Перейти к содержанию
Симферопольский Форум

Интересные факты из истории Крыма


Рекомендуемые сообщения

13 июня 1912 года Ялту залило так, что для спасения имущества проживавших на первом этаже гостиницы "Джалита", туда заплывали на лодкахъ:

 

gallery_294_77_74847.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
  • Ответов 381
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

  • 3 недели спустя...

Это была стела с античной символикой - античного театра ,богини Деметры и еще что-то ,уже не припомню. Подарок , сдается , из Днепропетровска, смонтировали к 1996 му- к реконструкции театра и открытию новых сцен. тогда же был построен и фонтан на площади у Новой сцены, был совсем другой - из цветного металла и изящный- тоже по театральной тематике, совсем не нынешнее банковское безличие. Его и разворовали раньше других металлоизделий с улицы. А стелу разгромила агеевская реконструкция в 2011-м. Вместе со взрослыми деревьями, с балконами со старых зданий и с подъездной террасой к Дворянскому собранию. .

 

https://www.facebook.com/groups/301053903754596/permalink/584877168705600/?comment_id=584980715361912&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R%22%7D

66863020_2762401370439959_6193986394436665344_n.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Колекція штамів збудників холери-"-О1 і не О1 Кримської протичумноїстанції (м. Сімферополь)

 

Державний реєстр наукових об’єктів,що становлять національне надбання/ 2008

http://www1.nas.gov.ua/infrastructures/NationalProperty/Documents/Der_Rejestr_NN.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алупка, школа № 35, послевоенные сороковые, выпускники с медалями на гимнастёрках, учителя в шинелях.

gallery_294_77_46035.jpg

 

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Давид Самойлов, 1961.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Симферопольский велотрек.

Немного истории.

 

В 1800 - 1801 г.г. русским крепостным крестьянином Артамоновым Е.М. был построен первый в мире двухколесный велосипед - названный самокатом. Самокат Артамонова был сделан из железа и весил более 40 кг. Он имел большое переднее и маленькое заднее колесо. На переднем колесе помещались шатуны и педали, самокат имел руль и седло. Его высота от земли до руля составляла около 1,5 м.

 

В конце XIX столетия велосипед становится признанным средством передвижения. Конструкторская мысль много трудилась над его техническим усовершенствованием. В 1869 г. французский фабрикант Сюррей установил на велосипед подшипник, в следующем году англичанин Лоусон придумал цепочную передачу от педалей на заднее колесо, а его соотечественник Каунер оснастил велосипедные колеса спицами. Тогда же во Франции появилась первая велосипедная фабрика Мишю. В 1885 году массовый выпуск велосипедов начала английская фирма Старли и Саттона.

 

Новый способ передвижения распространился во многих странах. В месте с этим стал развиваться и велосипедный спорт. Возникли новые виды соревнований, в том числе и на специальных аренах - треках, циклодромах и такие зрелища собирали все большее число зрителей и болельщиков.

 

Первое состязание велосипедистов в России было проведено в Москве 23 июля 1883 года на беговом ипподроме. В программу соревнований вошли состязания бегунов, казаков, рысаков, троек и велосипедистов. Велосипедисты состязались между собой на велосипедах и бициклах (Пауках). Первым чемпионом России стал москвич Г. Девис, получивший звание первого ездока России. Среди женщин велосипедный спорт успеха не имел, но первые женщины - велосипедистки Е. Абрикосова Я. Жешличка, К. Коценская, М. Похильская, Т. Тесс показывали высокие, по тому времени, результаты. С 1895 г. в программу Всероссийского чемпионата включаются гонки на 1,5 версты на треке и 100 верст на шоссе. Среди первых ездоков России был Сергей Уточкин, спортсмен (и в будущем авиатор) из Одессы, который неоднократно выступал на Симферопольском велотреке.

 

 

На начало 1890-х годов в Симферополе было уже немало поклонников нового зрелищного и захватывающего вида спорта - среди молодых рабочих, студентов и разных чиновников. Нашлись и меценаты. К ним принадлежал и Голова земской управы Серебряков. Благодаря его активному старанию и помощи в то время на околице города началось строительство велотрека.Конечно, арена циклодрома (а именно так в то время назывались треки) была мало схожа на привычные для нас трековые сооружения. Это было узкое бетонированное полотно, не лучшего качества, слегка с наклоненными виражами, без барьеров и трибун для зрителей.Праздничное открытие Симферопольского трека состоялось в июне 1893 года. Зрителей собралось очень много, так как гонщики, на велосипедах по арене были для симферопольцев новинкой, - сообщают современные исследователи истории велосипедного спорта в Крыму М. Любимов и А. Попов, - большинство участников соревнований выступали на самодельных машинах, изготовленных из водопроводных труб да различного металлолома. Правда в частных магазинах можно было купить гоночный велосипед английского и немецкого изготовления, эта желанная покупка стоила 375 - 400-рублей, что было по карману лишь состоятельным людям. Можете себе представить, каких усилий необходимо было приложить велосипедисту, чтоб выиграть гонку, если его самодельная машина весила добрых два - три десятка килограммов.Несмотря на все это, Симферопольские любители велоспорта, вскоре, завоевали славу первых гонщиков. Особенно выделялись среди них: Григорий Куличенко, братья Андрей и Александр Новицкий, Филипович, Ламброзов, которые успешно соперничали с такими приезжими знаменитостями, как Одессит Уточкин, москвич Бутылкин, петербуржец Краев. Крымчан не раз приглашали на соревнования в разные города, за их выступлениями следила пресса.Однажды Григорий Куличенко не завоевал в Петербурге ожидаемой специалистами победы, и в журнале Спорт появились такие посвященные симферопольцу стихи:Ему усердно хлопали,Когда он говорят,Носился в СимферополеКругов шестьсот подряд...Но полн смущенья тайного,Скажу, что у НевыГеройства чрезвычайногоОн не явил, увы!Симферопольский велотрек в разные годы был и треком и детской площадкой города. Здесь выпускницы курсов для подготовления руководительниц игр Лесгафта из Петербурга, специально выписанные членом городской управы Василием Александровичем Ивановым, проводили занятия с детьми. А во время эпидемии холеры здесь размещались больные. Но все же - это был центр спортивных состязаний города.После бурных лет революции и гражданских войн симферопольский трек долго находился в плачевном состоянии. Лишь в 1955 г. началась его реконструкция и переоборудование. Взялся за это житель нашего города, спортсмен и энтузиаст Яков Давидович Раскин - мастер спорта по тяжелой атлетике, заслуженный тренер Украины, судья международной категории, член президиума федерации тяжелой атлетики Украины. Именно ему, бывшему фронтовику, а в то время председателю областного совета ДСО Буревестник принадлежит идея строительство нового велотрека.Рассказывает Я. Д. Раскин:Задание было трудное. Возникали проблемы технического, материального и практического характера. В то время большинство средств, шло на восстановление Севастополя. Наше предложение поддержал первый секретарь Крымского обкома партии Василий Григорьевич Комяхов , который не только любил спорт, а и умел ценить новаторские идеи. Его поддержка для нас была очень важной, если не сказать основной.К строительству велотрека нам удалось привлечь Николая Резникова, по проекту которого строились Лужники. Поддержал нас и Спорткомитет СССР, правда, после многоразовых поездок в Москву.Наш трек, спланирован по образцу Миланского: он стайерский, а не спринтерский. Центральный совет Буревестника выделил деньги. Нелегко было найти подрядную организацию, но при поддержке В.Г. Комяхова и этот вопрос был решен. Работы выполнял трест Крымкурортстрой. Лучшие марки цемента правдами и неправдами доставали в Севастополе, была налажена четкая система погрузочно-разгрузочных работ, на рейсовых маршрутах действовал целый поток машин. Непосредственно на треке соорудили специальной конструкции слад для сохранности цемента. А металл добывал в Днепропетровске преподаватель крымского пединститута Т.Ф. Корнев. Геологическое обследование объекта провел высококвалифицированный геодезист Лебедев. Исполнителем работ был Федор Понедельник.Не обошлось и без разного рода происшествий. Так предназначенные нам доски растащили на железной дороге, с которой пришлось судиться. И все же велотрек был построен в 1955 году. Первым его директором был назначен Трофим Рыбников.Сегодня в Украине действуют четыре велотрека:Львовский (спортивного клуба армии, он нестандартный, ценен тем, что имеет крышу), Харьковский, Киевский (вошел в строй после длительного ремонта) и Симферопольский с полотном 333,3 метра. Комплекс на самоокупаемости, находится в ведении федерации независимых профсоюзов, директор - Г.Ф. Разин.Из Устава Симферопольского велосипедного кружка Утверждаю, 31 января 1894 г. За министра, товарищ его сенатор генерал - лейтенант Шебеко.С целью распространения велосипедного спорта кружок устраивает собрания, экскурсии, состязания и, для поощрения состязующихся, выдает призы.Езда на велосипедах по тротуарам, аллеям и всем вообще путям, назначенным для пешеходов, безусловно, воспрещается; разрешение же езды на велосипедах по городским улицам, площадям, садам зависит от усмотрения губернатора.Членам кружка предоставляется при выезде на велосипедах иметь особый знак, который носится на рукаве верхней одежды или головном уборе. Рисунок этого знака, на коем не дозволяется помещать герба государственного, губернского, уездного или городского, утверждается губернатором.Кружок состоит из членов действительных и почетных. Учредители кружка считаются действительными членами. Почетными членами могут быть лица, оказавшие кружку особые услуги, и те коим кружок желает выразить особое почтение или признательность.Членами действительными могут быть только лица совершеннолетние.В состав кружка не допускаются:Лица женского пола, не достигшие совершеннолетия, за исключением имеющих классные чины, учащиеся в учебных заведениях, состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера, подвергшиеся ограничению прав по суду или исключению из членов кружка и профессиональные велосипедисты.Примечание. Профессиональным велосипедистом считается всякий, кто ездил на велосипеде публично за деньги.Выход из кружка бывает двоякий: вследствие не возобновления годичного билета и вследствие нарушения правил устава и законов чести и приличия. Делами кружка заведует комитет - председатель, секретарь, казначей. Кроме того, два кандидата на случай болезни каждого. Избираются на один год. Прекращение деятельности кружка может последовать или по недостатку средств к продолжению его существования, или по усмотрению таврического губернатора вследствие дошедших до него сведений о беспорядках или нарушениях устава.

 

 

В 1894 году этот устав вышел отдельным выпуском в типографии газеты Крым.

 

Архивные документы подготовил к печати Владимир Илюхин. ИРА КрымСпорт - пресс

http://samlib.ru/i/iljuhin_w_a/velotrek.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Автопробег "Москва-Севастополь-Москва" на аэромобиле. Кинохроника Дзиги Вертова "Кино-правда" от 1922 года.

 

Двигатели на построенных в СССР аэромобилях ставились - начиная с 11 и до 100 л.с., скорость достигала 120 - 130 км/час, при 100 лошадиных силах и 7 пассажирах.

 

https://youtu.be/OjlyynRcyaI

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В комментах на ютубе пишут, что это не Джанкой,

а польское слово Dziękuję - спасибо .....

 

вот ещё - https://www.youtube.com/watch?v=TcJjfgwIHoI

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

CIBAS

В комментах идиоты. Пит Сигер бывал в Джанкое :)

 

 

Точно, как я забыл - он же с Маришкой Верес там встречался, когда она со своими

чуваками из Шок Ин Блуе возвращалась из Нижнегорского, с гранд-концерта .....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

CIBAS

 

С конца 1950-х и особенно в 1960-х Пит Сигер снова стал появляться на сцене, исполняя песни на социальную, в том числе антивоенную, тематику. С этого времени он исполняет такие известные песни, как «Where Have All the Flowers Gone?», «If I Had a Hammer», «Turn! Turn! Turn!» (англ.)русск. и народную «We Shall Overcome», которая стала настоящим гимном движения за гражданские права чернокожих в США.

 

В 1961 году впервые выступил в Советском Союзе. Концерт состоялся в зале им. Чайковского. В 1964 году — гастроли в Крыму. В 1965 году и в 1975 году выступает в актовом зале МГУ.

 

http://liva.com.ua/upload/images/medium/10306631_760962690646271_3036286015590961891_n(1).jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я полностью не прав, Приношу сви извинения.

 

 

EY, ZHANKOYE!

Az men fort kine Sevastopol

Iz nit veit fun Simfereopol

Dortn iz a stantziye faran

Ver darf zuchen niye glikken

S'iz a stantziye an antikel

In Zhankoye, Dzahn, dzahn, dzahn

Hey Zhan, Hey Zhankoye,

Hey Zhanvili, hey Zhankoye,

Hey Zhankoye, dzahn, dzahn, dzahn

 

Enfert Yidden of mine Kashe

Vi'z mine brider, vi'z Abrashe

S'gayt ba im der traktor vi a bahn.

Di mime Laye ba der kosilke

Bayle ba der molotilke

In Zhankoye, dzahn, dzahn, dzahn...

 

Ver zogt as Yidden kenen nor handlen,

Essen fette yoich mit mandlen

Nor nit zine kine arbetsman?

Doss kenen zogen nor di sonim

Yidden, shpite zay on in ponim!

Tit a kik of dzahn, dzahn, dzahn..

 

По дороге на Севастополь, не далеко от Симферополя есть маленькая станция.Кто хочет найти свое счастье - это прекрасное место для него.

Ви не скАжите, где мой брат Абраша? У которого трактор, как паровоз... Беллочка на молотилке Сара на косилке.

Кто говорит, что евреи умеют только торговать, Есть жирный бульон с клецками и не работать! Это могут говорить только враги, Евреи, плюньте им в лицо, Посмотрите на Джанкой!

 

Перевод с просторов сети, правильность не гарантируется.

Изменено пользователем CIBAS
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ведь в Джанкое было что-то вроде еврейского колхоза. Только не помню до революции, или после. Не могу найти фото.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Игорь Ив

Ну вот, в частности, пишут:

 

...

Тогда, в 1927 году, коммуны ещё существовали. Позже им на смену пришли еврейские колхозы и совхозы.

 

Авода («Работа»), Мааян («Источник»), Хейрус («Свобода»), Хаклай («Крестьянин») — эти названия появились на карте Крыма в 20-30-х годах. Евреи, исконно городские жители, превращались в земледельцев. Конечно, охотнее всего осваивать крымские степи ехала молодёжь, но часто прибывали сюда огромными семьями, работа находилась всем.

 

В Крыму образовались два национальных еврейских района — Фрайдорфский и Лариндорфский, много переселенцев было в Джанкойском районе. Собственно, со станции Джанкой для многих начиналось знакомство с Крымом.

 

...

 

Старший архивист Американского объединенного еврейского распределительного комитета (Джойнт) в Нью-Йорке Михаил Мицель:

 

«В Крыму насчитывалось 85 еврейских коллективных хозяйств, причем не только в национальных районах — Фрайдорфском и Лариндорфском. Евреи, переселявшиеся в Крым, осваивали сельскохозяйственные профессии, технику. В 1924 году была создана агрономическая корпорация Агро-Джойнт для помощи евреям-переселенцам. Поселения при содействии этой организации очень быстро обустраивали всем необходимым: здесь были больницы, школы, детсады, водяные скважины, склады, амбары, помещения для скота и даже электричество. Таким уровнем благоустройства, какой существовал в еврейских колониях, могли похвалиться редкие села в Крыму».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Игорь Ив

Ну вот, в частности, пишут:

Потом в Америке случилась Великая депрессия и Джойнт свернул финансирование по совместной с СССР программе "Агро-Джойнт". Вскоре после начала немецкой оккупации жители еврейских колхозов, не уехавшие в эвакуацию, были расстреляны - на этом история освоения аграрными коммунами засушливых восточных районов Крыма закончилась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитаты с форума, ссылки на которые уже умерли, плюс одна новая цитата из старой газеты:

 

В 1959 году открыта первая пассажирская вертолетная линия Симферополь – Ялта, время полета составляло 25 минут. Граждане СССР, покупая путевки в здравницы Ялты, с удивлением обнаруживали инструкцию, в которой указывалось, что из аэропорта Симферополь можно добраться до курорта автобусом, троллейбусом или на вертолете. Но вертолетное сообщение не прижилось из-за его шумности.

<...>

Для удобства перевозки все более возрастающего потока отдыхающих на Южный берег Крыма в Ялте был построен вертодром, в Алуште – вертолетная площадка (в р-не Автовокзала), память о которой прочно закрепилась в сознании апуштинцев. Название "вертолетка" сейчас ассоциируется с нижней частью ул. Юбилейной.

<...>

Вертолеты летали по горной трассе на высоте не менее 600 метров, были оснащены плавсредствами. Туристы, прилетающие в Симферополь, здесь же, в аэропорту, пересаживались на белого цвета с голубой полосой пассажирские вертолеты "Ми-4" (12 пассажирских мест), "Ми-8" (24 пассажирских места) и за 30 минут добирались до Ялты (стоимость 3 рубля) , до Алушты – 20 минут (стоимость 2 рубля).

<...>

3 марта 1959 года вышло Постановление Совета Министров УССР № 282 «Об организации авиационного сообщения между Симферополем, Ялтой и другими городами Южного берега Крыма».

... Со временем себестоимость воздушных перевозок стала значительно превышать цены на билеты. В целом воздушная связь с Ялтой просуществовала 5 лет, за которые было перевезено четверть миллиона пассажиров.

РАДА МІНІСТРІВ УКРАЇНСЬКОЇ РСР

П О С Т А Н О В А

від 3 березня 1959 р. N 282

Київ

Про організацію авіаційного сполучення

між Сімферополем, Ялтою та іншими

містами Південного берега Криму

 

В зв'язку з виділенням Головним управлінням цивільного повітряного флоту при Раді Міністрів СРСР пасажирських вертольотів для організації авіаційного сполучення між містами Сімферополем і Ялтою, Рада Міністрів Української РСР п о с т а н о в л я є:

 

1. Зобов'язати Кримський облвиконком та Українське територіальне управління цивільного повітряного флоту:

а) в декадний строк забезпечити організацію регулярних рейсів пасажирських вертольотів за маршрутом: Сімферополь - Ялта;

б) до 1 червня 1959 року збудувати в м. Ялті на горі Дарсан злітно-посадочну площадку для вертольотів і допоміжні приміщення на ній в обсязі, що забезпечує експлуатацію вертольотів і культурне обслужування пасажирів.

До закінчення будівництва зазначеної площадки для посадки і зльоту вертольотів використати наявну площадку в районі Дарсана;

в) для забезпечення авіаційного сполучення між містами і визначними місцями Південного берега Криму, в двомісячний строк вишукати та обладнати у відповідних пунктах злітно-посадочні площадки для вертольотів;

г) припинити будівництво аеропорту цивільного повітряного флоту в м. Ялті в районі "Горная здравница", передбачене постановою Ради Міністрів УРСР від 21 липня 1958 року N 924.

 

2. Держбуду УРСР виготовити в I кварталі ц. р. силами підвідомчих йому проектних організацій технічну документацію на будівництво аеропорту для вертольотів в м.Ялті за замовленням Українського територіального управління цивільного повітряного флоту, в межах встановленого йому ліміту на проектування.

 

3. Виділити виконкому Кримської обласної Ради депутатів трудящих в 1959 році 1 млн. карбованців на роботи по будівництву та обладнанню злітно-посадочних площадок для вертольотів.

Міністерству фінансів УРСР профінансувати зазначені роботи в

I півріччі 1959 року за рахунок резервного фонду Ради Міністрів УРСР.

 

Голова Ради Міністрів УРСР Н.Кальченко

Керуючий Справами Ради Міністрів УРСР Я.Сірченко

 

gallery_294_77_78834.jpg

 

 

В других местах понятно - из симферопольского аэропорта отдыхающие могли быстро и без пересадок сразу добраться до нужного места. Но зачем площадка в Никитском саду? Отдыхающих планировали возить на экскурсии вертолётами? А задумка неплохая - и по расположению достопримечательности ногами прошлись, и с высоты птичьего полёта красотищей ЮБК полюбовались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И сейчас вертолетами на ЮБК возят! Например в п/л им. Терлецкого :pardon:

Ну не в п/л. а в санаторий и не всех желающих и даже не всех работников ВТБ, а только очень высокопосаженные тела ВТБ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу еврейских хозяйств - вот попалась интересная карта 1931 года -

карта Крыма с нанесением еврейских переселенческих отводов.

И топонимика тех лет тоже интересна ...

 

post-12176-050935100 1574052830_thumb.jpg post-12176-036195900 1574052835_thumb.jpg

post-12176-059574600 1574052837_thumb.jpg post-12176-058023800 1574052839_thumb.jpg

 

 

И две карты народов Крыма 1926 года и 1931 года (немецкая):

post-12176-032529300 1574053212_thumb.jpg

post-12176-049082600 1574053218_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приключения англичанки в Крыму

 

Казачья кухня, ханский гарем, хрен толщиной с ногу и другие достопримечательности Крыма, описанные английской путешественницей Элизабет Кравен в письме брату от 8 апреля 1786 года

 

https://arzamas.academy/materials/146

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В январе 1947 года руководство Крыма (Крымский обком ВКП(б), исполком областного совета депутатов трудящихся Крымской области) в лице председателя Крымского облисполкома Д.А. Кривошеина и секретаря Крымского обкома ВКП(б) Н.В. Соловьева обратились к начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александрову и президенту Академии наук ССССР С.И. Вавилову с просьбой организовать Крымскую базу Академии наук СССР с возможным размещением в Симферополе на ул. Чкалова, 20 и ул. Шполянского, 20. В обращении авторы письма указывали на богатую историю и большое количество естественно-исторических и историкоархеологических объектов, наличие материальной базы уже существующих в Крыму институтов, музеев, станций, отделов, а также высококвалифицированных научных кадров, насчитывавших более 200 человек. Предполагалось, что база будет включать в себя секторы геологии, геоморфологии и геофизики; океанологии; химии; ботаники и почвоведения; зоологии, в том числе и историко-археологический [1, л. 1–4; 7, с. 67–70].

В ответ на ходатайство распоряжением Президиума Академии наук СССР от 18 сентября 1947 года № 4 (г. Москва) была создана комиссия в составе председателя комиссии – академика Б.Д. Грекова и членов комиссии – академика И.И. Шмальгаузена, членовкорреспондентов АН СССР П.И. Лебедева, А.Д. Удальцова, Н.Н. Славянова, доктора сельскохозяйственных наук И.Н. Антипова-Каратаева и ученого секретаря Совета филиалов и баз АН СССР В.А. Ульяновской с целью проведения работы по организации Крымской научно-исследовательской базы АН СССР [1, л. 14; 7, с. 71–72].

 

По окончании работы комиссии на распорядительном заседании Президиума Академии наук СССР (протокол № 22 от 23 декабря 1947 года) было принято постановление утвердить структуру и направления деятельности Крымской научно-исследовательской базы Академии наук СССР (распоряжение Совета министров СССР от 01 июня 1947 года № 6555-р), назначить заместителем директора доктора геолого-минералогических наук Я.Д. Козина и закрепить четыре здания за базой в г. Симферополе по следующим адресам:

ул. Пушкина, № 14 и 17; ул. Ленина, № 7; Ноябрьский бульвар, № 12. Директором был назначен член-корреспондент Академии наук СССР Александр Дмитриевич Удальцов (протокол распорядительного заседания Президиума Академии наук СССР от 26 февраля

1948 года № 3, г. Москва) [3, л. 25; 7, с. 76]. Кандидат исторических наук П.Н. Шульц возглавил сектор истории и археологии, в котором предусматривалось наличие групп истории и археологии, лаборатории археологической технологии, кабинета антропологии,

Херсонесского археологического заповедника с музеем, Неаполь-Скифского археологического заповедника, Керченской и Бахчисарайской археологических станций [9, c. 188; 10].

В задачи сектора входило изучение истории Крыма, в частности, древнейшего населения полуострова, скифо-сарматской и средневековой эпох (славяне в Крыму, Крым и Московская Русь, борьба России за выход к Черному морю в допетровское время), Крыма после присоединения к России (история Азовской флотилии Черноморского флота, Крымская война, Севастопольская кампания), Советского Крыма, Крыма в период Гражданской и Великой Отечественной войн, а также антропологические исследования, изучение памятников архитектуры и монументальной живописи полуострова [2, л. 203–205, 211–215;7, с. 72–76].

 

К 1950 году Крымская научно-исследовательская база Академии наук СССР была преобразована в Крымский филиал Академии наук СССР, а Сектор истории и археологии предполагалось преобразовать в Институт истории и археологии, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в архиве Института археологии Крыма РАН в деле № 14 «Материалы по проектированию преобразования сектора истории и археологии в институт (черновые проекты, планы, составлявшиеся в 1950 году)».

План перспективной структуры Крымского филиала Академии наук СССР [4, л. 18–22] охватывал все сферы науки: география, геология, почвоведение, земледелие, химия,ботаника, зоология, история, экономика и энергетика. Согласно документу, к 1956 году в составе Филиала должны были быть организованы все необходимые для полноценного функционирования структурные подразделения (см. Приложение 1).

 

Таким образом, предполагалось на основе прежних секторов Крымской базы АН СССР создать мощную академическую структуру с множеством институтов, как того требовали задачи народно-хозяйственного развития страны.

 

Основной задачей Института истории и археологии Крымского филиала Академии наук СССР (далее – Институт) было обобщение материалов исследований по истории и археологии, которые проводились разными научными коллективами из Крыма, Москвы, Ленинграда и других городов. Подписанный заведующим сектором истории и археологии П.Н. Шульцем проект создания Института ставил перед сотрудниками будущей организации задачу изучать историю полуострова «под углом зрения непримиримой борьбы со всякого рода извращениями исторического прошлого Крыма».

 

Предполагалось два основных направления в исследованиях сотрудников Института – «История Крыма в советский и дореволюционный период» и «История местного коренного населения Крыма в древний и средневековый период», которые должны были решать проблемы, представленные в таблице 1 (см. Приложения) [4, л. 56–69].

 

***

 

СПИСОК МУЗЕЕВ СОГЛАСНО ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКЕ ОТ 14 ФЕВРАЛЯ 1950 ГОДА О КРЫМСКИХ МУЗЕЯХ, ПОДГОТОВЛЕННОЙ Е.В. ВЕЙМАНОМ

Областная картинная галерея им. Айвазовского (Симферополь)

Это когда галерея потеряла "им. Айвазовского"?

Emelyanova-N.S..pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

Чат

Чат

Please enter your display name

×
×
  • Создать...