Давайте не только лишь об, но и сразу.....
Я имею в вивду не только микропроцессоры, но и другую вычислительную технику советского периода.
В дописишную эпоху (до появления массово IBM PC ХТ и АТ, а также их аналогов отечественных и стран СЭВ)
мне пришлось иметь дело сначала(хронологически) с микро ЭВМ НАИРИ, НАИРИ-С, НАИРИ-К.
Работу с ними изучали на 2 курсе очень поверхностно и очень недолго.
Данная Микро ЭВМ - это шкаф примерно с хороший письменный стол, даже два.
Память - 1024, 2048 и 4096 но не байт !!! Там были ячейки 36 бит, полностью оригинальная архитектура
и, соответственно, система команд. Внешние устройства - фотосчитыватель и перфоратор для перфоленты +
печатающее устройстыо "Консул". Консул - с виду обычная печатная машинка, служит и для ввода, и для вывода -
вместо дисплюя. Память - на ферритовых кольцах - при выключении питания вся информация ОЗУ остаётся на месте.
В варианте с ОЗУ 4096 ячеек доступно было только 2048, а вторая страница памяти подключалась только при использовании
хитрых команд. Поскольку программировать в командах могди не только лишь все (точнее никто), я спокойно держал
свои программы на второй странице пару лет (пока не выбросили эти машины). ПЗУ тоже было на ферритовых кольцах.
Они (кольца) располагались рядами по 36 штук (элементарная ячейка 36 бит) и если информационный провод проходил сквозь
кольцо - бит имел значение 1, а если провод обходил кольцо - 0. Эти кольца (ПЗУ) были достаточно большими - примерно 20мм.
Для того, штобы пропустить информационный провод в нужные кольца, использовалась цыганская иголка - отсюда и термин "прошивка"
программы . Кольца ОЗУ были маленькие, порядка 1-2 мм. Эти машины можно было программировать в командах - машинных кодах,
что-то средее между ассемблером и непосредственно кодами. Вот помню одну команду о2274н - это вывод символа на чепять (какого не помню)
Кроме этого машина "знала" некий адгоритмический язык, очень простой и ограниченный, буквально до 10 операторов, назывался АП.
Собственно его мы и изучали и что-то писали на нём. В языке был оператор задания и решения систем уравнений, оператор присваивания,
простейшего цикла и условный оператор. Что интересно - при вводе с Консула операторы опознавались по первым 2 буквам.
То есть печатаешь первые 2 буквы оператора, а машина допечатывает остальные. Операторы были русские оооочень "прищёлкнутые".
Например: ДОпустим, ВСтавим, и в конце должен был быть оператор КОнчаем (аналог END в BASIC).
Так вот - после долгого штудирования документации, разбирательства с кольцами ПЗУ и лазанья в пыли с иголкой для прошивки......
При наборе КО для оператора "КОнчаем", машина гордо выдавала "КОнчаем в тапочек"
Было интересно ......
А за время работы пришлось иметь дело с кучей и машин, и процессоров микро, но это совсем другие истории ...