Речь пойдет о числительных. Для тех, кто не знает, что это такое, есть Википедия. Оттуда я утащу определение:
Цитата
Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?
Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные — отвечают на вопрос сколько? (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один), собирательные (оба, двое, пятеро) и порядковые — отвечают на вопрос который? (первый, второй, сотый, последний).
Кстати, любимые многими словечки "дофига", "нихрена" и "а черт его знает" - тоже числительные, а конкретно - неопределенно-количественные:
Цитата
В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые — неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.
Правописание числительных можно посмотреть там же. Речь сейчас не о нем.
На Грамоте.ру есть отличная статья об употреблении числительных. Очень полезная, рекомендую к прочтению. Но и не совсем о нем сейчас речь тоже.
Нет, друзья, сегодня я вам расскажу о написании числительных. Не в грамматическом, а в человеческом аспекте, с точки зрения уважения к читателю, тексту и языку.
Скрытый текст
Числительные могут быть записаны тремя способами:
цифрами (римскими или арабскими)
словами
словами, сокращенными с помощью цифр
Каждый из этих способов имеет право на существование, но область этого самого существования ограничена. или, как бы сказали сторонники интервального подхода, имеет свой интервал применимости. И те, кто его игнорируют, внесены в отдельные расстрельные списки граммар-наци.
Помимо применимости есть еще один параметр - обязательность употребления. Иными словами, нужно понимать разницу между "может" и "должен".
Начну с самого простого - записи римскими цифрами. Ими у нас записывают порядковые номера знатных особ, столетий, событий и глав в книгах.
Примеры: Людовик XIV
XX век
IV Всероссийская Олимпиада
Глава DXXXVIII
При этом надо помнить, что все они являются порядковыми числительными и не подлежат записи третьим способом: Правильно: Карл V Неправильно: Карл V-й
Отдельная песня - названия брендов (названий), фильмов и компьютерных игр, где запись числительного определяется исключительно выпендрежем создателя: The Elder Scrolls IV
Берсерк. Золотой век: Фильм III. Сошествие
Иногда (весьма редко) римскими цифрами нумеруется что-нибудь малозначительное, например, подъезды дома: IV подъезд
Все остальное от лукавого.
Первым способом (только арабскими цифрами) записываются только количественные числительные в именительном падеже. Примеры:
Номера домов и их частей:
Санкт-Петербург, ул. N-ская, д. 17 корп. 3 строение 5 литер Б, кв. 45.
Однако, допустима такая запись не везде. Например, в художественном тексте адрес с номером выглядит плохо и лучше заменитьего каким-нибудь благозвучным оборотом. Скажем, так: "В девять утра капитан Иванов уже был на Шаболовке, 14 и ожидал майора Сидорова" - скверно. "В девять утра капитан Иванов уже ожидал майора Сидорова у четырнадцатого дома на Шаболовке" - гораздо лучше.
Числительное в адресе может встретиться в названии самой улицы. Оно пишется иначе и об этом ниже.
Математические и прочие задачи, где надо отделить важные данные от всего остального:
У Маши 5 рублей, а у Пети 10. Сколько денег у обоих детей?
Справочные и табличные данные, особенно те, которые надо сравнивать друг с другом или как-то еще обрабатывать: Температура, oC:
-----------------------
Травматология: 37,6
Нейрохирургия: 37,9
Кардиология: 38,1
Инфекционное: 38,5
Ожоговое: 38,2
Морг: 20,0
В среднем по больнице: 35,0
Номера всего остального, где имеется ввиду именно номер: На борту самолета красовался номер "44".
Комбинированные слова, бессмысленные сами по себе, но необходимые - позывные, обозначения, модели и т.п., а также названия городов с номерами: "Воробей-11"
Боинг-747
"Объект 46"
Арзамас-16
В нормальном художественном тексте, особенно в прямой речи, правильно и красиво писать такие числительные словами:
В это время сквозь шум и звон, наполнявший наушники шлема, он услышал хриплый и вялый даже сейчас голос капитана Чеслова:
- Внимание! Я - "Леопард-три", я - "Леопард-три". Справа "лаптежники", "лаптежники"! Б. Полевой, "Повесть о настоящем человеке".
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча С. Михалков, "Дядя Степа".
Также словами (вторым способом) обязательно пишутся числительные, не имеющие счётно-порядкового значения (обозначающие количество как признак предмета или как некое отвлеченное число, но не номер):
"Четыре танкиста и собака".
Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир" (Иоанн 6:1-14)
Упражнение:
Сравните вышеприведенный фрагмент из Евангелия с ним же, записанным цифрами.
Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на 200 динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика 5 хлебов ячменных и 2 рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около 5000. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили 12 коробов кусками от 5 ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир" (Иоанн 6:1-14)
Насколько гадко внешне и неуважительно к содержанию выглядит текст теперь?
Числительное, имеющее значение номера, можно писать цифрами и в художественном тексте, если использование прописи ломает устоявшиеся ассоциации. Также цифрами можно писать числительные, указывающие время: "Повседневная жизнь Арзамаса-16" (В. Матюшкин)
"Мистер Генри Бейкер может получить назад свою собственность, если в 6.30 вечера придет на Бейкер-стрит, 221-б" А. Конан Дойл, "Голубой карбункул".
Заметьте, если бы вместо 6.30 автор написал "шесть тридцать", текст бы выглядел вполне красиво. Однако, тут надо чувствовать меру. Смотрите сами:
"Встречаемся сегодня в два часа у старой колокольни"
"Да, дорогая, в восемь двадцать буду"
"Ему звонила подруга вчера в двадцать один сорок семь, мы не засекли, откуда. Разговор длился шесть секунд"
Не правда ли, в последней фразе числительное прописью выглядит неуместно?
Порядковые числительные записываются первым способом (только цифрами) в тех случаях, когда в силу контекста или в силу традиций исключено иное их понимание или когда прописью получается неоправданно длинно:
4 подъезд 6 глава
"С 1492 года, с тех пор, как Колумб открыл Америку, туда сотнями стремились искатели приключений и сокровищ."
и при этом не стоит задачи подчеркнуть какой-то нюанс, например, акцент или произношение:
- Так вот, - заключил Енси, откладывая журнал, - где двое или трое, там и целое скопище. Кстати, сколько всего народу на земле?
- Два миллиарда двести пятьдесят миллионов девятьсот пятьдесят девять тысяч девятьсот шешнадцать, - говорю. Генри Каттнер, Кэтрин Л.Мур., "До скорого!"
- Какой сейчас год?
- Тыща девятьсот шестьдесят пятый.
Во всех остальных случаях в художественном тексте порядковые числительные пишутся прописью без сокращений:
"Не то обмерзли пальцы у Марютки, не то дрожали от волнения и бега, но только успела сказать: "Сорок первый, рыбья холера!" - как ..." Борис Лавренев, "Сорок первый"
В пятый раз тебе говорю Семнадцатый вагон
Также прописью пишутся количественные числительные в падежах, отличных от именительного:
Родительный: Слуга двух господ
Дательный: "Однажды утром велел он явиться в тронный зал четырем коронным министрам..." Станислав Лем. Советники короля Гидропса
Винительный: "возьмите две карты"
Творительный: "Тремя глазами, расположенными в верхней части головы, Филберт внимательно изучал звезды." Клифорд Саймак, "На Землю за вдохновением"
Предложный: "Притча о двух сыновьях"
Еще одно упражнение:
Прочтите же примеры с падежами, в которых числительные сокращены.
Родительный: Слуга 2-х господ
Дательный: "Однажды утром велел он явиться в тронный зал 4м коронным министрам..."
Винительный: "возьмите 2 карты"
Творительный: "3-мя глазами, расположенными в верхней части головы, Филберт внимательно изучал звезды."
Не правда ли, дерьмо получается?
Возвращаясь к номерам: если номер есть в названии улицы, то это название рассматривается как предложение, а числительное - как часть его в контексте. Такое числительное пишется словами (в художественной литературе) или сокращенно (на табличках): Седьмая линия Васильевского острова
ул. 7-я линия В.О.
Улица Двадцати Шести Бакинских Комиссаров
ул. 26-ти Бакинских Комиссаров
При этом писать ул. 7 линия или ул. 26 Бакинских Комиссаров неправильно и некрасиво.
Отдельно следует пройтись по третьему способу написания - сокращениям.
Для начала запомните раз и навсегда: в художественном тексте сокращение числительных категорически запрещено.
Исключения возможны, но крайне редки. Например, в цитировании названий: "Джонсон минуты три изучал табличку на углу дома. Надпись "улица 26-ти Бакинских Комиссаров" заставляла его в очередной раз поминать русский язык нехорошими словами."
Но в целом за сокращения полагается битье розгами. Или отлучение от церкви. Или перерождение в низшем образе. Помните про отдельные расстрельные списки? Так вот, писатели, их использующие, идут во втором из них. В первом идут корректоры, оные сокращения пропускающие.
Да, я понимаю, что сейчас эпоха скорости и суеты. И что набирать текст на сенсорном экране катастрофически неудобно. И что силы жалко. И что "а чо такого?". Я понимаю все причины и знаю все ваши отмазки.
Но это вас не оправдывает. Если пишете текст с претензией на что-то большее, чем смс-ка, то извольте уважать потенциальных читателей и писать нормально. Руки не отсохнут. Заодно убережете себя от плохого впечатления из-за безграмотности в этом вопросе. Да-да, сокращать тоже надо уметь.
Вот вам примеры: "Не хватает 2-х гаек". Интересно, неужели экономия одного-единственного символа так важна? Ну да ладно, это более-менее терпимо. Смски опять же... "... и 2-ух болтов". Экономия - ноль. Минус один к карме автора, минус десять к впечатлению от текста. "Займ за 5-ять минут в Омске всем" - реальное объявление в сети. Усиление дебилизма в экономии - минус один символ! Блин, автор, на что ты надеялся? Да еще и "сократил" числительное, которое в таком поясняющем сокращении в принципе не нуждается. "В 100-тый раз". Думали, предыдущий пример - верх маразма? Ан нет.
Дальше - больше: "1,5-ый (2,5-й) интервал". Дробные порядковые числительные, конечно, сократились неплохо. Но выглядят как черт-те что.
А вот за это: "4-ро малышей" надо отбивать руки по самую голову. Запомните или запишите на лбу и читайте на ночь перед зеркалом: Собирательные числительные не сокращаются. Ни-ког-да. И нигде.
Только текстом - "четверо", "троих", "двое".
Ну и на закуску - о сокращении числительных в составе сложных слов.
Запомните: если вы не стенографируете для себя конспект какой-нибудь лекции (там допускается любая галиматья), числительные в составе сложных слов не сокращаются:
Если надо сэкономить, можно сокращать не-числительную часть, например "двусложный - двусложн.", "трехсторонний - трехстор.".
Исключением является специальная литература и различного рода задачи, где, как и в примере с арифметикой, важны конкретные данные. И то не все сокращения годятся в дело:
"3% раствор уксусной кислоты" - хорошо. но не "3%-ный раствор"! "36-кратное увеличение". Это подойдет для инструкции или техпаспорта, но в тексте для чтения надо писать "тридцатишестикратное". Единственное, что может оправдать появление в художественном тексте сокращения с цифрами - неоправданно затрудняющая восприятие длина слова, записанного прописью. Например, "2400-летие" читается нормально, а "двухтысячечетырехсотлетие" - нет. И то в этом случае очень рекомендуется (и практически всегда нетрудно) изменить текст так, чтобы избежать подобной ситуации.
В общем, установку я вам дал. Для полноты счастья рекомендую также почитать Розенталя, полезно и познавательно.
Пишите красиво!
"Конец России хотели бы увидеть многие, но пока его удается только подержать за щекой…!" (с)
"В девять утра капитан Иванов уже был в на Петровке, 38 и ожидал майора Сидорова" - скверно.
"В девять утра капитан Иванов уже ожидал майора Сидорова у тридцать восьмого дома на Петровке" - гораздо лучше
Не удачный пример. "Петровка 38" давно стала нарицательным выражением, и вторая фраза именно с этим адресом совсем не гармонична
PS за запятые можешь расстреливать. Если речь не идет о варианте "казнить нельзя помиловать" то я их пролетаю))
Инквизитор сказал:
"В девять утра капитан Иванов уже был в на Петровке, 38 и ожидал майора Сидорова" - скверно.
"В девять утра капитан Иванов уже ожидал майора Сидорова у тридцать восьмого дома на Петровке" - гораздо лучше
Не удачный пример. "Петровка 38" давно стала нарицательным выражением, и вторая фраза именно с этим адресом совсем не гармонична
PS за запятые можешь расстреливать. Если речь не идет о варианте "казнить нельзя помиловать" то я их пролетаю))
И не только за запятые =) "Неудачный" пишется слитно.
А в целом, пожалуй. Заменил на более удачный.
"Конец России хотели бы увидеть многие, но пока его удается только подержать за щекой…!" (с)
Никогда не понимал этого восторженного идиотизма бьющих в себя грудь с высоко поднятой головой людей, считающими себя грамотными.
Да вы грамотные люди, но это, во первых, не дает вам права смотреть на не грамотных с высока, во вторых гордиться знаниями(грамотностью) искусственно созданными правилами которые как не странно по большей своей сути абсурдны.
Иногда смотришь на вас как на душевно больных людей, которые поклоняются какой-то абстракции.
Напридумал кто-то нелогичных правил, а они следуют им неукоснительно.
Будьте проще, берите пример с корейцев, или тибетцев.
Живут себе люди и горя не знают, и ведь не плохо живут.
Так что по факту ваша грамотность на качество жизни не влияет.
Сообщение отредактировал GaberGaberovich: 04 июля 2014 - 21:12
А я благодарна за тему. С грамотностью, с написанием по правилам, у меня проблемма. Тут очень вежливо рассказывают. А злит, когда на каком нибудь сайте в комментах находится умник/умница и начинает грубо высказывать, мол "пишите с ошибками, аж читать нельзя". Вот про числительные кое что не знала. Спасибо! Пишите и исправляйте нас дальше. Ведь культуру общения еще не отменили?
Ни важна))) Я произношу именно в раздельном варианте. Ну это как Сегодня и Сего дня. Вроде одно и то же, а звучит по разному
Ну, в письменной речи произношение передать полноценно нельзя, поэтому имеет смысл или писать как положено, или изменять конструкцию так, чтобы оправдать раздельное написание. Например, путем вставки промежуточного слова: "Не самый/очень/совсем/вполне/слишком/особенно/сильно/наиболее удачный".
GaberGaberovich сказал:
Грамотный человек != умный человек.
Обратное утверждение, кстати, неверно ))
>> Никогда не понимал
И не поймете, похоже, впредь. Смиритесь.
>> этого восторженного идиотизма
Приведите, пожалуйста, примеры восторженности и идиотичности, и обоснуйте, почему это так. Фраза "я так считаю" в данной ситуации не годится.
>> бьющих в себя грудь с высоко поднятой головой людей, считающими себя грамотными.
Да вы грамотные люди, но это, во первых, не дает вам права смотреть на не грамотных с высока
Вызывает удивление, как человек, не умеющий отличить желание поделиться чем-то полезным от бестолковой похвальбы пустыми знаниями, а неприятие слабой речи от презрения к ее носителям, может с таким апломбом рассуждать об этом.
>> во вторых гордиться знаниями(грамотностью) искусственно созданными правилами которые как не странно по большей своей сути абсурдны.
Во-первых, знание вполне может быть предметом здоровой гордости. А во-вторых, как раз по сути правила отнюдь не так абсурдны, как вам кажется от непонимания. Могу согласиться насчет абсурдности многих исключений в русском языке, но в целом вы сморозили глупость. Ну и в-третьих, в данном случае нет никакой "большей сути". Нельзя быть частично беременной
>> Иногда смотришь на вас как на душевно больных людей, которые поклоняются какой-то абстракции.
Это основная проблема современного абстракционизма - неумение отличать искусство от мазни.
>> Напридумал кто-то
Этот "кто-то" - процесс эволюции языка.
>> нелогичных
Попробуйте рассмотреть формирование правил во времени. Будет познавательно, да и на логику взгляды если не поменяются, то хотя бы очистятся.
>> а они следуют им неукоснительно
Одна из разновидностей хороших манер. Просто я считаю, что язык заслуживает уважение в не меньшей степени, что и, к примеру, поведение за столом - не засовывать салфетку за воротник, не дуть на суп, не чавкать, не прихлебывать, создавая звук спускаемого унитаза. Попробуйте применить анекдот "в какой руке джентльмен должен держать вилку, если в правой у него котлета?" к письменной речи, может и уразумеете чего...
>> Будьте проще, берите пример с корейцев, или тибетцев.
Живут себе люди и горя не знают, и ведь не плохо живут.
Видите ли, у нас все-таки фонетическое письмо. Ошибка в одной-двух буквах в слове весьма редко исказит его смысл, а вот представление об уровне грамотности написавшего даст. У корейцев же с тибетцами такая ошибка приведет к серьезным для слова последствиям, поэтому приходится писать аккуратно. Плюс ошибки в начертании (а не употреблении) символов, гораздо более свойственные этим письменностям, серьезными не считаются, примерно как у нас корявый почерк.
>> Так что по факту ваша грамотность на качество жизни не влияет.
На качество вашей жизни, возможно, и не влияет. А мне, к примеру, так комфортнее. Ощущение примерно такое же как от того, что с утра зубы почистил - с меня не убудет, а окружающих не заставит морщиться амбре изо рта.
"Конец России хотели бы увидеть многие, но пока его удается только подержать за щекой…!" (с)
Инквизитор люблю ваши посты, честно.
У вас отлично получается разбить в пух и прах чье-то не правильное мнение или нелогичность мыслей.
Но что-то в этот раз как-то не очень.
Два раза перечитал ответы с цитатами, и конкретных грамотных четких ответов не увидел.
У вас отлично получается разбить в пух и прах чье-то не правильное мнение или нелогичность мыслей.
Но что-то в этот раз как-то не очень.
Два раза перечитал ответы с цитатами, и конкретных грамотных четких ответов не увидел.
Одним словом - не убедили... совсем...
Ответ будет соответствовать логике если изначально понять, что оба вы пишите о разном. GaberGaberovich о явно помешанных и сделавших из грамотности и ее владением практически религию, и всех, не в совершенстве владеющих, считают низшей расой. Критерий в оценке только один, и если он не выполнен, то дальше человек не рассматривается.
А Инквизитор просто ставит цель к которой есть возможность стремится, и использовать самообучение как самосовершенствование.