Наверняка, многие замечали красивые фигуры в городе, ввырезанные из старых деревьев. Правда, красиво?
У автора и творца этих скульптур удивительная и совсем не веселая история жизни.
Игорь Джекноваров - деревянных дел мастер. Он живёт в Симферополе. Он знает, как вдохнуть в уже мёртвое дерево жизнь. Он слывёт ненормальным и этого не отрицает. Каждый сруб, который попадает в его руки, - волшебный, потому что из него рождаются сказочные фигурки: гномы и клоуны, Коты в сапогах, весёлые старички и ослики. Этот умелец хотел бы, чтобы люди никогда не грустили. А ещё он очень любит своего маленького сына и мечтает открыть кафе, где бы поселились его фигуры, играл рок-н-ролл, а посетителей кормили вкусными чебуреками.
Игорь регулярно проходит лечение в Психиатрической больнице, его сына забрали в детский дом г.Ялты, а жена с дочкой скитаются...
У автора и творца этих скульптур удивительная и совсем не веселая история жизни.
Игорь Джекноваров - деревянных дел мастер. Он живёт в Симферополе. Он знает, как вдохнуть в уже мёртвое дерево жизнь. Он слывёт ненормальным и этого не отрицает. Каждый сруб, который попадает в его руки, - волшебный, потому что из него рождаются сказочные фигурки: гномы и клоуны, Коты в сапогах, весёлые старички и ослики. Этот умелец хотел бы, чтобы люди никогда не грустили. А ещё он очень любит своего маленького сына и мечтает открыть кафе, где бы поселились его фигуры, играл рок-н-ролл, а посетителей кормили вкусными чебуреками.
Скрытый текст
- Познакомился я с ним случайно. Шёл и увидел его за работой, - рассказывает наш фотокор пока мы бредём по Долгоруковской. - Интересный этот скульптор. Вот бы написать о его работе, а ещё о том, что он очень добрый, трудолюбивый. И о том, что его все, кому не лень, обманывают: заказывают несколько фигур, а платят только за одну. Или вовсе не платят. Или - отказываются от готовой фигуры. И тогда он сам тащит своё детище домой… Знаешь, у него, кажется, ничего и никого кроме этой работы нет…
Но, как оказалось, кроме работы у Джекноварова есть ещё дом-мастерская, где господствует полумрак, пахнет деревом и пылью. Есть воспоминания о матери, научившей его быть сильным. Есть маленькая дочка. Живёт она с мамой, которая скитается по городу и перебивается с копейки на копейку. А ещё есть сынишка. Ему два годика. И он - в ялтинском детском доме. Каждую субботу отец навещает малыша. Чиновники утверждают, что забрали ребёнка у несостоятельного папаши только из-за антисанитарии, царящей в квартире. Игорь соглашается. А что остаётся делать? Утверждать, что забрали ребёнка, чтобы прибрать к рукам квартиру, находящуюся в центре города, он не может. Кто он такой? Так - психически неуравновешенный, бывший пациент психиатрической больницы, когда-то получивший специальность повара-официанта, а теперь вот - вытачивающий из пеньков смешные фигурки. Чудак, который не запирает двери своего жилища, а на ночь может спокойно оставить на улице не только незаконченные фигуры, но и рабочие инструменты. И просто человек, который свято верит в то, что трудности, те, что не убивают, делают сильнее. Это всё он рассказал нам чуть позже. А пока же Игорь весьма неразговорчив и робок.
- А с чего началось ваше увлечение? - спрашиваю, присаживаясь рядом с мастером на ступеньки его дома.
- Десять лет назад проходил по улице Толстого. Увидел перекошенную акацию, предложил хозяевам сделать что-то вроде «спотыкайчика» с надписью «антиквариат». А потом получился такой вот смешной старичок, - рассказывает он. - Кстати, это добрая пародия на нового русского позапрошлого века. Только вместо мобильного телефона у него - часы карманные, а вместо бультерьера - палочка.
В детстве Игорь любил лепить из пластилина человечков, особенно рыцарей и пиратов. Любил мастерить для них из алюминиевой изоляции, что на трубах, одёжку. Ещё паренёк любил рисовать. И мама никогда не препятствовала занятиям сына. Скорее - наоборот.
- А вообще меня вдохновило заниматься деревом древо любви, - немного растягивая слова, говорит скульптор. - Сейчас я вам покажу…
Он уходит. А через некоторое время возвращается, держа в руках тонкое, изящное деревце, кажется, проволочное. Но потом оказывается, что вылеплено оно из пластилина. А прототипом послужил грецкий орех, растущий под окнами дома.
- Когда этот орех был ещё совсем маленьким, я часто смотрел на него. А как-то поругался с мамой, психанул. На него глянул, и меня осенило: разглядел два профиля - мужской и женский. Два силуэта, стремящихся друг к другу. И решил, что это - древо любви.
- И вылепили своё такое же…
- Ну не знаю, кто кого вылепил,… наверное, оно - меня, - улыбается мой собеседник.
Чуть позже Игорь приносит стопку своих рисунков - необычных, нарисованных не только фломастерами и красками, но и шариковыми ручками. Виолончели, контрабасы, огонь, вода, птицы, абстрактные тонкие линии. И всё - в красных, синих и чёрных цветах. Буйство красок и фантазии. А ещё Джекноваров любит изображать Крым, но очень необычным способом. Например, в форме улыбки, или гитары, или в форме газеты «Крымская правда».
- Очень люблю рисовать локоны волос, женские силуэты, потому что они мягкие и изящные, - рассказывает художник. - А вот - младенец. Это я рисовал сына Серёжу, когда его ещё не было, представлял, каким он будет. А вот мой идеал - клоун, - показывает мастер очередную картинку. - Когда-то он стоял на улице Зои Жильцовой. Я сделал клоуна, в руках у которого ракета - орудие смерти после трагедии 11 сентября. Хотел, чтобы было символично, что ли…
Но фигура простояла совсем не долго - заказчик спилил. Вообще же, многие работы Игоря Джекноварова - это своеобразные, незлые карикатуры. На бульваре Ленина, например, можно увидеть таковые на новых русских и казаков. Есть здесь и памятник нашему кормильцу - туристу. Есть ещё лебедь и девочка-гречанка.
- Как-то иду и вижу в парке том - на пнях - спиленные кругляки тополя, - рассказывает мастер. - Оказалось, что у нашего мэра есть идея: сделать грибочки. А я им предложил сделать смешные фигурки. Наверное, только девочка и лебедь получились лирическими, - признаётся автор. - К этому парку почему-то отношусь как к лебединому, он ещё и овальный такой. Знаете, я бы очень хотел, чтобы все люди были счастливыми, чтобы всегда искренне улыбались.
Кто-то дерево провяливает и просушивает. А он считает, что трещины придают шарм, вдохновляют.Чёрные точки и сучки - всё это делает работу естественной. Работать с «недостатками» ему куда интереснее, а в преодолении трудностей он и видит смысл человеческого бытия.
- Я люблю идти туда, куда меня направляет дерево. Вот, например, тот дядька с трубой, - указывает Игорь на человечка, который стоит через дорогу, у ворот фирмы, которая реализует трубы и сантехнику. - В том пеньке, из которого я его делал, было трухлявое место. Вот и придумал, что он может что-нибудь держать. И этим «что-нибудь» стала труба, как нельзя кстати.
Игорь - самоучка. Но он долго изучал книги по анатомии, цветоведению и работе с древесиной, чтобы хоть чему-то научиться. А сейчас спокойно работает с любым деревом. Бывает, что и сам покрывает фигуры лаком и пропитками.
- Мне кажется, что любое дерево хочет стать женской скульптурой или музыкальным инструментом, - улыбается ваятель.
Игорь рассказывает о работе. О той, что уже сделана. И о той, что ещё будет. Гордится, что в каждом отделении психиатрической больницы что-нибудь смастерил своими руками. В детском, например, сделал из корней черепашку и крокодила. Рассказывает, как появляются на дачах у людей пианисты и жирафы, футболисты и гномики, сделанные из засохших черешен, слив или груш. Каждую свою работу автор помнит. И более того, если она находится где-то на улицах и парках города - навещает. Смотрит, всё ли в порядке. И если надо, ремонтирует.
- Сейчас у меня появился заказчик из Николаевки, которому буду делать мультяшного героя Шрека. А бременские музыканты, которых уже почти сделал, скоро поселятся в парке имени Шевченко.
Он много говорит о любви, о том, что в ритме жизни люди забывают о ней. Говорит о трудностях. Например, о том, что у него огромный долг по оплате электроэнергии, и ещё о том, что делает забавные фигурки для обустройства детских садов, а его ребёнок находится в детском доме. Говорит, что вырос в доме на Долгоруковской, а поэтому никуда отсюда не уедет.
- Просят меня, мол, продай, купим тебе домик в деревне. А я не хочу. Именно здесь живёт моё вдохновение, в этом доме - моя жизнь.
И дом его, действительно, необычен и притягателен. Охраняют его огромные деревянные истуканы и массивные двери, которым лет столько же, сколько и крымской столице. В маленькой комнате, куда мы вошли - несколько старых шкафов со старыми книгами. Много словарей, их мужчина коллекционирует. Много статуэток и вазочек, и пустая детская кроватка. А ещё - огромное зеркало, позапрошлого века, потускневшее от времени и чужих тайн.
- Когда-то мой дед, который работал в театре,- стащил его, - признаётся хозяин. - Я вам больше скажу: в этом доме, по преданию, бывал Чехов. Возвращался из театра, с постановки «Чайки» и зашёл, чтобы поесть чебуреков. Может быть, именно поэтому мечтаю открыть здесь кафе, где кормили бы вкусными чебуреками.
Если вы когда-нибудь бывали в Симферополе на улице Долгоруковской, то наверняка знаете, где живёт этот странный человек. Наверняка проходили мимо длинного старенького домика, двери которого почти всегда открыты, видели причудливые деревянные глыбы - ещё не законченные работы. А, может быть, даже наблюдали, как вдохновенно трудится мастер - под раскидистым орехом, в изогнутом стволе и причудливо переплетённых ветвях которого, если пофантазировать, действительно, можно увидеть два силуэта. Мужской и женский.
Героев у Игоря Джекноварова много. И все они сделаны с любовью. Они живут не только на улице Толстого или на бульваре Ленина в Симферополе, но и во многих городах и посёлках Крыма. Ни человек этот, ни его работы не могут оставить равнодушными. Честное слово.
Но, как оказалось, кроме работы у Джекноварова есть ещё дом-мастерская, где господствует полумрак, пахнет деревом и пылью. Есть воспоминания о матери, научившей его быть сильным. Есть маленькая дочка. Живёт она с мамой, которая скитается по городу и перебивается с копейки на копейку. А ещё есть сынишка. Ему два годика. И он - в ялтинском детском доме. Каждую субботу отец навещает малыша. Чиновники утверждают, что забрали ребёнка у несостоятельного папаши только из-за антисанитарии, царящей в квартире. Игорь соглашается. А что остаётся делать? Утверждать, что забрали ребёнка, чтобы прибрать к рукам квартиру, находящуюся в центре города, он не может. Кто он такой? Так - психически неуравновешенный, бывший пациент психиатрической больницы, когда-то получивший специальность повара-официанта, а теперь вот - вытачивающий из пеньков смешные фигурки. Чудак, который не запирает двери своего жилища, а на ночь может спокойно оставить на улице не только незаконченные фигуры, но и рабочие инструменты. И просто человек, который свято верит в то, что трудности, те, что не убивают, делают сильнее. Это всё он рассказал нам чуть позже. А пока же Игорь весьма неразговорчив и робок.
- А с чего началось ваше увлечение? - спрашиваю, присаживаясь рядом с мастером на ступеньки его дома.
- Десять лет назад проходил по улице Толстого. Увидел перекошенную акацию, предложил хозяевам сделать что-то вроде «спотыкайчика» с надписью «антиквариат». А потом получился такой вот смешной старичок, - рассказывает он. - Кстати, это добрая пародия на нового русского позапрошлого века. Только вместо мобильного телефона у него - часы карманные, а вместо бультерьера - палочка.
В детстве Игорь любил лепить из пластилина человечков, особенно рыцарей и пиратов. Любил мастерить для них из алюминиевой изоляции, что на трубах, одёжку. Ещё паренёк любил рисовать. И мама никогда не препятствовала занятиям сына. Скорее - наоборот.
- А вообще меня вдохновило заниматься деревом древо любви, - немного растягивая слова, говорит скульптор. - Сейчас я вам покажу…
Он уходит. А через некоторое время возвращается, держа в руках тонкое, изящное деревце, кажется, проволочное. Но потом оказывается, что вылеплено оно из пластилина. А прототипом послужил грецкий орех, растущий под окнами дома.
- Когда этот орех был ещё совсем маленьким, я часто смотрел на него. А как-то поругался с мамой, психанул. На него глянул, и меня осенило: разглядел два профиля - мужской и женский. Два силуэта, стремящихся друг к другу. И решил, что это - древо любви.
- И вылепили своё такое же…
- Ну не знаю, кто кого вылепил,… наверное, оно - меня, - улыбается мой собеседник.
Чуть позже Игорь приносит стопку своих рисунков - необычных, нарисованных не только фломастерами и красками, но и шариковыми ручками. Виолончели, контрабасы, огонь, вода, птицы, абстрактные тонкие линии. И всё - в красных, синих и чёрных цветах. Буйство красок и фантазии. А ещё Джекноваров любит изображать Крым, но очень необычным способом. Например, в форме улыбки, или гитары, или в форме газеты «Крымская правда».
- Очень люблю рисовать локоны волос, женские силуэты, потому что они мягкие и изящные, - рассказывает художник. - А вот - младенец. Это я рисовал сына Серёжу, когда его ещё не было, представлял, каким он будет. А вот мой идеал - клоун, - показывает мастер очередную картинку. - Когда-то он стоял на улице Зои Жильцовой. Я сделал клоуна, в руках у которого ракета - орудие смерти после трагедии 11 сентября. Хотел, чтобы было символично, что ли…
Но фигура простояла совсем не долго - заказчик спилил. Вообще же, многие работы Игоря Джекноварова - это своеобразные, незлые карикатуры. На бульваре Ленина, например, можно увидеть таковые на новых русских и казаков. Есть здесь и памятник нашему кормильцу - туристу. Есть ещё лебедь и девочка-гречанка.
- Как-то иду и вижу в парке том - на пнях - спиленные кругляки тополя, - рассказывает мастер. - Оказалось, что у нашего мэра есть идея: сделать грибочки. А я им предложил сделать смешные фигурки. Наверное, только девочка и лебедь получились лирическими, - признаётся автор. - К этому парку почему-то отношусь как к лебединому, он ещё и овальный такой. Знаете, я бы очень хотел, чтобы все люди были счастливыми, чтобы всегда искренне улыбались.
Кто-то дерево провяливает и просушивает. А он считает, что трещины придают шарм, вдохновляют.Чёрные точки и сучки - всё это делает работу естественной. Работать с «недостатками» ему куда интереснее, а в преодолении трудностей он и видит смысл человеческого бытия.
- Я люблю идти туда, куда меня направляет дерево. Вот, например, тот дядька с трубой, - указывает Игорь на человечка, который стоит через дорогу, у ворот фирмы, которая реализует трубы и сантехнику. - В том пеньке, из которого я его делал, было трухлявое место. Вот и придумал, что он может что-нибудь держать. И этим «что-нибудь» стала труба, как нельзя кстати.
Игорь - самоучка. Но он долго изучал книги по анатомии, цветоведению и работе с древесиной, чтобы хоть чему-то научиться. А сейчас спокойно работает с любым деревом. Бывает, что и сам покрывает фигуры лаком и пропитками.
- Мне кажется, что любое дерево хочет стать женской скульптурой или музыкальным инструментом, - улыбается ваятель.
Игорь рассказывает о работе. О той, что уже сделана. И о той, что ещё будет. Гордится, что в каждом отделении психиатрической больницы что-нибудь смастерил своими руками. В детском, например, сделал из корней черепашку и крокодила. Рассказывает, как появляются на дачах у людей пианисты и жирафы, футболисты и гномики, сделанные из засохших черешен, слив или груш. Каждую свою работу автор помнит. И более того, если она находится где-то на улицах и парках города - навещает. Смотрит, всё ли в порядке. И если надо, ремонтирует.
- Сейчас у меня появился заказчик из Николаевки, которому буду делать мультяшного героя Шрека. А бременские музыканты, которых уже почти сделал, скоро поселятся в парке имени Шевченко.
Он много говорит о любви, о том, что в ритме жизни люди забывают о ней. Говорит о трудностях. Например, о том, что у него огромный долг по оплате электроэнергии, и ещё о том, что делает забавные фигурки для обустройства детских садов, а его ребёнок находится в детском доме. Говорит, что вырос в доме на Долгоруковской, а поэтому никуда отсюда не уедет.
- Просят меня, мол, продай, купим тебе домик в деревне. А я не хочу. Именно здесь живёт моё вдохновение, в этом доме - моя жизнь.
И дом его, действительно, необычен и притягателен. Охраняют его огромные деревянные истуканы и массивные двери, которым лет столько же, сколько и крымской столице. В маленькой комнате, куда мы вошли - несколько старых шкафов со старыми книгами. Много словарей, их мужчина коллекционирует. Много статуэток и вазочек, и пустая детская кроватка. А ещё - огромное зеркало, позапрошлого века, потускневшее от времени и чужих тайн.
- Когда-то мой дед, который работал в театре,- стащил его, - признаётся хозяин. - Я вам больше скажу: в этом доме, по преданию, бывал Чехов. Возвращался из театра, с постановки «Чайки» и зашёл, чтобы поесть чебуреков. Может быть, именно поэтому мечтаю открыть здесь кафе, где кормили бы вкусными чебуреками.
Если вы когда-нибудь бывали в Симферополе на улице Долгоруковской, то наверняка знаете, где живёт этот странный человек. Наверняка проходили мимо длинного старенького домика, двери которого почти всегда открыты, видели причудливые деревянные глыбы - ещё не законченные работы. А, может быть, даже наблюдали, как вдохновенно трудится мастер - под раскидистым орехом, в изогнутом стволе и причудливо переплетённых ветвях которого, если пофантазировать, действительно, можно увидеть два силуэта. Мужской и женский.
Героев у Игоря Джекноварова много. И все они сделаны с любовью. Они живут не только на улице Толстого или на бульваре Ленина в Симферополе, но и во многих городах и посёлках Крыма. Ни человек этот, ни его работы не могут оставить равнодушными. Честное слово.
Игорь регулярно проходит лечение в Психиатрической больнице, его сына забрали в детский дом г.Ялты, а жена с дочкой скитаются...