Статья 116 ЗКУ определяет эти основания приобретения права на землю так:
1. Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Земельным кодексом.
2. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
3. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:
а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;
б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
4. Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных настоящим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования.
5. Предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании, проводится только после изъятия (выкупа) его в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Т.е., следуя п.3, б), можно понять, что существуют какие-то нормы бесплатной приватизации.
Есть-ли они (нормы) в ЗКУ ?
Конечно есть, а для того, чтобы их узнать, переходим к ст.121.
Согласно ст. 121 Земельного Кодекса Украины ("Нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам"), граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах:
а) для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;
б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектаров;
в) для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;
г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не
более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;
ґ) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;
д) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.
Размер земельных участков, передающихся гражданину бесплатно для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая).
Как указано в ст. 118 Земельного Кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, который находится в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.
Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка.
Проект отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, обусловленные соглашением сторон.
Проект отведения земельного участка согласуется с органом по земельным ресурсам, природоохранным и эпидемиологическим санитарными органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и подается на рассмотрение соответствующих местной государственной администрации или органа местного самоуправления. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отведения и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.
В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.