Любые мои высказывания являются исключительно личным мнением, либо желанием выяснить мнение окружающих, и ни в коей мере не являются призывом к чему-либо, а так же не ставят под сомнение действия органов власти.
Продолжаю начатую тему, хочу предложить своё интервью с художником Шариком для американского издания Russian life, которое брал в 14 году.
РАСШИФРОВКА
О крымском художнике «Шарике» как о человеке мы знаем мало, так как для своего творчества он выбрал себе анонимность. Но его социальные рисунки говорят нам о его определенной системе ценностей, которая не раз становилась поводом для обсуждения прессой и обществом. Будь то космонавты или президенты, водолазы или санта клаусы, на всём есть отпечаток его индивидуального взгляда на мир. Сегодня рисунки Шарика можно встретить как на Украине, так и в России, но его творческая родина – Крым, и именно здесь мы с ним пообщались, найдя его с походным рюкзаком в городском парке Симферополя. Шарик рассказал нам почему не поехал рисовать на киевский Майдан, чем современный человек отличается от обезьяны и как он видит роль Крыма в исторической перспективе.
– Кто такой «Шарик»?
– Шарик это творческий проект, обычного среднестатистического парня.
– Ты выбрал анонимность. Почему?
– Анонимность прежде всего обусловлена тем, что моя деятельность связана с нарушением закона. Рисование на стене это административный проступок, за который можно понести наказание. А так я не привлекаю внимание к своей персоне, а больше к содержанию своих рисунков.
– Твои родители знают чем ты занимаешься?
– Да, знают, но не одобряют.
– Сколько лет Шарику?
– Я отчёт веду с первой заметки в газете, с 2008 года.
– Получается 6 лет. И что тебя подвигло к рисованию?
– Тяжелая судьба (иронично).
– Что ты рисуешь?
– Как и любой художник, я стараюсь охватить как можно больше социальных явлений. Чаще всего это сатирические рисунки, или как их прозвали представители СМИ: «остросоциальные».
– У тебя присутствую образы советского, космонавты, лётчики… почему это есть? Хотя СССР нет уже больше 20 лет, что вдохновляет?
– Да, я помню даже писали про меня что я «совок». Но на самом деле это зритель домысливает, что рисунки связаны с советским союзом. На самом деле это просто связано с какой-то мальчишеской страстью к полётам, к хулиганству, героизму. Какой мальчишка не мечтал быть лётчиком, нестись на бешенных скоростях на ракете…
– Как эта мальчишеская романтика перекликается с политическим в твоём творчестве?
– Я стараюсь как можно шире охватить общество. Есть сатирические рисунки, в том числе и на политическую тему.
– Если говорить о твоей работе с тремя президентами Путиным, Лукашенко и Януковичем, которые раскуривают марихуану, почему ты прибег к такому образу?
– Что хотел сказать творец, я не могу сказать, но мы можем поразмышлять. На этом рисунке изображены люди, очень похожие на лидеров трёх дружественных стран, и вот они в этой дружественной обстановке раскуривают бонг, а он в свою очередь несет в себе объединительную идею. Но сегодня эта компания оказалась кому-то не по душе… ну любой рисунок допускает разные трактовки, всё зависит от зрителя. Кто-то на это реагирует как на просто смешную зарисовку, кто-то готов детально анализировать все фигуры, «красота в глазах смотрящего». Я аполитичен, но многие считают наоборот, т.к. я использую персон связанных с политикой.
– Твой любимый рисунок?
– А любимый мой рисунок – старый капитан бумажного корабля.
– Те события, которые происходили сейчас в Крыму, они тебя как-то толкают на самовыражение?
– На самом деле очень много раз хотелось что-то изобразить, но т.к. изображая что-то, ты сразу становишься в лагерь той или иной стороны, то я решил воздержаться от изображения последних событий.
– Сегодня есть два «симпатичных» лагеря: ватники и колорады, и бендеровцы с фашистами. Ты себя относишь к какому?
– Ну они мне и те и те одинаково близки и одинаково неприемлемы. Я занимаю круговую оборону и должен раздавать оплеухи как тем так и другим.
– Но я вот знаю что тот же Майдан породил много художников, люди пишут картины посвящённые Свободе, Европе… это тебя не вдохновляет? Почему ты не хочешь быть с ними, почему круговая оборона?
– Мне больше интересны какие-то глобальные явления. Мне предлагали поехать в Киев. Представляли жильё, краску – рисуй. Но я не поехал.
– Что рисуй?
– Что-нибудь. На мой взгляд, революция, которая произошла на Майдане, она националистическая. А я не поддерживаю националистов, кто бы они не были, русские, украинцы. Вот если бы она была социальная, то это другое дело.
– Сейчас Крым подчинён России, для тебя, что это значит?
– Я к этому отношусь как историческому процессу. История Крыма знает очень много подобных изменений: присоединение, отсоединение, это не что-то там… обычная борьба за территорию.
– Но вокруг половина говорит «это наша земля», и что она сейчас оккупирована, другие тоже говорят, «это наша земля», мы вернули её себе…
– У меня никогда не возникало националистических взглядов, потому что во мне три крови. И мне трудно сказать где моя земля.
– Ты думаешь это от крови зависит?
– По моему наблюдению, это зависит от возраста и от крови, национальности.
– Ты ходил на Референдум?
– Нет.
– Почему?
– Я считаю что такие представители рабочего класса как я, мало могут повлиять на этот исторический процесс.
– Но люди тем не менее участвуют в политических движениях, тот же Майдан…
– Да, сейчас вне политики невозможно быть.
– Это пена дней?
– Политика стала неотъемлемой частью жизни людей.
– На что живёт Шарик.
– Шарик зарплатный раб, живёт на маленькую зарплатку.
– Но получается что он идейный раб, раз не продаётся на Майдане?
– Покуда есть средства к существованию, он идейный (смеется).
– Хорошо, можешь сказать чем так сильно отличается Украина от России, что люди вдруг стали убивать друг друга?
– Я считаю что им промыли мозги. Русские и украинцы географически соседи, а с соседями лучше дружить. Есть старый принцип «разделяй и властвуй» и эти народы разделили и кому-то эта война приносит прибыль. Ну думаю историки будущего скажут об этом.
– А что историки скажут о Шарике?
– Скорее всего ничего. Шарик канет в лету и растворится в вечности. Ну было бы приятно если какой-нибудь историк в далёком будущем, смотря на нашу гиперсовременную действительность сослался бы на один из моих наскальных рисунков.
– Почему наскальных?
– А ничего не поменялось. Мы смотрим в учебники истории, там древний человек изображает свой быт. Я занимаюсь тем же самым. Изображаю современность. Может быть не так буквально просто.
– Прогресса нет? Мы остались человекообразным стадом?
– Со мной многие не согласятся, но мы те же приматы просто у нас появились современные технологии.
– Но приматы же не могут их изобрести?
– Да, от цивилизации у нас скопилось огромное культурное наследие, но несмотря на это, примат в нас всё равно чаще всего одолевает культурного человека.
Беседовал Антон Трофимов
Май 2014 года, Симферополь, Крым