Истина в вине?
26 октября 2006
Говорят, истина в вине… Если это действительно так, человек, знающий о вине все, должен быть преисполнен мудрости и спокойствия. А если этот человек с удовольствием делится своими знаниями с окружающими, то ему нет цены! Сегодня мы публикуем интервью с Сергеем Шульженко – дегустатором, предпринимателем и приятнейшим собеседником.
Сергей Шульженко – коренной крымчанин, чем очень гордится. «По отцовской линии – наверное, со времен крымской войны, так что я всеми фибрами души ощущаю себя плотью от плоти Крыма». Этот человек занимается организацией и проведением винных дегустаций. Но он не похож на обычного предпринимателя – настолько, что после каждой дегустации хочется задать ему миллион вопросов. Он с удовольствием отвечает, потому что больше всего на свете любит общение. Рассказывает о себе, о своей работе, о вине и о людях.
– коренной крымчанин, чем очень гордится. «По отцовской линии – наверное, со времен крымской войны, так что я всеми фибрами души ощущаю себя плотью от плоти Крыма». Этот человек занимается организацией и проведением винных дегустаций. Но он не похож на обычного предпринимателя – настолько, что после каждой дегустации хочется задать ему миллион вопросов. Он с удовольствием отвечает, потому что больше всего на свете любит общение. Рассказывает о себе, о своей работе, о вине и о людях.
«Школа ялтинская средняя. Потом сразу же Таврический университет в Симферополе, факультет биологический. Специализация – зоология. Материально я потерял, выбрав биофак, хотя, имея багаж знаний, смотрю на природу несколько другими глазами. Я бы, думаю, добился неплохих успехов на поприще адвокатуры. Я бы с удовольствием этим занимался и, думаю, не худшим образом». После окончания – год армии и институт Магарач. «К слову «магарыч» отношения не имеет».
Слово «магараш» значит «источник». «Можно сказать, что это действительно был родник, источник знаний о винограде и вине. К тому времени, когда я сюда попал на работу, это был Всесоюзный Институт Виноградарства и Виноделия. Он перенес несколько переименований, и одна из самых изумительных метаморфоз случилась в ту известную эпоху, когда Лигачев с Горбачевым затеяли борьбу с виноделием. Вот тогда институт стыдливо принял название, которое в аббревиатуре звучало так: «Институт винограда и П его П», то есть «продуктов его переработки». Слово «вино» не должно было звучать».
Правильное шоу
В те времена дегустации выглядели так: человек садился за стол, рассказчик сообщал ему марку вина, его кондиции, сорт винограда и переходил к следующему. Но около десяти лет назад все начало меняться. «Пришла такая свежая мысль в голову – не попробовать ли сделать дегустацию неким шоу? Неким представлением в развернутом виде? Не сухость цифр и фактов, а живое восприятие вина. До этого у нас никто ничего подобного не делал. А я этим занимаюсь, потому что мне это по душе. Мне по душе общение с людьми.
Когда мы начинали этот бизнес (хотя один человек мне сказал: Сергей, у тебя не бизнес, у тебя хорошо оплачиваемый творческий труд), мы решили делать шоу. Мы встречали гостей бокалами шампанского, устраивали лотереи, все это длилось часа два». Потом оказалось, что антураж не столь интересен людям, которые приходят, чтобы дегустировать вино. Но и без антуража нельзя: место, в котором проводятся дегустации, должно привлекать людей. «Мы работали несколько лет в Ливадии в Итальянских двориках. Но Ливадия – это музей, и администрация посчитала опасным для себя иметь дело с вином: как это так – министерство культуры и вино. А то место, где мы проводим дегустации сейчас, уникально. Оно как будто предназначено для спокойного человеческого общения. Мне оно нравится. Здесь ласточки гнездятся – где вы в городе увидите ласточку? Деревья, тишина, потолок шесть метров – это все располагает…
Конечно, я слышал мнение фанатов, которые приезжают сюда из года в год: «не волнуйтесь, будете на автостанции читать лекцию – мы и туда приедем». Но это не дело. Место должно соответствовать уровню и красоте тех вин, которые мы представляем. Так нравится нам, так нравится людям».
Вино, ласточки и книги
Интерьер помещения, в котором проводится дегустация, должен успокаивать и располагать к приятному общению – с вином и с людьми. Приглушенный свет, пламя свечей, чистота и тишина. Девушки, разливающие вино, ходят почти бесшумно. Они обязаны хорошо выглядеть, внешность, одежда – все это имеет значение. «Подбор коллектива – вещь непростая, - говорит Сергей Владимирович. - Пять человек, все имеют разное образование. Наверное, он спаянный потому, что прошел проверку временем. Конечно, на первых порах были конфликты. Очень важно, чтобы твой коллектив ловил каждое твое слово. Я - истина в последней инстанции для всех». В то же время каждый знает, что ему делать, никто не задает лишних вопросов, и все вместе работают как слаженный часовой механизм. «Никто не спрашивает: «Что мне завтра делать?» Один знает, что он должен обеспечить соленые палочки, минеральную воду, салфетки. Другой знает, что бокалы должны быть чистые, блестящие. Мы приходим на работу, не задавая вопросов (единственный вопрос – сколько будет посетителей).
Есть в моей команде один человек моего возраста. Он перед дегустацией предлагает книги. У нас есть столик с литературой по виноградарству и виноделию, которая может заинтересовать посетителя после дегустации. Этот человек в свое время закончил Институт Культуры в Москве, потом работал в Магараче, потом на производстве в Массандре в мадерном цехе. Когда я взял его в свою команду, он как библиотекарь сразу же увлекся литературой. Теперь «подбрасывает» мне книги. Сейчас такое количество прекрасных, грамотных книг о виноделии! Он очень много читает и даже составляет свои небольшие брошюрки. А теперь тоже проводит дегустации».
Особое внимание Сергей Шульженко уделяет качеству напитков, которые подбирает неустанно. Каждый день, круглый год он ищет лучшие вина, боясь подать что-то некачественное. Такое бывает: если вино «зауксилось», дегустатор может вставить фразу: «У нас сегодня дегустация учебная. Мы вам покажем вина и хорошие, и похуже». «Это дело хозяйское, я себе такого не позволяю», - говорит Сергей Владимирович.
Хочу все знать!
Главное в дегустации – донести до людей радость открытия и понимания. Виноделие – это особый мир со своими тонкостями и нюансами. Видеть глаза людей, для которых раскрывается этот мир, – настоящее удовольствие для любого винодела. Но для того, чтобы познакомить стороннего наблюдателя с этим миром, знания нужны поистине энциклопедические. «Очень многие рассказчики «нахватали» информацию о чем-то одном - могут ответить по памяти кондиции вина, могу сказать, где этот сорт выращивается… Я же всегда считал, что если встал на путь экскурсовода, то должен быть готов ответить на любой вопрос посетителя. Если попросят напомнить годы царствования Николая I – я должен это знать. Если я говорю о влиянии семьи Романовых на виноделие - я должен знать, что они предпочитали, что они пили. Нужно ориентироваться во всем мире вин. Я постоянно читаю и стараюсь повысить свой уровень. Необходимо самообразование».
Сергей Шульженко рассказывает, что никогда не испытывал страха перед аудиторией. Сначала педагогическая практика в университете, потом два месяца работы в вечерней школе: «Конечно, маленький порог переступить приходится. Но когда ты видишь глаза людей, устанавливаешь контакт – это великолепно».
Завоевание аудитории во многом зависит и от суммы знаний, и от личного обаяния рассказчика. Сначала нужно привлечь к себе взгляд, создать у людей приятное впечатление. Очень важен тембр голоса – особенно, если в аудитории присутствуют женщины. «Я очень люблю, когда публика, не стесняясь, начинает задавать вопросы. Ведь диалог интересней, чем монолог. Я так рад вопросам! Но есть и обратная сторона - я должен обладать такой суммой знаний, чтобы не бояться вопросов. Никогда нельзя говорить «не знаю» - это расписаться в своей беспомощности». Нет таких вопросов, на которые опытный дегустатор не нашел бы ответа. Конечно, есть вина, которые дегустатор не пробовал, – нельзя перепробовать все вина мира. В таких ситуациях дегустатор просит посетителя поделиться своим мнением. «Не потерять свое лицо – очень важно для оратора».
«К сожалению, у нас за последние годы меняется состав гостей, - сетует Сергей Владимирович. - Несколько лет назад было приятнее работать с аудиторией. Сейчас нет-нет да и услышишь: «Тю! Пляшка вина за вісімдесят гривень?! Та на ці гроші можна купити вісім пляшок горілки!» Несколько другой стала публика».
Главное – общение
Среда дегустаторов довольно консервативна и замкнута. Вино требует особого подхода – «не о кирпичах же рассказываешь», - и для того, чтобы попасть в эту среду, нужно много учиться. Поэтому иногда на дегустации приходят студентки из Массандры – перенимают опыт.
Среди самих дегустаторов часто существует зависть, настороженность. Сергея Шульженко это удивляет: «Как можно сказать, что кто-то из них лучше? Хороши вина! Хорошие вина повсюду! Этой конкуренции быть не должно - а все-таки она существует. Это диковато: встретишься в городе, и первый вопрос после «Здравствуй» не «Как здоровье?», «Как дети?», а «Как работа?», «Сколько людей у тебя?» Что-то в этом есть нездоровое. Поэтому общение с коллегами по цеху не очень частое».
Недостаток общения с коллегами компенсируется общением с теми, кто приходит на дегустацию. «Приятно, когда видишь глаза человека, когда видишь, что он понимает тебя и умеет дослушать до конца. Умение слушать – это очень важно. На дегустациях иногда видишь такие глаза, такой взгляд, когда удивленно поднимаются брови, когда понимаешь, что человек впервые услышал что-то, что его удивило. Не люблю людей, у которых не отображается хотя бы чуть-чуть эмоций на лице. Я всегда задумываюсь: может быть, я что-то не так говорю, не то делаю… Для оратора важно видеть реакцию. А если человек после дегустации задает вопрос, то общаться с такими людьми – вообще одно удовольствие!»
Беседовал Андрей Петров, E-xecutive
Подготовила Мария Михантьева, E-xecutive
Источник: E-xecutive