Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Здания Симферополя


Рекомендуемые сообщения

Это скорее об Украинском театре.


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В той части, что по Горького, раньше люди жили, большей частью причастные к театру. Позднее (ближе к 90-ым) расселили на Ковыльную.

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего,

чем одним только добрым словом © Аль Капоне

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

Два симферопольских дворца известны, это Путевой дворец Екатерины II и Дворец пионеров. Похоже, нашелся третий smile.gif:

 

дворец_труда.jpg

©

Скорее всего, речь идет о здании, которое называли еще "Домом Труда", по ул. Р. Люксембург, 7. Послевоенное (?) фото:

 

дом труда руины.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спросил у краеведов на ФБ, они про симферопольские дворцы все разложили моментально.

В 1909 г. было закончено наиболее приметное и интересное своей архитектурой здание окружного суда (Гоголя, д. 14). В январе-апреле 1918 г. здесь размещался Симферопольский Совет рабочих и солдатских депутатов во главе с Ж. А. Миллером, а первую неделю после освобождения Крыма от Врангеля Крымский революционный комитет во главе с выдающимся деятелем международного рабочего движения Бела Куном. Позднее здание стало Дворцом труда, в нем находился Крымский Совет профсоюзов. В 1934 г. сюда были переведены Крымский обком партии, затем Совнарком и обком комсомола.

http://www.postcardg...opol2-9-ru.html

Неизвестный дворец Краснова, Путевой дворец Екатерины, Дворец пионеров, Воронцовский дворец в Салгирке (его еще называют "Дворцом Нарышкина", при жизни Нарышкина могли и так называть), ДКП тоже называли Дворцом Культуры Профсоюзов, почивший в бозе недостроенный Ледовый дворец, Дворец Новорожденных на Шмидта, 7, Дворец Профсоюзов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если считаем и недостроенные, то и Дворец спорта сюда же, ведь не даром же велотрек снесли. http://delo.ua/ukraine/v-simferopole-novyj-dvorec-spo-54211/.

А кстати ДКП, если мне не изменяет память ещё называли Дом (или дворец) Культуры Строителей одно время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из истории симферопольского Дворца пионеров

 

В конце сентября 1923 года по решению бюро обкома комсомола в здании детской буржуазной организации «будущих граждан» по улице Желябова, 17 был открыт Центральный Дом юных пионеров. Дом пионеров занимал 9 комнат, где располагались библиотека, переплетная мастерская, кабинет вожатого звена, склад спортинвентаря.

 

В кружках Дома пионеров занималось 75 ребят. Они очень любили свой Дом пионеров, хотя условий для занятий почти не было: текла крыша, пол нижнего этажа прогнил, отсутствовала печь, почти не было мебели. И руководители, и дети жили энтузиазмом и верой в лучшее будущее.

 

С каждым годом появлялось всё больше наименований кружков: в 1924 году – кружок изобразительного искусства, в 1925 г. был организован радиокружок (за короткий срок юные радиолюбители установили 16 радиомачт, провели 13 выездов в деревню, где проводили беседы, установив для сельчан 3 мачты и 2 ламповых приёмника); в 1928 году – кружок друзей советского кино. В этом же году ставится вопрос об организации хорового кружка. В Доме пионеров собирались руководители живых газет: эта форма массовой пропаганды (агитбригада) была наиболее популярной в то время – доступная, наглядная, острая и актуальная. Стабилизировалась жизнь в стране – менялись формы детского творчества: «актеры» живой газеты организовали литературно-драматическую мастерскую.

дом пионеров желябова 17.jpg

18 мая 1972 года, в год 50-летия Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, на здании первого Центрального Дома юных пионеров (ул. Желябова, 17) состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

 

 

Помещение для Дома пионеров на Желябова, 17 было маленьким, и поэтому в 30-е годы в периодической печати часто писалось о необходимости нового здания. «Столице Крыма – образцовый Дворец пионеров!» – под таким заголовком выступила газета «Красный Крым». И вот, в 1939 году ребята получили в подарок красивое здание по улице Советской (Горького). Это было прекрасно оборудованное просторное двухэтажное здание со зрительным залом на 500 человек, с хорошей сценой, большим балетным залом, было много комнат для кружковой и массовой работы.

 

На тот момент во Дворце пионеров работали кружки: хоровой, драматический, шахматно-шашечный, рукодельный, авиамодельный, духовой оркестр и оркестр народных инструментов, ансамбль песни и танца, студии балета, юных скульпторов, изобразительного искусства.

 

В годы Великой отечественной войны деятельность кружков не прекращалась. В здании Дома пионеров был размещен военный госпиталь, а работа кружков была перенесена в помещение ТЮЗа. Пионеры организовали штаб тимуровских команд, начался сбор бутылок для горючих жидкостей, тимуровцы очистили от мусора и хлама 225 чердаков (в целях противопожарной безопасности при бомбежках). Девочки-кружковцы Дома пионеров сшили для госпиталя 350 пар белья, 225 простыней, вязали теплые вещи. Многие сотрудники Дома пионеров ушли на фронт.

 

Когда фашисты оккупировали Симферополь, то в одном из самых красивых зданий нашего города – Доме пионеров – был немецкий госпиталь, а, уходя из города, фашисты взорвали и Дом пионеров, и ТЮЗ.

 

13 апреля 1944 года город Симферополь был освобожден Советскими войсками. И уже в конце апреля Дом пионеров возобновил работу кружков. Постоянно закрепленного помещения не было. Сначала ребята занимались в помещении греческой церкви, затем в помещении 9-ой школы. К началу 1945 года было выделено помещение в доме колхозника (2-й этаж). Работали кружки – авиамодельный, хореографический, танцевальный, духовой оркестр.

 

С 1956 года Дом пионеров находился на улице Гоголя, 26. С каждым годом количество наименований кружков увеличивалось. Дом пионеров стал центром методической и массовой работы в городе. В стенах Дома пионеров открываются новые кружки, лаборатории, создаются клубы по интересам.

 

В апреле 1970 года юные крымчане получили в подарок новое красивое здание. В нём 116 помещений, общая площадь которых 6000 м2. Во Дворце пионеров развивались и совершенствовали своё мастерство многие из существующих и ныне коллективов, такие как старейшая театральная студия «Факел», хореографические коллективы «Солнечные ритмы» и «Солнышко», хор «Крымские мальчишки» (сейчас - «Таврика»), прославляли Крым своими победами шахматисты, гимнасты, воспитанники авиамодельного кружка, кружков радиоконструирования.

 

В 1991 году на базе Крымского областного Дворца пионеров был образован Крымский Республиканский Центр детского и юношеского творчества, в 2006 году он стал Крымским республиканским внешкольным учебным заведением «Центр детского и юношеского творчества».

 

Сегодня Центр – это более 5 000 воспитанников, множество творческих коллективов, студия раннего развития, интересные массовые мероприятия, а также методический республиканский центр, координирующий деятельность внешкольных учебных заведений Крыма.

 

Хронология:

1923 год: В Симферополе, на улице Желябова, 17 открылся Центральный Дом пионеров. В его 6 кружках занималось 75 мальчишек и девчонок. При Доме пионеров работает столярная и переплетная мастерские, библиотека-читальня.

1928 год: Все больше применяется принцип практически полезного труда –

открыта швейная, картонажная мастерские, кружок юннатов создал

кролиководческую ферму. Начал работу радиокружок, который установил 6

радиомачт общественным организациям и 10-радиолюбителям. Провели 13

выездов в деревню, где проводили беседы и установили 3 мачты и 2

ламповых приемника. Кружок юннатов своими силами построил 20

скворечников и в «День птиц» развесил их по городу.

 

1932 год: Детский сектор Крымского ТРама был передан Дому пионеров.

Драматическим коллективом руководили заслуженный артист Крымской АССР Л.

Риттер и артистка Крымгостеатра им. Горького Е.Одоевская.

 

До

войны открываются кружки художественной самодеятельности, изостудия, в

которую вводят прикладное творчество: лепка, рисование, выпиливание,

выжигание по дереву.

 

1944 год: В разрушенном помещении начал работу Дом пионеров. В кружки пришло более 300 ребят.

 

1951 год: В Доме пионеров создан ансамбль песни и танца.

 

1953 год: В 17 кружках занимается более 600 детей. Дом пионеров стал инициатором

проведения городского похода школьников (эти походы – «Звездные» -

проводились до 1982 года).

 

1956 год: Дом пионеров разместился в большом, более удобном для работы здании, по ул. Гоголя, 26.

 

1958 год: Драмкружок переименован в Театр юношеского творчества «Факел».

Устанавливается традиция встреч пионерских работников разных лет.

 

1968 год: Создан клуб «Юность», который начал ежегодные агитпоходы по пионерским лагерям, колхозам, стройкам области.

 

1969 год: В соответствии с решение исполкома Крымского областного

Совета депутатов трудящихся от 30 июля 1969 г. № 437 городской Дворец

пионеров и школьников реорганизован в Крымский областной Дворец

пионеров и школьников с 1 января 1970 г. На это время в 21-м кружке

занимается около 1200 ребят. Педагогический коллектив составляет 30

человек.

 

1970 год: На площади им.

Куйбышева открылся областной Дворец пионеров – подарок трудящихся Крыма

юным пионерам в год 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Более 4000

кружковцев занимается в кружках, студиях и секциях 65 наименований.

Свыше 100 педагогов, тренеров, музыкальных работников вводят ребят в мир

искусства, науки и техники, спорта и других самых различных увлечений.

Областной Дворец пионеров становится инструктивно-методическим центром

для 27 городских и районных домов пионеров области и школ города по

вопросам организации работы с октябрятами, пионерами, старшеклассниками.

 

1976 год: Авиамодельный кружок на соревнованиях в Берлине завоевывает Золотую медаль.

 

1977 год: Дворец становится победителем Всесоюзного смотра работы

внешкольных учреждений. Ансамбль песни и танца – лауреат республиканских

конкурсов и фестивалей, лауреат областной комсомольской премии им. Н.З.

Бирюкова.

 

1978 год: Изостудия,

кружок мягкой игрушки становятся участниками выставок в Японии, Канаде,

Франции, индии, Венгрии, ГДР и др. странах мира. Авиамодельный кружок

на соревнованиях в Будапеште завоевывает серебряную медаль.

 

1991 год: Управлением народного образования Совета министров Крымской

АССР от 02.07.1991 г. № 30-КМ областной Дворец пионеров и школьников

переименован в Республиканский центр детского и юношеского творчества.

 

1993 год: Зарегистрирована республиканская газета «Форпост» для

учащихся и педагогов школ республиканского Центра детского и юношеского

творчества. Газета «Форпост» как печатный орган для начинающих юнкоров –

это возможность ребенка свободно выражать свое мнение, ощущать себя

свободной, полноценной личностью, получать или передавать информацию,

(свидетельство Государственного комитета Украины по делам издательств,

полиграфии и книгораспространения № 03в, серия КМ от 23.12.1993 г.).

 

1995 год: Министерством юстиции Крыма легализована организация

Крымской Малой академии искусств и народных ремесел (письмо-уведомление №

134-002 от 17.02.1995 г.) Идея ее создания – формирование новой модели

внешкольной учебно-воспитательной деятельности

гуманитарно-художественного направления, создание условий для развития

художественного, духовного и социального потенциала личности, решение

проблем целого комплекса организационно-методического,

материально-технического и практического характера.

 

1995 год: Приказом исполнительного комитета городского Совета народных

депутатов Республики Крым № 153 от 26.01.1996 г. принято решение о

регистрации и выдаче свидетельства о государственной регистрации

Крымскому республиканскому центру детского и юношеского творчества.

 

2000 год: Проведены модульные изменения учебно-воспитательной деятельности центра с реорганизацией отделов Центра.

 

2002 год: Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым

от 12.11.2002 г. «О реорганизации Республиканского дома художественного

творчества детей и молодежи» его функции передаются Крымскому

республиканскому внешкольному учебному заведению «Центр детского и

юношеского творчества».

 

Сергей Карякин завоевывает 1-е

место на юношеских играх стран СНГ по шахматам, 2-е место - в составе

команды на Всемирной шахматной олимпиаде, становится самым молодым

международным гроссмейстером в мире и занесен в Книгу «Рекордов

Гиннеса».

 

Крымский республиканский центр детского и

юношеского творчества награжден дипломом Международного Академического

Рейтинга популярности и качества «Золотая фортуна», отмечен дипломом «За

возрождение украинской культуры и традиций», отнесен к группе

«Наивысшее» внешкольное учебное заведение».

 

 

 

2004 год: Центр гордится своими выпускниками: Александром Присяжнюком и

Марией Антоновой - Чемпионами мира по спортивному танцу; Василевич

Татьяной - Вице-чемпионкой мира по шахматам; Котляровым Александром и

Фесенко Александром - танцорами ансамбля Черноморского флота, Звонковой

Ириной - Заслуженной артисткой Автономной Республики Крым, актрисой

Крымского академического украинского музыкального театра; Черниковым

Владиславом - солистом-вокалистом Крымского академического украинского

музыкального театра; Лукьяновым Валерием - актером Крымского

академического украинского музыкального театра; Васильевым Юрием -

дирижером Крымского академического украинского музыкального театра;

Острягиной Татьяной - солисткой Московской филармонии; Романовским

Александром - музыкантом Крымской Госфилармонии; Неупокоевым Русланом -

главным режиссером театра кукол г. Черновцы; Перепелятниковым

Александром - режиссером «Мосфильма»; Османовым Марленом - ведущим

актером Крымского национального крымскотатарского театра и др.

 

 

Выпускники Центра - Зозуля Анна - пятикратная Чемпионка

Украины, Вице-чемпионка Европы, Чемпионка мира по шахматам; Серебрянская

Екатерина - Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике,

начавшая свою спортивную карьеру в нашем спортивном зале.

 

Сегодня выпускник Центра Сергей Меняйло - консул на Кипре, Роман

Трошин - аспирант, шеф-редактор Всероссийского журнала «Оптовик», Ирина

Ленге - зав. отделом рекламы Международного агентства «Максима» в

Москве, Наталья Филенко - журналист редакции газеты «Освіта», Олег

Качнов - журналист ТВ «Черноморская», Андрей Анастасов - редактор

Гостелерадио комитета Одессы.

 

2006 год: Исполнительным городским Советом народных депутатов от

26.01.1996 г. № 153 Республиканский центр детского и юношеского

творчества переименован в Крымское республиканское внешкольное учебное

заведение «Центр детского и юношеского творчества»

 

2008 год: С целью привлечения к занятиям физической культурой и

спортом учащихся, дальнейшего развития олимпийских и массовых видов

спорта среди детей школьного возраста, повышения уровня

учебно-тренировочного процесса в детских спортивных школах и центрах

системы Министерства образования и науки Автономной Республики Крым,

проведения массовых соревнований, формирования у подрастающего поколения

патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и

конституционных обязанностей, а также развития системы работы по

физкультурно-спортивному и оздоровительному направлениям внешкольного

образования спортивно-технический отдел Крымского республиканского

внешкольного учебного заведения «Центр детского и юношеского творчества»

переименован в отдел по физическому воспитанию и спорту (основание -

письмо №01-14/2313 от 18.09.2008 г. «О реорганизации

спортивно-технического отдела», приказ № 534 от 28.11.2008 г.

Министерства образования и науки Автономной Республики Крым).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ул. Желябова, 17

где то попадалось что у немцев там была биржа труда


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

К теме памятников старины:

"В результате сам Госкомзем совместно с Министерством юстиции с начала года занимается ... деятельностью по отмене тех положений законодательства, которые еще мешают ему бесконтрольно распоряжаться археологическим наследием Украины", - заявляют археологи.

 

Ученые утверждают, что теперь при землеотводах и городском строительстве "никто не будет учитывать, что новый владелец или строитель будет уничтожать культурное наследие всего украинского народа".

http://rus.newsru.ua/ukraine/13jun2013/gran.html


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здание по ул. Гоголя, 26, в котором с 1956 по 1970 годы располагался Дворец Пионеров, было построено для конторы "Заготзерно" в первой половине 30-х по проекту Павла Ивановича Голландского. На фото 1937 года - это здание слева:

 

заготзерно 37-й.jpg

Две статьи о П.И.Голландском:

П. И. Голландский. Страницы жизни в Симферополе..pdf

Павел Иванович Голландский: штрихи к историческому портрету

А. А. Антонюк, Крымское республиканское учреждение «Центральный музей Тавриды»

 

В Симферополе, в Доме Специалистов по улице Жуковского, 20 (квартира 25), в конце 30-х годов прошлого века жил архитектор П. И. Голландский (1861–1939) [1]. 3 июля 1982 года состоялось торжественное открытие на этом доме мемориальной доски, установленной по решению Крымоблисполкома от 6 апреля 1982 года, № 247. Текст на ней свидетельствовал: «В этом здании с 14 апреля 1937 года по 6 февраля 1939 года жил известный украинский архитектор, ученый, реставратор и краевед Павел Иванович Голландский». В 90-е годы мемориальная доска была украдена. Имя ученого предано забвению.

 

 

До настоящего времени отсутствует комплексное

исследование о жизни и деятельности архитектора. Статья Б. П. Сольского

«Видатний майстер архітектури», вышедшая в 1940 году, через год после

смерти ученого, в журнале «Архітектура Радянської України», посвящена

киевскому периоду жизни П. И. Голландского (1898–1919 гг.). В ней, в

частности, говорилось: «В особі архітектора П. І. Голландського

архітектори Києва і всієї України втратили велику культурну силу,

видатного майстра архітектури і педагога, який багато дав своїм учням як

в практичній галузі, так і в теоретичному навчанні» [2]. Эта статья и

поныне остается самой полной публикацией о П. И. Голландском. На ее

основе Н. Гончаровой написана статья «Архитектура Украины и ее мастера:

взгляд сквозь призму столетий», опубликованная в 1997 году в киевской

«Либеральной газете» [3]. В рубрике «Люди и судьбы» газеты «Советский

Крым» за 1980 год увидела свет статья С. П. Шантыря «Знаменитая

династия», написанная на основе воспоминаний вдовы П. И. Голландского —

Ольги Павловны — обо всех членах семьи архитектора [4]. В научной

литературе после долгого молчания имя ученого прозвучало в книге

профессора А. А. Непомнящего «Арсений Иванович Маркевич: Страницы

истории крымского краеведения» (2005 г.) [5].

 

Цель настоящей

публикации — рассказать об ученом, много сделавшем для Украины, и в

частности для Крыма, и незаслуженно забытом потомками.

 

Род

Голландских имеет древние корни. Как гласит семейное предание,

основатель династии — корабельный мастер из Заандама — Ян еще в 1697

году вместе со своими земляками был приглашен Петром I на службу. В

России он поселился на Дону и принял участие в создании русского

военно-морского флота. Спустя много лет по распоряжению Екатерины II

всем голландским переселенцам были даны русские имена, но правнук

основателя рода запротестовал. И тогда императрица решила: раз такой

упрямый, пусть зовется по национальности. С тех пор потомки корабельного

мастера стали Голландскими [6]. ”???”

 

Представитель шестого

поколения Павел Иванович Голландский родился 14 декабря 1861 года в

Аксайской станице Донской области в семье рядового казака. Рано потерял

отца. Мать осталась с тремя маленькими детьми, Павел был старшим. Дядей,

присяжным поверенным при Новочеркасском окружном суде, был взят на

воспитание. Еще в гимназии Павел увлекся рисованием и хотел после ее

окончания поступить в Академию художеств, но, так как обучение там было

очень продолжительным, отказался от этой мысли и в 1884 году, окончив

Новочеркасскую гимназию, поступил на физико-математический факультет

Петербургского университета. Однако мысль об искусстве не оставляла

Павла Ивановича.

 

Закончив три курса физико-математического

факультета, он поступил на первый курс Института гражданских инженеров.

Сразу после окончания института, летом 1892 года, Павел Иванович уехал в

Киев, где от Управления Юго-Западных железных дорог получил предложение

поступить на службу архитектором. Голландский занимался проектированием

нового пассажирского вокзала в Киеве. Однако, как отмечал в

автобиографии Павел Иванович, планы работ Управления были изменены

жестокой холерной эпидемией, охватившей весь юго-западный край: все

ассигнования, предназначенные для проектирования вокзала, были обращены

на борьбу с эпидемией. Это вынудило архитектора возвратиться в

Петербург. Осенью 1893 года он получил место преподавателя рисования и

черчения по архитектурным формам в Институте путей сообщения.

Преподавание в институте Павел Иванович совмещал с работой в Управлении

Балтийской железной дороги в должности помощника главного архитектора.

При подготовительных работах к спуску крейсера «Россия» он простудился и

заболел воспалением легких. После тяжелой и продолжительной болезни

медики предложили ему оставить Петербург и перебраться на юг. В связи с

этим Голландский в качестве научного сотрудника был рекомендован

директором Института путей сообщения в открывающийся в Киеве

Политехнический институт, в котором и проработал до конца Первой мировой

войны [7].

 

Кроме лекций по рисованию и черчению П. И.

Голландский читал здесь дисциплины по строительному искусству:

«Строительные работы» и «Части зданий». Впоследствии институтом были

изданы его курсы лекций: «Архитектурные формы», «История архитектуры» и

«Римские классические ордера». В пятый год своего преподавания он

выдержал экзамен перед «испытательной» комиссией на получение степени

адъюнкта института. Параллельно с этим выполнял проекты для Управления

Юго-Западных железных дорог, которым в 1900 году и был командирован на

Парижскую Всемирную выставку для осмотра пассажирских вокзалов в Кельне,

Франкфурте и Париже. ”???”

 

До 1914 года, в каникулярное время с

июня по сентябрь, в целях изучения памятников архитектуры Голландский

посетил Францию, Германию, Италию, постигал ранний период Ренессанса в

Северной Италии и исследовал архитектуру Флоренции, Милана, Вероны,

Венеции, Генуи. В Париже работал с литературными источниками, изучая

французские памятники архитектуры от времен Франциска I (1494–1547) до

Великой французской революции, а также французскую готическую

архитектуру (исследовал готические памятники города, в том числе и собор

Нотр-Дам). Преподавательскую деятельность Павел Иванович совмещал с

работой в Киевском историческом обществе в должности ученого секретаря.

По поручению общества участвовал в археологических раскопках у

Софийского собора, церкви Спаса на бору. В Записках Киевского Общества

истории и археологии были опубликованы его доклады об исследовании

исторических памятников Киева [8].

 

В 1905–1907 годах на средства

известного сахарозаводчика-миллионера Н. А. Терещенко Голландский

руководит в Киеве строительством здания для двух начальных

четырехклассных школ (Ярославов Вал, 40). В эти же годы по его проекту

построены женская торговая школа (ул. Воровского, 18/2) и здание

художественного техникума (ул. Воровского, 2). Одна из лучших работ

Голландского в Киеве — оформление внутреннего убранства особняка В. Н.

Ханенко (ул. Терещенковская, 15), выполненное совместно с архитектором

Р. Ф. Мельцером. Интерьеры создавались как музейные залы и посвящены

искусству различных эпох. Сейчас в особняке размещается Музей западного и

восточного искусства [9].

 

В начале 1914 года Павел Иванович

получил место профессора на кафедре истории искусств Древнего Востока в

Киевском археологическом институте. Однако военные действия прервали эту

деятельность и побудили ученого оставить Киев и вернуться в

Новочеркасск. Из-за транспортных перебоев Голландский, сам того не

планируя, попал в Крым (в Балаклаву), где устроился на службу в

Славянское товарищество пароходства и торговли, которое поручило ему

сопровождать груз из Крыма в Константинополь. Там Павел Иванович пробыл

около двух месяцев, изучая памятники византийской архитектуры.

 

По

возвращении из Константинополя Голландский был принят на должность

научного сотрудника Херсонесского музея. Здесь Павел Иванович проработал

до лета 1923 года, а затем был переведен в Симферополь на должность

заведующего художественным отделом Центрального музея Тавриды [10].

 

К

этому времени в Центральном музее Тавриды (ул. Карла Либкнехта, 35)

работало три отдела: археологический, художественный и этнографический.

Этнографический и художественный отделы были созданы после Октябрьской

революции на основе изъятых ценностей из покинутых дворцов Южного берега

Крыма и поступлений из московских и петербургских музейных фондов.

Археологический же отдел составили коллекции музея ТУАК и гимназии

Свищева [11].

 

Богатое собрание художественного отдела включало

иностранную и русскую живопись, коллекции фаянса, фарфора, хрусталя. К

1923 году музеем было собрано около 250 картин. Иностранная живопись

была представлена главным образом картинами итальянской и

голландско-фламандской школы, среди которых в экспозиции обращали на

себя внимание полотна Сальваторе Роза, Карло Маратти, Ван-Гойена,

Ван-дер-Мейлена, а из европейских художников XVIII–XIX веков — Клода

Жозефа Вернэ, Тоннэ, Грасси. Обширная коллекция русского отделения

включала работы академиков-передвижников конца XVIII – начала XIX века.

Особую ценность представляли холсты К. П. Брюллова, И. И. Левитана, В.

А. Серова, И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова, Н. П. Репина, В. И.

Сурикова, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова. Среди экспонатов значительное

место занимал иностранный фаянс (образцы XVI–XVIII вв.), русский фарфор

заводов: бывшего Императорского, Попова, Гарднера, Миклашевского,

«Архангельское». Собрание хрусталя и стекла включало коллекции русского

хрусталя (со времен Петра I и Елизаветы I) и иностранного:

венецианского, богемского и французского [12].

 

В соответствии с

приказом Крымохриса от 24 февраля 1923 года, № 27, все имущество ЦМТ,

находящееся в ведении Николая Львовича Эрнста, было передано Павлу

Ивановичу Голландскому с 1 апреля 1924 года. С этого времени вплоть до

1927 года П. И. Голландский совмещал должности ученого хранителя и

заведующего художественным отделом ЦМТ [13].

 

Как свидетельствуют

записи в книге приказов по личному составу ЦМТ, П. И. Голландский,

занимая в 1924 году должность архитектора Крымохриса, кроме работ по

музею, осуществлял консультативное руководство по ремонтам зданий

крымских музеев. Так, в марте 1924 года Павел Иванович, находясь в

служебной командировке в Ялте и Алупке, составлял сметы по ремонтам

зданий музеев Ялтинского района [14]. В июне — Голландский в Алупке с

целью обследования Алупкинского дворца [15].

 

В январе 1925 года в

музей поступила новая партия картин и фарфора из Ленинграда,

пополнившая экспозицию художественного отдела [16]. За первый месяц

работы выставки ее посетило свыше 2500 человек [17]. О том, с каким

усердием Павел Иванович вникал в деятельность вверенного ему отдела,

свидетельствуют выполненные им афиши о выставках в музее. ”???”

 

В

сентябре этого же года по поручению А. И. Полканова Павлом Ивановичем

был закончен учет всего музейного имущества и выработан план развески

картин и расстановки фарфора и стекла. Для реализации намеченных целей к

работе были привлечены сотрудники музея С. П. Коробов, Л. М. Сирота и

П. И. Крестьянополь [18].

 

К концу 1925 года, после ремонта

помещения и новой развески картин, художественный отдел был разделен на

пять залов: итальянский, голландско-фламандский, русский конца XVIII –

начала XIX века, русских академиков-передвижников и новейших

художественных течений [19]. Развеска картин была осуществлена согласно

новым требованиям музейной экспозиции — в два ряда с промежутками, что

способствовало их лучшему восприятию посетителями [20]. Музей издал

каталог выставки картин русских художников [21], экспозицию которой

посетило около шести тысяч человек [22].

 

Интересный факт — в

своей автобиографии, рукопись которой хранится в Государственном архиве в

АР Крым, Павел Иванович уделяет особое внимание петербургскому и

киевскому периоду деятельности, крымский же освещает кратко и как бы

нехотя. Почему? Ответ дает статья «О художествах», опубликованная в

газете «Красный Крым» от 22 мая 1925 года. Трудно найти слова для оценки

данного пасквиля, автор которого пожелал остаться неизвестным.

 

О художествах

 

Он

— инженер-архитектор. Он знаток художественной старины. О, он

незаменим. Личность почти божественная, сугубо неприкосновенная,

находящаяся под охраной его величества покровителя искусства Аполлона, в

мире именуемая гражданином Голландским, заместителем заведующего музея

Тавриды. Ценности означенной личности, как художественной величины, мы

определить возможности не имеем, однако дошли до нас сведения о

художествах сего инженера-архитектора в областях, никакого отношения к

искусству не имеющих, художествах чрезвычайно интересных. О них и речь.

 

Оный

Голландский в дни былые управлял реквизированными у буржуазии

художественными ценностями, стоимость коих в золотых рублях обозначалась

цифрой из многих знаков — во граде Севастополе. Как управлял сими

севастопольскими владениями искусства Голландский — нам мало известно.

ГПУ, которое куда больше вопросом этим любопытствовалось, без всякой

деликатности открыло двери неприступного храма Аполлона, впустило туда

орды некультурных агентов своих, и в результате инженер-архитектор был

весьма неудобным образом изъят из обращения и ввергнут во мрак

подвальный того антихудожественного здания, которое место нахождения

имеет в Новом Городе и именуется в странном созвучии слившимся, тремя

буквами, ассоциации вызывающими для некоторых весьма неприятные — ГПУ.

 

Аккуратно

подшитое и пронумерованное дело о незаконном возвращении чрезвычайно

ценных экспонатов музея (старинной мебели, фарфора и т. д.) бывшим их

владельцам при соответствующих ссылках на номера статей уголовного

кодекса незамедлительно проследовало в прокуратуру, оттуда в Главсуд и, в

недалеком будущем, появится на крытом красным сукном столе зала

судебных разбирательств.

 

Голландский же, после месячного

пребывания в тишине и уединении подвальном, освобожден был под расписку

и… приступил к исполнению, так неделикатно прерванных обязанностей

Замзава музея Тавриды. Далее в сведениях наших о деятельности этого

ревнителя художественной старины имеется некоторый пробел (его заполнят,

полагать надо, заинтересованные органы), а затем действия

возобновляются.

 

Замзаву, как и быть надлежит, жить угодно в

соответствующей званию квартире и конечно при музее. Для цели этой, по

собственным чертежам и проектам инженера-архитектора, приступлено было к

переоборудованию и перестройке комнаты при музее.

 

Без особого

труда кафельный пол в комнате снят (кафельных плит разбито при этом на

сумму в 200 с лишком рублей), приступлено к закладке, в неудобных

местах, пробитых окон, к настилу пола, к устройству особого горища, к

установке печек и ко всему остальному, блестящим планом

предусмотренному. Из зала музея извлечены были две батареи парового

отопления (зачем отопление в музее) и водворены в квартиру замзава.

 

Ремонт

и переоборудование квартиры этой обойдется музею, по подсчетам,

предварительно в 600–700 руб. Экономии такой следует очень радоваться,

т. к. смета годовая на ремонт музея равна 1200 руб. и, следовательно,

после оборудования двухкомнатной квартиры инженера-архитектора, для

прочих нужд музея рублей 500–600 останется.

 

Действиям

Голландского никто препятствовать не в силах, ибо Зав. музея

благополучно пребывает в Москве. Потому сторожа музея, коим тоже

оборудуют помещение, расходуя на это около 50 рублей, принуждены

благоговеть, сняв шляпу, лицезреть инженерову квартиру, смиренно не

извлекая из кармана фиги.

 

Повесть наша приходит к концу. Выводов

мы никаких делать не будем, однако очень любопытствуем, действительно ли

личность гражданина Голландского (он же инженер-архитектор и знаток

старины) так таки незаменима и неприкосновенна, нужно ли благодарить

оного инженера за то, что 500 руб. из годовой сметы им экономно на нужды

квартиры своей не использовано и нельзя ли попросить органы инспекции

освидетельствовать художества, творимые сиим ревнителем художественной

старины. Н. Я. [23].

 

Что же было правдой в этой статье?

 

Павел

Иванович Голландский никогда не управлял реквизируемыми у буржуазии

художественными ценностями. Действительно, в конце 1924 года П. И.

Голландский был арестован Севастопольским ГПУ — по следственному делу №

218 по обвинению в «экономической и политической контрреволюции»

работников Севастопольского ОХРИСа, а именно: Л. А. Моисеева, М. Д.

Брылкина, А. С. Зиньковского, Б. И. Никитина, П. И. Голландского, О. И.

Энберга, С. Н. Михайловского, Т. Х. Баяджиева [24].

 

Дело возникло

на основании заявления заместителя уполномоченного Крымохриса Я. П.

Бирзгала, который сообщал, что «гр. Моисеев Л. А., будучи в 1920 г. с

приходом Советской власти в Крым назначен Уполномоченным ОХРИСа по

Севастопольскому району, раздал громадное количество ценного имущества

музейного значения, собранного в свое время комиссией по ущемлению

буржуазии и конфискованных на основании существующих тогда революционных

законов» [25]. Первоначально дело было возбуждено только против

Лаврентия Алексеевича Моисеева, который непосредственно являлся

ответственным за возврат вещей. Но, защищаясь, он сослался на всех

членов комитета, после чего они и были привлечены к следствию [26].

Возвращение же вещей из музейного фонда было связано с декретом о

возврате вещей, законно изъятых у владельцев, и по их ходатайству, а

никак не по личной инициативе Голландского [27]. «Согласно постановления

комитета были возвращены вещи гр. Андрешенко — жене бывшего царского

ротмистра, Голуняемой — жене флигель-адъютанта Двора его величества,

Дунаевской — жене расстрелянного местного буржуя, инженеру Васильеву,

уехавшему в Ленинград и забравшему туда все возвращенное комитетом»

[28].

 

7 августа 1924 года, в связи с арестом в Севастополе

хранителя Центрального музея Тавриды, заведующий музеем А. И. Полканов

распорядился опечатать все фондовые помещения. 12 августа Александр

Иванович отбыл в срочную служебную командировку в Севастополь [29].

Результатом этой поездки стало освобождение Павла Ивановича под

поручительство А. И. Полканова и Я. И. Бирзгала, а также разрешение

вернуться к «исполнению занимаемой им должности» [30]. 18 августа

Полканов и Голландский возвратились из Севастополя [31]. Следственное

дело продолжалось в течение 28 месяцев и закончилось 25 октября 1926

года ввиду отсутствия состава преступления и того, что преступление,

совершенное при Врангеле работниками Севастопольского ОХРИСа в 1922–1923

годах, в некоторой степени потеряло общественный интерес [32].

 

Относительно

второй части статьи. Ремонт не только комнаты для своей квартиры, но и

всего музея проводил П. И. Голландский. Помещение для ЦМТ было получено в

неудовлетворительном состоянии. «Здание для музея бывшего военкомата

Крымохрис получил в весьма плохом состоянии: совершенно не было многих

стекол, окна забиты фанерой, стены закопчены дымом, двери и окна в

невероятно грязном состоянии, водосточных труб не было, крыши текли,

мраморные лестницы выбиты» [33].

 

Поэтому в течение двух

строительных сезонов — 1923 и 1924 годов — проводились работы по ремонту

музейных залов и хранилищ и лишь в 1925 году — ремонты в квартирах

служащих: уполномоченного по Крымохрису Я. П. Бирзгала, секретаря музея

Т. В. Рогачевского и служителя музея Л. М. Сироты. П. И. Голландский,

как хранитель музея, отвечал за музейное имущество и обязан был жить при

музее. Для него была выделена комната, ранее служившая кухней и поэтому

для жилья совершенно неприспособленная. Ввиду этого плиточный пол был

снят, а окна заделаны фанерой во избежание больших трат на отопление.

Из-за отсутствия подсобных помещений часть комнаты имела небольшой

чердак, который автор статьи именует как второй этаж [34].

 

Для

проверки фактов, изложенных в обвинительной статье 5 июня 1925 года,

Крымнаркомпросом была создана комиссия, так и не пришедшая ни к каким

выводам, потому что не имела в своем составе квалифицированных

специалистов, которые бы смогли ответить на выдвинутые обвинения [35].

А. И. Полканов требовал от Наркомпроса повторной тщательной проверки с

объективной оценкой ситуации. Однако, по всей видимости, этого не

произошло, так как 11 сентября в квартире П. И. Голландского и в

канцелярии музея был произведен обыск (без предъявления каких-либо

обвинений), в результате которого изъят ряд делопроизводственных

документов, необходимых для работы научного учреждения [36].

 

В атмосфере психологического давления, лжи и лицемерия Павел Иванович не прекращает научной деятельности. ”???”

 

В

напряженном 1925 году, кроме непосредственно музейной работы, он

участвовал в археологических раскопках, проводимых Бахчисарайским музеем

совместно с научной ассоциацией востоковедения при ЦИК СССР под

руководством профессора И. Н. Бороздина в Старом Крыму. К экспедиции

были также привлечены профессор А. С. Башкиров, директор Бахчисарайского

музея У. Боданинский, татарский эпиграфист О. Акчокраклы, архитектор

Главнауки Б. Н. Засыпкин, топографы Здзерахманов и Модин, художник К. Ф.

Богаевский [37].

 

Участниками экспедиции был произведен учет всех

памятников Старого Крыма, составлен генеральный план с нанесением всех

существующих руин древних сооружений, осуществлены зондажные раскопки на

территории «Керван-серая», дворца караванов и медресе рядом с мечетью

Узбека (1314 г.) [38]. Экспедиция собрала большое количество надгробий

различного вида и типа, часть которых датировалась XIV веком. Обнаружено

значительное число монет, среди них — монеты хана Узбека, монета

Шагин-Герая, чеканенная в Бахчисарае, монеты XIV века, чеканенные в

Старом Крыму. Выявленный материал представлял исключительный интерес для

изучения культуры и искусства золотоордынской эпохи. При этом

большинство памятников первой столицы крымских татар были найдены в

состоянии «мерзости запустения» [39]. И данная ситуация касалась не

только Старого Крыма.

 

Катастрофическое состояние крымских

памятников побудило Крымохрис поднять вопрос об ассигновании средств на

их «хотя бы самый незначительный ремонт» [40].

 

Как

свидетельствует документ из семейного архива Голландских, Павел Иванович

был награжден за археологические работы в Старом Крыму кожаным

портфелем с золотой пластиной. Текст последней сообщал: «Хранителю музея

Тавриды проф. Павлу Ивановичу Голландскому от Крымсовнаркома за работы

по раскопкам в Старом Крыму 19–IX–25 г. Симферополь». ”???”

 

Экспедиция

продолжила работу в 1926 году с тем же числом участников, кроме

топографов. Для знакомства с результатами научно-исследовательских

изысканий в Солхате Музеем восточных культур при поддержке

историко-этнографического отдела Научной ассоциации востоковедения при

ЦИК СССР была открыта выставка. На ней были представлены: коллекция

татарских монет (начиная с XIII в.), многочисленные образцы

золотоордынской керамики (центром производства которой был Солхат),

планы и чертежи, выполненные сотрудниками экспедиции, а также

многочисленные эстампы и фотографии надгробий с надписями на арабском и

старотатарском языках [41].

 

Павлом Ивановичем было много сделано

по охране крымских памятников. Ученый проводил консультативное

руководство по ремонтам Соколиной башни в Бахчисарае [42] и Алупкинского

дворца [43]. Совместно с А. И. Полкановым работал над охраной и

ремонтом Генуэзской крепости в Судаке, которая с апреля 1926 года

перешла в подчинение ЦМТ со штатом в два человека (смотритель и сторож)

[44].

 

В 1926 году Голландский принимал участие в заседаниях

Крымского комитета по подготовке к проведению Первой Керченской

археологической конференции, посвященной 100-летию Керченского Музея

древностей [45]. Конференция проходила с 5 по 10 сентября 1926 года. Она

имела четыре секции: доисторическую, ирано-эллинскую, средневековую и

тюркско-татарскую. В конференции приняли участие 135 делегатов,

заслушано 70 докладов. Центральный музей Тавриды на конференции

представляли П. И. Голландский, Н. Л. Эрнст, Д. С. Спиридонов и А. Я.

Исхакова [46]. ”???”

 

С особым интересом был встречен доклад

Голландского «Медрессе и мечеть Абдуль-Азиза в Солхате» [47]. Керченская

конференция наметила дальнейшие пути развития археологической науки,

подчеркнула необходимость ее связи с геологией, языкознанием,

этнографией, подняла проблему сохранения памятников материальной

культуры [48].

 

В этой связи Крымохрис проводил работу по

переучету памятников и разделению их на две категории по степени

научного значения. С 1 октября 1926 года была утверждена должность

уполномоченного Главнауки в Крыму и при ней две сверхштатных должности

научных специалистов: одна по охране памятников старины и искусства,

другая по управлению крымскими музеями. Уполномоченным Главнауки был

утвержден У. В. Балич, научными специалистами — хранитель Центрального

музея Тавриды профессор П. И. Голландский и директор Херсонесского музея

профессор К. Э. Гриневич (оба с сохранением занимаемых должностей)

[49].

 

С этого времени под руководством профессора П. И.

Голландского проводилась памятникоохранительная деятельность, включающая

учет, реставрацию и научную фиксацию. Важный аспект охраны — наружное

ограждение памятников и создание штата сторожей. К 1926 году такую

охрану имели Судакская крепость, Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, а также

старокрымские, евпаторийские и карасубазарские памятники [50].

Значительное внимание уделялось изучению и охране памятников татарской

архитектуры — древнему Солхату, Карасубазару, Эски-Юрту, Бахчисараю

[51].

 

В одном из пунктов письма А. И. Полканова, адресованного

правлению Украинского общества охраны памятников истории и культуры,

отмечалось, что профессором П. И. Голландским была разработана форма

научного паспорта для архитектурных памятников и инструкция к нему,

изданная Крымохрисом [52]. Однако выявить данный документ не удалось.

 

Проблему

условий хранения музейных экспонатов П. И. Голландский поднимает в

статье «К вопросу об охране исторических памятников». Здесь он выделяет

такие важные факторы сохранности экспонатов, как изучение свойств

материалов, из которых они изготовлены, для соблюдения правильного

температурного режима и изучение художественных приемов мастеров,

создававших то или иное произведение искусства, для их реставрации [53].

 

В

начале 1927 года в Москве, Симферополе и Севастополе были созданы

особые комиссии для обсуждения вопросов, связанных с организацией

торжественного празднования 100-летия херсонесских раскопок, а также

созыва в Херсонесе конференции археологов СССР. Симферопольская

организационная комиссия была утверждена коллегией Крымнаркомпроса 5

марта 1927 года в составе И. П. Бирзгала, У. Боданинского, П. И.

Голландского, К. Э. Гриневича, А. Н. Деревицкого, А. И. Маркевича, Ю. Ю.

Марти, Д. С. Спиридонова и Н. Л. Эрнста. Она включала четыре заседания,

где обсуждалась программа конференции, впоследствии утвержденная в

Москве, заслушан и одобрен текст юбилейного издания «Сто лет

херсонесских раскопок», составленный К. Э. Гриневичем [54]. ”???”

 

По

ходатайству П. И. Голландского и К. Э. Гриневича в марте 1927 года

начинает работать археологическая экспедиция на Гераклейском полуострове

под руководством директора Херсонесского музея и при участии Ассоциации

востоковедения, производившей здесь раскопки в 1924 году.

Археологическая деятельность помешала Севастопольскому исполкому начать

здесь строительные работы, что привело бы к разрушению исторического

памятника [55].

 

Херсонесская конференция проходила с 10 по 14

сентября 1927 года. В ней работало две секции: херсонесская и общей

археологии. В конференции приняли участие 88 делегатов. Доклад П. И.

Голландского «О мерах по технической охране памятников Херсонеса» был

непосредственно связан с производственным планом работ Херсонесского

музея и ввиду общего интереса и важности затронутых в нем вопросов

заслушан на пленарном заседании.

 

Во время работы конференции в

ночь с 11 на 12 сентября произошло землетрясение. После первых подземных

толчков было срочно созвано заседание президиума для составления

специального воззвания к населению и предотвращения всеобщей паники.

Обращение было опубликовано в экстренном выпуске газеты «Маяк Коммуны»

за 12 сентября [56].

 

Для обследования и восстановления

поврежденных зданий распоряжением КрымЦИКа учреждается специальная

правительственная комиссия под председательством профессора-архитектора

Павла Ивановича Голландского. Она выявила причины разрушений и

определила типы наиболее пригодных для Крыма построек [57]. Параллельно

создается комиссия по изучению состояния южнобережных музеев (Ялты и

Алупки), в состав которой вошли П. И. Голландский, уполномоченный

Главнауки У. В. Балич и директор Центрального музея Тавриды А. И.

Полканов [58].

 

По словам очевидцев, «в Симферополе сила толчков

была всего 5 баллов. Пострадали отдельные ветхие строения. Однако

население было сильно напугано сообщениями о катастрофических

разрушениях в Ялте. {…} Центральная магистраль города — ул. Карла

Маркса, — где тогда ходили трамваи, на следующий вечер превратилась в

шумный табор. Люди выносили на улицу вещи, кровати, мебель подальше от

стен домов и устраивались на ночлег» [59].

 

Последствия

землетрясения выявили случаи недопустимой безграмотности в

строительстве. Так, в одном сооружении мог соседствовать разный

строительный материал: европейский, керченский, инкерманский камни,

кирпич и даже дерево. В строительстве применяли мозаичную облицовку, при

которой камень укладывался не плоско, а ребром, что не позволяло

достигнуть необходимой устойчивости. В то же время обратили на себя

внимание древние тюркские постройки, возводимые из кварцевого камня и

укрепленные раствором жидкой извести, на которых землетрясение не

оставило никаких повреждений. Точно так же дело обстояло и с

сооружениями, возводимыми византийскими мастерами в период ханского

владычества, так как они были знакомы с антисейсмическим строительством.

Со времени Александра II в Крыму началось лихорадочное курортное

строительство: цари возводили для себя дворцы, предприниматели —

гостиницы, рестораны, курорты, стремясь строить как можно быстрее, при

этом не заботясь о правильном выборе места и форме будущих зданий.

Результатом этого и стали столь плачевные последствия [60].

 

Во

время работы над ликвидацией последствий землетрясения Павел Иванович

получил предложение от декана архитектурного факультета Киевского

художественного института на преподавание архитектурного проектирования,

от чего по моральным причинам пришлось отказаться, так как возложенная

на него работа не была завершена [61]. ”???”

 

Итогом проведенных

исследований стали статьи П. И. Голландского: «Сейсмостойкое

строительство для Крыма» [62], «Как должно строить в Крыму крестьянские

дома, чтобы они не разрушились от землетрясений» [63],

«Восстановительное строительство в Крыму» [64], «Общая постановка и

очередные задачи строительства в Крыму» [65], «Основные приемы

строительства для Крыма» [66].

 

С 1928 года Павел Иванович получил

должность архитектора в Крымпроекттресте, где проектировал и руководил

строительством ряда объектов, в частности нового рыбоконсервного завода в

Феодосии, реконструкцией консервных заводов в Симферополе и Балаклаве

[67]. В 1930-х годах по проекту Голландского было выполнено оформление

внутренних интерьеров Дворца пионеров в Симферополе [68].

 

Одновременно

П. И. Голландский занят преподавательской деятельностью. Он читает

курсы лекций по этнографии народов Востока в Крымском педагогическом

институте им. М. В. Фрунзе, курсы лекций «Части зданий» в

Симферопольском строительном техникуме, а также в Крымском филиале

Московского института инженеров коммунального строительства (МИКС).

Павел Иванович не оставляет и научной деятельности: разрабатывает

«Руководство по регистрации, технической охране и фиксации

монументальных исторических памятников». 4 мая 1928 года его рукопись

обсуждалась в Центральной государственной реставрационной мастерской. В

июле она была передана автору для внесения исправлений и издания в

качестве методического руководства. Дальнейшая судьба рукописи

неизвестна [69].

 

По сообщениям газеты «Красный Крым», в 1928 году

под руководством профессора Голландского проводились ремонт и

реставрация памятников тюркско-татарской культуры — Бахчисарая,

Евпатории и Карасубазара [70]. А летом 1928 года под руководством

Бахчисарайского музея продолжила работу начатая еще в 1925 году

экспедиция в Старом Крыму. В экспедиции работали У. Боданинский, О.

Акчокраклы, П. И. Голландский и Н. Л. Эрнст. Особое внимание, в связи с

последствиями землетрясения 1927 года, было обращено на строительные

растворы [71].

 

К сожалению, дальнейшие факты, которые удалось

собрать о жизни и деятельности ученого, очень отрывочны. С мая 1931 по

сентябрь 1938 года Павел Иванович работал в Крымгоспроекте: сначала в

должности архитектора-проектировщика, а затем руководителем мастерской. В

1932 году в Крымиздате выходит книга ученого «Каменные работы: Краткое

руководство для студентов строительных техникумов, десятников и

мастеров-каменщиков». В том же году П. И. Голландский входил в состав

экспертного, а затем и научно-технического совета при Наркомхозе

Крымской АССР. Павел Иванович являлся также представителем Крымского

отделения Союза советских архитекторов [72], которому и пожертвовал свою

богатую фототеку по архитектурным памятникам Крыма. Судьба коллекции

неизвестна.

 

По просьбе руководства Бахчисарайского музея П. И.

Голландский в 1935 году принял на себя консультативное руководство по

реставрации Ханского дворца [73]. В феврале 1935 года в Симферополе

проходил Первый съезд советских архитекторов Крыма, в котором Павел

Иванович участвовал с докладом «Перспективы развития и задачи советской

архитектуры в Крыму в разрезе промышленного, сельскохозяйственного,

курортного и коммунального строительства» [74].

 

С 1938 года Павел

Иванович занял должность заведующего учебной частью Крымского филиала

Московского института инженеров коммунального строительства. Но 8

февраля 1939 года в газете «Красный Крым» с глубокой скорбью сообщалось о

смерти П. И. Голландского, заведующего учебной частью Крымского филиала

Московского института инженеров коммунального строительства и члена

Крымского отделения Союза советских архитекторов [75].

 

В

последние годы жизни Павел Иванович работал над книгой «История

архитектурных форм», для которой выполнил ряд архитектурных рисунков и

таблиц, написал значительную часть текста [76]. Труд этот так и не был

завершен.

 

К сожалению, большая часть научного наследия ученого

утеряна, но имя Павла Ивановича Голландского не должно быть забыто

потомками.

 

 

Штаб гестапо дислоцировался в г. Симферополе по ул. Гоголя, бывшее здание «Заготзерно», начальник — полковник Ройзер, ведет раз­ведывательную, контрразведывательную деятельность и координирует всю работу органов СД, ГФП, криминальной полиции, охранных отря­дов (СС) и полевой жандармерии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Власти Симферополя планируют передать благотворительной организации «Фонд “Крым”» в аренду на 49 лет «для реконструкции нежилых зданий» под “Крымско-татарский культурный центр” с офисными помещениями и паркингом земельный участок «ориентировочной площадью» 0, 16 га по улице Карла Маркса, 25 (до 1924 года - улица Екатерининская), где расположено полуразрушенное здание дома-усадьбы известного русского хирурга и естествоиспытателя Николая Арендта.

 

Соответствующее решение было принято сегодня на пленарном заседании очередной 63-ей сессии Симферопольского городского совета при рассмотрении вопросов регулирования земельных отношений с юридическим лицами и физическими лицами-предпринимателями.

 

Согласно данному нормативно-правовому акту городских властей Симферополя, благотворительному фонду «Крым», являющемуся юридическим организационным прикрытием деятельности нелегального меджлис татар Крыма, предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в аренду на 49 лет участка ориентировочной площадью 0,16 га по указанному адресу на месте разрушающегося дома Арендта «для реконструкции и обслуживания нежилых зданий под Крымско-татарский культурный центр, офисных помещений и паркингом (так в тексте проекта решения, утвержденного на сессии Симферопольского горсовета 25 июня 2013 года, но еще не подписанного городским головой Симферополя Виктором Агеевым – ред.)».

 

 

Как сообщал портал «Новоросс. info», 18 апреля 2013 года, по факту «циничного уничтожения старинного симферопольского комплекса-усадьбы Арендтов меджлисовским фондом "Крым"» в Генеральную прокуратуру Украины обратился заместитель директора Украинского филиала Института стран СНГ, депутат Верховного Совета Крыма трех созывов Олег Родивилов.

 

В своем заявлении он обратил внимание надзорного ведомства на махинации чиновников Совета министров Крыма, в результате которых «комплекс зданий и участок в центре Симферополя» были за мизерную сумму отданы частному фонду.

 

По данным Олега Родивилова, фонд «Крым», президентом которого является глава нелегального меджлиса Мустафа Джемилев, купил у Фонда госимущества АРК отдельно стоящее 7-квартирное двухэтажное здание площадью застройки 457,9 кв.м по ул. К.Маркса (Екатерининская), д.25 / ул. Долгоруковская, д. 14., за 40 тысяч гривен, при том, что стоимость одной квартиры в центре крымской столицы составляет 250 тысяч гривен – «таким образом, общая сумма затрат из бюджета на отселение всех жильцов эквивалентна сегодня 2 млн. грн».

 

В своем заявлении в Генпрокуратуру депутат крымского парламента трех предыдущих созывов тогда особо подчеркнул, что основной ущерб, нанесенный Крыму, измеряется не только в деньгах, поскольку оказавшиеся в руках сомнительного фонда здания являются памятником архитектуры и истории: усадьбой середины 19-го века, которая ранее принадлежала знаменитым врачам Арендтам, а впоследствии - директору Первой гимназии Тавриды Ф.Я.Ребецу.

 

В заявлении Олега Родивилова в надзорное ведомство Украины также отмечается, что здание дома Арендта «было приведено арендатором в аварийное состояние» и что в настоящее время владельцы фонда планируют вообще снести здание, ставшее аварийным благодаря их усилиям, и построить на этом месте офисно-торговый комплекс.

 

О том, что полуразрушенный дом Арендта на улице Карла Маркса (Екатерининской), 25, в Симферополе должен быть восстановлен в первоначальном виде ранее заявлял и глава правительства Крыма Анатолий Могилев.

 

«С моей точки зрения, дом этот имеет свои исторические корни и, по логике, его необходимо восстановить, чтобы он был в том виде, в каком находился раньше. Ко мне приходили представители собственника этого дома, благотворительной организации «Фонд “Крым”», показывали проекты: предполагается снести этот дом и построить на его месте высотное здание. С точки зрения здравого смысла в центре Симферополя, где расположены максимум двух-, трехэтажные здания, многоэтажка не совсем будет вписываться в архитектуру этого квартала. Поэтому я говорю: если собрались строить здание, то надо либо сохранить облик старого здания, либо сделать так, чтобы новое здание хотя бы вписывалось в общий архитектурный облик этого квартала. Оно не должно там торчать, как башня посреди поля. Это не нормально будет», – отметил крымский премьер в одном из своих выступлений.

 


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно события развиваются. Оказывается не просто так горсовет решил сносить здание именно сейчас. Дом Арендта почти получил статус памятника. И тогда местной мафии придется ремонтировать это здание. Не для этого они его разрушали. Подробно о статусе дома в вчерашней статье novoross.info/people/18801-vopros-o-prisvoenii-usadbe-arendta-statusa-pamyatnika-arhitektury-pochti-reshen-na-urovne-kieva-obschestvennik.html


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

теперь собственник дома Арендта обязан будет его восстановить

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10146

 

но скорее всего у него поменяется собственник


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тем временем Проект Крымскотатарского культурного центра прошел градсовет в Симферополе

http://archiportal.crimea.ua/images/stories/news/2013/july/krimcentr_01.jpg


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тем временем Проект Крымскотатарского культурного центра прошел градсовет в Симферополе

http://archiportal.crimea.ua/images/stories/news/2013/july/krimcentr_01.jpg

1. уродище какое-то.

2. по красной линии вдвое длиннее дома Арендта. Кто-то еще под бульдозер попадет??

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в притык к 23 и 27.


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киевляне самостоятельно написали соответствующее обращение на имя Министра культуры Украины, в котором попросили решить вопрос о постановке комплекса сооружений усадьбы, куда входит здание дома Арендта (Карла Маркса 25), на государственный учет с целью предотвращения его полного уничтожения, мотивируя тем, что оно несомненно является объектом культурного наследия, хотя еще не имеет статуса памятника.

«Здание фактически находится на предварительном учете, и согласно закону Украины «О сохранении культурного наследия», оно под охраной государства» - отметила архитектор Ольга Сергеева.

ну у нас так государство строго охраняет :)

ПРЕСС-релиз Арендт 3пк.doc


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...
zhandarmeriya-simferopol.jpg
Господа, извиняюсь, если не по теме мой вопрос, но есть ли у кого-нибудь информация по истории данного дома? Очень был бы Вам благодарен 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гагаринец, http://komtv.org/12876-istoriya-odnogo-zabytogo-doma/

http://komtv.org/wp-content/uploads/2013/07/3jKcoL0C1Ts-copy.jpg


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дом Арендтов признан памятником истории и архитектуры.

На заседании экспертного совета Министерства культуры Украины был рассмотрен вопрос о внесении усадьбы Арендтов-Ребец, куда входят два флигеля на Долгоруковской 14 и главный дом на Карла Маркса 25 в реестр памятников. По итогам принято решение включить усадьбу в реестр по двум категориям: как памятник истории и как памятник архитектуры. «Это победа общественников над системой. Не секрет, что не только собственник, у которого бизнес, но и чиновники призванные охранять культурное наследие сдали дом и еще немного и его бы начали разрушать. Теперь дом Арендтов не будет разрушен, это однозначно», — сообщила журналист, пресс-секретарь общества Лидия Михайлова. «Весь комплекс усадьбы прошел по двум видам как памятник архитектуры и как памятник истории. Теперь весь комплекс и отдельные части по ул. Долгоруковской 14 и Карла Маркса 25 могут нести эти звания», — прокомментировал директор НИИ «Истории архитектуры и градостроительства» Сергей Юрченко.


Я детей вообще то боюсь, милостивый мой государь, - шумливы, жестоки и себялюбивы, а коли дети правят державой? ©Юлиан Семёнов

Ничего не делается к лучшему © Борис Раушенбах

Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. © Ф.М. Достоевский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...