Итак, сегодня едем и едим =)
Дороги там хорошие. Ни разу не было, чтобы мы вляпались в большущую лужу, или чтобы трясло, или случился еще какой-нибудь казус. Но изредка ямы встречаются - как ни странно, но несколько штук попалось прямо посреди довольно оживленной улицы в Шанхае.
По дорогам ездит масса автомобилей. Леша рассказал нам, что зарегистрировать машину в Пекине - долгий, дорогой и очень ограниченный процесс.
Свободных номеров в год выделяется (в точных цифрах не уверен, но суть не в этом) тысяч двадцать на весь многомиллионный город. И стоит номер десять тысяч долларов. И не всякая машина достойна этого счастья. Как я был восхищен (потом, гораздо позже, прочитал про Сингапур в этом аспекте и восхитился еще больше). В общем, хочешь ездить - плати и жди. Порой годами. Ибо а) нехер, б) есть общественный транспорт и такси и в) есть велополосы.
Улицы в крупных городах есть разные - где две полосы (и тротуары метра по два-три), а где шесть-восемь. Так вот, если полос достаточно, две крайних выделяют под вело- и мототранспорт (хотя если мотороллер большой или с кузовом и грузом, он может ехать и по полосе для авто). Если улица узковата - велики и скутеры могут ехать у тротуара. А могут и по нему - не знаю как там между собой разбираются китайцы, но мы были настороже в местах, где не было велополос и было мало других прохожих на тротуаре. Да и не всегда по нему можно пройти:
По велополосам ездят китайцы всех полов и возрастов, как относительно оборванные, так и довольно прилично одетые. А вот на чем они ездят...
Очень распространены электроскутеры, от симпатичных новеньких, до самодельных, слепленных из старых велосипедов, говна и палок, рыдванов с аккумулятором от старого грузовика. Полно велосипедов (с моторчиками и без), мопедов (порой тоже без мотора), мотороллеров и чего-то вообще не всегда однозначно идентифицируемого.
Вот типичный транспорт небогатого китайца (звыняйте, если какие фотки уже были, но лучше так, чем провал в сюжете):
А вот китайский работник заезжает в парк со стороны заднего проезда:
На междугородних трассах - не поймешь, полоса это для великов, или обочина:
Ну и, конечно, во всяких антикварных местах и пешком не всегда хватает места:
Возле крупных средоточий общественной жизни (рынки, магазины, супермаркеты, прогулочные места) некоторые несквозные улицы и тупички могут быть заставлены легким транспортом чуть ли не сплошь:
Это снимок из Тунси. Там часто идут дожди и вообще влажно, плюс это южный город и солнышко может неслабо жарить, поэтому на таратайки прикручивают зонты, натягивают пленку или надевают специальные чехлы, превращающие бздырь в палатку на колесах. Особо продвинутые чехлы имеют даже кармашки с прозрачными вставками для зеркал заднего вида.
На великах и мотороллерах мы не катались, а по-господски наслаждались видами из хороших легковушек или бусиков. Пару раз (из города Хуаншань в горы Хуаншань и обратно) ехали вместе с гидом на общественном автобусе. Мне понравилось: синенькие, чистые, явно новые, небольшие (типа Эталонов) и довольно резвые, чтобы шнырять по горным дорогам.
На дальние расстояния между городами мы перемещались на поездах. Из Пекина в Шанхай ехали ночью в купейном вагоне. Чистенько, и плечики для одежды дают. Стоимость проезда, кстати, почти семьсот юаней! Как в самолете. Впрочем, что-то общее у них есть - в поезде не трясет и несется он со скоростью за двести.
Тудух-тудух! Тудух-тудух! Тудух-тудух! Тудухдыдыщдудухтудудух-тудух-тудух!!! Знакомо? Правильно, проехали стрелку на электричке. Нашу, в Китае они еле заметны. А стыки между рельсами как будто отсутствуют вообще. Звук китайского поезда - фшшуууууУУУУУУУууууу... Так мы ехали из Шанхая в Тунси и обратно. В китайской электричке под потолком было табло, на котором высвечивалась текущая скорость. Костя засек рекорд - 295 км/ч. Эх...
Электричка, кстати, больше напоминает внутри самолет или комфортабельный автобус. Мягкие сиденья в вагоне; слева два в ряду, справа три - очень удобно в зависимости от четности компании. Ну, так было, когда мы ехали - если поезд поедет в другую сторону, по вагонам проходят служащие и разворачивают сиденья. Если, конечно, вагон пустой. Часть пути до Тунси мы проделали задом наперед - поезд заезжал куда-то на промежуточную станцию и оттуда двинулся другим концом вперед.
На сиденьях - откидные столики. Мы воспользовались ими, чтобы схомячить тормозок из отеля и стали думать, куда девать мусор. Оказалось все просто: каждые полчаса по проходу идет китаянка с мешком, куда собирает у пассажиров остатки еды. Для тех же остатков, которые успели пройти через организм, в голове вагона предусмотрен туалет на два посадочных места. Точнее, сесть как раз там не на что - кабинка целиком из нержавейки укомплектована только очком в полу. Поезд, конечно, идет плавно и не дергает, но иногда все-таки разгоняется и тормозит... за что китайцы там держатся в эти моменты?
Один минус в этих электричках - сами китайцы. Производимый ими шум (в дБ) вычисляется по формуле 100-40/x^(1/2) (где x - число китайцев в компании, 40 дБ - шум в спокойной обстановке, а 100 - в камнедробильном отделении горно-обогатительного комбината), а время непрерывного галдежа составляет t = 100% - N*2, где N - число секунд, требуемое на заскакивание в вагона с перрона или наоборот.
Кстати, о перронах. На китайских вокзалах существует система досмотра, как в аэропортах. На входе в здание вокзала кладешь багаж на конвейер, который затягивает в камеру досмотра. Сам проходишь рамку и (примерно в половине случаев) китаянка еще и поводит над тобой ручным чего-то-тамоискателем. Если вокзал большой, процедуру могут повторить еще где-нибудь по пути. Провожающие (т.е., без билетов) на перрон попросту не допускаются: в зале ожидания сиди сколько надо, а перрон - только для посадки и высадки. Разумно. А еще незадолго до выхода на перрон всех выстраивают в очередь (если сами еще не догадались), и проверяют билеты - где только смотрят, а где - что-то надписывают. Потом дают сигнал на посадку и все топают на перрон через турникет, к которому надо приложить билетик, или мимо сотрудников СБ вокзала (или полицейских, я не разбирался). И никто не возмущается, и все весьма быстро, несмотря на то, что много народу.
В общем, катались мы неплохо, к транспорту претензий нет. А вот к еде...
Совет № 1 для едущих в Китай: берите с собой (или купите на месте) соль. Обыкновенную поваренную соль.
В китайских кафе этот продукт отсутствует как класс. Максимум что вы увидите на столике - мерзкую жижу, знакомую нам под названием "соевый соус".
В первый вечер Леша нам написал по-китайски на бумажке "Не острое", чтобы мы могли показывать ее тем, кто не понимает по-английски и по-русски. Мы вооружились ею и пошли гулять по боковой улице, где был наш отель и куча всяких мелких заведений. Вывески, конечно, на китайском, поэтому могли и пропустить чего, но вскоре наткнулись на пельменную:
Меню оказалось с картинками и названия блюд были продублированы по-английски. Цены неприятно удивили: порция пельменей - 40 юаней. Кафешка при этом была небольшая и средней чистоты, а уж запах, нагло забиравшийся туда с улицы... в общем, легкое амбре свалки, причем, по-видимому, только мы его и ощущали.
Подошла пожилая женщина, мы ткнули пальцем в картинку, пальцами же показали "две порции" и предъявили вышеупомянутую бумажку. Она кивнула, отошла и через минуту принесла палочки. А мы не догадались попросить Лешу написать еще и "дайте нам вилки"...
В общем, ждем пельмешки и развлекаемся, пытаясь запилить селфи на килограммовый фотоаппарат:
и осматривая помещение:
Принесли пельмешки. Ну, порция не великанская, но и не три штучки на подносе, как любят подавать в Москве. Нормально, как раз поесть. Два лаовая вполне справились и палочками, даже вспомнив, что накалывать еду на них нельзя, хоть и хотелось.
Правда, был нюанс. Поесть-то мы поели, но насладиться не удалось - вкус у них, как говорил Райкин, "списьфиссьский". Представьте себе пресноватый пельмень. Ну, то есть не то что совсем пресный, но соли в тесте - две щепотки на три центнера. Вы пробовали французскую горчицу? Такие мелкие шарики в слизистой жиже, не острые и по вкусу на бурую бяку из тюбика (сиречь обычную горчицу) не очень похожие? Вот представьте, что оттуда убрали сами шарики и осталась только жижица. Каково на вкус? Так вот, именно такой вкус был у начинки пельменей. С виду - мясо. По вкусу - горчичные сопли. С такой едой понятно, почему у них предпочитают острое и соевый соус вместо соли.
Вообще, китайская еда делается так, чтобы либо изменить вкус до неузнаваемости, либо придать космическую остроту.
Вот это - кафешка на Древней улице в Тунси:
Внутри - стойка и кухонька, там делают лапшу, рис и что-то еще. Снаружи - стойка с топпингами, то бишь, всякой фигней, которую покупатель может выбрать и добавить в свою пресную нямку. С виду ассортимент большой, но половина этих вкуснях - красный перец во всех видах, а другая половина содержит его в качестве одного из составляющих.
В дорогу в поезд мы взяли пачку печенек. С виду - крекеры, только тонкие как чипсы. На вкус - солоновато-сладковатые, ничо так... вроде... твою ж мать!!! На третьей печеньке они явили свое китайское нутро во всей красе, добавив к ощущениям перец-огонек. Хорошо хоть воды было две бутылки...
Единственное место, где поесть было можно нормально - рестораны в отелях. Там просто были отдельные столики или секции для европейской пищи. И даже соль.
Там нормальная вода (негазированная, питьевая, 3 юаня за поллитра в магазинах, 15-20 - в туристических местах). В Шанхае вечером в каком-то супермаркете размером 6 на 10 мы купили жареные колбаски (6 юаней штучка) и с удовольствием слопали за углом. Хорошие апельсины и яблоки (8-10 юаней кило). Абсолютно безвкусные груши размером с грейпфрут. Экзотику не рискнули брать.
Кстати, с ценами на улице легко напутать. Дело в том, что они указаны за "цзинь" - китайскую меру веса, равную полкило. А весы у продавцов работают с килограммами, поэтому не стоит удивляться, когда продавец вводит туда цену вдвое большую, чем на ценнике.
Хлеб везде мягкий и довольно вкусный. Причем можно купить упаковку с бутербродом с маслом и джемом (это мы тоже попробовали). В целом вкусно, но масло тамошнее похоже на слегка прогоркшее.
А вот что-то типа бисквитов - мы решили заморить червячка, будучи в шанхайской телебашне. 6 юаней штука, неплохие:
Еще из кондитерских изделий мы пробовали конфеты (что-то типа вишенки, залитой карамелью). Отлепить ее от зубов невозможно, поэтому раскусывать не рекомендуется. Дожидаться, пока рассосется, я не стал, на вкус похоже на жженый сахар, который не люблю с детства.
Китайская халва может быть сделана из чего угодно, но как ее есть, я не понял. Продается в виде конфет, причем как россыпью, так и наборами-ассорти. Но по консистенции - чистый цемент (когда он еще в виде порошка), слюну во рту впитывает всю и сразу и прожевать это нельзя, только смыть запивоном. Такое впечатление, что это заготовка, в которую надо добавить масло или урбеч какой-нибудь.
А еще там были булочки.
Вот такие:
Фиолетовые (в центре) мы попробовали в Шанхае, в понтовом районе улицы Нанкин-роуд, поэтому стоила она 12 юаней. А размером она со средний сырничек. Мы ждали за 12 юаней взрыв вкуса, бездну наслаждения и мечту гурмана. Ага... просфору в церкви пробовали? Вот она по сравнению с этой булочкой и есть взрыв вкуса.
А справа на фото лежат такие румяные круглые слоечки. Где-то сантиметров шесть в диаметре и с палец толщиной, соблазнительные с виду, истекающие маслом как пляжная пахлава и посыпанные кунжутом... Очень рекомендую, если вы любите посыпанную кунжутом жирную смесь мыла, чернослива и тухлого мяса.
В отеле Пекина мы, не насытившись пельменями, съели из мини-бара Доширак. Ну, точнее, он как-то по-ихнему назывался. Кто там писал, что китайская лапша стократ вкуснее той, что они поставляют нам? Не верьте, такая же хрень. Мы потом еще две попробовали с тем же результатом.
Еще мы в горах Хуаншань (там был наш отель) ели отакое на завтрак:
Спагетти с овощами, сосиска, микрокотлеты, сок и кондитерские изделия. Все вкусно, кроме сосиски - такие там продаются везде и вкус как у дешевых наших времен раннего Януковича.
Помидоры черри в Китае считаются фруктами и продаются как фрукты. И потребляются так же. Вот такой комплимент нас ждал в номере:
И я не вижу никакого извращения. Помидоры черри - закуска к зеленому чаю. Ништяк =)
Но самый шикарный ништяк мы съели там же, в отеле Хуаншань в последний вечер. В магазинчике при отеле мы купили пачку с готовым рисом. Инструкции все были на китайском, а рисунки довольно невразумительные, поэтому мы не разобрались сразу и принялись действовать наугад.
Вначале мы открыли пачку. Размером с небольшую буханку хлеба и весом больше полкило. Внутри оказалась пластиковая коробочка с рисом, который был спрессован в кирпич, пакет с мясом, пакет со специями, пакет с жидкостью (прозрачной, грамм сто) и непрозрачный пакет из какой-то волокнистой ткани вообще без надписей, идентифицировать содержимое которого не удалось.
Потом мы достали рис. Рис был вареный и мы с большим трудом вытащили его из коробки, вывалив в основную (большую коробку как в миску). Мясной пакетик отложили пока, специи открыли, понюхали и выкинули нахрен.
Потом мы стали думать, что за жижа в комплекте. Открыли, понюхали, рискнули попробовать - вода. удивились, решили, что это заранее отмеренное количество, которое нужно для заливки риса. Вылили в чайник, поставили кипятиться.
Неизвестный пакетик попробовали разорвать. Не удалось. Попробовали поковырять и понюхать. Ноль на массу.
В этот момент закипела вода и в последний момент до меня дошло что к чему. В коробку, откуда достали рис, мы положили этот загадочный пакет и вылили на него воду.... йес! ОН зашипел, зафурчал, вздулся и начал пускать пар и нагреваться. Сверху мы водрузили наш рис и вылили пакет с мясом в соусе. Нагрелось еле-еле, но таки слопали. В общем, ретроградный анализ показал, что рис выколупывать не надо, а пакет с химией надо обливать водой прямо в большой коробке и вставлять ванночку с рисом обратно - получается походная печка. Уфффффф... В общем, по запросу "self-heating rice china" эта штука гуглится легко. Жаль, мы не знали заранее, а на нашем рисе не было ни слова не по-китайски...
Зато в деревне Хуньцунь (Или Хонкун, хрен ее знает) мы ели мороженое с дурианом. Легкий вкус чего-то среднего между лимоном и дыней, 25 юаней порция:
На фото Люба (наш тамошний гид). Прикольная девчонка =)
Она нас угостила в Тунси местной сладостью. Сладость не подвела и впечатление закрепила - на вкус как медуза, политая лимонным соком:
Покатались, наелись? В следующий раз полезем в горы. Оставайтесь с нами =)