Средневековые коммуникации
Когда улицы европейских столиц вплоть до второй половины XVIII столетия дышали зловониями "клоаки", а все нечистоты сбрасывались в реки, и воду для питья брали прямо из них же, в средневековом Крыму уже существовали подземные водоразборные галереи. Назывались они кирязы, и представляли целую гидротехническую систему сложных подземных сооружений. Ни грязь, ни тем более отходы туда не попадали. Вода тщательно оберегалась от возможных засорений. Сегодня такие кирязы еще можно увидеть в Кезлеве, где они хорошо сохранились и представляют одну из загадочных и необычных достопримечательностей города. Правда, посещают подземные галереи пока только экстремальные туристы, ведь кирязы очень таинственны, и за годы существования о них сложилось множество преданий, которые и пытаются разгадать историки.
Следует отметить, что большой интерес к кирязам возник не так давно. Конечно, о них знали всегда, хотя бы потому, что по сей день существуют входы в подземелье расположенные на территории частных домовладений. А старожилы рассказывали о них настоящие легенды. Но то ли не придавали этим рассказам особого внимания, то ли умышленно замалчивали об их значимости (ведь это все же восходит к крымскотатарской культуре), пока кирязы, а точнее все новые и новые входы в них, не стали показываться сами собой. В 2008 году просела земля посреди проезжей части города, и в яме отчетливо обнажился вход в подземелье. Конечно, это не могло не вызвать общественный интерес. И тогда о кирязах заговорили.
Точная дата начала строительства кирязов неизвестна, но, предположительно, первые кирки и топоры камнерезов из средневекового Кезлева заработали не ранее XV века. Тогда, в те далекие времена, перед строителями была поставлена задача – проложить под землей водопровод и систему орошения для нужд города-крепости, который не имел пресноводных рек и снабжался водой только из колодцев. На протяжении столетия узкие и более широкие подземные ходы выбивались в желтом ракушечнике на глубине девяти метров под средневековым Кезлевом. Со временем они образовали целый подземный тоннельный город с сетью петляющих ходов, похожих на лабиринт наземных улочек. В нескольких местах они пересекаются и переплетаются между собой, соединяются вертикальными колодцами, глубина которых составляет от 5 до 12 метров. А еще почти через каждые пятьдесят метров в галереях имеются подобия дверных проемов. В случае необходимости они служили перекрытием упомянутых колодцев.
В недрах старинного водопровода
Что же собой представляют кирязы? Нетрудно догадаться, что это сводчатые коридоры, вырубленные в известняковой породе. Их высота достигает 2-2.5м, ширина – 1-1.5м. Стены только в некоторых коридорах облицованы камнем. Пол здесь достаточно ровный, когда-то он был полностью выложен каменными плитами. Под плитами и между ними сохранились углубления – ниши и каналы, сегодня заполненные прозрачной водой. Но еще достаточно хорошо сохранились керамические трубы, изготовленные из выжженной красной глины. Между собой они соединены втулками и уложены в каменном канале, облиты известью и склеены специальным составом так, что почти невозможно оторвать трубу от поверхности. Именно по этим трубам вода шла самотеком в дома горожан и в специальные вертикальные колодцы для сбора воды.
Конечно, сразу возникает вопрос, как они работали? Откуда бралась в них вода и как поступала к горожанам? На самом деле все было просто. Вода в эту систему поступала благодаря осадкам после дождя, конденсату и грунтовым водам. В коридоры она попадала, проходя через природный фильтр – глину и породу. Влага с потолка и стен стекала в глиняную трубу. Самотеком (коридоры были построены с небольшим уклоном), она двигалась к подземному резервуару-цистерне, находившейся под зданием старых кезлевких бань, которые находились напротив Хан-Джами. Для того, чтобы обеспечивать город, нужна была немалая система колодцев, и она была. Постепенно строители под руководством неизвестного нам архитектора сооружали новые коридоры, которые уходили далеко за городскую черту старого города и оканчивались на окраинах современного.
Одно из упоминаний кирязов встречается в путеводителе по городу, изданном в 1888г. В. Г.Пьянковым, где говорится, что в 30-х гг. XIX в. в связи с нехваткой воды в городе предпринимались попытки восстановить татарскую систему водоснабжения. В 1836 году Н.Мурзакевич упоминает об остатках водопроводов, “которыми город изобиловал при владении татар…”.
Интерес к древним водопроводам не исчез. В “Известиях” Таврической ученой археологической комиссии встречается сообщение о деле №161 Таврического губернского правления от 2 апреля 1840г., из которого следует, что: “...исправляющий должность евпаторийского уездного землемера Лепешевич вызвался открыть в Евпатории древний водопровод. Губернатор приписал городской Думе отпустить ему на расходы до 25 рублей. Лепешевич начал рыть на разных улицах и во дворах и, между прочим, открыл бассейн, который архитектором Дево был найден интересным по древнему его устройству. Но полиция пожаловалась, что Лепешевич разрыл улицы и делает их неудобнопроездными; городская Дума тоже не без основания сомневалась в пользе поисков Лепешевича, и дело тем и закончилось”. После этого неудачного опыта подземелья продолжали привлекать внимание исследователей. Так, в 70-х гг. XIX в. В.Х.Кондараки отмечает в своих трудах пять подземных ходов. Правда, исследователь настолько увлекся своими изысканиями, что приписал строительство кирязов жителям древней Керкинитиды.
Можно сказать, что на этом и закончилось изучение старого крымскотатарского водопровода, если не считать еще одной слабой попытки предпринятой еще в 1916-1917гг. членом Императорской археологической комиссии Л.А.Моисеевым. Он обнаружил следы древних гидротехнических сооружений на окраине Кезлева. Он же впервые сопоставил евпаторийские галереи с иранской системой водоснабжения. Этого было достаточно, чтобы позже крымские кирязы отнести к другой культуре и заявить, что крымские татары ничего общего с водопроводом, которым, к слову, пользовались на протяжении многих столетий, не имеют
Современная история
В конце 40-х – начале 50-х годов, когда город стал одной из ключевых военных баз СССР на побережье Черного моря, вспомнили о кирязах. На тот момент они вызвали опасение со стороны военных, и армейские саперы забетонировали большинство колодцев, якобы, для того, чтобы ими не смогли воспользоваться диверсанты. Но осталось несколько шахт, расположенных на территории частных домовладений.
Галереи вновь были обнаружены в 1972г. группой местных энтузиастов. Кроме того, в результате продолжительных наблюдений за ходом земляных работ в различных районах города выявлены отдельные участки гончарного водопровода, взяты образцы труб. И только в 1990г. кирязы решением областного исполкома были взяты под государственную охрану как исторический памятник (охранный №1364), что, впрочем, не мешает и сейчас спускать в них канализацию или засыпать мусором. В частности, входной колодец по ул.Демышева, 79 уже засыпан строительным мусором.
Обидно, что когда-то средневековый город был славен тем, что имел гидротехническую систему и превосходил известные европейские столицы, а теперь эта самая система, дошедшая до наших дней в хорошем состоянии, целенаправленно уничтожается современными жителями. Многие галереи перерезаны фундаментами новых построек. Засыпаются и бетонируются входы.
По одной из легенд кирязы, якобы, связаны подземными ходами с Мамайскими каменоломнями, расположенными в 9 км к северо-востоку от города. Возможно, так оно и есть. Но достоверно известно лишь то, что благодаря кирязам можно было пройти от железнодорожной станции Евпатория-Товарная к Морскому вокзалу в центре города.
Во время реконструкции улицы Дувановской в Евпатории был обнаружен вход в подземные лабиринты – кирязы. В настоящее время существует два входа в подземные лабиринты: первый – сильно заилован, и проникнуть туда невозможно. Второй – очень узкий лаз, уходит в сторону Колхозного рынка.
Гульнара Абдулаева