- Некоторое сужение Керченского пролива
(Довольно дешёвый способ. Вода через Керченский пролив течёт из Азовского моря в чёрное, за счёт того, что Азовское море стремится переполнится за счёт впадающих в него Кубани и Дона, а также множества мелких рек. Засоление Азовского моря происходит из-за смены ветра в Чёрном море и нагона ветром воды через Керченский пролив из Чёрного моря в Азовское. Некоторое сужение пролива приведёт к замещение ныне солоноватой воды Азовского моря полностью пресной за счёт стоков Дона и Кубани. Тогда пресную воду можно будет закачивать насосами в любых количествах в Северо-Крымский канал с любого места Азовского побережья Крыма. До 1950-х гг. вода в Азовском море была преснее. Затем уменьшение стока Дона и Кубани из-за мелиорации, а также размыв косы Тузла привели к увеличению поступления солёной воды из Чёрного моря. Даже повторное соединение дамбой острова Тузла с косой заметно уменьшит солоноватость воды Азовского моря.)
Если перегородить весь Керченский пролив дамбой с одним шлюзом, то и с мостом возиться не придётся. Но как-то уж слишком радикально ...
Если перегородить весь Керченский пролив дамбой с одним шлюзом, то и с мостом возиться не придётся. Но как-то уж слишком радикально ...
Такие проекты были в дореволюционное время и в советское время. Вот например:
Еще один проект: Азовская запруда.
Изданный в 1899 г. в Петербурге под названием: "Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива. Составлен Владимиром Дмитриевичем Менделеевым. Посмертное издание, с приложением 2-х карт и 5 разрезов".
В. Д. Менделеев предложил соорудить плотину в Керченском проливе и поднять при ее помощи уровень Азовского моря на десять футов (3 м). При общей поверхности Азовского моря равной 33 тысячам кв. верст, зона затопления должна была составить около 6 тысяч кв. верст. Плотина должна была состоять из трех частей: сооружаемые собственно через пролив большая и средняя плотины общей длиной 1550 саж. (3300 м) и дамба на косе Чушка - 5850 саж. (12 480 м). В большой плотине были предусмотрены два шлюза для больших морских судов. Кроме того, предусматривалась вспомогательная плотина на Бугазском рукаве р. Кубани. Воды, сбрасываемые на Большой Керченской и Бугазской плотинах, предполагалось использовать "как источник силы". На сооружение плотин и дамбы были определены затраты в сумме 7 млн. рублей.
По расчетам В. Д. Менделеева, подъем уровня Азовского моря за счет Керченской плотины должен был открыть доступ морским судам непосредственно к причалам Ростова, Таганрога, Мариуполя, Бердянска, Керчи, а каботажным - к причалам Темрюка, Ейска, Геническа. В 1897 г. Менделеев подал свой проект министру С. Ю. Витте, разрешившему напечатать да от творческого труда почти двух десятков лет. Печатью и ограничилось все дело в условиях царской России.
Разрезы плотин и дамбы в Керченском проливе для подъема уровня Азовского моря. - Из книги В. Д. Менделеева: 'Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива ', 1899 год
______________________
Эту идею также популяризировал в 1972 году журнал «Вокруг света». Издание оценило строительство плотины с автомагистралью в 300 млн рублей. «По всему фронту бетонной плотины устроят двести донных отверстий — прямоугольных проемов размером в сечении пять на два с половиной метра, перекрываемых металлическими поворотными затворами. В зависимости от направления, силы ветра и высоты волн можно будет, маневрируя затворами, регулировать водообмен между морями, предотвращать нежелательное перемешивание, пресловутые нагоны и сгоны», — писал журнал.
______________________
Однако такие проекты препятствуют судоходству. Да и дороже. "Сужение" - это совершенно не столь радикальный проект. Это речь о дамбе в 400 метров между островом и косой Тузла. Ведь вода и так постоянно изливается из Азовского моря - и не даёт солёной воды попасть в Азовское море. Поэтому речь только о тех днях, когда мощные штормовые ветры с юга образуют нагонную волну из Чёрного моря в Азовское. Через более узкий Керченский пролив объёмы солёной воды будут попадать не очень большие. А для судоходства достаточен гораздо более узкий пролив. Например огромное движение через Босфор происходит всего через его 700 м. ширину.
Сообщение отредактировал SKON: 27 октября 2014 - 19:43
Например огромное движение через Босфор происходит всего через его 700 м. ширину.
Тем не менее и этих 700 метров хватает для того, что бы кроме постоянного потока менее солёной воды из Черного моря в Средиземное существовал встречный придонный поток более солёной воды обратно: https://ru.wikipedia...а_в_Чёрном_море
Так что если речь о "воде для полива", то только настоящие шлюзы, а не сужение.
Каким образом строительство плотины будет способствовать возрождению Азова, как " рыбной житницы"( рисунок сверху)? Это же препятствие для миграции хамсы, барабульки, кефали, пелика, которые из Черного в Азовское за кормовой базой приплывают.
Так что принципиальные технические трудности, связанные с созданием искусственной перегородки между двумя морями, вряд ли могут возникнуть.
Зато стоит правомерный вопрос: какими могут быть экологические последствия от столь существенной поправки в географию? Не придется ли «задним числом» исправлять ошибки, как в случае со строительством глухой плотины на Кара-Богаз-Голе (см. «ТМ» (№ 3 за 1983 г.)
Поэтому опыт недавнего прошлого заставляет думать не только о техническом воплощении инженерной идеи, а и над таким деликатным вопросом: как поведет себя концевой водоем Атлантического океана, неожиданно оказавшись в изоляции? Не зацветет ли он, скажем, «рассолонившись» от речных стоков? Не возрастет ли уровень его загрязнения? Не отпугнет ли перегородка, пусть даже и со шлюзами, хамсу, тюльку, ну и те немногие виды ценных рыб, что еще мигрируют из одного моря в другое?
И вообще, как эффективнее всего помочь терпящему бедствие морю, максимально учтя при этом подчас противоречащие друг другу интересы энергетики, поливного земледелия, судоходства, рыбного хозяйства?
Ясно, что без всестороннего, комплексного анализа весьма непростой ситуации, сложившейся в результате интенсивной хозяйственной деятельности в бассейне Азовского моря, здесь не обойтись; чтобы осуществить его, нужны совместные усилия гидротехников и экологов, ихтиологов и гидробиологов, гидрохимиков и биофизиков. Возглавили это дело ученые из Института механики и прикладной математики при Ростовском государственном университете, совместно со специалистами Азовского НИИ рыбного хозяйства создавшие имитационную математическую модель Азовского моря.
Эта модель, как бы сосредоточив в себе знания всех специалистов о море — его солености, химическом составе, кормовой базе, осадках, речных стоках, водозаборе на орошение и на промышленные нужды, численности рыб и сбросе неочищенных стоков — на компонентов экосистемы. Задавшись исходными параметрами, исследователь, прибегнув к помощи этой модели, мог получить подробный прогноз состояния моря на десятки лет вперед.
В частности, строительство Керченского гидроузла может оказаться недостаточно эффективной мерой, если безвозвратное водопотребление и минерализация речной воды будут возрастать. Расчеты показывают, что тогда, несмотря на запруду, соленость Азовского моря может даже превысить соленость Черного. Так что забота о море должна начинаться с истоков рек, в него впадающих.
Цитата
— Вот здесь, где глубины фарватера наибольшие, — рассказывает инженер, — расположится так называемый большой шлюз для большегрузных морских судов, рядом — малый для сейнеров и мелких судов. Конфигурация подходов — видите эти «усы» — выбрана таким образом, что в непогоду они примут на себя и шквал, и шторм.
К «голове» большого шлюза примкнет полукилометровая плотина- рыбоход, в нижней части которой размещены 34 водопропускных пролета шириной по 14 м каждый. Они оборудованы двумя рядами затворов, которые большую часть времени будут закрыты. Два раза в год — весной, когда рыба идет на нерест в Азовской море, и осенью, когда она возвращается после нагула на зимовку в Черное море, затворы будут приподниматься.
— Мы подбираем такие размеры рыбоходных камер, — сказала Кубицкая, — чтобы скорости течения в них не превышали 0,4 м/с. Тогда, возвращаясь с зимовки, даже самая обессилевшая хамса сможет преодолеть встречный гиоток.
Так что если речь о "воде для полива", то только настоящие шлюзы, а не сужение.
О ужас! Давайте опять реки поворачивать вспять. Везде, куда человек засовывает свой нос начинаются беды. Уже до Азовского моря добираемся
Даже минимальное вмешательство может привести к катастрофическим последствиям. Итак Азов превращается в мёртвое море - бедные рыбёхи и прочая живность. Скинула бы ссылочку, ан нельзя - на карантине я
Сообщение отредактировал Nova: 29 октября 2014 - 19:02
В этой статье раскрыт только один из аспектов. Теперь представьте, что на данную ситуацию ещё наложится сокращение водообмена, а так будет в любом случае - при шлюзе, или сужении. Потеряем и оставшиеся 3 промысловых вида, а Азов погрязнет в "грязи". Природная экосистема очень хрупкая.
Предлагая подобные проекты (варианты), вспоминайте Аральское море.
Сообщение отредактировал Nova: 29 октября 2014 - 19:19
Из-за тюльки губить с/х Крыма? Смешно. Экологи и проч. зеленые уже достаточно в свое время поглумились над хозяйством СССР. ВСе позакрывали и ликвидировали, и Крымскую АЭС, которая если бы была, то мы не имели бы сейчас многих проблем.
Разведутся другие рыбы, уверяю вас - барабульки там всякие.
LoraVega
Вы, как мне помнится, инженер по образованию/профессии? Скажите — стОит ли что-то менять в сложном механизме, если вы не знаете всех принципов его работы?