотами и разнообразием. Если бы почаще предпринимались такие экскурсии … сколько неведомых пещер, сколько курганов и могил, … сколько преданий, годных для истории, обогатило бы наши сведения о Крыме» [2, с. 40].
Действительно, уже в августе 1886 г. начинается серия массовых учебных экскурсий Симферопольской гимназии. Именно тогда большая группа гимназистов в сопровождении своих преподавателей посетила Севастополь и его окрестности – Херсонес, Балаклаву, Инкерман. В апреле 1888 г. состоялась ещё одна экскурсия, во время которой был осмотрен Бахчисарай, а также Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Эски-Кермен, Мангуп. Наконец, в апреле 1889 г. объектом внимания экскурсантов стали достопримечательности Симферополя, включая городище Неаполь Скифский и казенное имение «Салгирка». В каждой из этих экскурсий участвовали все ученики 6, 7 и 8 классов мужской гимназии, а также все её преподаватели, поэтому общее количество экскурсантов составляло около 100 человек. Эти учебные экскурсии имели продолжительность от 4 до 8 дней. Роль экскурсоводов выполняли, в основном, преподаватели гимназии, а в ней тогда работали такие известные краеведы Крыма, как А.И. Маркевич, Ф.Ф. Лашков, Х.П. Ящуржинский. Организатором и руководителем экскурсий стал директор гимназии Г.И. Тимошевский – краевед-энтузиаст, член-корреспондент Московского археологического общества, сделавший все возможное, чтобы придать им не только образовательное, но и научное значение.
Одним из важнейших результатов этих поездок была публикация отчетов об их проведении на страницах газеты «Таврические губернские ведомости», а также в виде отдельных изданий. Уже осенью 1886 г. был опубликован краткий отчет инспектора Симферопольской гимназии А.Н. Попова об экскурсии в Севастополь. Здесь, в частности, говорилось о желании автора издать более полный отчет, «куда вошло бы все, что было сообщено ученикам» [3, с. 36]. Такая возможность появилась в 1889 г., благодаря финансовой поддержке симферопольского купца Б. Топалова, который пожертвовал 230 рублей на публикацию подробного отчета об экскурсии гимназистов в Севастополь. Любопытно, что затраты на саму эту 4-дневную экскурсию, в которой участвовало 105 человек, составили даже несколько меньшую сумму – около 200 рублей [4, л. 12об.; 5, л. 8].
Подробные отчеты о двух других экскурсиях Симферопольской гимназии вскоре также увидели свет. Так появилась серия книг, детально описывающая ход экскурсий в Севастополь [6], Бахчисарай [7], Симферополь [8] и их окрестности, которая всегда вызывала и продолжает вызывать большой интерес у крымских краеведов.
Крымоведческая ценность этих изданий объясняется тем, что на их страницах помещено 76 статей-сообщений, представляющих собой отредактированные и подготовленные к печати тексты докладов, которые были сделаны для экскурсантов во время проведения учебных экскурсий. Их авторами были преподаватели гимназии, а также сами гимназисты и некоторые привлеченные специалисты. Эти доклады должны были создать у экскурсантов представление о происхождении осматриваемых ими достопримечательностей и связанных с ними исторических событиях. Благодаря этому обстоятельству, опубликованные отчеты об экскурсиях Симферопольской мужской гимназии в 80-е гг. XIX века фактически являются своеобразными краеведческими сборниками. Содержащиеся в них материалы посвящены различным аспектам крымоведения, но особое внимание уделено вопросам истории, археологии и этнографии Крыма. Для того чтобы у крымских краеведов, особенно начинающих, создалось полное представление об информационной ценности этих отчетов, в виде приложения к данной статье нами был подготовлен «Указатель сообщений, помещённых в отчётах об учебных экскурсиях Симферопольской мужской казенной гимназии в 80-х гг. XIX века».
В 1891 г. инициатор проведения описанных выше экскурсий Г.И. Тимошевский был переведен на должность директора Мариупольской Александровской гимназии. На новом посту он применил свой опыт практической организации экскурсионных мероприятий и публикации отчетов об их проведении. Уже в 1892 г. увидел свет сборник-отчет об экскурсии воспитанников этого учебного заведения по Мариуполю и его окрестностям [9], структура и оформление которого практически полностью повторяли издание «Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии». На его страницах, в частности, приводятся тексты докладов «Заметки о быте греков г. Мариуполя» (С.И. Марков) и «Переселение православных христиан из Крыма в Мариупольский уезд» (Г.И. Тимошевский), которые могут заинтересовать крымских историков и этнографов.
Именно Симферопольская мужская казенная гимназия, по всей видимости, являлась «пионером» и в деле организации учебных экскурсий крымских учащихся за пределы Таврической губернии. Первые известные нам мероприятия подобного рода были связаны с посещением учащимися-экскурсантами Всероссийской промышленной и художественной выставки, начавшей свою работу 28 мая 1896 г. в Нижнем Новгороде. Экспозиция выставки, по замыслу её организаторов, должна была представить «полную и подробную картину» достижений империи во всех отраслях производства. Выставка вызвала огромный общественный интерес. В город на Волге устремилось большое количество официальных лиц, любопытствующей публики, а также экскурсионных групп учащихся из различных регионов страны. По распоряжению российского правительства всем участникам ученических экскурсий для знакомства с экспозицией выставки было дано право на бесплатный проезд по железной дороге до Нижнего Новгорода и обратно, а также на бесплатный ночлег в помещениях нижегородских учебных заведений [10].
Нижегородскую выставку посетило несколько организованных ученических групп из Таврической губернии. В Государственном архиве Автономной Республики Крым сохранился отчет об одной из таких экскурсий, совершенной под руководством симферопольского педагога В.И. Щиченкова. В этом путешествии, продолжавшемся с 4 по 22 августа 1896 г., приняло участие 18 воспитанников Симферопольской мужской казенной гимназии [11, л. 214].
8 дней длилось знакомство юных экскурсантов с грандиозной экспозицией выставки, размещенной на берегах Волги в специально сооруженных павильонах. Гимназисты посетили все основные отделы выставка: Горный, Фабрично-заводской, Научно-учебный, Военный, Военно-морской, Машинный, Лесного хозяйства, Садоводства и огородничества, Домашних животных. Но особый интерес у симферопольцев вызвали «экзотические» отделы Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера [11, л. 215об.-217об.]. Кроме Всероссийской выставки, гимназисты ознакомились с достопримечательностями самого Нижнего Новгорода, а на обратном пути сделали 2-дневную остановку в Москве, где осмотрели Кремль, Исторический музей и храм Христа-Спасителя [12, л. 13 об.].
Впоследствии ближние и дальние учебные экскурсии постоянно применялись в педагогическом процессе Симферопольской мужской казенной гимназии. Краеведческие экскурсии этого учебного заведения не прекращались даже в годы первой мировой войны, когда в стране наблюдались такие негативные процессы, как общественно-политическая нестабильность, непрекращающийся рост цен, перебои в работе транспорта.
В этот сложный для страны период министром народного просвещения Российской империи П.Н. Игнатьевым проводилась реформа отечественной системы образования. При этом в новой модели организации учебного процесса, по замыслу реформатора, значительное место должны были занять учебные экскурсии, признанные самым эффективным средством «наглядности» в обучении [13]. По инициативе Министерства народного просвещения в педагогических кругах началось активное обсуждение «экскурсионного вопроса». В частности, на заседании педагогического совета Симферопольской мужской казенной гимназии, состоявшемся 21 декабря 1915 г., были выработаны такие пожелания и предложения по вопросу «правильной организации образовательных экскурсий учащихся»:
«Труд руководителей учебных экскурсий должен оплачиваться.
Во время каникул помещения учебных заведений должны находиться в ведении одного лица, бесплатно предоставляющего их экскурсантам.
Необходимо отменить практику предварительного уведомления гражданских властей о количестве и составе предполагаемой учебной экскурсии.
Учебные заведения должны полностью оплачивать участие в образовательных экскурсиях беднейших из своих учеников.
Существующая 50%-я оплата экскурсантами проезда по железной дороге должна быть еще более уменьшена или совсем отменена.
Кроме того, преподаватели Симферопольской гимназии представили перспективную программу знакомства гимназистов с достопримечательностями страны, которую предполагалось реализовать после окончания войны. «Учащиеся крымских учебных заведений должны быть ознакомлены с замечательными местами Крыма, потом – с Москвой, затем с Киевом и Одессой, с Волгой, Уралом и Камой, далее с Петроградом и Финляндией, и, наконец, с Кавказом, Соловецким монастырем, Мурманом …, а если окажется возможным, то и с Сибирью…» - говорилось в этом документе [14, л. 72-73].
Однако реальные результаты экскурсионной практики Симферопольской гимназии в последние предреволюционные годы оказались гораздо скромнее. Так, на весну-лето 1916 г. педагогами гимназии было запланировано проведение 12 учебных экскурсий краеведческого характера. Их объектами стали Петровские скалы, местность «Дубки», городище Неаполис Скифский, епархиальный свечной завод, казенное имение «Салгирка», музей Таврической ученой архивной комиссии, чугунолитейный завод, аэродром, электростанция, Бахчисарай и его окрестности, горы Чатырдаг и Демерджи, имение «Аскания-Нова» [15, л. 43-43об.].
Таким образом, во второй половине XIX – начале ХХ века в педагогической практике Симферопольской мужской казенной гимназии довольно широкое распространение получили учебные экскурсии, разнообразные по географическому построению маршрута, продолжительности, составу участников и характеру осматриваемых объектов. Опыт проведения подобных мероприятий данным учебным заведением способствовал популяризации экскурсионного метода образования и воспитания среди местных педагогов, а также оказал определенное влияние на развитие краеведения в Таврической губернии.
ЛИТЕРАТУРА
Стулли Ф.С. 40 лет тому назад. Из воспоминаний о гимназии и о пансионах при ней (1846-1853) // Русская школа. – 1895. – № 9. – С. 13 – 33.
Нилус А. Экскурсия, совершённая Симферопольской гимназией в пещеру Кизил-Коба, на вершину Чатырдага и к источнику Салгира. – Симферополь, 1886. – 40 с.
Попов А.Н. Поездка с учениками Симферопольской гимназии для осмотра достопримечательностей в г. Севастополе и его окрестностях (28, 29, 30 и 31 августа 1886 г.). – Симферополь, 1886. – 36 с.
Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф. 104. – Оп. 1. – Д 545.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 595.
Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Севастополь и его окрестности / Сост. А.Н. Попов. – Симферополь, 1889. – 204 с.
Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Бахчисарай и его окрестности / Сост. А.Н. Попов. – Симферополь, 1888. – 132 с.
Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь и его окрестности / Сост. Ф.Ф. Лашков. – Симферополь, 1890. – 250 с.
Мариуполь и его окрестности. Отчет об учебных экскурсиях Мариупольской Александровской гимназии / Сост. В.П. Федоров. – Мариуполь, 1892. – 461, 55 с.
Крымский вестник. – 1896. – 3 августа; Таврические губернские ведомости. – 1896. – 15 августа.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 775.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 769.
Подробнее об этом см.: Попов А.Д. Государственное регулирование школьного туризма и экскурсионного дела в Украине (ХIХ – нач. ХХ в.) // Історична наука: проблеми розвитку: Матеріали міжнародної конференції. Давня та нова історія України. – Луганськ, 2002. – С. 91-95.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 1066.
ГААРК. – Ф. 104. – Оп. 1. – Д. 1078.
Приложение. Указатель сообщений, помещённых в отчётах об учебных экскурсиях Симферопольской мужской казенной гимназии в 80-х гг. XIX века.*
Александров В.Д. 1. Католики в Крыму. Внутреннее устройство католических церквей (3, с. 120-122); 2. Армяно-Григорианская церковь (3, с. 122-124); 3. Армяно-Католическая церковь (3, с. 124-125); 4. Лютеранская церковь (3, с. 125-127).
Волошенко Н.А. 5. Геологический очерк земного шара и происхождение крымских гор (2, с. 85-93).
Жирнов В.И. 6. Частная и общественная жизнь древних херсонесцев (1, с. 57-81); 7. Татарские училища: мектебе и медресе (1, с. 60-64); 8. Статистическое обозрение Симферополя (1879 – 1888 гг.) (3, с. 185-198).
Иванов А.В. 9. Рукописное славянское Евангелие, принадлежащее музею Симферопольской мужской гимназии (3, с. 248-252).
Ильинский Н.И. 10. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (3, с. 235-243); 11. Алексий, архиепископ Тверской и Кашинский, бывший епископ Таврический и Симферопольский (3, с. 243-244); 12. Гурий, архиепископ Таврический и Симферопольский (3, с. 244-248).
Каракаш Н.И. 13. Объяснения различных формаций и систем Крымских гор (2, с. 103-106).
Кашпар А.И.* 14. История генуэзцев в Крыму (1, с. 115-121); 15. Об архитектурном искусстве татар по остаткам в ханском дворце и мечети (2, с. 24-26); 16. Театр, общественные учреждения, библиотеки, музеи, периодические издания и типографии Симферополя (3, с. 99-109).
Кирилов П.П. 17. Фабрики и заводы в г. Симферополе (3, с.151-185).
Лаппо-Данилевский С.* 18. О «Бахчисарайском фонтане» Пушкина (2, с. 28-34).
Лашков Ф.Ф. 19. О рельефе горной части Крыма (1, с. 4-6); 20. Об Инкермане как пещерном городе (1, с. 6-8); 21. О законодательстве и судопроизводстве в Крымском ханстве (2, с. 38-41); 22. О пещерных постройках (городах) в Крыму (2, с. 94-103); 23. О расположении татарского города вообще и в частности Акмечети в связи с бытом татар (3, с. 73-79); 24. Князь Григорий Александрович Потёмкин Таврический (3, с. 216-232).
Маркевич А.И. 25. О русском судоходстве по Чёрному морю в древнее время и история черноморского флота (1, с. 139-165); 26. Чуфут-Кале и караимы (2, с. 71-81); 27. Краткий очерк развития учебных заведений в Симферополе (3, с.86-99); 28. Пётр Иванович Кеппен, Андрей Яковлевич Фабр, Епископ Гермоген (3, с.232-235).
Монастырлы Х.А. 29. Топография, климат, водоснабжение и санитарное значение города Симферополя (3, с. 4-34); 30. Азисы у татар (3, с. 66-68); 31. Мечети, теке (монастыри), духовные лица и праздники у крымских татар (3, с.68-73); 32. Одежда у крымских татар (3, с.212-214).
Назаревский А.Е. 33. О Инкермане и его пещерных храмах (1, с. 9-15); 34. Очерк истории христианской церкви в Херсонесе. Об архитектурных стилях и устройстве херсонеских храмов (1, с. 85-92); 35. Очерк истории херсонеского монастыря св. Владимира и сооружения в нём храма (1, с.101-105); 36. Успенский скит и его значение в период татарского владычества в Крыму (2, с.65-69); 37. Построение православных храмов в Симферополе и достопримечательные предметы в этих храмах (3, с.109-120).
Ребец Ф.Я. 38. История народов южной России с древнейших времён до вытеснения готов. История Каламиты (Инкермана) (1, с. 15-49); 39. О таврах, их происхождении (скифы), названии (горцы), об устройстве и обычаях (1, с. 129-138); 40. Готы в Крыму и Мангуп (2, с. 117-121); 41. О крепостях скифского царя Скилура: Палакие и Хавбеях (3, с. 59); 42. О монетах, принадлежащих археологическому музею Симферопольской мужской гимназии (3, с. 214-215).
Святский Н.А. 43. О цыганах в России и Крыму (2, с. 47-59); 44. История Богоугодных заведений и благотворительных обществ города Симферополя (3, с. 129-150).
Тимошевский Г.И. 45. Хронология истории монастыря и храма св. Владимира в Херсонесе, а также раскопок в Херсонесе (1, с. 105-107); 46. Значение событий, свершившихся на Трахейском полуострове в истории России (1, с. 198-203); 47. История Братского кладбища г. Севастополя (1, с. 203-204); 48. Попытка объяснения названия Иосафатовой долины (2, с. 83-85); 49. О древних погребениях и древних крестах в Крыму (2, с. 107-110); 50. О местах, почитаемых среди татар (2, с. 110-111); 51. О монетах, находимых в Крыму и о творчестве поэта А.Н. Майкова (2, с. 121-124); 52. Краткий обзор памятников Мангупа (2, с. 124-126); 53. Сюренский дуб и связанная с ним легенда (2, с. 130); 54. Краткий очерк истории Симферополя (3, с. 34-59); 55. Учёная колония на берегу Салгира (3, с. 60-61); 56. Посещение Симферополя высочайшими особами (3, с. 62-65); 57. Ставок Славича (3, с. 127-128); 58. Гробницы-ящики (3, с. 198-203); 59. Памятники на почтовой дороге из Симферополя в Алушту (3, с. 210-212); 60. О монетах негреческих (3, с. 215-216); 61. О музеях в Крыму (3, с. 252-253); 62. Памятники исторических событий, находящиеся в гимназии (3, с. 253-254).
Шебедев Д.И. 63. Эпизод из поездки Екатерины II связанный с Инкерманом (1, с. 8-9); 64. Осада Севастополя и борьба на Малаховом кургане (1, с. 166-196); 65. История Крымского ханства (2, с. 7-22); 66. Поездка Екатерины II в Крым (2, с.22-24); 67. Исторические памятники Симферополя (3, с. 80-85).
Шпигель Ф.А. 68. История Херсонеса Таврического до присоединения его к державе Аркадия (1, с. 49-56); 69. Следы каменного века в Крыму (3, с. 203-209); 70. О каменных бабах (3, с. 209-210).
Яновский В. 71. История Георгиевского монастыря (1, с. 124-129).
Ящуржинский Х.П. 72. Об устройстве древних языческих храмов (1, с. 81-84); 73. О посещениях Херсонеса Кириллом и Мефодием и о принятии христианства князем Владимиром (1, с. 93-101); 74. Семейная жизнь, свадебные и погребальные обряды у татар (2, с. 34-38, 44-46); 75. Объяснение надписей в ханской усыпальнице (2, с. 42-44); 76. О камне «Вай-анам» (2, с. 112).
Сборники-отчеты, включающие указанные выше сообщения
Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Севастополь и его окрестности / Сост. А.Н. Попов. – Симферополь: Таврич. губ. тип., 1889.
Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Бахчисарай и его окрестности / Сост. А.Н. Попов. – Симферополь: Таврич. губ. тип., 1888.
Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь и его окрестности / Сост. Ф.Ф. Лашков. – Симферополь: тип. газеты « Крым », 1890.