Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Народное образование в Симферополе и в Крыму


Рекомендуемые сообщения


Оффтопик:

Улыбнуло "Обувь выдана".
One fool creates problems which many wise men have to solve.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Мужские и женские школы

Как учились в них 60 лет назад, какую форму носили и в какие игры играли, «Газете» рассказали симферопольские старожилы Генрих и Александра Бачаговы Раздельные гимназии для мальчиков и девочек, существовавшие в царской России, советская власть отменила сразу же, в 1918-м. Но спустя четверть века решила вернуться к этому опыту – и 1 сентября 1943-го в стране вновь появились мужские и женские школы. Просуществовали, правда, они недолго – до 1954-го. И тем ценнее воспоминания тех, кому довелось учиться именно в то время. Были подобные школы и в крымской столице – о них «Газете» рассказали симферопольские старожилы, супруги Бачаговы – Генрих Васильевич и Александра Михайловна.

14-я – мужская, 1-я – женская

 

Генрих Васильевич:

– Я с родителями и сестренкой переехал в Симферополь из Вологды в 1944-м – мама тяжело болела астмой, и отцу посоветовали, чтобы ее спасти, ехать сюда. Не поверите, через неделю у мамы все прекратилось! В Симферополе я пошел в третий класс в 14-ю мужскую школу и закончил ее в 1952-м, ровно 60 лет назад.

 

Александра Михайловна:

– Я тоже школу закончила в 1952-м, но в Геническе. В Симферополь – поступать в пединститут (нынешний ТНУ – Ред.), но в итоге пошла в специальный 11-й педкласс, который в качестве педучилища действовал при 1-й женской школе. В педклассе тоже были одни девочки, около 30 человек, но, правда, разных возрастов.

Белый верх, черный низ

 

Генрих Васильевич:

– Единой формы, когда мы учились, не существовало – времена были тяжелые, не до того было. К тому же после войны было много переростков – в одном классе могли учиться мальчишки с разницей в три-четыре года. Хотя требование «белый верх, черный низ» соблюдать старались, чтоб была белая рубашечка, ну или по крайней мере светлая. А на входе в школу всегда проверяли обувь – и не дай бог, чтоб у кого-то были не начищенные ваксой ботинки!

 

Александра Михайловна:

– У девочек тоже обувь проверяли. И косички – следили, чтоб аккуратно были заплетены. А что касается формы, то я, к примеру, 9-10 класс проходила в синем ситцевом платье, которое мне мама сшила. В обычные дни обязательно носили черный фартук, в праздничные – белый. И белые банты еще в праздничные дни были, а в обычные – черные, коричневые и синие. Носили ли красные, спрашиваете? Нет, ну галстук же красный, как же еще и банты красные? В 11 классе у нас были разного возраста ученицы, некоторым уже за 20 было. Так что формы как таковой не было, но одевались все скромно, строго. Красится не красились, разве что у пары девушек, из тех, что постарше, химзавивка была.

 

Кусочек хлеба и ящик яблок

 

Генрих Васильевич:

– В то время с питанием было очень трудно. Мы когда в Крым переехали, у матери украли карточки – так месяц пришлось одной макухой питаться. И в школе у нас, конечно, никакого буфета не было. Если кто-то приносил кусочек хлеба – он делился на всех.

 

Александра Михайловна:

– У меня в школе питание было только в 1946-1947 годах – кусочек хлеба с повидлом давали бесплатно. А потом уже и этого не было – только то, что из дому принесешь. Я жила в Симферополе у тетушки, а по соседству снимал комнату студент сельхозинститута. Он с каникул привозил тетушке ящик яблок по госцене – 36 кг. И вот сестрица в школу получала яблоко, и я получала – вот и все питание. Позволить себе какое-то кафе – это конечно исключалось совершенно. Мой 11-й педкласс приравнивался к училищу, нам стипендию платили, но очень маленькую – мы даже вечером, когда одним страшновато ходить было, на трамвае не ездили, экономили. Хотя билет трамвайный всего-то 3 копейки стоил.

 

Игра в жестку

 

Генрих Васильевич:

– У мальчишек самой популярной игрой была игра в жестку – брали кусок какого-то старого меха, клепали к нему для тяжести что-нибудь металлическое, гайку там, и ногой, внутренней частью ступни, его подбрасывали, набивали, кто больше – до 150 раз доходило.

 

Александра Михайловна:

– Ой, это на самом деле страшно вредная игра – она ухудшает работу мышц, так натружает их, до грыж. И в школах с этой жесткой боролись – директора заставляли дежурных учителей ходить и смотреть, чтоб прекращать это дело. А у девочек самой популярной игрой были классики, причем не только первоклашки, но и десятиклассницы играли – расчерчивался школьный двор, и прыгали там.

 

Ситцевые туфли для принцессы

Генрих Васильевич:

– Наша школа была мужской, а 9-я – женской (она находилась там, где сейчас духовная семинария, на Героев Аджимушкая), и вот мы к девочкам в 9-ю школу на 8 Марта приходили, поздравляли, а они к нам на День Армии. И устраивались танцы – вот это надо было наблюдать: в одном углу мальчики стоят, в другом – девочки, посередине – классный руководитель. Начинает играть музыка (патефон включали, или кто-то из ребят на баяне пиликал) – и начинается движение навстречу друг другу. А неуклюжие все, стеснительные, не знают, куда руку положить – ниже, выше плеча? В общем, картина была та еще.

 

Александра Михайловна:

– Мне сестрица двоюродная рассказывала (она тоже в Симферополе училась, в 11-й женской школе), что у них на Новый год были маскарады. И у нас в школе, в Геническе, тоже маскарады устраивали. Мы с подругой, помню, вместе нарядились, она – принцем, я – принцессой. Купили 6-7 метров белой марли, сшили мне платье, украсили впереди его битой елочной игрушкой – наклеили в виде узора эти осколочки. Принцу штаны сшили из распоротой маминой юбки, надели мужские туфли, тоже украсили их битой игрушкой, нашли петуха с красивым хвостом – и выдернули пару перьев для принцевого берета. А для принцессы туфлей не нашлось, так мне мы сшили из ситца что-то вроде чешек, ну и конечно тоже битой игрушкой украсили. Сейчас смешно все это вспоминать, но тогда нам казалось, что это красота неописуемая!

 

Учитель, перед именем твоим…

 

Генрих Васильевич:

– У нас в классе было 32 человека, и из этих 32-х один стал лауреатом Ленинской премии, 8 – докторами и кандидатами наук. И это во многом заслуга наших учителей. Мы не были какими-то вундеркиндами – обычные мальчишки: и уроки прогуливали, и на ставки ходили – те, что возле нынешнего радиорынка. И жизнь, может, не у всех моих одноклассников сложилась удачно, но гадов среди нас точно не было, все стали хорошими, нормальными людьми.

Александра Михайловна:

– Да, учителя у нас были удивительные – я всю жизнь их вспоминаю с благодарностью. 60 лет прошло, с тех пор как мы с Генрихом Васильевичем школу закончили, а всех наших учителей до сих пор помним по имени-отчеству – это были педагоги с большой буквы. Каждый из них так преподавал свой предмет, что эти знания остались у нас до сих пор. И еще они научили нас самому главному – умению думать, самостоятельно мыслить. Сейчас, увы, это большая редкость.

 

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей истории города Симферополя и его директора Ирину Вдовиченко.

 

Татьяна Шевченко.

 

Источник: http://www.gazeta.cr...kie-shkoli-1999

© 2000-2013 "Крымская газета"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Попалось:

В понедельник, 16 сентября 2013 15:00 состоится мероприятие по поводу 110 летия библиотеки им. Жуковского, по адресу Симферополь, ул. Ленина 23.


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

В советское время была традиция чествовать выпускников школ на площади им. Ленина. Вот некоторые фотографии того периода (1981 год).

Примерно в то же время сделаны снимки учителей 14 средней школы г. Симферополя (ул. Пархоменко).

post-4085-055143200 1381009571_thumb.jpg

post-4085-052144100 1381009605_thumb.jpg

post-4085-050425400 1381009635_thumb.jpg

post-4085-005111400 1381009646_thumb.jpg

post-4085-043168200 1381009655_thumb.jpg

post-4085-064940900 1381009675_thumb.jpg

post-4085-073256400 1381009686_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё 4 фотографии 1981 года - площадь им. Ленина - выпускной...

post-4085-051174100 1381233740_thumb.jpg

post-4085-014383000 1381233760_thumb.jpg

post-4085-054845800 1381233780_thumb.jpg

post-4085-026513800 1381233789_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неожиданно, скажем так smile.gif

Первые две фотографии предыдущего поста - 10 А класс 17 школы. Классный руководитель Рогова Валентина Семеновна . Далее учитель по укр. языку ( Марченко?)... и девчонки Харченко, Шугалова, Скоморохова, Суменко, Мазур , Шкиль , Гирская, Гусарова.

Вполне возможно, что и мой затылок где то есть smile.gif ( есть предположение какой именно)

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего,

чем одним только добрым словом © Аль Капоне

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не Марина случайно? smile.gif

Не ... хотя Марину я кажется тоже знаю ( если она жила на Кирова и папа ее работал в Спорткомитете)

: )

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего,

чем одним только добрым словом © Аль Капоне

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неожиданно, скажем так smile.gif

Первые две фотографии предыдущего поста - 10 А класс 17 школы. Классный руководитель Рогова Валентина Семеновна . Далее учитель по укр. языку ( Марченко?)... и девчонки Харченко, Шугалова, Скоморохова, Суменко, Мазур , Шкиль , Гирская, Гусарова.

Вполне возможно, что и мой затылок где то есть smile.gif ( есть предположение какой именно)

Как я понял, некоторых форумчан заинтересовали фотографии выпускнков школ 1981 года, причём, даже названы некоторые фамилии.

Я тогда действительно снимал конкретного человека в группе выпускников - Суменко Иру, сестру моей жены. BHyK, вероятней всего, её одноклассник!

Вот ещё некотороые фотографии с той плёнки, правда качество оставляет желать лучшего, но всё-таки...

post-4085-006279800 1381243327_thumb.jpg

post-4085-003411600 1381243338_thumb.jpg

post-4085-087340100 1381243344_thumb.jpg

post-4085-008625000 1381243352_thumb.jpg

post-4085-021075100 1381243358_thumb.jpg

post-4085-079402300 1381243367_thumb.jpg

post-4085-018969800 1381243375_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо Валерий Сергеевич, себя тоже увидел :)

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего,

чем одним только добрым словом © Аль Капоне

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ученицы 1-й симферопольской женской школы перед демонстрацией в один из праздничных дней, 1953 год:

1 (2).jpg 1 (3).jpg 1 (4).jpg

1949 год:

1 (1).jpg

Снимки опубликованы Дмитрием Борисовым на фейсбуке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ученицы 1-й симферопольской женской школы перед демонстрацией в один из праздничных дней, 1953 год:

post-294-028711000 1381758871_thumb.jpg post-294-002425000 1381758872_thumb.jpg post-294-083528800 1381758872_thumb.jpg

1949 год:

post-294-071100100 1381758870_thumb.jpg

Снимки опубликованы Дмитрием Борисовым на фейсбуке.

 

Год на первом фото не может быть 1953,так как с осени 1951 года все школы страны стали смешанными

(меня мама перевела из бывшей женской в бывшую мужскую,которая была почти рядом с домом).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...
Нашёл в своём семейном архиве, так называемый, "Паспорт грамоты" (до 1928 года), принадлежавший моей маме. Думаю, форумчанам будет интересно с ним познакомиться.

post-4085-032967100 1388327219_thumb.jpg

post-4085-089093600 1388327230_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарность и пожелание дирекции Симферопольской средней школы №14, чтобы мы, родители, «воспитали из своей дочери активного строителя коммунизма»!

Ведь коммунизм, в основном, должен был быть построен в 2000 году!

post-4085-015390300 1388335635_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Характеристика способностей учеников Симферопольской мужской гимназии в 1815 году (из документов ГА РК):

 

1.jpg

Публикация хранителя музея 1-й симферопольской гимназии Дмитрия Борисова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Москаленко Л.Б.

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (КРАТКИЙ ОЧЕРК О РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ В 80-Е – 90-Е ГОДЫ XIX ВЕКА).

 

 

8 апреля 1783 года территория Крымского ханства стала составной частью Российской империи. Крымский полуостров превращается в важный опорный пункт Российского государства на Черном море. В жизни Крыма происходят существенные изменения: уходят в прошлое рабовладение и работорговля, полуостров втягивается в общероссийские экономические преобразования, протекают активные миграционные процессы. Начиная с конца 50-х годов XIX века, в Крыму наблюдается сравнительно быстрый рост населения, обозначается многонациональный состав Крыма. В конце XIX века в Симферополе проживало в 1880 году 34 100 жителей, 1888 году – 39 448 жителей, а в 1897 году – уже 61 900 человек. В населении города преобладали русские, рядом с ними проживали греки, поляки, евреи, армяне, караимы, немцы, татары, цыгане.

 

До 1783 года единственными учебными заведениями Крымского ханства были мектебе и медресе. Светских школ не было. Грамотность считалась привилегией лиц духовного сословия. Но прошло три года после присоединения Крыма к России, и 5 августа 1786 года был издан Указ об открытии в Крыму народных училищ. Это событие протекало в русле общероссийских преобразований в области просвещения. И связаны они с именем Екатерины II. Внимание императрицы привлекла австрийская школьная система. Этому способствовали несколько личных встреч и дружба, завязавшаяся между Екатериной II и австрийским императором Иосифом II.

 

 

Иосиф II рекомендовал императрице в помощь серба Ф.И. Янковича де Мириево. Ученый серб хорошо знал русский язык, исповедовал православие, что и определило выбор Екатерины. Народные училища (главные) создавались в губернских городах и уездах (малые училища). Главные училища были четырехклассными, четвертый класс рассчитывался на два года обучения. Малые училища имели два класса, совпадавшие с первым и вторым классом главных училищ. Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским издала в 1783 году "Правила для учащихся в народных училищах". Эта небольшая книжка объемом в 24 страницы определяла поведение учеников как в стенах училищ, так и вне их. В том же 1783 году на русский язык было переведено "Руководство учителям первого и второго класса" силезско-австрийского педагога И.И. Фельбигера. Руководство явилось новым словом в методике. В нем учителям рекомендовалось больше заботиться не о наполнении памяти, а об образовании разума учеников. Справедливо будет заметить, что тезис не утратил своей актуальности и на рубеже IIIII тысячелетий.

 

В 1786 году главные училища были открыты в 25 губерниях России. Впервые в России была создана система единообразно устроенных учебных заведений, с едиными учебными планами, с классно-урочным обучением, с единой методикой. Новации в просвещении распространялись и на Крым. В начале 19 века в России была проведена школьная реформа, значительно продвинувшая дело народного образования, так как была создана система преемственно связанных между собой учебных заведений: одногодичные приходские училища, двухгодичные уездные училища, четырехгодичные губернские гимназии и, наконец, университеты.

 

Царствование Александра I составляет эпоху в развитии народного образования (при всех недостатках системы). В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения, в 1804 году – издан "Устав университетов" и "Устав учебных заведений, подведомственных университету".

 

Все учебные заведения Крыма, возникшие к началу XIX века, находились в ведении Харьковского университета (до 1832 года). Затем они были переданы в ведение попечителя Одесского учебного округа. С 1828 года начала работать Дирекция училищ Таврической губернии, в руках которой находились строительство и реорганизация школ, руководство работой начальных, городских, частных училищ губернии. Дирекция народных училищ в Крыму была ликвидирована в ноябре 1920 года.

 

По данным переписи населения 1897 года, грамотные в Таврической губернии составляли 27,9%. Данные взяты по результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года.

 

Во второй половине XIX века в губерниях России открываются низшие и средние сельскохозяйственные, технические, коммерческие училища. Были такие училища и школы и в Крыму, правда, здесь они были открыты в конце XIX века.

 

Приступая к непосредственному разговору об учебных заведениях г. Симферополя в конце XIX столетия, необходимо отметить, что наиболее известное среди них – Таврическая, или Симферопольская, мужская казенная гимназия, открытая 1 сентября 1812 года. Но уже через несколько дней гимназия была закрыта: на юге России свирепствовала чума, и случаи болезни обнаружились вскоре после открытия учреждения. Поэтому правильнее считать временем начала работы 12 декабря 1812 года. Тем не менее, 1 сентября 1887 года коллектив гимназии отметил семидесятилетие своей деятельности. Первоначально Симферопольская гимназия состояла из четырех классов, в 1836 году была преобразована в семиклассную с новым учебным планом. В 1865 году это уже классическая гимназия с одним древним (латинским) языком.

 

Вопрос о средней школе был поставлен вновь в повестку дня во время царствования Александра II. Не сбылись надежды Александра I на то, что гимназическое образование станет прямым путем в университет. Целью гимназии признается подготовка молодых людей к жизни, а не к слушанию лекций в университетах. В правление Николая I было предложено акцентировать обучение в гимназиях на древних языках (латынь, греческий). Дворянство находило гимназический курс слишком трудным. К 1851 году в России было только 12 гимназий с двумя древними языками, в остальных учили одному латинскому. Возник спор между сторонниками классического и реального образования. Предпочтение отдавалось реальным гимназиям с одним (латинским) языком. Таким образом, Симферопольская мужская гимназия – это реальная гимназия с одним языком. Наконец, по Уставу от 30 июня 1871 года гимназия получила устройство, с которым и вошла в 20 столетие. В 1888 году в гимназии обучалось 434 учащихся. А при открытии гимназии в 1812 году число составило всего 17 человек. В девятисотые годы в гимназии обучалось 285 учащихся. Удаленная от центров русской жизни, гимназия испытывала нужду в самом необходимом, ощущала нехватку учебных пособий. С течением времени средства гимназии увеличивались. При ней удалось организовать археологический музей, содержащий нумизматическую коллекцию в несколько тысяч монет, и другие предметы древности. В гимназии был создан особый отдел (краеведческий), он работал при фундаментальной библиотеке "Таврика". Отдел состоял из книг по истории, археологии, географии Крыма (создан в 1886 году). С организационной деятельностью гимназии связаны такие личности, как О.К. Мюльгаузен (первый попечитель гимназии), Х.Х. Стевен, помогавший гимназии материально. Весьма деятельно проявил себя руководивший гимназией в конце XIX столетия Г.Л. Марков. Во время его директорства при гимназии был открыт пансион, учрежден музей. В развитии гимназии активно участвовали городские власти. Начиная с 1876 года, Городская дума Симферополя ежегодно отпускала по 1200 рублей на обучение бедных учеников гимназии. Выбор учеников принадлежал педагогическому совету, решение утверждалось городской управой. С 1875 года от 10 до 13 учеников ежегодно содержало за свой счет "Общество взаимного кредита". Общество выбирало учеников по своему собственному усмотрению. В 1880 году городская дума ассигновала гимназии четыре тысячи рублей сроком на три года для открытия параллельного четвертого класса. В августе 1880 года было образовано "Общество вспомоществования недостаточным ученикам Симферопольской мужской гимназии". Число участников при открытии общества составило 162 человека. К 1887 году полный курс обучения в гимназии прошли 455 учащихся. Преподаватели гимназии бескорыстно помогали молодым учебным заведениям города, соглашались работать в них бесплатно, вели многообразную работу. Ими составлена история достопримечательностей города. Коллектив педагогов занимался историческими, этнографическими, географическими исследованиями Крыма. Приятно отметить, что старейшая гимназия города восстановила свой статус, и сегодня это вновь гимназия.

 

В Симферополе работали и частные гимназии. По улице Долгорукова, дом 2 (ныне улица Карла Либкнехта) размещалась частная мужская гимназия, учрежденная М.А. Волошенко. В доме 13 по Дворянской улице (ныне улица Горького) работала еще одна частная мужская гимназия. Обе названные гимназии проработали до 1920 года. Еще в начале семидесятых годов 19 века в Симферополе была открыта казенная женская гимназия. Она находилась на углу улицы Жуковского и Дворянской (улица Горького). В 1881 году в женской гимназии обучались 403 ученицы, в 1899 году – 330 учениц. Гимназии приравнивались к училищам I разряда. Начальницей гимназии (или училища) была А.И. Познанская. Учреждение женских училищ было большим шагом вперед, так как было положено начало бессословной средней женской школе. Училища I класса имели шестилетний курс обучения. Здесь преподавались Закон Божий, русская словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание, рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение, танцы. А.И. Познанская много трудилась при организации женского училища. Поскольку средств у училища недоставало, на помощь пришла мужская гимназия. В течение двух лет преподаватели Таврической мужской гимназии работали в женском училище. В нем было семь классов, а в 1879 году было разрешено открыть восьмой класс (дополнительный) с отделениями русского языка, математики, истории. Постепенно жизнь гимназии налаживалась: в 1889 году у гимназии был собственный преподавательский штат, улучшилось материальное положение. В 1880 году гимназия получила на свои нужды 1880 рублей от губернского земства, 2200 рублей от города, 1000 рублей от уездного земства. На ежегодно получаемые от города 2 200 рублей гимназия содержала одиннадцать стипендиаток. В 1898 году в Гимназическом переулке (улица Ушинского) работало женское училище II разряда. Оно имело трехгодичный курс обучения и считалось женской гимназией. Это было частное женское учебное заведение, основанное Г.И. Оливер. В учебный план училища II разряда входили Закон Божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание, рукоделие. В 1901 году училище преобразовали в женское училище I разряда, в 1904 году – в женскую гимназию. В 1872 году министр просвещения Российской империи Д.А. Толстой разработал проект Устава реальных училищ. Одной из преследуемых целей было отвлечение детей разночинцев от классической гимназии. Но главное заключалось в другом: дать стране людей с практической сметкой, с прагматической направленностью. Устав гласил, что реальные училища имели своей целью предоставить учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим нуждам, направленное на приобретение технических познаний. В жизни же реальные училища сделались, с позволения сказать, неполноценной и неполноправной средней школой как в смысле продолжительности образования (6 лет вместо 8 лет обучения в классической гимназии), так и в отношении характера образования. Пятый и шестой классы реального училища делились на основное и коммерческое отделение. При основном отделении мог быть утвержден седьмой (дополнительный) класс с тремя отделениями. Первое предназначалось для подготовки в высшие технические учебные заведения, второе – механико-техническое отделение, третье – химико-техническое.

 

В Таврической губернии реальные училища были открыты по Уставу реальных училищ от 15 мая 1872 года. К началу 20 столетия в губернии работало семь реальных училищ, два коммерческих училища. В 1885 году в Симферополе открылось частное четырехклассное реальное училище Стародубцева. Курс обучения в нем соответствовал четырем классам казенного реального училища. Училище получало от городских властей ежегодную субсидию в размере 1200 рублей. В нем обучалось шестьдесят учеников.

 

В 1892 году было открыто коммерческое училище в Симферополе. Училище размещалось в доме одиннадцать по улице Александра Невского (ныне улица Розы Люксембург). Как уже отмечалось, народное образование в Крыму стало развиваться в пореформенные десятилетия XIX века. В это время происходит становление женского образования, появляется ряд духовных учебных заведений. Наконец, потребность в грамотных людях привела к возникновению в Крыму низших учебных заведений. В 80-е – 90-е годы XIX века в городе работали несколько курсов бухгалтерии. При приюте А.Л. Фабра и при еврейском начальном училище работали ремесленные школы.

 

В Симферополе конца XIX века было организовано достаточно много частных школ. Среди них – школа Архангельской (32 ученика), караимская школа (30 учеников), школа Чубаряна (23 ученика). В частном женском училище Нергер обучались 27 учеников. В городе существовали две еврейские женские школы, основанные Мендиковой и Коган. В 1885 году в городе учреждена частная бесплатная школа А.А. Мешковцевой. Курс обучения в школе составлял пять лет. В школе обучалось 120 учащихся. Многонациональный состав населения города требовал создания новых заведений. Для детей татарских мурз при пансионате Симферопольской мужской гимназии было открыто отделение, татарский класс существовал при Симферопольском уездном училище. Впоследствии решено было учредить заведение, где бы татарские дети могли получить среднее образование и такую подготовку, которая позволила бы им стать учителями в низших татарских школах и обучать детей русскому языку. Такая школа была открыта в 1872 году, в ней работали четыре класса. К 1 января 1888 года в школе насчитывалось 89 учеников. Дети изучали основы мусульманского вероучения, русский язык, татарский язык, математику, историю, географию в объеме курса городских училищ. Все обучение направлялось на подготовку к работе в качестве учителей народных училищ.

 

Положение о городских училищах было издано в 1872 году. Тогда же Симферопольское уездное училище было преобразовано в трехклассное городское училище. В 1888 году городское училище было уже четырехклассным, в нем училось 139 учеников. Училище превратилось из трехклассного в четырехклассное после того, как Городская дума Симферополя начала ежегодно ассигновать по тысяче рублей на содержание четвертого класса. В 1881 году заработало одноклассное еврейское училище. В нем было три отделения и приготовительный класс. Преподавание в училище велось на русском языке. Закон еврейской веры и религиозные еврейские предметы были не обязательны. Училище находилось в ведении Дирекции народных училищ. На 1 января 1888 года в учреждении насчитывалось 66 учащихся. На излете XIX столетия в губернском Симферополе насчитывалось 33 учебных заведения разного ранга, в которых училось 2 364 ученика.

 

После первых успехов в развитии народного образования в конце XVIII – начале XIX века наступило затишье. Новые учебные заведения начинают создаваться в 60-70-е годы столетия. Постепенно они укрепляются финансово, их становится больше. В 80-е годы не открывается ни одного среднего учебного заведения. Новый учебный подъем наблюдается в 90-е и девятисотые годы. Таким образом, можно говорить о трех волнах: первая – шестидесятые-семидесятые; вторая – девяностые годы; третья – девятисотые годы.

 

 

 

Литература.

 

1. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении (народное образование). – Симферополь, 1894. – С.34-35.

 

2. Общий очерк состояния народных училищ в Таврической губернии за 1898-1899 гг. – Симферополь, 1900.

 

3. Маркевич. Краткий очерк развития учебных заведений в городе Симферополе // Ф. Лашков. Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. – Симферополь, 1890. – С.86-88.

 

4. Сборник статистических сведений по Таврической губернии, т.1. Грамотность и народное образование за 1884-1887 гг. //Памятная книжка Таврической губернии. – Симферополь, 1889. – С.40-52.

 

5. Гидалевич А.Л. Умственное развитие населения. Учебные заведения и число учащихся из книги А.Л. Гидалевича "Методико-топографическое описание Симферополя". – Симферополь, 1891. – С.84-102.

 

6. История городов и сел Украинской ССР в 26 томах. Крымская область. – Киев, 1974.

 

7. Агаджанов С.Г., Сахаров А.Н. Крым: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1988.

 

8. Краснобаев Б.И. Очерк истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987. – С.76-87.

 

9. Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. "Россия". – С-Пб, 1898.; Лениздат, 1991.

 

10. Заичкин И.А., Почкаев О.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II. – М.: Мысль, 1994.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
В середине февраля 1946-го отцу дали краткосрочный отпуск для переезда семьи в Симферополь, к месту службы отца (штаб Таврического военного округа). Маме, как железнодорожнику, выделили товарный вагон-теплушку, в который загрузили весь домашний скарб и продукты. 20-го числа вагон прицепили в конце состава поезда №71 «Москва-Симферополь», и 23-го февраля мы прибыли на симферопольский вокзал. Разместились мы в снятой папой маленькой комнатке на улице Кирова в доме, на фасаде которого была памятная доска о том, что здесь останавливался A.C. Грибоедов. Меня определили во второй класс ближайшей школы №16, находившейся в доме №3 Совнаркомовского переулка. Это было здание бывшего сиротского приюта, построенного в XX столетии (архитектор А.Я. Фабра). Впоследствии на нём установили памятную доску: «Здесь с 1932 по 1941 гг. учились организаторы Симферопольской подпольной организации Борис Хохлов, Николай Долетов, Владлен Ланский, Евгений Семняков, Зоя Жильцова, погибшие от рук немецко-фашистских захватчиков в период оккупации в 1942-1943 гг.»

 

Риту определили в детский сад на улице Ленина. В нём был чуткий коллектив воспитателей и нянечек с его заведующей Софьей Ивановной. Долгое время мы поддерживали дружеские отношения с ними. Маму сразу же приняли на работу железнодорожным билетным кассиром, где она проработала до ухода на пенсию в 1975 г.

 

В октябре нашей семье выделили комнату на улице Южной (теперь - имени Мокроусова) в двухэтажном доме №10 площадью 18 квадратных метров. В коридоре было ещё четыре комнаты, в каждой - своя семья. Но оказалось, что ордер на заселение выдавать нельзя, так как у родителей не существовало никаких документов о регистрации их брака. Пришлось проходить судебные мытарства, в которых я и Рита играли роль свидетелей. Всё окончилось замечательно, и теперь и мама стала носить фамилию Довгань.

 

С 1-го сентября 1947 г. меня приняли в 4 «А» класс 7 мужской средней школы (тогда ещё было раздельное обучение), где учителем была Вера Ивановна Рябченко. Школьные годы - незабываемы... Прежде всего, - это послевоенный учительский коллектив, передававший не только свои знания нам, но и свою родительскую заботу и нежность. В школе работали «Клуб юных капитанов», кружки радио и авиационного конструирования и моделирования, художественной самодеятельности и бальных танцев, спортивные секции. Каждый мог выбрать, что ему было по душе.

 

***

 

Кстати, школьникам, а я учился в 9-м классе, в то время официально работать не разрешалось. Но нас приглашали на плантации крымских роз (да, были и такие, причём, в черте города) для сбора их лепестков. Надо было прибыть к восходу солнца и закончить работу, чтобы успеть к началу занятий в школе. На первые заработанные деньги я купил велосипед (что увеличило производительность труда), фотоаппарат «Школьник» и демисезонное пальто.

 

На одном из первых моих снимков запечатлён командующий войсками Таврического военного округа генерал армии Маркиан Михайлович Попов, прибывший в местечко Перевальное на открытие летних спортивных соревнований Симферопольского военного гарнизона. Я попросил разрешения сфотографировать его. И, представляете, полководец позировал мальчишке несколько минут, подсказывая, где мне лучше встать. А потом, пожав мне руку, пожелал успехов в учёбе, и... поступить в военное училище.

http://coollib.com/b/341968/read


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Свежепостроенное здание Педадогического института, похоже на 60-е, но в каком году его построили, я не знаю. В 1972 году институт снова стал университетом, но его долго ещё называли "пединститут".

gallery_294_77_83452.jpg

 

gallery_294_77_42722.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...
История школы СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 ул.Бела Куна.

Школа № 23 ведет свою историю с 1923 года. В этом году она впервые упоминается в отчетах отдела народного образования города. В это время школ в городе было немного: 11 школ II ступени (с 5 по 7 классы) и 30 начальных. В 1923-1924 учебном году сесть за парты смогли лишь немногим более половины детей школьного возраста.

 

Школа № 23 II ступени была утверждена как экспериментальная площадка при Крымском педагогическом институте.

 

Школа располагалась в приспособленном здании. Оно находилось в центре в центре города на улице Розы Люксембург (в районе нынешней гостиницы "Украина"). В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, и было снесено. Количество учащихся было небольшим. В разные годы оно колебалось от 280 до 500 человек.

 

Директора школы довольно часто менялись. Нам известно, что в 1938 - 1939 гг. директором школы был Виктор Львович Зайцев, которому тогда еще не было 30 лет. Внучка В. Л. Зайцева - учитель английского языка Ирина Рафаиловна Галимова работает в нашей школе, продолжая педагогическую династию.

 

В предвоенные годы в городе была проблема с педагогическими кадрами. Из 400 педагогов только 90 имели высшее и неполное высшее образование. Но 23 школа отличалась своим высококвалифицированным педагогическим составом. Здесь вели занятия преподаватели пединститута, работала Надежда Ивановна Седова - учитель начальных классов, Заслуженный учитель РСФСР. С положительной стороны отмечалась работа учителя истории Шалалиева, учителей физкультуры.

 

Среди учеников и выпускников школы предвоенных лет, немало известных в Крыму и за его пределами людей. Это - известный врач, профессор и не менее известный крымский поэт Анатолий Петрович Милявский. Он был выпускником школы 1941 года, и прямо со школьной скамьи отправился на фронт.

 

Известный крымский краевед Вадим Константинович Гарагуля - тоже учился в школе №23. После войны школа была вновь открыта, но теперь ее здание находилось в районе Красной Горки. Это была восьмилетняя школа, в которой обучались дети из далеко не самого благополучного района города. В конце 60-х годов в связи с реконструкцией микрорайона, маленькое обветшалое здание школы было снесено. В 1986 году номер 23 был присвоен школе, открывшейся в новом современном красивом здании на улице Бела Куна,13. 20 лет назад строители - СУ№7 - Симферопольпромстрой передали символический ключ знаний педагогическому и ученическому коллективу школы. Принимал этот замечательный ключ от страны знаний директор школы, возглавлявший ее с 1986 по 1990 год – Игорь Васильевич Ковалев. Рядом с ним были учителя, сотрудники школы, тепло сердец которых создало ту замечательную атмосферу, которая и сегодня царит в школе. Многие из них и сегодня в нашем педагогическом коллективе. С этого времени начинается новая, яркая страница школьной истории. В период с 1991 по 1999 год школу возглавлял Бирюлев Борис Иванович.

http://school23simf.ucoz.ru/index/istorija_shkoly/0-8

Школу №33 в соседнем корпусе создали 1992 году.


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...
  • 3 месяца спустя...

Этот пост нужно перенести в тему "Народное образование в Симферополе. Учиться, учиться, учиться.." Как это сделать, я не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Крымский медицинский институт им. И.В. Сталина и один снимок 1-й Советской больницы:

 

143129940.jpg 143129940 (1).jpg 143129992.jpg 143129992 (1).jpg 143129992 (3).jpg 143129992 (2).jpg 143129992 (4).jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19181878_1921926101419055_1725898163_o.jpg


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...